Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ УСТАНОВОК НА ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ

Работа №141078

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы116
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
46
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ………………………………………………………….………….2
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…7
Глава 1: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ «ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ УСТАНОВОК НА ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ»………….………..……..…..…………………………………. 15
1.1. Соотношение понятия установки в общей и социальной психологии…..15
1.1.1. Понятие об установке в общей психологии……………………………..15
1.2. Понятие о социальной установке…………………………………………..19
1.1.3. Теоретические подходы к изучению социальной установки…………...20
1.1.4. Структура и свойства социальной установки……………………………22
1.1.5. Подходы к изучению формирования установки………………………...27
1.1.6. Связь между аттитюдом и поведением…………………………………..33
1.2. Предубеждения и стереотипы………………………………………………36
1.3. Этнические установки………………………………………………………38
1.3.1. Понятие об этнической установке……………………………………….38
1.3.2. Соотношение когнитивного, аффективного и конативного компонентов этнической установки……………………………………………………………43
1.3.3. Взаимосвязь между этнической установкой и поведением……………45
1.4. Отношение как категория в социальной психологии…………………….46
1.4.1. Понятие об «отношении»…………………………………………………46
1.4.2. Типы отношений: классификация………………………………………..48
1.4.3. Отношение и установка: соотношение понятий…………………………50
1.5. Этническая идентичность…………………………………………………..53
1.5.1. Понятие об этнической идентичности…………………………………...53
1.5.2. Формирование этнической идентичности……………………………….54
1.5.3. Выбор и поддержание этнической идентичности………………………55
1.5.4. Понятия «этническая идентичность» и «этническое самосознание»…..55
1.5.5. Изучение этнической идентичности и этнического самосознания…….55
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ…………………………………………………………56
Глава 2: ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ………….…..………………...….59
2.1. Гипотеза, цель и задачи исследования ..…………………………….…….59
2.2. Методы, методики и организация исследования …………………………61
2.3. Математический анализ изучаемых показателей…………....……………68
Глава 3: ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…………………………………..............................................71
3.1. Сравнительный анализ эмоционально-оценочного отношения к фрагментам стихотворений в условиях без этнической установки и с установкой……………………………………………………………………….. .71
3.1.1. Частотный анализ распределения оценок фрагментов……………………71
3.1.2 Анализ влияния национальной принадлежности автора на изменение оценок фрагментов стихотворений………………………………………………74
3.1.3. Оценка влияния определения авторства фрагментов стихотворений в зависимости от национальной принадлежности на формирование системы эмоционально-оценочных отношений у российской молодежи к данным литературным фрагментам……………………………………………………….76
3.2. Анализ связи типа этнической идентичности с уровнем эмоционально-оценочного отношения к литературным фрагментам…………………………81
3.3. Анализ характеристик социальной дистанции, частоты общения и знания культуры русских, украинцев, американцев, поляков, таджиков и китайцев…………………………………………………………………………...85
3.4. Анализ взаимосвязи социальной дистанции, частоты общения и знания культуры с уровнем эмоционально-оценочного отношения к фрагментам………………………………………………………………………..90
3.7. Анализ социально-демографических характеристик и представлений российской молодежи о «своих» и «чужих»…………………………………..92
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….…..96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….………………………………………….……….100
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………….102
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...…………………………..…………………..……103
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….……..………109
Приложение А: Проективная методика «Ассоциации»……………………...109
Приложение Б: Проективная методика «Нарисуй планету»………………..110
Приложение В: Методика «Модификация шкалы социальной дистанции В. Н. Павленко и С. Таглина……………………………………………………...110
Приложение Г: Эксперимент для изучения влияния этнической установки на формирование системы оценочных отношений……………………………..110
Приложение Д: Анкета………………………………………………………...114



АННОТАЦИЯ
Для изучения влияния этнических установок на формирование оценочного отношения был обследован 101 представитель российской молодежи в возрасте от 18 до 30 лет, проживающий в Санкт-Петербурге.
