Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сотрудничество России и Японии в области военной безопасности в условиях нестабильной обстановки в АТР

Работа №141040

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Положение России и Японии в АТР в историческом контексте…....9
Формирование оборонной политики Японии до 2015 года………………………………9
Россия в АТР до 2015 года
Глава 2. Современная политическая обстановка в АТР……………………...29
Конфликт в Южно-Китайском море: причины возникновения и современная ситуация…
Территориальные споры Японии и соседних государств……………………………….36
Такэсима/Токто…
Сэнкаку/Дяоюйдао…
Южные Курилы/Северные территории………………………………………………......44
Проблема «Северокорейской угрозы»
Глава 3. Оборонные концепции России и Японии. Перспективы сотрудничества в области военной безопасности………………………..…..53
Оборонная концепция Японии…
Оборонная концепция России…………………………………………………………………57
Перспективы российско-японского сотрудничества в области военной безопасности
Заключение
Список использованной литературы


Современная международная обстановка обозначена рядом локальных конфликтов, прямым следствием которых является развёртывание напряжённой обстановки в том или ином регионе. На сегодняшний день к таким регионам относятся Ближний Восток, Центральная Азия, а также Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Представленная работа посвящена исследованию причин нестабильной обстановки в АТР и путей взаимодействия государств региона для достижения военной безопасности, а конкретно взаимодействию России и Японии в данной сфере.
В настоящее время можно наблюдать процесс смещения т.н. центра тяжести мировой политической и экономической активности в Азиатско-Тихоокеанский регион. Расположенные здесь государства демонстрируют уверенные темпы экономического роста в условиях сложившейся в последние годы ситуации в международных финансах. Благодаря активной деятельности таких крупнейших организаций, как АСЕАН, можно сказать, что в регионе формируется новое полицентричное мироустройство. Поэтому для России азиатско-тихоокеанское направление является одним из главных приоритетов во внешней политике.
Несмотря на обострение отношений с некоторыми странами Западной Европы и США в связи с произошедшим в 2014 году переворотом в Украине и последовавшим за ним кризисом, Россия до сих пор сохраняет своё твёрдое положение на международной сцене. Нельзя исключать того факта, что данные события позволили российскому руководству усилить взаимодействие во многих сферах со странами Восточной Азии, в первую очередь с КНР. С момента вступления на должность председателя Китайской Народной Республики в марте 2013 года Си Цзиньпин не раз заявлял о желании китайского руководства укрепить сотрудничество с Россией как в сфере экономического и технического развития, так и в сфере безопасности. Усугубившаяся в 2017 году обстановка на Корейском п-ове стимулировала координирование действий обоих государств, направленных на устранение возникшей ситуации вокруг ядерных испытаний КНДР.
Кроме того, для некоторых стран АТР (Вьетнам, Индонезия, Мьянма, Бангладеш) Россия является поставщиком как энергоносителей (газ, нефть), так и военного оборудования. В сложившейся геостратегической обстановке именно Россия чаще всего воспринимается государствами обозначенного региона как наиболее приемлемый партнёр, перспектива сотрудничества с которым связана с наименьшими рисками, так как Россия проводит политику выстраивания многовекторного партнёрства и не ставит категоричных условий в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС). Закупки российских вооружений рассматриваются как возможность обеспечения военного баланса с соседними государствами в высокотехнологичных вооружениях. Таким образом, зависимость от США в сфере закупок вооружений снижается, тем более учитывая случаи применения Вашингтоном против отдельных стран санкций о поставке вооружений и запчастей. Для России расширение двусторонних отношений со странами региона позволяет проводить более диверсифицированную и сбалансированную политику, при этом практически не вмешиваясь в существующие сегодня в АТР территориальные споры.
Говоря непосредственно об отношениях России и Японии на современном этапе, следует отметить ещё раз, что Япония сегодня – один из важных партнёров России на Дальнем Востоке, с которым наша страна нацелена укреплять взаимовыгодные добрососедские отношения и развивать практическое взаимодействие в политической, торгово-экономической, научно-технической и гуманитарной областях. Продвижению российско-японского сотрудничества служит Совместное заявление, принятое лидерами обоих государств во время официального визита премьер-министра Японии АбэСиндзо в Россию в апреле 2013 года. В указанном документе были зафиксированы важнейшие направления дальнейшего расширения всего комплекса двусторонних связей. Значительное внимание было призвано уделять задаче усиления координации с Японией по основным международным вопросам с учетом её непостоянного членства в Совете Безопасности ООН.
За последние два года наблюдается заметная активизация российско-японских связей. Важнейшую роль в этом процессе играют контакты руководителей России и Японии. Так, 6 мая 2016 года состоялась рабочая поездка премьер-министра Японии в Сочи. Встречи на высшем уровне прошли также 2 сентября 2016 года в ходе Второго Восточного экономического форума во Владивостоке и 19 ноября 2016 года на саммите АТЭС в Лиме. В декабре 2016 года состоялся официальный визит президента России В.В.Путина в Японию (города Нагато и Токио), который стал значимым событием для двусторонних отношений. Итогом этого визита стало подписание 12 межправительственных и межведомственных документов, а также 68 коммерческих. Была подтверждена необходимость всестороннего развития российско-японских отношений, которые отвечали бы стратегическим интересам обеих сторон. По итогам данного визита были также согласованы заявления о начале переговоров по налаживанию на южных Курильских островах совместной хозяйственной деятельности, а также об упрощении процедур осуществления поездок бывших японских жителей островов для посещения расположенных там могил их предков.
