Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование представлений о планетах Солнечной системы у детей 6-7 лет посредством моделирования

Работа №141089

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2023
Стоимость4100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
48
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы формирования представлений о планетах Солнечной системы у детей 6-7 лет посредством моделирования 9
1.1 Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования представлений о планетах Солнечной системы
у детей 6-7 лет 9
1.2 Моделирование как средство формирования представлений о планетах Солнечной системы у детей 6-7
лет 15
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию представлений о планетах Солнечной системы у детей 6-7 лет посредством моделирования 24
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет
представлений о планетах Солнечной системы 24
2.2 Содержание и организация работы по формированию представлений о планетах Солнечной системы у детей 6-7
лет посредством моделирования 37
2.3 Динамика сформированности у детей 6-7 лет
представлений о планетах Солнечной системы 49
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 61
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на констатирующем этапе 62
Приложение В Тематический план работы 63
Приложение Г Примеры игр и моделей планет Солнечной системы 64
Приложение Д Сводные таблицы результатов исследования на контрольном этапе 67


В раннем возрасте дети знакомятся с явлениями природы, как живой, так и неживой. «Однако непосредственный опыт нельзя использовать как материал для самостоятельных обобщений, анализа явлений и установления связей между ними» [3]. «Явления, происходящие в неживой природе,
достаточно сложны и требуют от детей умения устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире во взаимодействии со взрослыми» [1].
«Одной из центральных задач дошкольного образования является не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию, и самообразованию» [1].
В разделе «Изучение дошкольного воспитания» ставится задача работы с детьми дошкольного возраста - «формирование первичных естественнонаучных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить у детей фундаментальные знания и способствует формированию общего впечатления о мире. Кроме того, научные понятия - это элементы, которые вносят наибольший вклад в развитие детского мышления. Усвоение элементарных научных понятий способствует развитию любознательности детей» [7].
Согласно пункту 2.6 федеральному государственному
образовательному стандарту, «содержание программы должно обеспечивать развитие личности ребенка в разных видах деятельности и способствовать реализации одной или нескольких образовательных областей. Одной из таких областей является образовательная область «Познавательное развитие», которая предусматривает формирование элементарных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях, о природных особенностях нашей планеты».
Согласно пункту 4.6 содержание дошкольного образования должно способствовать формированию ориентиров, выраженных в социально - нормативных признаках и возможных достижениях по окончании дошкольного образования, и являющихся предпосылкой для формирования учебной деятельности в «начальной школе. Одним из таких ориентиров является любознательность, интерес к изучению» звезд и Вселенной, приобретение базовых астрономических знаний о планетах Солнечной системы и усвоение основных понятий в области астрономии.
Моделирование обладает большим потенциалом для решения задачи воспитания дошкольников. Моделирование позволяет создать уникальную образовательную среду в условиях образовательного учреждения, особенно в центре развития ребенка. Моделирование дает возможность сочетать различные средства и методы обучения в экологическом образовании. Моделирование планет Солнечной системы позволяет детям не только увидеть их визуальное представление, но и понять основные характеристики каждой из них.
Однако, несмотря на наличие исследований по формированию представлений детей о планетах Солнечной системы, конкретные детали использования моделей в этом процессе до сих пор до конца не изучены.
Исходя из вышесказанного, мы находим противоречие между необходимостью формирования представлений о планетах Солнечной системы у детей 6-7 лет и недостаточным использованием моделирования в этой работе.
На основании выделенного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности моделирования в формировании у детей 6-7 лет представлений о планетах Солнечной системы?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений о планетах Солнечной системы посредством моделирования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования представлений о планетах Солнечной системы у детей 6-7 лет посредством моделирования.
Объект исследования: процесс формирования представлений о планетах Солнечной системы у детей 6-7 лет посредством моделирования.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


