Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мотивация и спортивные достижения

Работа №141019

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
63
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения соотношения уровня мотивации и спортивных достижений 7
1.1. Теоретический анализ понятия мотивация в спортивной психологии 7
1.2. Особенности мотивации спортсменов с разными спортивными достижениями 18
1.3. Особенности мотивации к спортивной деятельности в подростковом возрасте 27
Глава 2. Исследование соотношения уровня мотивации и спортивных достижений 35
2.1. Цель, задачи исследования 35
2.2. Описание методов исследования 36
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов 39
Глава 3. Методы и методики повышения уровня мотивации спортсменов 50
3.1. Педагогические условия повышения уровня мотивации спортсменов 50
3.2. Практические рекомендации по повышению уровня мотивации спортсменов 57
Заключение 61
Список литературы 65
Приложение


В настоящее время важной составной частью государственной социально-экономической политики является всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта. Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта - оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях. Актуальность такой политики связана с несовершенством системы управления физической культурой и спортом в России, слабой нормативно-правовой базой в сфере физической культуры и спорта, слабым бюджетным финансированием. Теряют престиж профессии преподавателя физической культуры и тренера. Утрачиваются ведущие позиции отечественного спорта в международном олимпийском движении и международных спортивных организациях.
Не всегда эффективно используются возможности спорта высших достижений в решении экономических и социальных проблем общества.
Актуальным остается вопрос о том, как в подобных социально-экономических условиях проводить физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу среди населения и особенно среди молодежи.
В концепции развития физической культуры и спорта Российской Федерации определяются механизмы и направления развития, одним из которых является «формирование мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом, повышению уровня знаний по вопросам физической культуры и спорта, а также к добровольному участию в физкультурно-спортивном движении» среди молодежи и школьников.
Актуальность обуславливает и тот факт, что в реальной педагогической практике большинство физкультурно-оздоровительных мероприятий не приводят к формированию у учащихся самостоятельной, мотивированной и устойчивой деятельности по самооздоровлению средствами физической культуры.
У рассматриваемой проблемы имеется также другая сторона, так, современный спортсмен может достичь высоких результатов в спорте только при условии, следования режиму, и тяжелых тренировок. К такому он должен быть подготовлен не только физически но и психологически и морально. Эту готовность нужно постоянно развивать и совершенствовать в ходе тренировочного процесса. Результаты в современном спорте тесно переплетаются с мотивационной сферой человека. Мотивация направляет его к поставленной цели, влияет на процессы, происходящие в организме. Зависимость результатов от мотивации спортсмена это ее главная особенность. В условиях жесткой конкуренции высокие результаты может показать только мотивированный спортсмен, обладающий четко выраженной мотивацией. Не учитывая мотивационных факторов спортивные тренера, педагоги, спортсмены могут не реализовать те силы которые они прилагали при занятиях спортом.
Благодаря систематизированию и теоретическому разбору отечественных исследователей Р.А. Пилоян, Ю.Л Ханин, Е.П. Ильин Г.Д. Бабушкин и Е.Г. Бабушкина, и др. можно утверждать, что вопросы определения сущности и содержания психологической готовности подростков к спорту, механизмов ее возникновения, функционирования и развития в спортивной деятельности достаточно изучены, определены общие подходы к ее формированию на различных этапах спортивного совершенствования. Но в то же время, остаются малоисследованными психологические особенности спортсменов подросткового возраста, взаимосвязи между спортивной мотивацией и мотивами занятий спортом, волевыми качествами, педагогические условия повышения спортивной мотивации.
Данные обстоятельства обеспечивают актуальность обращения к проблеме изучения соотношения уровня мотивации и спортивных достижений в подростковом возрасте.
Цель исследования – определить особенности соотношения уровня мотивации и спортивных достижений в подростковом возрасте.
Объект исследования – мотивация и спортивные достижения.
Предмет исследования – соотношение уровня мотивации и спортивных достижений в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Исследовать мотивацию успеха и избежания неудач.
2. Выявить мотивы занятия спортом.
3. Исследовать результативность.