Примечательным для нас является факт объявления о возобновлении формата «2+2» с участием руководителей внешнеполитических и оборонных ведомств. Были также достигнуты договорённости в сфере торгово-экономического взаимодействия, нацеленные на продвижение кооперации в таких областях, как энергетика, передовые технологии, промышленность, инфраструктура, инновации, сельское хозяйство и медицина на основе предложенного Абэ в Сочи «Плане сотрудничества» из восьми пунктов и российского списка приоритетных инвестиционных проектов.
Происходит интенсивное развитие российско-японских контактов и на высоком уровне также. В апреле 2016 года министр иностранных дел России С.В.Лавров провёл переговоры с бывшим тогда министром иностранных дел Японии КисидаФумио в Токио, а в декабре 2016 года принял его в Москве.
Также последовательно развиваются межпарламентские связи. Так в 2016 году состоялись визиты в Японию председателей обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации. На уровне заместителей министров иностранных дел осуществляются переговоры о заключении мирного договора (второй раунд состоялся в октябре 2015 года в Москве; две сессии третьего раунда – 22 июня 2016 года в Токио и 26 августа 2016 года в Москве). Российская сторона твёрдо придерживается позиции, что продвижение в данном вопросе возможно лишь при условии признания японской стороной в полном объёме итогов Второй мировой войны.
Современная внешняя политика Японии в АТР отличается разнонаправленностью, преемственностью и постоянством по многим ключевым вопросам. Несмотря на исторически сложившиеся непростые отношения Японии с её ближайшими соседями (Китай, Южная Корея, Северная Корея, Россия), между государствами продолжают развиваться активные торгово-экономические отношения. Так, Япония стоит на втором месте по экспорту в Китай по состоянию на 2017 год. Однако с 2013 года можно наблюдать стабильную неустойчивость в показателях торговли между двумя государствами в связи с ухудшением политических отношений на фоне усугубления споров вокруг островов Сэнкаку (кит. Дяоюйдао). Не способствуют и потеплению отношений между сторонами конкуренция между Китаем и США за влияние в регионе. Япония как неизменный партнёр США во многих ключевых областях особенно выказывала последним свою поддержку в «борьбе» с Китаем, опасаясь его гегемонистских настроений, что также могло отразиться на положении Японии в регионе.
Отношения между Японией и Южной Кореей так же, как и в случае с Китаем, основываются на торгово-экономическом и культурном взаимодействии. Однако в Южной Корее историческая память выражена сильнее, чем в Китае, что часто служит преградой для успешного взаимодействия между сторонами в сфере военной безопасности, поэтому и сегодня важным звеном консолидации сторон служит скорее не наличие общей «угрозы», а участие военных сил США.
В период с 2015 по 2017 гг. политический курс Абэ претерпел изменения в первую очередь по причине так называемой «ядерной угрозы» со стороны КНДР. В японском парламенте поднимается вопрос о пересмотре 9-й статьи Конституции, в которой говорится, что «японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.// Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается».
Действия японского руководства воспринимаются Китаем и Южной Кореей как стремление государства вернуться к милитаристскому режиму первой половины XX века. Неоднократные испытания ядерного оружия КНДР в непосредственной близости от территории Японии породили внутри японского общества своеобразный вопрос-противоречие: как обеспечить национальную безопасность на должном уровне, чтобы не нанести урон сложившемуся положительному образу Японии в некоторых странах региона.
Кроме того, в этот же период времени обнаруживается тенденция к проведению премьер-министром Японии более независимого от Вашингтона внешнеполитического курса в первую очередь в сторону России. Как показывают перечисленные выше действия обеих сторон, в двусторонних отношениях определённо произошёл положительный сдвиг, который впоследствии возможно послужит для решения таких важных вопросов как территориальный спор и заключение мирного договора между государствами. Возобновление формата «2+2», который мы упомянули выше, также благоприятствует появлению взаимодействия между сторонами в сфере обеспечения военной безопасности в регионе.
Принимая во внимание перечисленные выше факты, можно сказать, что проблема обеспечения военной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе должна быть рассмотрена высшим руководством России. Ещё в 2012 году президент В.В.Путин обозначил новый, восточный вектор политики России. Поэтому для обеспечения экономического роста и успешного взаимодействия с соседними государствами на восточных границах необходимо глубокое понимание существующих в регионе проблем, чтобы найти их решение, а также создать систему безопасности, используя уже имеющийся опыт России в решении международных конфликтов и членство нашей страны в таких региональных организациях как ШОС, АТЭС и АСЕАН (Россия выступает как партнёр по диалогу).
Что касается степени изученности темы о сотрудничестве России и Японии в области военной безопасности, то ценность данного исследования заключается в том, что впервые ставится вопрос не только о возможности существования такого взаимодействия между нашими государствами, но и о перспективах его развития. В работах, использованных при написании, в основном рассматриваются и анализируются вопросы торгово-экономических отношений и спор вокруг южных Курил (в японских трудах их называют Северными территориями). Ряд работ также посвящён отдельно действиям России в АТР и отдельно действиям Японии в АТР. В связи с этим, основной целью нашего исследования является изучение факторов нестабильной обстановки в регионе и поиск путей взаимодействия правительств России и Японии в сфере военной безопасности, учитывая существующий между сторонами территориальный спор. Главными задачами исследования являются:
1. Рассмотрение формирования японской оборонной политики в АТР до 2015 года, роли японо-американского союза, а также анализ процесса постепенного «вхождения» России в регион как ещё одного основного участника обеспечения военной безопасности в целях защиты своих границ.
