Сотрудничество России и Японии в области военной безопасности в условиях нестабильной обстановки в АТР
|
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Положение России и Японии в АТР в историческом контексте…....9
Формирование оборонной политики Японии до 2015 года………………………………9
Россия в АТР до 2015 года
Глава 2. Современная политическая обстановка в АТР……………………...29
Конфликт в Южно-Китайском море: причины возникновения и современная ситуация…
Территориальные споры Японии и соседних государств……………………………….36
Такэсима/Токто…
Сэнкаку/Дяоюйдао…
Южные Курилы/Северные территории………………………………………………......44
Проблема «Северокорейской угрозы»
Глава 3. Оборонные концепции России и Японии. Перспективы сотрудничества в области военной безопасности………………………..…..53
Оборонная концепция Японии…
Оборонная концепция России…………………………………………………………………57
Перспективы российско-японского сотрудничества в области военной безопасности
Заключение
Список использованной литературы
Глава 1. Положение России и Японии в АТР в историческом контексте…....9
Формирование оборонной политики Японии до 2015 года………………………………9
Россия в АТР до 2015 года
Глава 2. Современная политическая обстановка в АТР……………………...29
Конфликт в Южно-Китайском море: причины возникновения и современная ситуация…
Территориальные споры Японии и соседних государств……………………………….36
Такэсима/Токто…
Сэнкаку/Дяоюйдао…
Южные Курилы/Северные территории………………………………………………......44
Проблема «Северокорейской угрозы»
Глава 3. Оборонные концепции России и Японии. Перспективы сотрудничества в области военной безопасности………………………..…..53
Оборонная концепция Японии…
Оборонная концепция России…………………………………………………………………57
Перспективы российско-японского сотрудничества в области военной безопасности
Заключение
Список использованной литературы
Современная международная обстановка обозначена рядом локальных конфликтов, прямым следствием которых является развёртывание напряжённой обстановки в том или ином регионе. На сегодняшний день к таким регионам относятся Ближний Восток, Центральная Азия, а также Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Представленная работа посвящена исследованию причин нестабильной обстановки в АТР и путей взаимодействия государств региона для достижения военной безопасности, а конкретно взаимодействию России и Японии в данной сфере.
В настоящее время можно наблюдать процесс смещения т.н. центра тяжести мировой политической и экономической активности в Азиатско-Тихоокеанский регион. Расположенные здесь государства демонстрируют уверенные темпы экономического роста в условиях сложившейся в последние годы ситуации в международных финансах. Благодаря активной деятельности таких крупнейших организаций, как АСЕАН, можно сказать, что в регионе формируется новое полицентричное мироустройство. Поэтому для России азиатско-тихоокеанское направление является одним из главных приоритетов во внешней политике.
Несмотря на обострение отношений с некоторыми странами Западной Европы и США в связи с произошедшим в 2014 году переворотом в Украине и последовавшим за ним кризисом, Россия до сих пор сохраняет своё твёрдое положение на международной сцене. Нельзя исключать того факта, что данные события позволили российскому руководству усилить взаимодействие во многих сферах со странами Восточной Азии, в первую очередь с КНР. С момента вступления на должность председателя Китайской Народной Республики в марте 2013 года Си Цзиньпин не раз заявлял о желании китайского руководства укрепить сотрудничество с Россией как в сфере экономического и технического развития, так и в сфере безопасности. Усугубившаяся в 2017 году обстановка на Корейском п-ове стимулировала координирование действий обоих государств, направленных на устранение возникшей ситуации вокруг ядерных испытаний КНДР.
Кроме того, для некоторых стран АТР (Вьетнам, Индонезия, Мьянма, Бангладеш) Россия является поставщиком как энергоносителей (газ, нефть), так и военного оборудования. В сложившейся геостратегической обстановке именно Россия чаще всего воспринимается государствами обозначенного региона как наиболее приемлемый партнёр, перспектива сотрудничества с которым связана с наименьшими рисками, так как Россия проводит политику выстраивания многовекторного партнёрства и не ставит категоричных условий в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС). Закупки российских вооружений рассматриваются как возможность обеспечения военного баланса с соседними государствами в высокотехнологичных вооружениях. Таким образом, зависимость от США в сфере закупок вооружений снижается, тем более учитывая случаи применения Вашингтоном против отдельных стран санкций о поставке вооружений и запчастей. Для России расширение двусторонних отношений со странами региона позволяет проводить более диверсифицированную и сбалансированную политику, при этом практически не вмешиваясь в существующие сегодня в АТР территориальные споры.
