Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНОЙ МЕТАФОРЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Работа №141036

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы134
Год сдачи2023
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНОЙ МЕТАФОРЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ, КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА 10
1.1. ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНЫХ МЕТАФОР 10
1.1.1. ФЕНОМЕНЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНЫХ МЕТАФОР В РЕЧИ КЛИЕНТА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ 10
1.1.2. ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНЫХ МЕТАФОР В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ 12
1.1.3. ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНЫХ МЕТАФОР В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ 15
1.2. ИССЛЕДОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНЫХ МЕТАФОР В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 17
1.2.1. ПОНЯТИЕ МЕТАФОРЫ, КАК ПРЕДМЕТА ИЗУЧЕНИЯ ЛИНГВИСТИКИ 18
1.2.2. МЕТАФОРА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 21
1.2.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОР В ПРИКЛАДНОЙ РАБОТЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ 25
1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНЫХ МЕТАФОР В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ 31
1.3.1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНЫХ МЕТАФОР 32
1.3.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОР КАК ИНСТРУМЕНТА ПРЕОБРАЗУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 35
1.3.3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ И ЛАНДШАФТНЫХ МЕТАФОР НА ОСНОВАНИИ ВЛИЯНИЯ ПРИРОДЫ И АРХИТЕКТУРЫ НА ЧЕЛОВЕКА 39
1.3.4. СЕМАНТИЧЕСКОЕ НАПОЛНЕНИЕ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНЫХ МЕТАФОР 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 48
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В РАМКАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНОЙ МЕТАФОРЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ 51
2.1. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНОЙ МЕТАФОРЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ 52
2.1.1. ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 52
2.1.2. МЕТОДЫ СБОРА ДАННЫХ 56
2.1.3. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ
ПРЕОБРАЗУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 59
2.1.4. ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ 63
2.1.5. ОБРАБОТКА ДАННЫХ 70
2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 72
2.2.1. ПРОВЕРКА СТАТИСТИЧЕСКОЙ ЗНАЧИМОСТИ 72
2.2.2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕРВОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЫ (АРХИТЕКТУРНАЯ МЕТАФОРА) 77
2.2.3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВТОРОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЫ (ЛАНДШАФТНАЯ МЕТАФОРА) 87
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 103
ПРИЛОЖЕНИЯ 1-5 112

Человек находится в пространстве, окруженный предметами ландшафта и архитектуры, и опыт взаимодействия с этими объектами служит основой для метафорики языка, особенно пространственных метафор, которые мы часто используем в нашей повседневной жизни [Лавренова]. Такие метафоры имеют большое значение в выражении наших чувств и эмоций, мы говорим: «трудно подниматься», «создал мост», «я в тупике», «передо мной необъятный океан», «иду по течению», «дорога жизни», «для меня это будто темный лес». Таким образом формируется языковая компетенция, что находит отражение в практике использования метафор во всех сферах жизни человека. Однако, несмотря на широкое использование архитектурных и ландшафтных метафор, открывающих доступ к личному и коллективному бессознательному, их важность в конкретных контекстах не признается.
Кроме того, 14 сентября 2022 года был выпущен приказ Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта "Психолог-консультант"». Данный приказ вступил в силу с 1 марта 2023 г., и он предполагает выбор и использование психологом-консультантом эффективных методов психологического консультирования для разрешения представляемых проблем, а также адаптировать новые методы консультирования в практике. Такое внимание к профессии психолога-консультанта в России направляет нас на поиск новых возможностей психологического консультирования, использование средств выразительности в работе и новый взгляд на метафору как технологию.
Мы обратили внимание именно на метафоричность, так как в политике и публицистике метафоры уже активно распространены и используются средство воздействия на сознание, особенно в моменты политических потрясений, а наш язык насыщается именно примерами метафор из такого политического дискурса (метафора «дом» - чужаки вторглись в наши дома, метафора «поле» - тяжелым сапогом топчут наши поля). Наша же работа позволит проанализировать и использовать данные метафоры для работы с проблемами клиента, а их интерпретация позволит также противостоять манипуляции в общественной жизни. Таким образом, на основании вышеизложенных положений, выделяется актуальность нашего исследования...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы было выявить возможности архитектурно-ландшафтных метафор как средства работы психолога-консультанта.
Было определено проблемное поле использования архитектурно-ландшафтных метафор, как в общественной жизни, так и в процессе психологического консультирования. Мы выяснили, что архитектурно - ландшафтные метафоры применяются людьми в повседневной жизни достаточно часто и это может быть как характеристикой каких-либо аспектов жизни личности, так и способом манипуляции сознанием в средствах массовой информации. В психологическом консультировании могут возникнуть сложности с распознаванием, интерпретацией и использованием архитектурно-ландшафтных метафор. Таким образом, мы отметили необходимость методической разработки, которая будет заключаться в моделировании «ландшафта жизненного пути» и «личностной архитектуры Путника», позволит облегчить работу с метафорами ландшафта и архитектуры и даст возможности для их подробной интерпретации.
Был проведен анализ научной литературы, рассмотрены метафоры в прикладной психологии и влияние метафор на психические процессы личности. Мы проанализировали статьи отечественных и зарубежных специалистов, занимающихся вопросами потенциала и использования метафор как составляющих психических процессов и как средства для прикладной работы в психологическом консультировании. Исследования были разделены на обращенные к попыткам классифицировать метафоры в консультировании и исследования, стремящиеся описать психические процессы, которые вызывают использование метафор и механизмы их влияния. Кроме того, было отмечено, что наиболее широко описаны в психологическом консультировании метафора нарратива, метафорические ассоциативные карты, метафора жизненного пути, метафора в когнитивно-поведенческой и гуманистической терапии. Мы выделили, что метафоры обладают психотехническим потенциалом, но применительно к архитектурно-ландшафтным мы обнаружили, что нигде не указано, в чем особенности данных метафор и какие у них есть дополнительные возможности...


