ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПСИХОЛОГИИ ДЕНЕГ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 9
1.1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ К ДЕНЬГАМ 9
1.1.1 СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ 11
1.1.2. ТРУДНОСТИ ПСИХОЛОГА В РАБОТЕ С ФЕНОМЕНОМ «ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ» 13
1.2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ В ПСИХОЛОГИИ ДЕНЕГ 15
1.2.1 ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ПСИХОЛОГИИ ДЕНЕГ 15
1.2.2 НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ В ПСИХОЛОГИИ ДЕНЕГ 18
1.2.3 МОНЕТАРНЫЕ АТТИТЮДЫ 26
1.2.4 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ ДЕНЕГ 31
1.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 33
1.4. ПОСТАНОВКА ГИПОТЕЗ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОТНОШЕНИЯ К ДЕНЬГАМ У ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С РАЗНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА 39
2.1. ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 46
2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 49
2.3.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА 49
2.3.2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОНЕТАРНЫХ УСТАНОВОК 55
2.3.3. ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ 58
2.4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГАМ ПО РАБОТЕ С ДЕНЕЖНЫМИ УСТАНОВКАМИ 63
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 82
Актуальность исследуемой темы. Актуальность темы исследования определяется, с одной стороны существенными изменениями, происходящими в экономике страны, требующими высокой экономической эффективности бизнеса, а с другой - необходимостью учитывать социально-психологические феномены отношения к деньгам, поскольку эти отношения во многом определяют экономическое поведение [Семенов, 2004].
Предпринимательство играет решающую роль в экономическом росте, создании новых рабочих мест, является опорой стабильного развития государства. Общество заинтересовано в развитии новых бизнесов. Вместе с тем, большое количество компаний закрывается: с 2015 по 2020 год в стране было закрыто 3 тыс. компаний, а открыто 2 тыс. компаний [Трубникова]. Основной причиной закрытия является убыточность деятельности, отражающая неэффективность принятых финансовых решений.
Осознавая важность развития бизнеса, Правительством Российской Федерации была утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в России на период до 2030 года (№1083-р от 02 июня 2016 года). Ее стратегическим ориентиром является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в два раза. В условиях западных санкций дополнительно возросли требования к уровню компетенций предпринимателей, в том числе финансовых, так как необходимо быстро реагировать и адаптироваться под новые экономические условия. Важным фактором в системе отношений предпринимателя, а также в характеристике его социальной психологии в целом, является отношение к деньгам.
Деньги и стремление к финансовому благополучию являются одними из самых фундаментальных человеческих мотиваторов. Эту идею можно найти уже в работах А. Смита, также она отражена в основополагающих трудах в психологии и экономике, например, в теории человеческой мотивации А.Маслоу [Маслоу] или в теории человеческого капитала Г.Беккера [Беккер].
Вопрос отношения к деньгам волнует многих людей, согласно данным Яндекс.Вордстат в апреле 2023 года запросы с такой формулировкой составили 19 тысяч в месяц.
Психология отношения к деньгам рассматривается в рамках экономической психологии. Исследование монетарных отношений ведется как отечественными, так и зарубежными учеными, что подтверждает актуальность и востребованность темы. Были проведены исследования об отношении к деньгам в зависимости от классовой принадлежности [Дейнека, 2004], гендера [Семенов, 2004], возраста [Филиогло], самооценки [Горчакова, Ларионова, Обуховская, Козлова], об отношении к деньгам предпринимателей [Журавлев, Купрейченко, 2009], студентов [Камнева, Анненкова, Шершакова] и др. Исследованиями подтверждено, что отношение к деньгам оказывает значительное влияние на инвестиционные решения [Furnham], экономическое благополучие [Phan, T.Chung, Rieger, M. Oliver, Mei] и др.
Теоретический анализ научных подходов в психологии денег был проведен на основании исследований отечественных и зарубежных авторов.
В ходе анализа было выявлено, что монетарные установки (монетарные аттитюды) являются уровневыми компонентами отношения к деньгам и факторами, которые лежат в основе монетарного поведения.
Наиболее активно исследование монетарных аттитюдов проводили зарубежные ученые. Ими были созданы опросники для измерения установок по отношению к деньгам.