Говоря непосредственно об отношениях России и Японии на современном этапе, следует отметить ещё раз, что Япония сегодня – один из важных партнёров России на Дальнем Востоке, с которым наша страна нацелена укреплять взаимовыгодные добрососедские отношения и развивать практическое взаимодействие в политической, торгово-экономической, научно-технической и гуманитарной областях. Продвижению российско-японского сотрудничества служит Совместное заявление, принятое лидерами обоих государств во время официального визита премьер-министра Японии АбэСиндзо в Россию в апреле 2013 года. В указанном документе были зафиксированы важнейшие направления дальнейшего расширения всего комплекса двусторонних связей. Значительное внимание было призвано уделять задаче усиления координации с Японией по основным международным вопросам с учетом её непостоянного членства в Совете Безопасности ООН.
За последние два года наблюдается заметная активизация российско-японских связей. Важнейшую роль в этом процессе играют контакты руководителей России и Японии. Так, 6 мая 2016 года состоялась рабочая поездка премьер-министра Японии в Сочи. Встречи на высшем уровне прошли также 2 сентября 2016 года в ходе Второго Восточного экономического форума во Владивостоке и 19 ноября 2016 года на саммите АТЭС в Лиме. В декабре 2016 года состоялся официальный визит президента России В.В.Путина в Японию (города Нагато и Токио), который стал значимым событием для двусторонних отношений. Итогом этого визита стало подписание 12 межправительственных и межведомственных документов, а также 68 коммерческих. Была подтверждена необходимость всестороннего развития российско-японских отношений, которые отвечали бы стратегическим интересам обеих сторон. По итогам данного визита были также согласованы заявления о начале переговоров по налаживанию на южных Курильских островах совместной хозяйственной деятельности, а также об упрощении процедур осуществления поездок бывших японских жителей островов для посещения расположенных там могил их предков.
Примечательным для нас является факт объявления о возобновлении формата «2+2» с участием руководителей внешнеполитических и оборонных ведомств. Были также достигнуты договорённости в сфере торгово-экономического взаимодействия, нацеленные на продвижение кооперации в таких областях, как энергетика, передовые технологии, промышленность, инфраструктура, инновации, сельское хозяйство и медицина на основе предложенного Абэ в Сочи «Плане сотрудничества» из восьми пунктов и российского списка приоритетных инвестиционных проектов.
Происходит интенсивное развитие российско-японских контактов и на высоком уровне также. В апреле 2016 года министр иностранных дел России С.В.Лавров провёл переговоры с бывшим тогда министром иностранных дел Японии КисидаФумио в Токио, а в декабре 2016 года принял его в Москве.
Также последовательно развиваются межпарламентские связи. Так в 2016 году состоялись визиты в Японию председателей обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации. На уровне заместителей министров иностранных дел осуществляются переговоры о заключении мирного договора (второй раунд состоялся в октябре 2015 года в Москве; две сессии третьего раунда – 22 июня 2016 года в Токио и 26 августа 2016 года в Москве). Российская сторона твёрдо придерживается позиции, что продвижение в данном вопросе возможно лишь при условии признания японской стороной в полном объёме итогов Второй мировой войны.
Современная внешняя политика Японии в АТР отличается разнонаправленностью, преемственностью и постоянством по многим ключевым вопросам. Несмотря на исторически сложившиеся непростые отношения Японии с её ближайшими соседями (Китай, Южная Корея, Северная Корея, Россия), между государствами продолжают развиваться активные торгово-экономические отношения. Так, Япония стоит на втором месте по экспорту в Китай по состоянию на 2017 год. Однако с 2013 года можно наблюдать стабильную неустойчивость в показателях торговли между двумя государствами в связи с ухудшением политических отношений на фоне усугубления споров вокруг островов Сэнкаку (кит. Дяоюйдао). Не способствуют и потеплению отношений между сторонами конкуренция между Китаем и США за влияние в регионе. Япония как неизменный партнёр США во многих ключевых областях особенно выказывала последним свою поддержку в «борьбе» с Китаем, опасаясь его гегемонистских настроений, что также могло отразиться на положении Японии в регионе.
Отношения между Японией и Южной Кореей так же, как и в случае с Китаем, основываются на торгово-экономическом и культурном взаимодействии. Однако в Южной Корее историческая память выражена сильнее, чем в Китае, что часто служит преградой для успешного взаимодействия между сторонами в сфере военной безопасности, поэтому и сегодня важным звеном консолидации сторон служит скорее не наличие общей «угрозы», а участие военных сил США.
В период с 2015 по 2017 гг. политический курс Абэ претерпел изменения в первую очередь по причине так называемой «ядерной угрозы» со стороны КНДР. В японском парламенте поднимается вопрос о пересмотре 9-й статьи Конституции, в которой говорится, что «японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.// Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается».
