Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретическое изучение психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации 8
1.1 Особенности адаптации детей раннего возраста
к дошкольной образовательной организации 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к дошкольной
образовательной организации 13
Глава 2 Экспериментальная работа по апробации психолого¬педагогических условий адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации 20
2.1 Выявление уровня адаптации детей раннего возраста
к дошкольной образовательной организации 20
2.2 Апробация психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной
организации 33
2.3 Динамика уровня адаптации детей раннего возраста
к дошкольной образовательной организации 40
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение А Характеристика выборки исследования 54
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента 55
Приложение В Результаты контрольного эксперимента 56
Актуальность данной работы состоит в том, что современный ребенок очень зависим от родителей или значимых для него взрослых, а также от семейной атмосферы, которая не всегда бывает благоприятной. Поступление детей в детский сад чаще всего сопровождается выраженной дезадаптацией ребенка к новым условиям, поскольку адаптационные возможности у всех детей разные, и они в какой-то мере ограничены. Дезадаптация детей дошкольного возраста, а особенно детей раннего возраста, к условиям детского сада, стала устойчивой тенденцией последних лет. Поэтому необходимо более подробно изучить не только факторы возникновения данной проблемы, но также выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Педагогика видит в адаптации возможности развития, то есть она рассматривает данное явление не только как процесс приспособления индивида к окружающей социальной среде, новым условиям жизни, но и как процесс развития личности человека, обусловленный необходимостью изменять себя, формировать в себе способность либо подстраиваться под новую социальную среду, либо изменять эту среду под себя с целью комфортного в ней существования.
Понятие адаптации рассматривалось в исследованиях достаточно большого количества авторов. Среди них стоит отметить таких классиков социологии, психологии, психофизиологии и педагогики как Г.М. Андреева, П.К. Анохин, А.Г. Асмолов, Э.Ф. Зеер, В.Т. Лисовский, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Г. Селье, И.М. Сеченов. Особенности адаптации детей дошкольного возраста изучались в работах Л.И. Божович, А.Л. Венгера, Л.С. Выготского, Н.И. Гуткиной, А.А. Житниковой, Е.Е. Кравцовой. Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к
дошкольной образовательной организации описаны в трудах
А.С. Роньжиной, Е.О. Смирновой, Е.А. Стребелевой, Д.Б. Эльконина.
Теоретический анализ исследований данной проблемы позволил выделить противоречие между важностью адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации и недостаточной
разработанностью психолого-педагогических условий для данного процесса.
Выявленное противоречие обусловило постановку проблемы исследования: каковы психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации?
Социальная и практическая значимость проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации в сочетании с ее недостаточной разработанностью позволило сформулировать тему исследования: «Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации .
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации будет возможен при следующих психолого-педагогических условиях:
- разработка и проведение серии психопрофилактических занятий по адаптации детей 2-3 лет к дошкольной образовательной организации;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды новым игровым материалом, способствующим адаптации детей;
- организация работы с родителями в онлайн-формате: проведение родительских собраний, лекций и консультаций.
...
В ходе теоретического изучения психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации мы установили, что адаптация в целом является взаимодействием личности или группы с социальной средой, в ходе которого происходит вхождение этой личности или группы в социальную среду. Основным психолого-педагогическим условием адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации является организация психолого-педагогического сопровождения данного процесса. Вторым психолого-педагогическим условием адаптации детей раннего возраста является акцент на организацию игрового времени, в которое ребенок занят общением с другими детьми, играми и занятиями. Третьим психолого¬педагогическим условием адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации выступает взаимодействие ДОО и семьи ребенка.
На констатирующем этапе исследования у 45% детей можно диагностировать низкий уровень адаптации к дошкольной образовательной организации. Ребенок раннего возраста во всех ситуациях проявляет признаки напряженности или беспокойства. У него отмечается переменчивое, часто негативное настроение, он мало и беспокойно спит, долго не может заснуть. У 55% наблюдается средний уровень адаптации к дошкольной образовательной организации. Ребенок раннего возраста в некоторых ситуациях проявляет признаки напряженности или беспокойства. У него отмечается переменчивое, но в целом нейтральное настроение, он долго не может заснуть, но спит спокойно. Ест плохо и избирательно, но на уговоры воспитателя поддается. Опираясь на результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, мы разработали и апробировали психолого¬педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Нами было доказано, что процесс адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации будет возможен в следующих психолого-педагогических условиях:
- разработка и проведение серии психопрофилактических занятий по адаптации детей 2-3 лет к дошкольной образовательной организации;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды новым игровым материалом, способствующим адаптации детей;
- организация работы с родителями в онлайн-формате: проведение родительских собраний, лекций и консультаций.
Нами была проведена разработка и апробация психопрофилактических занятий по адаптации детей 2 -3 лет к дошкольной образовательной организации. Всего было разработано 10 таких занятий. Продолжительность одного занятия - 10-15 минут.
Контрольный этап позволил нам заключить, что в экспериментальной группе в общем уровень адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации значительно возрос. Если низкий уровень адаптации к дошкольной образовательной организации проявляли 45% детей раннего возраста, то сейчас таких детей выявлено всего 20%, что на 25% меньше, чем на констатирующей фазе исследования. Количество детей со средним уровнем повысилось на 15%, а с высоким уровнем - на 10%. Результаты контрольной группы не изменились.
Можно констатировать, что разработанные и апробированные нами психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации являются эффективными. Таким образом, результаты контрольного среза доказывают эффективность работы с детьми и верность выдвинутой гипотезы.
1. Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. М. : Просвещение, 2017. 176 с.
2. Альжанова Д. Х. Содействие адаптации в современном социуме как важная социальная услуга для детей, не посещающих дошкольное учреждение // Работник социальной службы. 2019. №6. С. 110-115.
3. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ. 2020. №3. С. 31-35.
4. Баданина Л. О. Организация адаптации родителей к детскому саду // Дошкольное воспитание. 2017. №5. С. 100-102.
5. Божович Л. Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Проспект, 2014. 414 с.
6. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада. М. : Просвещение, 2019. 104 с.
7. Ветрова В. В. Во что играть с ребенком до трех лет. М. : ТЦ Сфера, 2017. 176 с.
8. Галанов А. С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. М. : Школьная Пресса, 2018. 120 с.
9. Гранюкова Л. А., Крылова В. В. Педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания в ДО // Молодой ученый. 2021. №9.3. С. 8-10. URL https://moluch.ru/archive/113/29637/ (дата обращения: 07.12.2022).
10. Гринева И. А., Жомир М. Ю. Первый раз в детский сад. Воронеж, 2015. 106 с.
11. Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2019. 125 с.
12. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи. М. : Просвещение, 2019. 79 с.
13. Ильина И. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие. М. : Эксмо, 2019. 204 с.
14. Калинина Р. А, Семёнова Л. О., Яковлева Г. В. Ребёнок пошёл в детский сад //Дошкольное воспитание. 2020. № 4. С. 14-16.
15. Остроухова А. А. Успешная адаптация // Обруч. 2019. №3. С.16¬18.
...
31 источник