На основе теоретического анализа был разработан методический инструментарий для проведения исследования взаимосвязи монетарных аттитюдов и эффективности деятельности предпринимателей. По результатам анкетирования были сформированы две группы: эффективные предприниматели и менее эффективные предприниматели.
В ходе эмпирического исследования сравнительный анализ не выявил существенного влияния денежных сценариев, как в целом по выборке, так и в группах (эффективный и менее эффективный бизнес)
По результатам корреляционного анализа выявлена взаимосвязь между монетарными аттитюдами Обеспокоенность деньгами и эффективностью бизнеса. Также выявлено различие монетарных установок предпринимателей, имеющих эффективный бизнес, с установками менее успешных предпринимателей. Предприниматели с менее эффективным бизнесом больше подвержены жизненному сценарию «Обеспокоенность деньгами».
Таким образом, гипотезы исследования подтвердились.
С учетом полученных в результате исследования данных, были разработаны рекомендации по работе с денежными сценариями.
Проведенное исследование дополняет имеющиеся теоретические наработки по проблеме предпринимательской деятельности. Выявленные закономерности могут быть полезны психологам при работе с денежными установками предпринимателей и педагогам по формированию и коррекции у школьников и студентов положительного отношения к деньгам, обучению финансовой грамотности...
1. Antonides G., Van Der Sar N.L. Individual expectations, risk perception and preferences in relation to investment decision making // Journal of Economic Psychology. 1990. №. 11(2). P. 227—245.
2. Belas J. et al. Important factors of financial risk in the SME segment // Journal of International Studies. 2018. №. 11. Р. 80—92.
3. Endelberg E., Sjoberg L. Money Attitudes and Emotional Intelligence // Journal of Applied Social Psychology. 2006. №. 36(8). Р. 2027—2047. DOI:10.1111/j.0021-9029.2006.00092.x
4. Franzen A., Mader S. The Importance of Money Scale (IMS): A new instrument to measure the importance of material well-being // Personality and individual differences. 2022. №.184. P. 1—10. DOI: 10.1016/j .paid.2021.111172
5. Furnham А. Many sides of the coin: The psychology of money usage // Personality and Individual Differences. 1984. Volume 5. №5. P. 501—509. https://doi.org/10.1016/0191-8869(84)90025-4.
6. Kappal J.M., Rastogi S. Investment behaviour of women entrepreneurs //Qualitative Research in Financial Markets. 2021. №. 7(6). P. 127—130.
7. Klontz B.T., Britt S.L., Archuleta K.L., Klontz T. Disordered Money Behaviors: Development of the Klontz Money Behavior Inventory // Journal of Financial Therapy. 2012. № 3 (1) 2. P. 17—42. https://doi.org/10.4148/jft.v3i1.1485.
8. Klontz B.T., Britt S.L., Mentzer J., Klontz T. Money beliefs and financial behaviors: Development of the Klontz Money Script Inventory // Journal of Financial Therapy. 2011. № 2(1). P.1—22. DOI: 10.4148/jft.v2i 1.451
9. Lay A., Furnham A.A New Money Attitudes Questionnaire // European Journal of Psychological Assessment. 2018. №. 35(6). P. 1—10. http://dx.doi.org/10.1027/1015- 5759/a000474
10. Mewse A.J., Lea S.E.G., Wrapson W. First steps out of debt: Attitudes and social identity as predictors of contact by debtors with creditors // Journal of Economic Psychology. 2010. № 31(6). P. 1021—1034.
11. Petrovskaya I., Zaverskiy S., Kiseleva E. Attitude to entrepreneurship in Russia: Three-dimensional institutional approach // Advances in Systems Science and Applications. 2017. №. 2 (17). Р. 29—43.
12. Phan, T.Chung, Rieger, M. Oliver, Mei Segmentation of financial clients by attitudes and behavior : A comparison between Switzerland and Vietnam // The international journal of bank marketing. 2018. Vol. 37. №1. Р. 44 — 68.
13. Агаджанян А.С. Буддийский путь в XX веке: Религиозные ценности и современная история стран тхеравады. Москва: Наука. Восточная литература, 1993. 295 с.
14. Акбарова А.А. Оценка денег и экономического статуса как фактор экономического самоопределения современной молодежи // Психология в экономике и управлении. 2014. №1. С. 45—49.
15. Барков С.А. Народы и деньги: от любви до ненависти // Родина.
2009. № 1. С. 13—15...91