Действия японского руководства воспринимаются Китаем и Южной Кореей как стремление государства вернуться к милитаристскому режиму первой половины XX века. Неоднократные испытания ядерного оружия КНДР в непосредственной близости от территории Японии породили внутри японского общества своеобразный вопрос-противоречие: как обеспечить национальную безопасность на должном уровне, чтобы не нанести урон сложившемуся положительному образу Японии в некоторых странах региона.
Кроме того, в этот же период времени обнаруживается тенденция к проведению премьер-министром Японии более независимого от Вашингтона внешнеполитического курса в первую очередь в сторону России. Как показывают перечисленные выше действия обеих сторон, в двусторонних отношениях определённо произошёл положительный сдвиг, который впоследствии возможно послужит для решения таких важных вопросов как территориальный спор и заключение мирного договора между государствами. Возобновление формата «2+2», который мы упомянули выше, также благоприятствует появлению взаимодействия между сторонами в сфере обеспечения военной безопасности в регионе.
Принимая во внимание перечисленные выше факты, можно сказать, что проблема обеспечения военной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе должна быть рассмотрена высшим руководством России. Ещё в 2012 году президент В.В.Путин обозначил новый, восточный вектор политики России. Поэтому для обеспечения экономического роста и успешного взаимодействия с соседними государствами на восточных границах необходимо глубокое понимание существующих в регионе проблем, чтобы найти их решение, а также создать систему безопасности, используя уже имеющийся опыт России в решении международных конфликтов и членство нашей страны в таких региональных организациях как ШОС, АТЭС и АСЕАН (Россия выступает как партнёр по диалогу).
Что касается степени изученности темы о сотрудничестве России и Японии в области военной безопасности, то ценность данного исследования заключается в том, что впервые ставится вопрос не только о возможности существования такого взаимодействия между нашими государствами, но и о перспективах его развития. В работах, использованных при написании, в основном рассматриваются и анализируются вопросы торгово-экономических отношений и спор вокруг южных Курил (в японских трудах их называют Северными территориями). Ряд работ также посвящён отдельно действиям России в АТР и отдельно действиям Японии в АТР. В связи с этим, основной целью нашего исследования является изучение факторов нестабильной обстановки в регионе и поиск путей взаимодействия правительств России и Японии в сфере военной безопасности, учитывая существующий между сторонами территориальный спор. Главными задачами исследования являются:
1. Рассмотрение формирования японской оборонной политики в АТР до 2015 года, роли японо-американского союза, а также анализ процесса постепенного «вхождения» России в регион как ещё одного основного участника обеспечения военной безопасности в целях защиты своих границ.
2. Общий обзор и анализ основных факторов, влияющих на нестабильную политическую обстановку в регионе.
3. Анализ концепций национальной безопасности как части оборонной политики России и Японии.
4. Представление перспектив возникновения сотрудничества между Россией и Японией в области военной безопасности.
При написании работы в качестве источников использованы следующие документы: действующие в 2017 году Концепции национальной безопасности России и Японии; Оборонная стратегия США 2018 года; Сан-Францисский мирный договор 1951 года; Договоры безопасности США и Японии 1951 и 1960 гг.; Декларация поведения сторон в Южно-Китайском море 2002 года; Конвенция Организации Объединённых наций по морскому праву 1982 года; Основной закон о море 2007 года. Были рассмотрены Белые книги обороны Японии в период с 2015 по 2017 гг. Кроме того, автор исследования опирается на анализ политических новостей основных японских и российских СМИ для создания более полной картины обстановки в рассматриваемом регионе.
В настоящее время можно наблюдать процесс смещения т.н. центра тяжести мировой политической и экономической активности в Азиатско-Тихоокеанский регион. Расположенные здесь государства демонстрируют уверенные темпы экономического роста в условиях сложившейся в последние годы ситуации в международных финансах. Благодаря активной деятельности таких крупнейших организаций, как АСЕАН, можно сказать, что в регионе формируется новое полицентричное мироустройство. Поэтому для России азиатско-тихоокеанское направление является одним из главных приоритетов во внешней политике.
Несмотря на обострение отношений с некоторыми странами Западной Европы и США в связи с произошедшим в 2014 году переворотом в Украине и последовавшим за ним кризисом, Россия до сих пор сохраняет своё твёрдое положение на международной сцене. Нельзя исключать того факта, что данные события позволили российскому руководству усилить взаимодействие во многих сферах со странами Восточной Азии, в первую очередь с КНР. С момента вступления на должность председателя Китайской Народной Республики в марте 2013 года Си Цзиньпин не раз заявлял о желании китайского руководства укрепить сотрудничество с Россией как в сфере экономического и технического развития, так и в сфере безопасности. Усугубившаяся в 2017 году обстановка на Корейском п-ове стимулировала координирование действий обоих государств, направленных на устранение возникшей ситуации вокруг ядерных испытаний КНДР.