У детей 6-7 лет есть желание расширить свое видение действительности, получить представление о связях и отношениях, существующих в мире, интерес к новым источникам информации и потребность в установлении собственного отношения к окружающему миру, поэтому старшие дошкольники готовы к изучению предмета. Психолого - педагогические исследования подтверждают необходимость использования игровых методик, визуальных материалов и экскур сий для формирования правильных представлений о планетах Солнечной системы у детей 6-7 лет.
Моделирование является эффективным инструментом для формирования представлений о планетах Солнечной системы, так как оно позволяет визуализировать сложные процессы и явления и делает изучение более интерактивным и увлекательным. Моделирование планет Солнечной системы с дошкольниками помогает развивать творческое мышление и моторику рук у детей, а также формировать представления о космосе и его объектах. Важно помнить, что для формирования представлений о планетах Солнечной системы необходимо использовать не только моделирование, но и другие методы обучения: чтение книг, просмотр видео, экскурсии в планетарии. Только комплексный подход поможет детям лучше понять мир космоса и узнать больше о нашей удивительной планете Земля.
В экспериментальной работе по формированию представлений о планетах Солнечной системы у детей 6-7 лет посредством моделирования принимали участие 12 детей, поделенные на две группы - экспериментальную группу (6 человек) и контрольную группу (6 человек). Показатели, а также диагностические задания были разработаны на констатирующем этапе эксперимента, с опорой на авторское исследование.
Так, результаты констатирующего этапа исследования показали, что ни у одного ребенка в экспериментальной и контрольной группах не было выявлено высокого уровня.
1 ребенок из экспериментальной группы и 2 детей из контрольной группы имеют средний уровень.
5 детей в экспериментальной группе и 4 детей в контрольной группе имеют низкий уровень.
В связи с низким уровнем сформированности у детей 6-7 лет представлений о планетах Солнечной системы, необходимо провести работу по формированию представлений о планетах Солнечной системы у детей 6-7 лет посредством моделирования.
Вся работа по формированию представлений детей о планетах Солнечной системы посредством моделирования строилась в трех направлениях. Подбирались и разрабатывались различные виды моделей, модели внедрялись в развивающую материальную среду центра развития, модели включались в образовательную деятельность педагогов и детей.
При оценке уровня сформированности представлений детей о планетах Солнечной системы мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе исследования. При повторном исследовании было установлено, что 3 ребенка в экспериментальной группе показали высокий уровень, в то время как в контрольной группе этот уровень не был выявлен ни у одного ребенка; 2 ребенка в экспериментальной группе и 2 ребенка в контрольной группе показали средний уровень; 1 ребенок в экспериментальной группе и 4 ребенка в контрольной группе имели низкий уровень. Таким образом, мы обнаружили, что результаты детей в экспериментальной группе изменились следующим образом: стало на 3 ребенка больше с высоким уровнем и на 1 ребенка больше со средним уровнем, на 4 ребенка меньше стало детей с низким уровнем. Результаты контрольной группы не изменились. Данные результаты свидетельствуют об эффективности использования моделирования как средства формирования представлений о планетах Солнечной системы у детей 6-7 лет.
Цели и задачи были выполнены. Гипотеза исследования подтверждена.



1. Акимов Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М. : Сфера, 2014. 96 с.
2. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. «Семицветик». Программа и руководство по культурно -экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М. : Педагогическое Общество России, 2000. 172 с.
3. Белавина И. Г., Найденская Н. Г. Планета наш дом: мир вокруг нас : Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников. М. : Лайда, 1995. 95 с.
4. Вересов Н. Н. «Мы - Земляне» программа по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994. №12. С. 23-32.
5. Волобуева Н. Г., Копкова Е. Е. Знания и представления детей старшего дошкольного возраста о космических объектах и явлениях: аспект исследования // Научно -методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20.
6. Гонтарук Т. И. Я познаю мир : Детская энциклопедия : Космос. М. : АСТ, 2003. 448 с.
7. Гризик Т. И. Познаю мир : методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». 2 е изд. М. : Просвещение, 2001. 160 с.
8. Донина О. И. Путешествия по Вселенной : занятия по формированию у дошкольников естественно-научной картины мира. М. : Аркти, 2009. 80 с.
9. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением : система работы в старшей группе детского сада. М. : Мозаика- Синтез, 2012, 83 с.
10. Зубкова Т. Познавательно-игровой проект «Кто тебя выдумал звездная страна?» // Детский сад от А до Я. 2008. № 3. С. 104-117.
11. Каплуновская Е. Как выглядит Солнце? // Обруч. 2003. № 1. с. 24 25.
12. Левитан Е. П. Вселенная дошкольника // Дети, техника, творчество. 2005, № 5. С. 16-19.
13. Левитан Е. П. Международный год астрономии // Наука и Жизнь. 2009. №1. С. 10-14.
14. Левитан Е. П. Четыре ступени детского и юношеского познания Вселенной // Земля и Вселенная. 2006. № 3. С. 76-81.
15. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2003. 80 с.
...
21 источник


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