2. Общий обзор и анализ основных факторов, влияющих на нестабильную политическую обстановку в регионе.
3. Анализ концепций национальной безопасности как части оборонной политики России и Японии.
4. Представление перспектив возникновения сотрудничества между Россией и Японией в области военной безопасности.
При написании работы в качестве источников использованы следующие документы: действующие в 2017 году Концепции национальной безопасности России и Японии; Оборонная стратегия США 2018 года; Сан-Францисский мирный договор 1951 года; Договоры безопасности США и Японии 1951 и 1960 гг.; Декларация поведения сторон в Южно-Китайском море 2002 года; Конвенция Организации Объединённых наций по морскому праву 1982 года; Основной закон о море 2007 года. Были рассмотрены Белые книги обороны Японии в период с 2015 по 2017 гг. Кроме того, автор исследования опирается на анализ политических новостей основных японских и российских СМИ для создания более полной картины обстановки в рассматриваемом регионе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении хотелось бы ещё раз озвучить основные выводы, сделанные в ходе исследования, а также дать небольшой политический прогноз, основываясь на современной политической обстановке в регионе и российско-японских отношений.
После окончания холодной войны в международных отношениях в Азиатско-Тихоокеанском регионе произошли важные изменения, которые отражали новые реалии постбиполярного мира. Процесс становления многополярности проявил себя в борьбе за лидерство нескольких держав: США, Китая, России, а также самой Японии. Успех Китая в области модернизации ракетного и космического потенциала подтолкнул американское правительство к разработке стратегии сдерживания Китая. Сложившаяся обстановка до сих пор рассматривается японским правительством как вызовы национальным интересам страны, что заставило провести обновление базовых подходов к политике в сфере безопасности. В 2007 году на основе Сил национальной обороны было создано Министерство обороны. В 2012 году Кабинет Абэ Синдзо объявил одной из своих главных задач создание современного военного потенциала, позволяющего вести боевые действия не только на территории Японии, но и за её пределами, при опоре на достигнутую экономическую и технологическую мощь. Тем не менее, азиатская направленность внешней политики Японии и её оборонная стратегия в регионе основывается как на ряде договоров с США и их союзниками, так и на изменениях в американской стратегической линии по отношению к некоторым странам региона. Однако с 2015 года наблюдается активизация двусторонних контактов с Россией во многих сферах, что говорит о том, что Япония стремится проявлять независимость от внешнеполитической линии своих основных партнёров.
В свою очередь Россия продолжает развивать курс на усиление вовлечённости в процессы политико-экономического взаимодействия на восточноазиатском пространстве. Сегодня Россия воспринимается в Азии в качестве одного из гарантов военно-политической стабильности и устойчивого развития. Основными стратегическими партнёрами в АТР остаются Китай и Вьетнам, которые заинтересованы в продолжении тесного разнопланового сотрудничества с Россией. Активно развиваются связи с Японией, Республикой Корея, а также диалоговое партнёрство с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Однако в регионе существуют такие проблемы, которые в виду специфических культурных традиций, присущих расположенным здесь государствам, решить в ближайшие несколько лет не представляется возможным. В первую очередь это касается территориальных споров между государствами, так как каждая из сторон не намерена менять свои интересы в угоду интересам «противника». Даже такая крупная региональная организация, как АСЕАН, не способна играть до конца роль посредника в решении ряда вопросов, так как между странами-участницами существуют внутренние противоречия и культурные различия. Ситуация усугубляется ещё и тем, что в споры вступают игроки (например, США), которые, используя существующие локальные конфликты, стремятся сохранить свои стратегические позиции в регионе.
Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день перспектива возникновения и развития сотрудничества России и Японии в области военной безопасности вполне очевидна, так как оно позволило бы снизить состояние напряжённости как в Северо-Восточной Азии, так и в АТР в целом. Согласно МИД Японии, одним из основных направлений японской внешней политики в отношении России является укрепление взаимодействия в сфере безопасности, а также проведение совместных военно-морских учений. Тем не менее, наличие таких преград, как охлаждение российско-американских отношений; усиление экономического противодействия Китая и США, а также проблемы в отношениях России и Японии, которые до сих пор остаются нерешёнными, мешает достичь усиления взаимодействия обоих государств в данной сфере. Однако анализ оборонных концепций России и Японии даёт нам возможность увидеть точки соприкосновения, благодаря которым стороны могут выстроить общие положения для сотрудничества в сфере военной безопасности. В случае же т.н. секторального подхода, то и России, и Японии необходимо лучше выстраивать отношения со странами Юго-Восточной Азии, которые могли бы стать своеобразными посредниками в выстраивании российско-японского взаимодействия в области безопасности, что также будет служить их интересам в урегулировании споров с Китаем в Южно-Китайском море.