Респонденты оценивали степень литературной привлекательности 6 фрагментов стихотворений до определения авторства (без этнической установки) и после (с этнической установкой). Авторы – это неизвестные поэты разных национальностей. Регистрировалось изменение в распределение оценок одних и тех же фрагментов стихотворений. После эксперимента были измерены следующие динамические характеристики, которые могли оказать влияние на результаты эксперимента: тип этнической идентичности (проективная методика «Нарисуй планету»), социальная дистанция («Модификация шкалы социальной дистанции В. Н. Павленко и С. А. Таглина»), частота общения (вопросы анкеты) и знание культуры (вопросы анкеты). И были получены данные о представлениях российской молодежи о «своих» и «чужих» (методика «Ассоциации»). Обработка данных: T-критерий Вилкоксона, r-Спирмена, хи-квадрат Пирсона.
Результаты. Значимых различий между средними оценками у респондентов при 2х условиях не обнаружилось. Частотный анализ выявил качественные характеристики изменения оценок: появление унимодальности распределения, изменилась частотность оценок и появились четкие группы по приоритетам. Выбор принадлежности фрагмента определенному автору связан с последующим распределением оценок этих фрагментов. Также российская молодежь склонна давать более высокие оценки тем литературным произведениям, которые они считают относящимися к русским авторам. И это не зависит от типа этнической идентичности и не связано с социальной дистанцией.
Вся жизнь человека пронизана коммуникационными взаимодействиями. Процесс формирования системы отношений между участниками коммуникации достаточно сложный, потому что на него в той или иной мере могут оказывать существенное влияние разного рода обстоятельства и причины. Коммуникационные процессы связаны с определенными установками в человеческом сознании.
На современном этапе развития психологических наук усиливается внимание исследователей к проблемам установок, в частности, этнических (Трухманова Е. Н., 2014; Дробижева Л. М., 2012; Смирнова Ю. С., 2008)
Проблема связи отношения и установки нашла свое отражение в экспериментальных исследованиях представителей грузинской школы установки: Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили (Надирашвили Ш. А., 1970), Д.А.Чарквиани (Чарквиани Д. А.,1981), Т.Б.Чхеидзе (Чхеидзе Т. Б.,1979), Д.К.Дзидзигури (Дзидзигури Д. К., 1979), Г.А.Маградзе (Маградзе Г. А.,1979), М.Э.Кекелия (Кекелия М. Э., 1979), Г.Г. Мшвидобадзе (Мшфидобадзе Г. Г., 1979) и др.
Большое место в исследовании занимает вопрос важности категорий принадлежности «свое» - «чужое» на отношение в процессе восприятия, над которым работал Г.А. Маградзе (Маградзе Г. А.,1979).
По словам В.Н. Мясищева необходимым компонентом в структуре отношений приходится именно эмоциональный компонент, потому что без эмоции отношение является «безразличием», «равнодушием» и «индифферентностью» (Мясищев В. Н., 1970). Так же сознательность является существенным фактором в отношениях человека. С другой стороны, важным обстоятельством, которое делает установку одним из средств и методов изучения бессознательного является ее бессознательность (Мясищев В. Н., 1970).
Важным элементом представленного исследования является выбор респондентов. Самой оптимальной группой для эксперимента стала молодежь в возрасте от 18 до 30 лет ввиду того, что в эти годы происходит кристаллизация социальных установок, формирование на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразование.
Предполагается, что у этой возрастной группы этнические установки влияют на оценочные суждения по отношению к некоторым объектам, и это сопровождается осознанием важности отнесения объекта к категории «свой»-«чужой».
Актуальность исследования обусловлена рядом сложившихся обстоятельств, факторов, которыми можно охарактеризовать современное российское общество. Известно, что российское общество может быть охарактеризовано как многонациональное, поликультурное, поликонфессиональное: проживают представители различных этнических групп и национальностей, культурных и конфессиональных течений6 сообществ. Соответственно, понимание и знание механизма взаимодействия между представителями различных культурных, этнических групп является актуальной и важной задачей. Решение данной задачи позволит управлять и влиять на коммуникационные процессы между представителями разных групп населения. Знание психологических феноменов, проявляющихся в процессе взаимодействия в различных ситуациях, позволит расширить психологические возможности механизма регуляции и прогнозирования социального поведения.
В эпоху активной информатизации становится сложно фильтровать большой объем информации, поступающей из разных источников, чаще всего непроверенных. Такая информация может косвенно повлиять на убеждения пользователей, и поэтому представляется необходимым выявить влияние установок на оценочные суждения. Для этого в эксперименте большое внимание уделено именно молодежи – активной группе пользователей Интернета. В ходе исследования мы провели опрос ребят по поводу актуальности исследования.