Кроме того, для некоторых стран АТР (Вьетнам, Индонезия, Мьянма, Бангладеш) Россия является поставщиком как энергоносителей (газ, нефть), так и военного оборудования. В сложившейся геостратегической обстановке именно Россия чаще всего воспринимается государствами обозначенного региона как наиболее приемлемый партнёр, перспектива сотрудничества с которым связана с наименьшими рисками, так как Россия проводит политику выстраивания многовекторного партнёрства и не ставит категоричных условий в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС). Закупки российских вооружений рассматриваются как возможность обеспечения военного баланса с соседними государствами в высокотехнологичных вооружениях. Таким образом, зависимость от США в сфере закупок вооружений снижается, тем более учитывая случаи применения Вашингтоном против отдельных стран санкций о поставке вооружений и запчастей. Для России расширение двусторонних отношений со странами региона позволяет проводить более диверсифицированную и сбалансированную политику, при этом практически не вмешиваясь в существующие сегодня в АТР территориальные споры.
Говоря непосредственно об отношениях России и Японии на современном этапе, следует отметить ещё раз, что Япония сегодня – один из важных партнёров России на Дальнем Востоке, с которым наша страна нацелена укреплять взаимовыгодные добрососедские отношения и развивать практическое взаимодействие в политической, торгово-экономической, научно-технической и гуманитарной областях. Продвижению российско-японского сотрудничества служит Совместное заявление, принятое лидерами обоих государств во время официального визита премьер-министра Японии АбэСиндзо в Россию в апреле 2013 года. В указанном документе были зафиксированы важнейшие направления дальнейшего расширения всего комплекса двусторонних связей. Значительное внимание было призвано уделять задаче усиления координации с Японией по основным международным вопросам с учетом её непостоянного членства в Совете Безопасности ООН.
За последние два года наблюдается заметная активизация российско-японских связей. Важнейшую роль в этом процессе играют контакты руководителей России и Японии. Так, 6 мая 2016 года состоялась рабочая поездка премьер-министра Японии в Сочи. Встречи на высшем уровне прошли также 2 сентября 2016 года в ходе Второго Восточного экономического форума во Владивостоке и 19 ноября 2016 года на саммите АТЭС в Лиме. В декабре 2016 года состоялся официальный визит президента России В.В.Путина в Японию (города Нагато и Токио), который стал значимым событием для двусторонних отношений. Итогом этого визита стало подписание 12 межправительственных и межведомственных документов, а также 68 коммерческих. Была подтверждена необходимость всестороннего развития российско-японских отношений, которые отвечали бы стратегическим интересам обеих сторон. По итогам данного визита были также согласованы заявления о начале переговоров по налаживанию на южных Курильских островах совместной хозяйственной деятельности, а также об упрощении процедур осуществления поездок бывших японских жителей островов для посещения расположенных там могил их предков.
Примечательным для нас является факт объявления о возобновлении формата «2+2» с участием руководителей внешнеполитических и оборонных ведомств. Были также достигнуты договорённости в сфере торгово-экономического взаимодействия, нацеленные на продвижение кооперации в таких областях, как энергетика, передовые технологии, промышленность, инфраструктура, инновации, сельское хозяйство и медицина на основе предложенного Абэ в Сочи «Плане сотрудничества» из восьми пунктов и российского списка приоритетных инвестиционных проектов.
Происходит интенсивное развитие российско-японских контактов и на высоком уровне также. В апреле 2016 года министр иностранных дел России С.В.Лавров провёл переговоры с бывшим тогда министром иностранных дел Японии КисидаФумио в Токио, а в декабре 2016 года принял его в Москве.
Также последовательно развиваются межпарламентские связи. Так в 2016 году состоялись визиты в Японию председателей обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации. На уровне заместителей министров иностранных дел осуществляются переговоры о заключении мирного договора (второй раунд состоялся в октябре 2015 года в Москве; две сессии третьего раунда – 22 июня 2016 года в Токио и 26 августа 2016 года в Москве). Российская сторона твёрдо придерживается позиции, что продвижение в данном вопросе возможно лишь при условии признания японской стороной в полном объёме итогов Второй мировой войны.
Современная внешняя политика Японии в АТР отличается разнонаправленностью, преемственностью и постоянством по многим ключевым вопросам. Несмотря на исторически сложившиеся непростые отношения Японии с её ближайшими соседями (Китай, Южная Корея, Северная Корея, Россия), между государствами продолжают развиваться активные торгово-экономические отношения. Так, Япония стоит на втором месте по экспорту в Китай по состоянию на 2017 год. Однако с 2013 года можно наблюдать стабильную неустойчивость в показателях торговли между двумя государствами в связи с ухудшением политических отношений на фоне усугубления споров вокруг островов Сэнкаку (кит. Дяоюйдао). Не способствуют и потеплению отношений между сторонами конкуренция между Китаем и США за влияние в регионе. Япония как неизменный партнёр США во многих ключевых областях особенно выказывала последним свою поддержку в «борьбе» с Китаем, опасаясь его гегемонистских настроений, что также могло отразиться на положении Японии в регионе.