С 2018 года наблюдается резкое изменение политической обстановки в исследуемом регионе. После Зимних Олимпийских игр в Пхёнчхане, в которых также приняли участие спортсмены из КНДР, произошло стремительное потепление во взаимоотношениях обеих Корей. В конце апреля состоялся Третий за всё время существования государств Межкорейский саммит, в ходе которого состоялся знаменательный переход лидера КНДР Ким ЧенЫна через пограничную линию с Республикой Корея. Во время встречи лидеров государств был осуществлён ряд договорённостей, которые позволят усилить экономическое взаимодействие, а также приостановить ядерные испытания Северокорейской стороны, особенно вызывающие опасения у Японии.
Данные события заставили США и Японию поменять своё отношение к «северокорейскому врагу». Если ещё весной 2017 года в мировых СМИ обсуждалась возможность возникновения Третьей мировой войны из-за противостояния между США и КНДР, то сегодня на повестке дня стоит вопрос о дальнейшем воссоединении государств Корейского полуострова, сокращение ядерного потенциала КНДР и усиление геостратегического влияния США в Северо-Восточной Азии. Японская сторона, которая неоднократно выражала одобрение действиям США, теперь так же, как и их партнёры, готова провести встречу с лидером КНДР. Это свидетельствует о том, что региональная политика Японии до сих пор придерживается линии США. К сожалению, такие попытки вовремя «сесть в поезд» могут не увенчаться успехом, так как обе Кореи в виду исторических событий достаточно холодно относятся к развитию отношений с Японией. Следует помнить, что у обоих государств достаточно тесное взаимодействие с Китаем, с которым у Японии также существует ряд политических противоречий. Можно ли назвать сегодняшнюю администрацию США тем самым партнёром, который в случае возникновения чрезвычайной ситуации выступит на стороне Японии? На наш взгляд, данное утверждение является сомнительным, так как нынешний президент США Д.Трамп будет придерживаться американских интересов, но не японских. По сути, Япония близка к ситуации, когда она может оказаться без поддержки в случае возникновения внешней угрозы. И именно поэтому сегодня так сильно уделяется внимание развитию самообороны страны, а также укреплению контактов с Россией.
Почему же для России важно усиление взаимодействия с Японией в сфере военной безопасности? На самом деле, наше государство находится практически в тех же условиях, когда политические взаимоотношения с соседними государствами теряют свою прочность, в связи с чем необходимо искать новых партнёров на Восточном направлении.
Позиция России в АТР нейтральна, но в экономическом смысле ещё слаба. Единственным государством, с которым на сегодняшний день наиболее активно развиваются отношения, является Китай. Однако следует помнить, что для Китая так же, как и для США, на первом месте стоят его экономические интересы, и России необходимо их учитывать, чтобы укрепить свои позиции в регионе, так как Китай является для многих государств главным экономическим партнёром. Кроме того, китайская сторона придерживается курса неучастия в каких-либо военных союзах. И если Россия сможет наладить с Японией военно-техническое сотрудничество, что в свою очередь было бы выгодно для японской стороны, то в случае разлада отношений с Китаем, Россия не потеряет свою стратегическое положение в регионе.



1. Азиатско-Тихоокеанские ориентиры России после саммита АТЭС во Владивостоке: к итогам Второго азиатско-тихоокеанского форума / РСМД. – М.: Спецкнига, 2013.
2. Афонин Б.М. Политика Японии в АТР: Основные тенденции и направления // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2014. - №4(27). – С.23-33.
3. Василюк Е.А. Некоторые аспекты сотрудничества РФ и Японии в решении глобальных проблем и обеспечении безопасности в АТР // Власть. – 2015. - №10. – С. 218-223.
4. Винникова Р.В. Территориальный спор между Россией и Японией: история вопроса и международно-правовые формы урегулирования // Правопорядок: история, теория, практика. – 2016. – №4(11). – С.40-45.
5. Военно-морская база Гуам - форпост США в Тихоокеанской зоне// Зарубежное военное обозрение. – 2010. - №4. - С.71-75.
6. Восток и политика: Политические системы, политические культуры, политические процессы: Учебник для вузов/ Под.ред. А.Д. Воскресенского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2015.
7. Денисов В.И. Япония и две Кореи. Проблемы и перспективы отношений // Япония в Восточной Азии: внутреннее и внешнее измерения / Под ред. А.В.Лукина. – М.: МГИМО-Университет, 2009.
8. Забровская Л.В. Японо-южнокорейский пограничный спор как дестабилизирующий фактор международной обстановки в Северо-Восточной Азии // Россия и АТР. – 2009. - №4. – С.101-111.
9. Киреева А.А. Отношения России со странами Восточной Азии: новые вызовы и возможности// Вестник МГИМО Университета. – 2014. - № 3(36). – С.9-16.
10. Кистанов В.О. Россия и Япония: территориальноедежавю. Путин возвращается – японцы снова обнадёживаются, или Заметки на полях японской прессы о президентских выборах в России // Россия и АТР. – 2012. - №2(23). – С.20-27.
11. Кистанов В.О. Япония в Восточной Азии: текущие проблемы политических отношений // Японские исследования. – 2016. - №1. – С.43-60.
12. Кожевников В.В. Российско-японские политические отношения сегодня: надежды и перспективы // Россия и АТР. – 2016. - №2(92). – С.46-57.
13. Колдунова Е.В. Безопасность в Восточной Азии: новые вызовы. – М.: Издательство «Навона», 2010.
