Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования представлений о родной стране у детей 6-7 лет посредством проектной деятельности 8
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований
по проблеме формирования представлений о родной стране
у детей 6-7 лет 8
1.2 Проектная деятельность как средство формирования
представлений о родной стране у детей 6-7 лет 18
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования представлений
о родной стране у детей 6-7 лет посредством проектной деятельности .... 26
2.1 Выявление уровня сформированности представлений о
родной стране у детей 6-7 лет 26
2.2 Содержание и организация работы по формированию
представлений о родной стране у детей 6-7 лет посредством проектной деятельности 41
2.3 Оценка динамики уровня сформированности представлений
о родной стране у детей 6-7 лет 48
Заключение 60
Список используемой литературы 64
Приложение А Материал для проведения диагностического задания 1 67
Приложение Б Материал для проведения диагностического задания 4 .... 68
Приложение В Материал для проведения диагностического задания 5 .... 69
Приложение Г Результаты исследования на констатирующем этапе 70
Приложение Д Календарно-тематический план серии мини-проектов «Маленькие граждане большой страны» 71
Приложение Е Результаты исследования на контрольном этапе 74
Современный этап развития общества характеризуется высоким вниманием к созданию условий для воспитания патриотизма и гражданских качеств у подрастающего поколения, становлению личности каждого ребенка, для чего наиболее подходящим периодом является дошкольный возраст. Данный факт свидетельствует о значимости вопроса формирования у детей 6¬7 лет представлений о родной стране, крае, земле, любви к природе и культурным ценностям.
Патриотическое воспитание дошкольников представляет собой процесс планомерного педагогического воздействия на личность ребёнка, направленный на обогащение его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование навыков и умений нравственного поведения, развитие потребности в социально значимой деятельности.
Проблема воспитания гражданина, обладающего национальным самосознанием, является в последние десятилетия одной из наиболее часто обсуждаемых и анализируемых в педагогической науке и практике. Изучением вопросов организации процесса патриотического воспитания детей дошкольного возраста, а также повышения его эффективности, на разных этапах развития педагогической науки занимались такие исследователи, как Т.М. Акинина, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, М.Ю. Новицкая.
Представителями отечественной педагогики Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, А.П. Усовой также освещены аспекты формирования представлений о родной стране. В большинстве исследований отмечается, что интеграция эмоционально-чувственного характера, необходимости активизации интеллектуальной и поисковой деятельности, которыми отличается процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о родной стране, требует практического применения прогрессивных педагогических технологий, к числу которых принято относить инновационный и результативный метод проектной деятельности.
Проблема реализации проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации рассматривается в работах М.Ю. Бухаркиной, Н.Е. Веракса, Т.А. Данилиной, В.А. Деркунской, Е.С. Евдокимовой, Л.С. Киселевой, Т.С. Ладога, Е.С. Полат и других ученых. Однако в большинстве источников, в основном, раскрыты аспекты использования проектов в обучении школьников и недостаточно освещены особенности проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о родной стране у детей 6-7 лет посредством проектной деятельности, а также анализ собственной педагогической практики способствовали выявлению противоречия между необходимостью практического решения проблемы формирования представлений о родной стране у детей 6-7 лет и недостаточным использованием такого средства как проектная деятельность.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы потенциальные возможности проектной деятельности в формировании представлений о родной стране у детей 6-7 лет?
Исходя из данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование представлений о родной стране у детей 6-7 лет посредством проектной деятельности».
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности формирования представлений о родной стране у детей 6-7 лет посредством проектной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования представлений о родной стране у детей 6-7 лет посредством проектной деятельности.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство
формирования у детей 6-7 лет представлений о родной стране.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование
представлений о родной стране у детей 6-7 лет посредством проектной деятельности возможно, если:
- разработана и апробирована серия мини-проектов по теме «Маленькие граждане большой страны» по формированию у детей 6-7 лет представлений о родной стране;
- включены дети, педагоги и родители в разные виды деятельностей, входящих в мини проекты;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы средствами визуализации, посвященными родной стране.
...
Теоретическое и экспериментальное изучение вопроса формирования у детей 6-7 лет представлений о родной стране посредством проектной деятельности, позволяет заключить, что данная сфера педагогической деятельности характеризуется высокой значимостью, что обосновывает на протяжении длительного периода актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения.