Отношения между Японией и Южной Кореей так же, как и в случае с Китаем, основываются на торгово-экономическом и культурном взаимодействии. Однако в Южной Корее историческая память выражена сильнее, чем в Китае, что часто служит преградой для успешного взаимодействия между сторонами в сфере военной безопасности, поэтому и сегодня важным звеном консолидации сторон служит скорее не наличие общей «угрозы», а участие военных сил США.
В период с 2015 по 2017 гг. политический курс Абэ претерпел изменения в первую очередь по причине так называемой «ядерной угрозы» со стороны КНДР. В японском парламенте поднимается вопрос о пересмотре 9-й статьи Конституции, в которой говорится, что «японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.// Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается».
Действия японского руководства воспринимаются Китаем и Южной Кореей как стремление государства вернуться к милитаристскому режиму первой половины XX века. Неоднократные испытания ядерного оружия КНДР в непосредственной близости от территории Японии породили внутри японского общества своеобразный вопрос-противоречие: как обеспечить национальную безопасность на должном уровне, чтобы не нанести урон сложившемуся положительному образу Японии в некоторых странах региона.
Кроме того, в этот же период времени обнаруживается тенденция к проведению премьер-министром Японии более независимого от Вашингтона внешнеполитического курса в первую очередь в сторону России. Как показывают перечисленные выше действия обеих сторон, в двусторонних отношениях определённо произошёл положительный сдвиг, который впоследствии возможно послужит для решения таких важных вопросов как территориальный спор и заключение мирного договора между государствами. Возобновление формата «2+2», который мы упомянули выше, также благоприятствует появлению взаимодействия между сторонами в сфере обеспечения военной безопасности в регионе.
Принимая во внимание перечисленные выше факты, можно сказать, что проблема обеспечения военной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе должна быть рассмотрена высшим руководством России. Ещё в 2012 году президент В.В.Путин обозначил новый, восточный вектор политики России. Поэтому для обеспечения экономического роста и успешного взаимодействия с соседними государствами на восточных границах необходимо глубокое понимание существующих в регионе проблем, чтобы найти их решение, а также создать систему безопасности, используя уже имеющийся опыт России в решении международных конфликтов и членство нашей страны в таких региональных организациях как ШОС, АТЭС и АСЕАН (Россия выступает как партнёр по диалогу).
Что касается степени изученности темы о сотрудничестве России и Японии в области военной безопасности, то ценность данного исследования заключается в том, что впервые ставится вопрос не только о возможности существования такого взаимодействия между нашими государствами, но и о перспективах его развития. В работах, использованных при написании, в основном рассматриваются и анализируются вопросы торгово-экономических отношений и спор вокруг южных Курил (в японских трудах их называют Северными территориями). Ряд работ также посвящён отдельно действиям России в АТР и отдельно действиям Японии в АТР. В связи с этим, основной целью нашего исследования является изучение факторов нестабильной обстановки в регионе и поиск путей взаимодействия правительств России и Японии в сфере военной безопасности, учитывая существующий между сторонами территориальный спор. Главными задачами исследования являются:
1. Рассмотрение формирования японской оборонной политики в АТР до 2015 года, роли японо-американского союза, а также анализ процесса постепенного «вхождения» России в регион как ещё одного основного участника обеспечения военной безопасности в целях защиты своих границ.
2. Общий обзор и анализ основных факторов, влияющих на нестабильную политическую обстановку в регионе.
3. Анализ концепций национальной безопасности как части оборонной политики России и Японии.
4. Представление перспектив возникновения сотрудничества между Россией и Японией в области военной безопасности.
При написании работы в качестве источников использованы следующие документы: действующие в 2017 году Концепции национальной безопасности России и Японии; Оборонная стратегия США 2018 года; Сан-Францисский мирный договор 1951 года; Договоры безопасности США и Японии 1951 и 1960 гг.; Декларация поведения сторон в Южно-Китайском море 2002 года; Конвенция Организации Объединённых наций по морскому праву 1982 года; Основной закон о море 2007 года. Были рассмотрены Белые книги обороны Японии в период с 2015 по 2017 гг. Кроме того, автор исследования опирается на анализ политических новостей основных японских и российских СМИ для создания более полной картины обстановки в рассматриваемом регионе.
В заключении хотелось бы ещё раз озвучить основные выводы, сделанные в ходе исследования, а также дать небольшой политический прогноз, основываясь на современной политической обстановке в регионе и российско-японских отношений.