14. Колотов В.Н. Восточно-Азиатская дуга нестабильности и геополитическое измерение территориальных споров в Южно-Китайском море // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. – 2013. - №20. – С. 23-33.
15. Крячкина Ю.А. Японо-американский союз: время перемен? // Проблемы национальной стратегии. – 2016. - №1(34). – С.168-180.
16. Левин Ю.Л. Перспективы внешней политики России в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Общество: политика, экономика, право. – 2013. - №2. – С.16 -19.
17. Локшин Г.М. АСЕАН и территориальные споры в Южно-Китайском море // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. – 2013. - №20. – С.17-38.
18. МаБо. Стратегия России «Поворотна Восток»: возможности и вызовы для сопряжения скитайскими трансрегиональными проектами // Сравнительная политика. – 2017. – № 2 – С. 82-97.
19. Молодяков В.Э., Молодякова Э.В., Маркарьян С.Б. История Японии. XX век. – 2-е изд. – М.: ИВ РАН, Крафт+, 2009.
20. Муратшина К.Г. Сотрудничество Китая, Японии и Южной Кореи в области безопасности // Вестник Томского государственного университета. История. – 2016. - №1(39). – С.78-81.
21. Проблемы современной Азии: история, конфликты, геополитика / Отв. ред. В.Н.Колотов – СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2009.
22. Россия в современной системе обеспечения глобальной стабильности: политика и восприятие/ Отв. ред. А.А. Кокошин. – М.: Издательство ЛКИ, 2008.
23. Россия и АТР: проблемы безопасности и сотрудничества: сб. материалов / под ред. А. В. Виноградова, К. А. Кокарева; Рос.ин-т стратег. исслед. – М.: РИСИ, 2011.
24. Семин А.В. Развитие геополитической обстановки в Восточной Азии и японо-китайские отношения // Ежегодник Япония. – 2008. - №37. – С.27-51.
25. Стрельцов Д.В. Внешнеполитические приоритеты Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. – М.: Наука – Вост. лит., 2015.
26. Стрельцов Д.В. Внешнеполитический курс России в отношении Японии: внутренние факторы // Японские исследования. – 2016. - №2. – С.14-24.
27. Фененко А.В. Современная международная безопасность: Ядерный фактор/ Отв. ред. В.А.Веселов. – М.: Издательство «Аспект пресс», 2017.
28. Япония в Азии: параметры сотрудничества / Рук. Проекта Э.В.Молодякова. – М.: АИРО – XXI, 2013.
29. Япония в поисках новой глобальной роли = Japaninsearchofanewglobalrole / Отв. ред. и рук.проекта Д.В.Стрельцов. – М.: Вост.лит., 2014.

На английском языке:
30. Bhubhindar Singh, Sarah Teo& Benjamin Ho. Rising Sino-Japanese competition: perspectivesfrom South-East Asian elites // Australian Journal of International Affairs. – 2017. – No.1. – 105-120.
31. David Martin Jones and Nicole Jenne. Weak states’ regionalism:ASEAN and the limits ofsecurity cooperation inPacific Asia // International Relations of the Asia-Pacific. – 2016. - Vol. 16. – 209-240.
32. Evans J.R. Revere. The United States and Japan in East Asia: Challenges and Prospects for the Alliance // American Foreign Policy Interests. – 2013. – No.4.
33. Feng Zhang. Assessing China’s response to the South China Seaarbitration ruling // Australian Journal of International Affairs. – 2017. – No.4. – 440-459.
34. Gilbert Rozman. Unanswered Questions about Japan-RussiaRelations in 2017 // Asia-Pacific Review. – 2017. – No.1. – 74-94.
35. Hiroyuki Sugai. Japan’s future defense equipment policy. – Center for 21st Century Security and Intelligence at Brookings, 2016.
36. Maria RostRublee. Time to Worry, Mate? The Construction ofMaritime Security Perceptions Down Under // Pacific Focus. – 2017. – No.3. - 351–374.
37. Paul Antonopoulos. The Kangaroo, theBear, and the Dragon. Australia-Russia-China Relationsin the “Asian Century” // China Quarterly of International Strategic Studies. – 2017. – No. 3. - 411–428.
38. Pavel K. Baev. Russia's pivot to China goes astray: the impact onthe Asia-Pacific security architecture // Contemporary Security Policy. – 2016. – No.1. – 89-110.
39. Richard JavadHeydarian. Evolving Philippines-U.S.-China Strategic Triangle: International andDomestic Drivers // Asian Politics & Policy. — 2017. – No.4 - 564–582.

На японском языке:
40. アジア太平洋の地域安全保障アーキテクチャ。地域安全保障の重層的構造。-東京財団政策研究、2010.
41. 加藤美保子著。アジア・太平洋のロシア:冷戦後国際秩序の模索と多国間主義 // ロシア・東欧研究。-2014。-№43。-185-187.
42. 鈴木 隆。川島真編『シリーズ 日本の安全保障 5 チャイナ・リスク』// 中国現代史研究会。-2018。-№37。 – 100-106.
43. 澄田信義、井沢元彦「50年にわたり政府、メディアに無視された島根県民の“竹島への思い”を聞け」// SAPIO. -2005. - №8.
44. 防衛研究所研究職職員(安全保障研究(戦略・政策))。-防衛研究所、2018.
45. ロシア部会「アジア太平洋地域における経済連携とロシアの東方シフトの検討」。-公益財団法人日本国際問題研究所、2016.

