Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СТРЕССА У РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ

Работа №141059

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы58
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССА У РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 9
СТРЕСС У РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК ФЕНОМЕН 9
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЬСКОГО
СТРЕССА 9
СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СТРЕССА У РОДИТЕЛЕЙ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 11
СТРЕСС У РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, КАК ОБЛАСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ... 14
СТРЕСС КАК ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 15
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРЕССА 16
ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИИ СТРЕССА И СОВЛАДАЮЩЕЕ
ПОВЕДЕНИЕ 18
РОДИТЕЛЬСКИЙ СТРЕСС 22
ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 24
ПРОЯВЛЕНИЕ СТРЕССА У РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ
ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 27
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССА У РОДИТЕЛЕЙ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 33
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ 34
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
ЭТАПЫ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ 35
МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 36
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 37
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЕ. ОПРОСНИК «ШКАЛА РОДИТЕЛЬСКОГО СТРЕССА» 57


Актуальность данной работы определяется тем, что на данный момент времени человек всё чаще сталкивается с неблагоприятными событиями, происходящими в окружающей его обстановке, которая оказывает влияние на психическое здоровье человека. Неблагоприятная обстановка, в которой оказывается человек, вызывает рост нервно-психических заболеваний, таких как неврозы, реактивные психозы, посттравматические и психосоматические расстройства, а также характерологические и патохарактерологические реакции и депривационное развитие личности. Все перечисленные нервно-психические заболевания объединяет то, что они являются наиболее характерной реакцией личности на психический стресс [Шемякина].
Каждый человек в своей жизни подвержен влиянию стресса. Статистика показывает, что за последние два года более половины населения страны испытывали стресс. Так, например, по данным исследовательского холдинга «Ромир» результаты исследований показали, что на 2020 год процент людей, испытывающих стресс, составил 79%, а на начало 2021 года - 55% [Исследование выявило стресс ...]. Также были найдены данные исследования Аналитического центра НАФИ на 2022 год, которые показали, что 70% граждан испытывают повышенный уровень тревожности и стресса [Две трети россиян испытывают тревогу ...]. Результаты исследований ВЦИОМ [Жизнь в стрессе: ...] показывают то, что большая часть граждан уходит от стресса в гаджеты, социальные сети, сериалы, тем самым откладывая решение текущих дел на потом. Лишь малая часть граждан обращались за психологической помощью к специалистам. Представленные выше данные исследований говорят о том, что подавляющее большинство жителей России испытывает стресс и часто пытается справиться с ним при помощи дисфункциональных стратегий совладания. Поскольку стресс влияет как на психическое, так и физиологическое здоровье, существует большая вероятность развития различных заболеваний. Возможные причины стресса до конца не изучены, известно только то, что развитие стресса связано с личностными характеристиками человека (например, болезнь, усталость и др.), теми сферами, в которых находится человек (например, работа, учеба и др.), а также ситуацией в стране и мире.
Статистические данные показывают, что наиболее подверженными к влиянию стресса являются люди в возрасте от 35 до 44 лет. Процент выраженности стрессового состояния в данной возрастной группе равняется 74% [Жизнь в стрессе ...]. Можно предположить, что определенное количество людей, входящее в данную группу, являются родителями, воспитывающими детей подростков. В связи с этим у взрослых, выполняющих роль родителя, стресс возможен на фоне сильной занятости на работе, выполнении домашних обязанностей, ситуации в мире и при всем этом совмещении воспитания детей. Поскольку подростковый возраст является возрастом становления личности, для данной возрастной категории характерно «бунтующее» поведение, которое может проявляться в отстаивании своего мнения и др., то между родителями и детьми могут возникать разногласия, связанные с разными взглядами на определенные вещи и ситуации, которые также могут переходить в ссоры и конфликты. Родитель, пытающийся вырастить своего ребёнка, по его мнению, правильно, пытается или настаивать на выполнении определенных правил, или противостоять взглядам ребёнка, или угождать ему. Исходя из этого, формируются определенные взаимоотношения между родителем и ребенком, не всегда это те отношения, которые бы хотели обе стороны.
Изучая статистические данные касательно стресса, нами не было выявлено данных, показывающих соотношение уровня родительского стресса среди населения. Малоизученным остается вопрос, связанный с переживанием супругами или одним из супругов общего стресса и стресса, связанного с выполнением роли родителя, а тем более родителя ребёнка подросткового возраста, который может быть обусловлен увеличением хозяйственно-бытовых проблем, уменьшением времени на свободный досуг, снижением количества контактов с партнером и друзьями, тревогой за жизнь ребенка, а также сложностями в поведении ребенка подросткового возраста....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В начале данной работы была описана психологическая проблематика в отношении родителей, воспитывающих детей подросткового возраста, при этом испытывающих стресс. Проанализировав статьи и данные из популярных средств массовой информации можно сделать вывод о том, что за последние годы больше половины людей от всего количества населения страны испытывают стресс. Возможные причины появления стресса у населения до конца не изучены, известно только то, что развитие стресса связано с личностными характеристиками человека, теми сферами, в которых находится человек, а также ситуацией в стране и мире. В связи с тем, что по статистическим данным возрастная группа от 35 до 44 лет имеет высокий уровень выраженности стресса, было выдвинуто предположение, что дополнительной причиной, вызывающей стресс, может являться родительский стресс людей, воспитывающих детей-подростков. Также изучая статистические данные касательно стресса, не было выявлено данных, показывающих соотношение уровня родительского стресса среди населения, поэтому делаем вывод о том, что данный вопрос остается малоизученным.
Далее были рассмотрены работы отечественных и зарубежных исследователей, занимающиеся изучением стресса. На основании полученных данных можно сделать общий вывод о том, что под стрессом понимается состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее трудных условиях его жизнедеятельности. Также было выделено, что существует два вида стресса, один из которых служит для сохранения и поддержания жизни человека, а второй - разрушает весь организм. Стресс может быть повседневным, эмоциональным, профессиональным, информационным, экзаменационным, родительским. Интерес данного исследования основан на изучении именно родительского стресса. Под родительским стрессом понимается проявление тревоги, характеризуется он сниженной способностью противостоять внешним стрессовым факторам, которые связаны с родительским воспитанием и уходом за ребенком. Одними из основных предикторов общего уровня родительского стресса являются личностные особенности, удовлетворенность жизнью, социально-демографическое положение.
Затем были рассмотрены работы отечественных и зарубежных исследователей, занимающиеся изучением особенностей подросткового возраста. В связи с развитием у подростка происходит формирование двух межличностных систем взаимоотношений: первая - со взрослыми, вторая - со сверстниками. Одной из основных проблем подростка являются проблема во взаимоотношениях с родителями, которые зачастую не готовы принять взросление своего ребёнка. Отсюда следует, что не всегда родители могут осознать и поменять стратегии общения со своим уже более взрослым ребёнком. По мере взросления также возрастает уровень риска вступления ребёнка-подростка в различные деструктивные группы. Даже если к этому нет никаких значимых предпосылок, родитель может находиться в состоянии тревоги за своего ребенка, из-за чего может возрастать уровень испытываемого им стресса.
В завершении рассмотрения теоретической базы темы исследования было представлено обоснование гипотез, которые в дальнейшем планировалось подтвердить или опровергнуть в процессе изучения темы.
В эмпирической части исследования были изучены особенности феномена родительского стресса и способов совладающего поведения у родителей, воспитывающих детей подросткового возраста.
В эмпирической части исследования были изучены родители детей от 12 до 17 лет женщины и мужчины от 32 до 48 лет разного уровня образования (среднее общее, среднее специальное, высшее), семейным положением (в браке, в отношениях, не в отношениях) и количеством воспитываемых детей.
Выявить возможные различия уровня родительского стресса у отцов и матерей, воспитывающих детей подросткового возраста, и различия между уровнем родительского стресса и способами совладающего поведения помогли следующие методики: «Шкала родительского стресса» под авторством Дж. О. Берри и У. Х. Джонса в русскоязычной адаптации Ю. В. Мисиюк и И. В. Тихоновой; «Опросник способов совладания» Р. Лазарус и С. Фолкман, адаптирована Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой. После опроса респондентов при помощи онлайн платформы Google-формы, все полученные данные были обработаны с помощью методов математической статистики (U - критерий Манна-Уитни и критерий ранговой корреляции Спирмена) в статистической программе Statistica 8.0.....