4. По результатам исследования предложить систему мероприятий по повышению мотивации спортсменов (оставить)
Гипотеза исследования: Первая гипотеза основана на том, что мотивация соотносится со спортивными достижениями у подростков, занимающихся греблей на байдарках и каноэ, в частности чем выше уровень достижения успеха, то тем выше уровень спортивных достижений у подростков. Вторая гипотеза основана на том, что мотивация соотносится со спортивными достижениями у подростков, занимающихся греблей на байдарках и каноэ, в частности чем выше уровень мотивации славы и престижа, получения эмоционального удовольствия от спорта, тем выше уровень спортивных достижений у подростков.
Выборка исследования: субъектами исследовательской процедуры выступают 40 подростков в возрасте от 13 до 17 лет, занимающиеся спортом (гребля).
Методы исследования:
1. Метод анализа научных источников.
2. Методы практического психолого-педагогического исследования – методы опроса и тестирования, а также экспертного опроса. Для исследования особенностей мотивации нами были использованы следующие психодиагностические стандартизированные методики:
− Методика «Мотивы занятий спортом» (А.В. Шаболтас)
− «Методика изучения мотивов занятий спортом» (В.И. Тропников).
− Методика Эллерса на мотивацию достижения успеха.
− Методика Эллерса на мотивацию избегания неудач.
3. Методы математической статистики:
− Описательная статистика.
− Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Научная новизна исследования заключается в том, что были получены новые данные о мотивации спортивной деятельности у подростков, а также исследовано соотношение уровня мотивации и спортивных достижений в подростковом возрасте.
Практическая значимость исследования: полученные данные могут быть использованы спортивными психологами и тренерами для оптимизации тренерской работы со спортсменами подросткового возраста, занимающихся греблей, находящимися на разных стадиях овладения спортивной деятельности.
Структура исследования соответствует цели и задачам и включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы, а также приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современной отечественной и зарубежной психологии выполнены многочисленные исследования, посвященные различным психологическим аспектам спортивной деятельности. Особенности функционирования и формирования психики спортсменов в спортивной деятельности рассматриваются в исследованиях А.Н. Блеера, Б.А Вяткина, Г.Д. Горбунова, Е.Н. Гогунова, Г.Б. Горской, Е.П. Ильина, Б.И. Мартьянова, А.Ц. Пуни, А.В. Родионова, П.А. Рудика, В.Ф. Сопова, Н.Б. Стамбуловой и других исследователей. Одной из основных психологических проблем спортивной деятельности является выделение субъектных детерминант успешности спортсменов. Данная проблематика широко представлена в исследованиях спортивной деятельности, имеет много аспектов и направлений; полученные результаты обширны и разнообразны. Авторами рассматриваются вопросы, связанные с отбором талантливых спортсменов; формированием оригинальных спортивных техник, соответствующих конституциональным и психологическим особенностям спортсмена; развитием психических качеств, составляющих структуру специальных способностей спортсмена. Немаловажное значение в исследовании проблемы обеспечения успешности спортивной деятельности имеют вопросы исследования мотивационной сферы личности, в частности – мотивации достижения успеха, ее связи с объективной успешностью спортивной деятельности.
Понятие «мотивационная сфера личности» используется в рамках современной психологической науки в двояком смысле – как обозначение системы факторов, которые детерминируют поведение человека, а также как характеристики процесса стимуляции и поддержания поведенческой активности на определенном уровне. Мотивационная сфера личности рассматривалась нами как система причин психологического характера, которые способствуют объяснению поведения человека, его направленности и активности. Мотивация выступает ведущим фактором регулирования активности человека, его поведения и деятельности и имеет существенный интерес для психологических исследований.
Мотивационная сфера личности в рамках психологической науки рассматривается как система факторов, которые организуют и направляют поведение человека. Данный процесс организации и направления поведения и деятельности может быть обусловлен как внутренними (физиологическими и психологическими), так и внешними факторами (профессиональные, экономические, социальные, экономические и т.п.). Мотивационные процессы могут рассматриваться как регулятивные компоненты психического функционирования, которые придают данному процессу субъективную окраску. Данные процессы связаны с процессами формирования и реализации мотивов или же осознанного побуждения и имеют выраженные побудительные функции. Еще более очевидным является обращение к проблеме исследования мотивации к успехов у спортсменов обуславливается отсутствием информации относительно влияния данной спортивной деятельности на структуру мотивации успеха у спортсменов.