На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, в частности, трудов Т.М. Акининой, С.Ю. Афанасьевой, Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой, М.Ю. Новицкой, установлено, что значение понятия «патриотическое воспитание» изменялось под прямым влиянием специфики исторического этапа нашей страны, а также социально-экономического строя и государственной идеологии, и на современном этапе под патриотизмом принято понимать одну из вечных ценностей, характерных для всех сфер жизни общества и государства, одно из важнейших духовных достояний русского народа, выраженное активной позицией в решении вопросов по обеспечению мирного и успешного существования своей Родины.
Формирование патриотизма у детей начинается с момента проявления восхищения от увиденного, отклика в их сердцах и эмоций, что впоследствии имеет существенное значение в становлении и развитии личности каждого ребёнка как патриота, даже на этапе отсутствия сознательного отношения к данному вопросу. Старшие дошкольники же, в силу своих познавательных способностей, уже способны к проявлению активного интереса к истории и культурным особенностям своей страны, происходящим в ней событиям, ввиду чего в возрасте 6-7 лет является целесообразным начало формирования системы знаний об окружающем мире с целью обеспечения в дальнейшем их бережного отношения к окружающей среде и осознанного уважения к памяти и истории государства.
Однако многие исследователи в своих трудах, в основном, раскрывают аспекты использования проектов в обучении школьников, при этом особенности реализации проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации недостаточно освещены, что определило наличие противоречия между необходимостью практического решения проблемы формирования представлений о родной стране у детей 6-7 лет и недостаточным использованием такого средства как проектная деятельность.
Для экспериментального обоснования проблемы исследования в рамках констатирующего этапа экспериментальной работы определен текущий уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о родной стране. Исследование проводилось на базе МБДОУ №54 «Аленка» г.о. Тольятти; в исследовании приняли участие 15 детей 6-7 лет.
Согласно полученным данным, высокий уровень сформированности представлений о родной стране наблюдается у 3-х из 15-ти детей (20%), отличающихся знанием достопримечательностей, элементов культуры, символики, знаковых событий и лиц в истории, высокой степенью самостоятельности в поиске и формулировании ответа на задание, дали правильные ответы на все поставленные вопросы. 40% детей (6 человек) обладают средним уровнем знаний: характеризуются наличием первичных представлений о родной стране, ее достопримечательностях, элементах культуры, символики, знаковых событиях в истории, дали правильные ответы не на все заданные вопросы, в том числе, с помощью педагога, способны частично обосновать и аргументировать свои ответы. В экспериментальной группе имеются также дети, у которых уровень сформированности представлений о родной стране достаточно низок (6 человека, 40%): отмечается наличие фрагментарных, отрывочных знаний о стране; отсутствие умения узнавать и называть демонстрируемые объекты, отсутствие или неопределенность выраженности интереса к истории родной страны, ограниченность представлений о государственной символике.
...
1. Абраухова В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В.В. Абраухова. Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2020. 117 с.
2. Акинина Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. М. : Перспектива, 2018. 248 с.
3. Блонский П. П. Педология. М. : Издательство Юрайт, 2021. 315 с.
4. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. М. : Юрайт, 2020. 219 с.
5. Веракса Н. Е. Детская психология. М. : Издательство Юрайт, 2023. 429 с.
6. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. М. : Юрайт, 2020. 254 с.
7. Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М. : Юрайт, 2020. 292 с.
8. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста. М. : Юрайт, 2020. 426 с.
9. Григорян Э. Г. Психолого-педагогические особенности внимания детей дошкольного возраста. М. : Сфера, 2020. 112 с.
10. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. М. : Центр педагогического образования, 2018. 144 с.
11. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб. : Питер, 2019. 480 c.
12. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика. М. : Издательство Юрайт, 2021. 183 с.
13. Зацепина М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. М. : Издательство Юрайт, 2021. 149 с.
14. Козлова С. А. Дошкольная педагогика. М. : Академия, 2019. 414 с.
15. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией: диагностический журнал. Подготовительная группа. Волгоград : Учитель, 2019. 40 с.
...
28 источников