После окончания холодной войны в международных отношениях в Азиатско-Тихоокеанском регионе произошли важные изменения, которые отражали новые реалии постбиполярного мира. Процесс становления многополярности проявил себя в борьбе за лидерство нескольких держав: США, Китая, России, а также самой Японии. Успех Китая в области модернизации ракетного и космического потенциала подтолкнул американское правительство к разработке стратегии сдерживания Китая. Сложившаяся обстановка до сих пор рассматривается японским правительством как вызовы национальным интересам страны, что заставило провести обновление базовых подходов к политике в сфере безопасности. В 2007 году на основе Сил национальной обороны было создано Министерство обороны. В 2012 году Кабинет Абэ Синдзо объявил одной из своих главных задач создание современного военного потенциала, позволяющего вести боевые действия не только на территории Японии, но и за её пределами, при опоре на достигнутую экономическую и технологическую мощь. Тем не менее, азиатская направленность внешней политики Японии и её оборонная стратегия в регионе основывается как на ряде договоров с США и их союзниками, так и на изменениях в американской стратегической линии по отношению к некоторым странам региона. Однако с 2015 года наблюдается активизация двусторонних контактов с Россией во многих сферах, что говорит о том, что Япония стремится проявлять независимость от внешнеполитической линии своих основных партнёров.
В свою очередь Россия продолжает развивать курс на усиление вовлечённости в процессы политико-экономического взаимодействия на восточноазиатском пространстве. Сегодня Россия воспринимается в Азии в качестве одного из гарантов военно-политической стабильности и устойчивого развития. Основными стратегическими партнёрами в АТР остаются Китай и Вьетнам, которые заинтересованы в продолжении тесного разнопланового сотрудничества с Россией. Активно развиваются связи с Японией, Республикой Корея, а также диалоговое партнёрство с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Однако в регионе существуют такие проблемы, которые в виду специфических культурных традиций, присущих расположенным здесь государствам, решить в ближайшие несколько лет не представляется возможным. В первую очередь это касается территориальных споров между государствами, так как каждая из сторон не намерена менять свои интересы в угоду интересам «противника». Даже такая крупная региональная организация, как АСЕАН, не способна играть до конца роль посредника в решении ряда вопросов, так как между странами-участницами существуют внутренние противоречия и культурные различия. Ситуация усугубляется ещё и тем, что в споры вступают игроки (например, США), которые, используя существующие локальные конфликты, стремятся сохранить свои стратегические позиции в регионе.
Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день перспектива возникновения и развития сотрудничества России и Японии в области военной безопасности вполне очевидна, так как оно позволило бы снизить состояние напряжённости как в Северо-Восточной Азии, так и в АТР в целом. Согласно МИД Японии, одним из основных направлений японской внешней политики в отношении России является укрепление взаимодействия в сфере безопасности, а также проведение совместных военно-морских учений. Тем не менее, наличие таких преград, как охлаждение российско-американских отношений; усиление экономического противодействия Китая и США, а также проблемы в отношениях России и Японии, которые до сих пор остаются нерешёнными, мешает достичь усиления взаимодействия обоих государств в данной сфере. Однако анализ оборонных концепций России и Японии даёт нам возможность увидеть точки соприкосновения, благодаря которым стороны могут выстроить общие положения для сотрудничества в сфере военной безопасности. В случае же т.н. секторального подхода, то и России, и Японии необходимо лучше выстраивать отношения со странами Юго-Восточной Азии, которые могли бы стать своеобразными посредниками в выстраивании российско-японского взаимодействия в области безопасности, что также будет служить их интересам в урегулировании споров с Китаем в Южно-Китайском море.
С 2018 года наблюдается резкое изменение политической обстановки в исследуемом регионе. После Зимних Олимпийских игр в Пхёнчхане, в которых также приняли участие спортсмены из КНДР, произошло стремительное потепление во взаимоотношениях обеих Корей. В конце апреля состоялся Третий за всё время существования государств Межкорейский саммит, в ходе которого состоялся знаменательный переход лидера КНДР Ким ЧенЫна через пограничную линию с Республикой Корея. Во время встречи лидеров государств был осуществлён ряд договорённостей, которые позволят усилить экономическое взаимодействие, а также приостановить ядерные испытания Северокорейской стороны, особенно вызывающие опасения у Японии.