1. Bates C.F. «I am a waste of breath, of space, of time» metaphors of self in a pro-anorexia group // Qualitative Health Research. 2015. 25 (2). Pp. 189-204.
2. Blanton P.G. Adding Silence to Stories: Narrative Therapy and Contemplation // Contemporary Family Therapy. 2007. 4. №. 29. Pp. 211-221. DOI: 10.1007 / s10591-007-9047-x
3. Corazon S.S., Schilhab T.S., Stigsdotter U.K. Developing the therapeutic potential of embodied cognition and metaphors in nature-based therapy: Lessons from theory to practice // Journal of Adventure Education & Outdoor Learning. 2011. 11 (2). Pp. 161-171.
4. Friedberg R.D., Wilt L.H. Metaphors, and stories in cognitive behavioral therapy with children // Journal of Rational-Emotive & Cognitive-Behavior Therapy. 2010. 28 (2). Pp. 100-113.
5. Fullagar S., O’Brien W. Immobility, battles, and the journey of feeling alive: Women’s metaphors of self-transformation through depression and recovery //Qualitative health research. 2012. 22 (8). Pp. 1063-1072.
6. Graham J. Narrative Therapy for Treating Video Game Addiction // International Journal of Mental Health & Addiction. 2014, Т. 12, №. 6. С. 701-707
7. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. University of Chicago press, 2008 P. 256
8. Lawson G. The hero's journey as a developmental metaphor in counseling // The Journal of Humanistic Counseling, Education and Development. 2005. 44 (2). Pp. 134-144. DOI: 10.1002 / j.2164-490X.2005.tb00026.x
9. Nadeau J.W. Metaphorically speaking: The use of metaphors in grief therapy // Illness. Crisis & Loss. 2006. 14 (3). Pp. 201-221.
10. Powell M.L., Newgent R.A., Lee S.M. Group cinematherapy: Using metaphor to enhance adolescent self-esteem // The arts in psychotherapy. 2006. 33 (3). Pp. 247-253.
11. Roessler K.K. Healthy Architecture! Can environments evoke emotional responses? // Global journal of health science. 2012. 4 (4). Pp. 83-89. DOI: 10.5539/gjhs.v4n4p83
12. Ruini C. et al. Positive Narrative Group Psychotherapy: the use of traditional fairy tales to enhance psychological well-being and growth // Psychology of Well-being. 2014. Т. 4. №. 1. Pp. 1-9.
13. Szokolszky A. Perceiving metaphors: An approach from developmental ecological psychology // Metaphor and Symbol. 2019. 34 (1). Pp. 17-32. DOI: 10.1080 / 10926488.2019.1591724
14. Аванесян М.О. Психологические механизмы понимания и создания метафоры: специальность 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии: дис. канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2013. 202 с.
15. Авраменко Н.Н., Вишневецкая Ю.В. Ресурсы сказкотерапии для решения психологических проблем подростков // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2020. Т. 2. №. 3. С. 68-80...81


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