Рис. 1. Актуальность исследования
Чуть более половины респондентов сказали о том, что это скорее важное исследование. И еще почти треть согласились, что это важно.
На основе полученных в эксперименте данных предполагается разработка рекомендаций по преодолению межэтнической напряженности.
Новизна
Научная новизна исследования состоит в попытке выявить и описать влияние психологических феноменов, на примере этнической установки по отношению к представителям своей и другой этнической группы, в формировании оценочного суждения. Впервые в исследовании использована модифицированная методическая разработка, доработанная в соответствии с задачами и целями исследования.
Проблема влияния установок на оценочные суждения ранее поднималась в работах Гуриевой С.Д. (Гуриева С.Д, 2008). Автор исследовала вопросы соотношения этнических установок и межэтнических отношений между осетинами, русскими и чеченцев. Тогда было доказано присутствие изменения в системе оценочных отношений под действием установок. Люди, принимающие участие в исследовании, были определенной возрастной категории: от 35 до 50 лет.
В данном исследовании принимала участие петербургская молодежь от 18 до 30 лет. А также установки были сформированы при помощи самостоятельного приписывания этнической принадлежности объектам оценивания, что может помочь избежать влияния эффекта социальной приемлемости. Также эта работа отражает современную ситуацию в межэтнических отношениях.
Теоретическое значение состоит в том, чтобы расширить и углубить знания об эффектах этнической установки, о системе оценочных отношений, изучить условия, при которых может происходить влияние установки на систему оценочных отношений.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные могут позволить дать практические рекомендации для организации оценивания каких-либо объектов (реклама, маркетинг, экономика и искусство) в зависимости от этнических характеристик.
Основная гипотеза:
Эмоционально-оценочное отношение к литературным фрагментам будет различаться у респондентов до определения авторства стихотворений (без этнической установки) и после (с этнической установкой).
Частные гипотезы:
1) Существует взаимосвязь между выбором принадлежности фрагмента определенному автору и последующим распределением оценок этих фрагментов.
2) Эмоционально-оценочное отношение к различным литературным фрагментам определяется категорией принадлежности «свой» и «чужой».
3) Тип этнической идентичности имеет прямую связь с соотношением тенденции ассимилироваться или дистанцироваться с собственной этнической группой, то есть со значимостью категории принадлежности «свой».
4) Распределение оценок литературных фрагментов связано с типом этнической идентичности, социальной дистанцией по отношению к иным культурным группам, частотой общения и знанием культуры.
Цели исследования:
1) Изучить влияние этнической установки на формирование эмоционально-оценочной системы отношения к содержанию различных литературных источников, характеризующейся направленностью к категориям «свой» и «чужой».
2) Изучить динамические (тип этнической идентичности, социальная дистанция, частота общения и знание культуры) и содержательные характеристики (когнитивные компоненты отношения к своей и чужой группе) межэтнических отношений и их связь с эмоционально-оценочным отношением.
Предмет исследования:
Социально-психологические феномены, определяющие и оказывающие влияние на систему эмоционально-оценочных отношений молодежи.
Объект исследования:
Система эмоционально-оценочных отношений у молодежи.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ терминов этническая установка и эмоционально-оценочное отношение в научной психологической литературе.
2) Подготовить и разработать методический инструментарий, и апробировать его в пилотажном исследовании.
3) Определить эмоционально-оценочное отношение к литературным фрагментам респондентов в условиях когнитивной неопределенности, то есть без определения авторства фрагментов, и респондентов, которые имели возможность определить авторство фрагментов стихотворений.
4) Выявить различия между оценочным отношением респондентов без установки и с установкой.
5) Оценить значимость принадлежности «свой» и «чужой» респондентов без установки и с установкой.
6) Определить содержание когнитивных и эмоционально-оценочных компонентов отношения к «своей» группе и «чужой», а также общего представления о качествах у «своих» и «чужих» у русских респондентов.
7) Оценить показатели социальной дистанции, типа этнической идентичности, знанием культуры и частотой общения с представителями определенных этнических групп.
8) Проанализировать связь между типом этнической идентичности со значимостью категории принадлежности «свой» и «чужой» у русских респондентов.