Данные события заставили США и Японию поменять своё отношение к «северокорейскому врагу». Если ещё весной 2017 года в мировых СМИ обсуждалась возможность возникновения Третьей мировой войны из-за противостояния между США и КНДР, то сегодня на повестке дня стоит вопрос о дальнейшем воссоединении государств Корейского полуострова, сокращение ядерного потенциала КНДР и усиление геостратегического влияния США в Северо-Восточной Азии. Японская сторона, которая неоднократно выражала одобрение действиям США, теперь так же, как и их партнёры, готова провести встречу с лидером КНДР. Это свидетельствует о том, что региональная политика Японии до сих пор придерживается линии США. К сожалению, такие попытки вовремя «сесть в поезд» могут не увенчаться успехом, так как обе Кореи в виду исторических событий достаточно холодно относятся к развитию отношений с Японией. Следует помнить, что у обоих государств достаточно тесное взаимодействие с Китаем, с которым у Японии также существует ряд политических противоречий. Можно ли назвать сегодняшнюю администрацию США тем самым партнёром, который в случае возникновения чрезвычайной ситуации выступит на стороне Японии? На наш взгляд, данное утверждение является сомнительным, так как нынешний президент США Д.Трамп будет придерживаться американских интересов, но не японских. По сути, Япония близка к ситуации, когда она может оказаться без поддержки в случае возникновения внешней угрозы. И именно поэтому сегодня так сильно уделяется внимание развитию самообороны страны, а также укреплению контактов с Россией.
Почему же для России важно усиление взаимодействия с Японией в сфере военной безопасности? На самом деле, наше государство находится практически в тех же условиях, когда политические взаимоотношения с соседними государствами теряют свою прочность, в связи с чем необходимо искать новых партнёров на Восточном направлении.
Позиция России в АТР нейтральна, но в экономическом смысле ещё слаба. Единственным государством, с которым на сегодняшний день наиболее активно развиваются отношения, является Китай. Однако следует помнить, что для Китая так же, как и для США, на первом месте стоят его экономические интересы, и России необходимо их учитывать, чтобы укрепить свои позиции в регионе, так как Китай является для многих государств главным экономическим партнёром. Кроме того, китайская сторона придерживается курса неучастия в каких-либо военных союзах. И если Россия сможет наладить с Японией военно-техническое сотрудничество, что в свою очередь было бы выгодно для японской стороны, то в случае разлада отношений с Китаем, Россия не потеряет свою стратегическое положение в регионе.
После окончания холодной войны в международных отношениях в Азиатско-Тихоокеанском регионе произошли важные изменения, которые отражали новые реалии постбиполярного мира. Процесс становления многополярности проявил себя в борьбе за лидерство нескольких держав: США, Китая, России, а также самой Японии. Успех Китая в области модернизации ракетного и космического потенциала подтолкнул американское правительство к разработке стратегии сдерживания Китая. Сложившаяся обстановка до сих пор рассматривается японским правительством как вызовы национальным интересам страны, что заставило провести обновление базовых подходов к политике в сфере безопасности. В 2007 году на основе Сил национальной обороны было создано Министерство обороны. В 2012 году Кабинет Абэ Синдзо объявил одной из своих главных задач создание современного военного потенциала, позволяющего вести боевые действия не только на территории Японии, но и за её пределами, при опоре на достигнутую экономическую и технологическую мощь. Тем не менее, азиатская направленность внешней политики Японии и её оборонная стратегия в регионе основывается как на ряде договоров с США и их союзниками, так и на изменениях в американской стратегической линии по отношению к некоторым странам региона. Однако с 2015 года наблюдается активизация двусторонних контактов с Россией во многих сферах, что говорит о том, что Япония стремится проявлять независимость от внешнеполитической линии своих основных партнёров.
В свою очередь Россия продолжает развивать курс на усиление вовлечённости в процессы политико-экономического взаимодействия на восточноазиатском пространстве. Сегодня Россия воспринимается в Азии в качестве одного из гарантов военно-политической стабильности и устойчивого развития. Основными стратегическими партнёрами в АТР остаются Китай и Вьетнам, которые заинтересованы в продолжении тесного разнопланового сотрудничества с Россией. Активно развиваются связи с Японией, Республикой Корея, а также диалоговое партнёрство с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Однако в регионе существуют такие проблемы, которые в виду специфических культурных традиций, присущих расположенным здесь государствам, решить в ближайшие несколько лет не представляется возможным. В первую очередь это касается территориальных споров между государствами, так как каждая из сторон не намерена менять свои интересы в угоду интересам «противника». Даже такая крупная региональная организация, как АСЕАН, не способна играть до конца роль посредника в решении ряда вопросов, так как между странами-участницами существуют внутренние противоречия и культурные различия. Ситуация усугубляется ещё и тем, что в споры вступают игроки (например, США), которые, используя существующие локальные конфликты, стремятся сохранить свои стратегические позиции в регионе.
Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день перспектива возникновения и развития сотрудничества России и Японии в области военной безопасности вполне очевидна, так как оно позволило бы снизить состояние напряжённости как в Северо-Восточной Азии, так и в АТР в целом. Согласно МИД Японии, одним из основных направлений японской внешней политики в отношении России является укрепление взаимодействия в сфере безопасности, а также проведение совместных военно-морских учений. Тем не менее, наличие таких преград, как охлаждение российско-американских отношений; усиление экономического противодействия Китая и США, а также проблемы в отношениях России и Японии, которые до сих пор остаются нерешёнными, мешает достичь усиления взаимодействия обоих государств в данной сфере. Однако анализ оборонных концепций России и Японии даёт нам возможность увидеть точки соприкосновения, благодаря которым стороны могут выстроить общие положения для сотрудничества в сфере военной безопасности. В случае же т.н. секторального подхода, то и России, и Японии необходимо лучше выстраивать отношения со странами Юго-Восточной Азии, которые могли бы стать своеобразными посредниками в выстраивании российско-японского взаимодействия в области безопасности, что также будет служить их интересам в урегулировании споров с Китаем в Южно-Китайском море.
С 2018 года наблюдается резкое изменение политической обстановки в исследуемом регионе. После Зимних Олимпийских игр в Пхёнчхане, в которых также приняли участие спортсмены из КНДР, произошло стремительное потепление во взаимоотношениях обеих Корей. В конце апреля состоялся Третий за всё время существования государств Межкорейский саммит, в ходе которого состоялся знаменательный переход лидера КНДР Ким ЧенЫна через пограничную линию с Республикой Корея. Во время встречи лидеров государств был осуществлён ряд договорённостей, которые позволят усилить экономическое взаимодействие, а также приостановить ядерные испытания Северокорейской стороны, особенно вызывающие опасения у Японии.
Данные события заставили США и Японию поменять своё отношение к «северокорейскому врагу». Если ещё весной 2017 года в мировых СМИ обсуждалась возможность возникновения Третьей мировой войны из-за противостояния между США и КНДР, то сегодня на повестке дня стоит вопрос о дальнейшем воссоединении государств Корейского полуострова, сокращение ядерного потенциала КНДР и усиление геостратегического влияния США в Северо-Восточной Азии. Японская сторона, которая неоднократно выражала одобрение действиям США, теперь так же, как и их партнёры, готова провести встречу с лидером КНДР. Это свидетельствует о том, что региональная политика Японии до сих пор придерживается линии США. К сожалению, такие попытки вовремя «сесть в поезд» могут не увенчаться успехом, так как обе Кореи в виду исторических событий достаточно холодно относятся к развитию отношений с Японией. Следует помнить, что у обоих государств достаточно тесное взаимодействие с Китаем, с которым у Японии также существует ряд политических противоречий. Можно ли назвать сегодняшнюю администрацию США тем самым партнёром, который в случае возникновения чрезвычайной ситуации выступит на стороне Японии? На наш взгляд, данное утверждение является сомнительным, так как нынешний президент США Д.Трамп будет придерживаться американских интересов, но не японских. По сути, Япония близка к ситуации, когда она может оказаться без поддержки в случае возникновения внешней угрозы. И именно поэтому сегодня так сильно уделяется внимание развитию самообороны страны, а также укреплению контактов с Россией.
Почему же для России важно усиление взаимодействия с Японией в сфере военной безопасности? На самом деле, наше государство находится практически в тех же условиях, когда политические взаимоотношения с соседними государствами теряют свою прочность, в связи с чем необходимо искать новых партнёров на Восточном направлении.
Позиция России в АТР нейтральна, но в экономическом смысле ещё слаба. Единственным государством, с которым на сегодняшний день наиболее активно развиваются отношения, является Китай. Однако следует помнить, что для Китая так же, как и для США, на первом месте стоят его экономические интересы, и России необходимо их учитывать, чтобы укрепить свои позиции в регионе, так как Китай является для многих государств главным экономическим партнёром. Кроме того, китайская сторона придерживается курса неучастия в каких-либо военных союзах. И если Россия сможет наладить с Японией военно-техническое сотрудничество, что в свою очередь было бы выгодно для японской стороны, то в случае разлада отношений с Китаем, Россия не потеряет свою стратегическое положение в регионе.
Подобные работы
- Сотрудничество России и Японии в сфере безопасности
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Взаимоотношения КНР и РФ на современном этапе (2013-2018 гг.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЯПОНИЯ И АСЕАН В УСЛОВИЯХ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЪЮКТУРЫ (1991 Г. - НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ЯПОНИЯ И АСЕАН В УСЛОВИЯХ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЪЮКТУРЫ (1991 Г. – НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Роль Республики Корея в формировании системы безопасности в Восточной Азии на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Японо-американский союз в период администрации Синдзо Абэ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ВОСПРИЯТИЕ ОБЩЕСТВОМ И ВЛАСТЬЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СПОРА МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ КОРЕЯ И ЯПОНИЕЙ В 2005-2022 ГГ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2025 - ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИКИ США В АТР В XXI ВЕКЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - Сообщество Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) как модель интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021