Adverse childhood experiences: Screening and health in children from birth to age 5 / L. Whiteside-Mansell, S. Fitzgerald, S. Kraleti [et al.] // Families, Systems, Health. 2017. Vol. 35. № 4. P. 420-429.
Cannon W. B. The wisdom of the body. New York: W. W. Norton, 1963. 340 p.
Coulacoglou C., Saklofske D. H. The Assessment of Family, Parenting, and Child Outcomes // Temperament, Personality and Their Clinical Implications. 2017. P. 187-222.
Dorfman D. When Worry Works: How to Harness Your Parenting Stress and Guide Your Teen to Success. New York: Rowman and Littlefield Publishers, 2023. 218 p.
Factor structure and validity of the parenting stress index-short form / M. E. Haskett, L. S. Ahern, C. S. Ward, J. C. Allaire // Clinical Child and Adolescent Psychology. 2006. Vol. 35. № 2. P. 302-312.
Kazdin A. E., Crowley M. J. Moderators of Treatment Outcome in Cognitively Based Treatment of Antisocial Children // Cognitive Therapy and Research. 1997. Vol. 21. № 2. P. 185-207.
Lazarus R. S., Folkman S. Stress, Appraisal, and Coping. New York: Springer Publishing Company, 1984. 445 p.
Parenting stress of parents of adolescents with Attention-Deficit Hyperactivity Disorder / D. Biondic, T. Grimbos, M. Herbert, J. Wiener // Abnormal Child Psychology. 2016. Vol. 44. № 3. P. 561-574.
Selye, H. A Syndrome produced by Diverse Nocuous Agents // Nature. 1936. Vol 138. № 32. P 32-50.
Small S. A., Eastman G., Cornelius S. Adolescent autonomy and parental stress // Youth and Adolescence. 1988. Vol. 17. № 5. P. 377-391.
Vig D., Jaswal I. J. S. Impact of parental stress on their relationship with teenage children // Studies on Home and Community Science. 2008. Vol. 2. № 1. P. 51-57.
Абраменко Н. Ю. Психологические факторы возникновения «Группы риска» в подростковом возрасте // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2015. №1 (18). С. 9-20.
Аникина В. О., Пшонова К. А. Взаимосвязь родительских компетенций, эмоционального состояния и уровня родительского стресса матерей детей дошкольного и младшего школьного возраста // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №6. Т. 7. С. 1-14.
Астахова Л. Г., Буслаева Е. Н. Особенности развития личности современных подростков // European research. 2015. №10 (11). С. 1-5.
Бильданова В. Р., Бисерова Г. К., Шагивалеева Г. Р. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. - ст. преп. В. Р. Бильданова, доц. Г. К. Бисерова, доц. Г. Р. Шагивалеева. // Елабуга: Издательство ЕИ КФУ. 2015....75


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