Электронные ресурсы на русском языке:
46. Вступительное слово Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе российско-японских консультаций в формате «два плюс два» с участием министров иностранных дел и обороны, Токио, 20 марта 2017 года// Япония / Карта мира / Министерство иностранных дел РФ. URL:http://www.mid.ru/ru/maps/jp/-/asset_publisher/zMUsqsVU9NDU/content/id/2697506(дата обращения: 2.03.2018).
47. Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам российско-японских консультаций в формате «два плюс два», Токио, 20 марта 2017 года// Япония / Карта мира / Министерство иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/jp/-/asset_publisher/zMUsqsVU9NDU/content/id/2697887 (дата обращения: 2.03.2018).
48. Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2017 году, Москва, 15 января 2018 года// Новости / Внешняя политика / Министерство иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3018203 (дата обращения: 16.01.2018).
49. Зона противовоздушной обороны КНР в Восточно-Китайском море. Досье// Биографии и справки / ТАСС. Информационное агентство России. URL: http://tass.ru/info/800272(дата обращения: 14.05.2018).
50. Интервью временного поверенного в Японии Д.А.Биричевского международному информационному агентству "Россия сегодня", 10 февраля 2018г.// Япония / Карта мира / Министерство иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/web/guest/maps/jp/-/asset_publisher/zMUsqsVU9NDU/content/id/3071773 (дата обращения: 27.03.2018).
51. КНР: патрулирование эсминцем ВМС США в Южно-Китайском море незаконно// В мире / РИА Новости. Россия сегодня. URL: https://ria.ru/world/20160130/1367530901.html (дата обращения: 28.03.2018).
52. Круглый стол по российско-японским отношениям// РСМД. Российский совет по международным делам. URL: http://russiancouncil.ru/news/kruglyy-stol-po-rossiysko-yaponskim-otnosheniyam/(дата обращения: 23.02.2018).
53. Крячкина Ю.А. Дипломатические игры Токио// Аналитика / РИСИ. Российский институт стратегических исследований. URL: https://riss.ru/analitycs/48045/(дата обращения: 2.03.2018).
54. Лавров и Ван И договорились продвигать дорожную карту по корейскому урегулированию // Политика / ТАСС. Информационное агентство России. URL: http://tass.ru/politika/5099838(дата обращения: 16.04.2018).
55. МИД Китая: Пекин продолжит охранять мир в Южно-Китайском море// В мире / РИА Новости. Россия сегодня. URL:https://ria.ru/world/20160128/1366402637.html (дата обращения: 28.03.2018).
56. МИД КНР: создание дополнительных опознавательных зон воздушной обороны не исключается // Международная панорама / ТАСС. Информационное агентство России. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/788063(дата обращения: 14.05.2018).
57. МИД Японии заявил протест в связи с российскими военными учениями на Курилах// В мире / Интерфакс. URL: http://www.interfax.ru/world/598838(дата обращения: 28.03.2018).
58. Ким ЧенЫн посетил Пекин и провел переговоры с Си Цзиньпином// Международная панорама / ТАСС. Информационное агентство России. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5072995(дата обращения: 16.04.2018).
59. КНДР заявила о готовности заморозить ракетно-ядерную программу на время переговоров с США // Международная панорама / ТАСС. Информационное агентство России. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5011947(дата обращения: 16.04.2018).
60. Лавров обсудит в Токио реализацию двусторонних договоренностей и ситуацию вокруг КНДР // Политика / ТАСС. Информационное агентство России. URL: http://tass.ru/politika/5046833(дата обращения: 22.04.2018).
61. Обама вновь призвал Китай признать решение суда по Южно-Китайскому морю // В мире / РИА Новости. Россия сегодня. URL:https://ria.ru/world/20160903/1476014911.html (дата обращения 28.03.2018).
62. О консультациях заместителя Министра иностранных дел России И.В.Моргулова с заместителем Министра иностранных дел Республики Корея Ким ХёнЧжином// Внешняя политика/Международная безопасность/Вопросы международной безопасности и стратегической стабильности/Военно-стратегические проблемы/ Министерство иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/ru/voenno-strategiceskie-problemy/-/asset_publisher/hpkjeev1aY0p/content/id/2350527 (дата обращения: 23.02.2018).
63. О переговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Японии Т.Коно // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/jp/-/asset_publisher/zMUsqsVU9NDU/content/id/3136531(дата обращения: 1.04.2018).
64. Письменное интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова корреспонденту «Темпо» по итогам участия в Восточноазиатском саммите, о.Бали, Индонезия, 18-19 ноября 2011 года // Министерство иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/180398(дата обращения: 21.04.2018).
65. Проблема Курильских островов в отношениях России и Японии// Справки / РИА Новости. Россия сегодня. URL: https://ria.ru/spravka/20120424/632862793.html (дата обращения: 29.03.2018).
66. Россия и Япония встали на повороте. Отношения Москвы и Токио страдают из-за стратегического недоверия// Коммерсант. ru. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3579609 (дата обращения: 28.03.2018).
67. СМИ: глава Тайваня посетит спорные острова в Южно-Китайском море// В мире / РИА Новости. Россия сегодня. URL:https://ria.ru/world/20160127/1365762439.html (дата обращения: 28.03.2018).