9) Проанализировать связи между эмоционально-оценочным отношением русских респондентов к разным культурным группам и социальной дистанцией, типом этнической идентичности, частотой общения и знанием культуры определенных этнических групп.
Методологическая основа
Программа исследования базируется на основе «теории отношений» В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, грузинской школы установки (в частности, Ш.А. Надирашвили и Г. А. Маградзе, которые изучали соотношение установки и отношения, категорий «свой» и «чужой»), И. С. Кона. Представления Г. У. Солдатовой о роли этнической идентичности, Э. Богардуса о социальной дистанции.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивались обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений; их соотнесением с практическими результатами; использованием методов исследования, адекватных целям, задачам и логике исследования; соотнесением эмпирических данных различных методик между собой; корректной организацией опытно-исследовательской работы; использованием валидного инструментария; достаточным объемом и репрезентативностью выборки участников. Применялись эффективные методы математической обработки экспериментальных данных в соответствии с требованиями, установленными для научных исследований (Наследов А.Д., 2004).
Методы
1) Теоретический анализ литературы по теме исследования: Теоретический анализ терминов этническая установка и эмоционально-оценочное отношение в научной психологической литературе.
2) Эксперимент на основе модифицированной методики «Установка и межэтнические отношения» Гуриевой С. Д.: для определения эмоционально-оценочного отношения к литературным фрагментам при наличии этнической установки и без установки (Приложение Г).
3) Эмпирический методы сбора данных: психологическое тестирование, сбор анкетных данных: для определения показателей уровня этнической идентичности, социальной дистанции и демографические показатели (пол, возраст, место рождения).
4) Методы математической обработки данных: для выявления различий и связей между измеренными показателями при помощи непараметрических методов. В программе предполагается измерение средних величин с использованием непараметрического T-критерия Вилкоксона, для установления связи между номинативными переменными с использованием таблиц сопряженности и хи-квадрат Пирсона (для номинативных переменных) и корреляционный анализ r-Спирмена (для связи порядковых переменных).
Методики исследования
1) Для определения влияния этнической установки на систему амбивалентных оценочных отношений и оценки принадлежности «свой» и «чужой» у разных этнических групп была использована модифицированная методика С. Д. Гуриевой «Установка и межэтнические отношения».
2) Для вычисления социальной дистанции, то есть степени принятия русскими респондентом представителей определенных этнических групп использовалась методика «Шкала социальной дистанции в модификации В. Н. Павленко и С. А. Таглина» (Приложение В).
3) Для определения типа этнической идентичности у русских респондентов, то есть выявить отношение к собственной и к другим этническим группам, степень выраженности агрессивных и враждебных реакций по отношению к другим группам использовалась проективная методика «Нарисуй планету» (Приложение Б).
4) Для определения содержания когнитивных и эмоционально-оценочных компонентов отношения к «своей» группе и «чужой» и для более полной интерпретации результатов эксперимента использовалась проективная методика «Ассоциации», в которой предлагалось респондентам предложить первые ассоциации, которые возникают как реакция на определенные слова, например, мой народ, и т.д. (Приложение А).
Структура Магистерской Диссертации
Работа включает в себя введение, 3 главы, выводы, заключение, список использованной литературы и приложения. 1-ая глава содержит литературный обзор по проблемам отношения и психологического сопровождения спортсменов. 2-ая глава представляет собой описание программы исследования. В 3-ей главе приводятся результаты исследования и их интерпретация. Список литературы включает 89 наименований, из них 69 – на русском язык и 20 – на английском. В приложении представлены: стимульный материал эксперимента, методические материалы для изучения социальной дистанции, этнической идентичности, ассоциаций. Материал работы изложен на 116 страницах печатного текста, иллюстрирован 21 таблицами и 16 рисунками.





Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В таблицах 18, 19, 20, 21 приведены итоговые результаты исследования влияния этнических установок на оценочное отношение.
Таблица 18
Различия в эмоционально-оценочном отношении к литературным фрагментам (без установки и с установкой)
Связь между выбором принадлежности фрагмента определенному автору и последующим распределением оценок этих фрагментов
Анализ полученных данных показал, что гипотезы частично подтвердились. Хоть и нет статистически значимых различий по средним между эмоционально-оценочным отношением к литературным фрагментам до определения авторства и после, но наблюдается различие в характере распределения оценок при двух условиях (модальность, частотность оценок, отнесение фрагментов к определенным группам).