68. Статья Министра иностранных дел России С.В.Лаврова «Политика России в Азиатско-Тихоокеанском регионе: к миру, безопасности и устойчивому развитию», опубликованная в индонезийском журнале «StrategicReview»// АТР / Региональные организации / Внешняя политика / Министерство иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/atr/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/162134 (дата обращения: 2.03.2018).
69. Стрельцов Д.В. Япония: новая политика национальной безопасности // РСМД. Российский совет по международным делам. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/yaponiya-novaya-politika-natsionalnoy-bezopasnosti/(дата обращения: 22.04.2018).
70. США нам не указ: почему Япония налаживает связи с Россией // В мире / РИА Новости. Россия сегодня. URL: https://ria.ru/world/20180330/1517545692.html(дата обращения: 24.04.2018).
71. Трамп предложил свое "посредничество" в спорах в Южно-Китайском море// В мире / РИА Новости. Россия сегодня. URL:https://ria.ru/world/20171112/1508639746.html (дата обращения: 28.03.2018).
72. Филиппины выразили протест из-за полетов ВВС КНР в Южно-Китайском море// В мире / РИА Новости. Россия сегодня. URL:https://ria.ru/world/20160113/1358904523.html (дата обращения: 28.03.2018).
73. Что нужно знать о конфликте на Корейском полуострове. История противостояния, силы сторон и мнения экспертов // Коммерсант. ru. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3273241(дата обращения: 15.04.2018).
74. Японо-китайский территориальный конфликт: причины и последствия// Международная панорама / ТАСС. Информационное агентство России. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/788424 (дата обращения: 25.03.2018).
75. Япония заявила протест России из-за военных учений на Курилах // В мире / РИА Новости. Россия сегодня. URL: https://ria.ru/world/20180419/1518960924.html(дата обращения: 24.04.2018).
76. Япония требует прекратить проявление насилия в отношении японских граждан и интересов в КНР// Политика / ТАСС. Информационное агентство России. URL: http://tass.ru/politika/609024(дата обращения: 14.08.2018).

Электронные ресурсы на японском языке:
77. 安倍内閣総理大臣就任記者会見// 首相官邸. Prime Minister of Japan and His Cabinet.URL:https://www.kantei.go.jp/jp/96_abe/statement/2012/1226kaiken.html(датаобращения: 15.05. 2018).
78. 安保法施行から2年日米訓練は施行前の3倍以上に // 政治 / NHK News Web. URL:https://www3.nhk.or.jp/news/html/20180329/k10011383261000.html (датаобращения: 28.03.2018).
79. 韓国と北朝鮮きょう閣僚級会談来月の南北首脳会談に向けて // 国際 / NHK NewsWeb. URL:https://www3.nhk.or.jp/news/html/20180329/k10011383301000.html (дата обращения: 28.03.2018).
80. 北朝鮮に接近するロシア // これまでの放送 / NHKオンライン . URL: http://www6.nhk.or.jp/kokusaihoudou/catch/archive/index.html?i=20171025 (дата обращения: 10.01.2018).
81. 9条改憲の自民案、自衛隊「必要最小限度の実力組織」// 記事/ 政治/ 朝日新聞Digital. URL:https://www.asahi.com/articles/ASL3D5H14L3DUTFK01L.html?ref=tw_asahi (дата обращения: 12.03.2018).
82. 竹島//竹島の領有権に関する我が国の立場と韓国による不法占拠の概要 / 日本の領土をめぐる情勢 / 外務省。MinistryofForeignAffairs. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/area/takeshima/gaiyo.html (датаобращения: 25.03.2018).
83. 南北首脳が4月に会談 北朝鮮、非核化「対話の用意」//国際・アジア / 日本経済新聞. URL: https://www.nikkei.com/article/DGXMZO2778624006032018MM8000/?n_cid=SNSTW001 (дата обращения: 6.03.2018).
84. 防衛政策の基本 // 防衛政策 / 防衛省の政策 / 防衛省の取組/ 防衛省・自衛隊。Ministry of Defense. URL: http://www.mod.go.jp/j/approach/agenda/seisaku/kihon03.html (датаобращения: 4.03.2018).
85. 強硬外交、指導力を演出プーチン氏4選// ヨーロッパ / 日本経済新聞. URL: https://r.nikkei.com/article/DGXMZO2831561019032018FF1000?n_cid=SNSTW001 (дата обращения: 19.03.2018).
86. 自民、改憲案を提示 「9条の2」新設し自衛隊明記 // 国際・アジア / 日本経済新聞. URL: https://www.nikkei.com/article/DGXMZO2854872024032018MM8000/?n_cid=SNSTW001(дата обращения: 24.03.2018).
87. 第63周年光復節(独立記念日)及び大韓民国建国60周年の李明博大統領祝辞// 駐日本国大韓民国大使館. URL: http://overseas.mofa.go.kr/jp-ja/brd/m_1049/view.do?seq=616658&srchFr=&srchTo=&srchWord=&srchTp=&multi_itm_seq=0&itm_seq_1=0&itm_seq_2=0&company_cd=&company_nm=(дата обращения: 14.05.2018).

Электронные ресурсы на английском языке:
88. David Zweig and Bi Jianhai. China's Global Hunt for Energy // Foreign Affairs. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/asia/2005-09-01/chinas-global-hunt-energy (дата обращения: 14.05.2018).