Полученные данные говорят о связи между выбором принадлежности фрагмента определенному автору и последующим распределением оценок этих фрагментов. Например, между русским поэтом и Фрагментом Ф6, таджикским поэтом и фрагментами Ф1 и Ф3, американским поэтом и Фрагментом Ф5.
Исследование показало, что российская молодежь склонна давать более высокие оценки тем литературным произведениям, которые они считают относящимися к русским авторам. И это не зависит от типа этнической идентичности.
Также были проанализированы представления молодежи о «своих» и «чужих» и дана описательная характеристика современной ситуации в области межэтнических отношений.
Полученные данные могут позволить учитывать этнические характеристики объектов при их оценке (реклама, маркетинг, экономика и искусство), предсказывать эмоционально-оценочное отношение российской молодежи к ним, а также регулировать социальное поведение по отношению к представителям разных этнических групп.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. При создании объектов также стоит учитывать какие-то этнические характеристики, что может повлиять на дальнейшее оценивание.
2. Если респонденты изначально самостоятельно повесят «этнический ярлык» на какой-либо объект, то его оценка будет зависеть от установок к данной этнической группе. При подаче «установки» из вне проявление эффекта будет намного меньше, потому что респонденты будут стараться проявлять социальную желательность, чтобы не казаться «плохими».
3. Если объекты сравнения будут носить этнические характеристики групп, к которым имеются негативные этнические установки, то скорее всего предпочтение отдадут объекту с характеристиками своей этнической группы. Поэтому изначально стоит изучить состояние межнациональных отношений, чтобы учесть вмешивающиеся факторы.
4. При оценивании объектов всегда стоит учитывать степень социальной желательности и попытаться её проконтролировать. Для этого стоит подбирать такие вопросы и задания, при которых будет максимально скрыта цель исследования.




1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990. 239 с.
2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на западе. М., 1978.
3. Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. Изд. второе, переработанное и доп. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
4. Ардашкин И. Б. Научная проблема в современном познавательном процессе. Актуальные проблемы гуманитарных наук. Томск: Изд-во ТПУ, 2002. С. 44-45.
5. Ардашкин И.Б. Социальные проблемы нормализации межэтнических отношений: Учебное пособие. Томск: Изд. ТПУ, 2002. 125 с.
6. Арутюнян А. Г., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А.: Этносоциология. –Учебное пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1999. 271 с.
7. Асмолов А. Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, М.: Изд-во МГУ, 1977. С.143-163.
8. Бандура А., Уолтерс С. Принципы социального научения // Современная зарубежная социальная психология. М.: МГУ, 1984. С.55-61.
9. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность: понятие, формирование, модели измерений //Этническая социализация подростка. М. 2000. C.7.
10. Бернстайн Б. Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977.
11. Берри Дж. В. Кросс-культурная психология: Исследования и применение / и др.; Пер. с англ. Харьков, 2007. С. 376.
12. Бозрикова Л., Семенов А. Аттитюды и их связь с поведением // Социальная психология за рубежом. Вып. 1. Реферативный сборник. М., 1974.
13. Гаджимурадова З. М. Этническое самосознание личности в эпоху интенсификации интеграционных процессов (на материале исследования народов Дагестана). Автореф. доктора псих. наук. М., 2008.
14. Гасанов З. Т. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/ Г. М. Андреева. 5-е издание испр. и доп. М.: Аспект-Пресс, 2005. 363 с.
15. Гасанов З. Т. Формирование культуры межнационального общения // Педагогика, 1994. №5. С.11-13.
16. Гулевич. О. А., Безменова И. Аттитюды и их взаимодействие с поведением. М.: Российское психологическое общество, 1999.
17. Гуриева С. Д. Установка и межэтнические отношения. СПб.: Нестор-История, 2008. 272 с.
18. Дзидзигури Д.К. Эффекты установок и их роль в активности человека // Вопросы инженерной и социальной психологии. Тбилиси, 1979. Т.
19. Дробижева Л.М., Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. – М., 1995.
... Всего источников – 89.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