89. Foreign Policy Speech by Minister for Foreign Affairs Fumio Kishida to the 183rd Session of the Diet //外務省. Ministry of Foreign Affairs. URL: http://www.mofa.go.jp/announce/fm/kishida/speech_130228.html (датаобращения: 14.05.2018).
90. Testing times for Japan-South Korea ties // Asia Times. 12.01.2011. URL: http://www.atimes.com/atimes/Japan/MA12Dh01.html(дата обращения: 16.04.2018).

Источники и справочная литература:
91. Конвенция Организации Объединённых Наций по морскому праву // Организация Объединённых Наций. URL: http://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf.
92. Концепция внешней политики Российской Федерации(утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г.) (утратила силу) // Министерство иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186.
93. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о всестороннем углублении российско-китайских отношений партнерства и стратегического взаимодействия 27 сентября 2010 года // kremlin.ru. URL: http://kremlin.ru/supplement/719.
94. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"// Российская газета RG.RU. URL: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html.
95. Basic Act on Ocean Policy // URL: https://www.kantei.go.jp/jp/singi/kaiyou/konkyo6.pdf.
96. Declaration on the conduct of parties in the South China sea // Association of Southeast Asian Nations. URL: http://asean.org/?static_post=declaration-on-the-conduct-of-parties-in-the-south-china-sea-2.
97. Defense of Japan 2008 //防衛省・自衛隊. Ministry of Defense. URL: http://www.mod.go.jp/e/publ/w_paper/2008.html.
98. Summary of the 2018 National Defense Strategy// U.S. Department of Defense. URL: https://www.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/2018-National-Defense-Strategy-Summary.pdf.
99. ウクライナ情勢をめぐる対露追加措置について(岸田外務大臣談話)16.12.2016 // 日本とロシア・ソ連関係資料集 / データベース「世界と日本」. URL: http://worldjpn.grips.ac.jp/documents/indices/JPRU/index.html.
100. 国家安全保障戦略について//防衛省・自衛隊. Ministry of Defense. URL:http://www.mod.go.jp/j/approach/agenda/guideline/security_strategy.html .
101. 旧「日米防衛協力のための指針」//防衛省・自衛隊.Ministry of Defense. URL: http://www.mod.go.jp/j/approach/anpo/shishin/sisin78.html.
102. サンフランシスコ平和条約。第二章。領域// 外務省. Ministry of Foreign Affairs. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/area/takeshima/pdfs/g_sfjoyaku01.pdf .
103. 対露外交の基本方針// 外務省. Ministry of Foreign Affairs. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/files/000044685.pdf.
104. 中期防衛力整備計画(平成26年度~30)について// 防衛省・自衛隊. Ministry of Defense. URL:http://www.mod.go.jp/j/approach/agenda/guideline/2014/pdf/chuki_seibi26-30.pdf .
105. 2017年の日本国外務省とロシア連邦外務省との間の協議計画 16.12.2016 // 日本とロシア・ソ連関係資料集 / データベース「世界と日本」. URL: http://worldjpn.grips.ac.jp/documents/indices/JPRU/index.html.
106. 日米共同声明:アジア太平洋及びこれを越えた地域の未来を形作る日本と米国 // 外務省. Ministry of Foreign Affairs. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/na/na1/us/page3_000756.html.
107. 日露ビジネス対話安倍総理スピーチ16.12.2016 // 日本とロシア・ソ連関係資料集 / データベース「世界と日本」. URL: http://worldjpn.grips.ac.jp/documents/indices/JPRU/index.html.
108. 日露和親条約//ウィキペディア。フリー百科事典. URL: https://ja.wikipedia.org/wiki/日露和親条約.
109. 日本国とアメリカ合衆国との間の安全保障条約 / ウィキペディア。フリー百科事典. URL: https://ja.wikipedia.org/wiki/日本国とアメリカ合衆国との間の安全保障条約. 
110. 日本国とアメリカ合衆国との間の相互協力及び安全保障条約// 外務省. Ministry of Foreign Affairs. URL: http://www.mofa.go.jp/mofaj/area/usa/hosho/jyoyaku.html.
111. 平成26年度以降に係る防衛計画の大綱について//防衛省・自衛隊. Ministry of Defense. URL:http://www.mod.go.jp/j/approach/agenda/guideline/2014/pdf/20131217.pdf .
112. 「平成29年北方領土返還要求全国大会」岸田外務大臣挨拶 7.02.2017 // 日本とロシア・ソ連関係資料集 / データベース「世界と日本」. URL: http://worldjpn.grips.ac.jp/documents/indices/JPRU/index.html.
113. 平成29年版 防衛白書.日本の防衛// 防衛省・自衛隊. Ministry of Defense. URL:http://www.mod.go.jp/j/publication/wp/wp2017/pdf/index.html .
114. 平成28年版 防衛白書.日本の防衛// 防衛省・自衛隊. Ministry of Defense. URL:http://www.mod.go.jp/j/publication/wp/wp2016/pdf/index.html .
115. 平成27年版 防衛白書.日本の防衛// 防衛省・自衛隊. Ministry of Defense. URL: http://www.mod.go.jp/j/publication/wp/wp2015/pdf/index.html .
116. プレス向け声明(北方四島における共同経済活動,平和条約締結問題)16.12.2016 // 日本とロシア・ソ連関係資料集 / データベース「世界と日本」. URL: http://worldjpn.grips.ac.jp/documents/indices/JPRU/index.html.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