Спортивная деятельность достаточно сложна и осуществляется в экстремальных условиях соревновательного характера. Следует отметить, что успешность преодоления экстремальных ситуаций, находится в зависимости от опыта участия спортсмена в соревнованиях. Внутренним контуром системы «спортивная деятельность» является личность и организм спортсмена, внешним — воздействия спортивных упражнений, соперника, тренера.
Системообразующим фактором, вокруг которого происходит группировка всех компонентов системы «спортивная деятельность», является максимальный спортивный результат. Спортивная деятельность в зависимости от функциональных задач, решаемых спортсменом, делится на шесть актуальных отрезков: обучение, тренировка, восстановление, подготовка к соревнованию, соревнование, послесоревнование.
С целью исследования соотношения уровня мотивации и спортивных достижений в подростковом возрасте нами было осуществлено эмпирическое исследование. Участниками исследования стали 40 подростков в возрасте от 13 до 17 лет, занимающихся в секции гребли. На основании результатов эмпирического исследования нами сделаны следующие выводы:
1. Большинство подростков – участников исследования ориентированы на самоутверждение, развитие собственных физических особенностей и качеств, а также ориентированы на достижение успеха в рамках спортивной деятельности.
2. Определено, что занятия спортом у большинства участников исследования определяются субъективной значимостью спорта для развития психологических качеств и особенностей, для улучшения и сохранения физического состояния, а также получение удовольствия от спортивной деятельности.
3. Типичной для подростков, занимающихся спортом характерен преимущественно умеренно высокий уровень мотивации достижения.
4. В ходе корреляционного анализа нами было определено, что существует связь показатели мотивации и спортивных достижений в подростковом возрасте.
5. Было выявлено, что уровень спортивных достижений спортсменов-подростков тем выше, чем выше уровень мотивации получения положительных эмоций от спорта, мотивации достижения успеха в спорте, мотивации саморазвития, мотивации повышения престижа и мотивации достижения успеха.
6. Также были выявлены отрицательные корреляции спортивных достижений и мотивов избегания неудач и мотивации приобретения полезных для жизни умений и знаний.
Таким образом, обе гипотезы исследования находят свое полное подтверждение: мотивация соотносится со спортивными достижениями у подростков, занимающихся греблей на байдарках и каноэ, в частности чем выше уровень достижения успеха, а также уровень мотивации славы и престижа, получения эмоционального удовольствия от спорта, а также чем выше мотив саморазвития, то тем выше уровень спортивных достижений у подростков.



1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегии жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.
2. Андреева, А.Н. Особенности мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом / А.Н. Андреева // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности: тезисы докладов научно-практической конференции. - Новосибирск: ТГУ, 1985. - С. 60-61.
3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976. -157 с.
4. Афанасьева Л.А. Методологические аспекты управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности компании // Основы экономики, управления и права. 2013, № 5 (11). С. 61-65.
5. Бабушкин, Г.Д. Формирование спортивной мотивации / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. - Омск: СибГАФК, 2000. - 179 с.
6. Бахтияров О.Г., Хало П.В., Омельченко В.П. Использование психотехник для развития сверхнормативных компетенций // VI международный научно-методический симпозиум «Современные проблемы многоуровневого образования», ДГТУ, Ростов-на-Дону, 2011, С118-126
7. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986. - 276 с.
8. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: Изд-во МГУ, 1990. -288 с.
9. Волков И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. - СПб.: Питер, 2002. -384 c.
10. Выготский, Л.C. Собрание сочинений: в 6-ти т. / Л.C. Выготский; под ред. А.В. Запорожца. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - 432 с.
11. Гогунов, Е.Н., Психология физического воспитания и спорта. - М.: Изд. Центр «Академия», 2002. - 288 с.
12. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика физического воспитания и спорта: Дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Г.Д. Горбунов. - СПб., 1994.-472 с.
13. Гордеева, Т. О. Мотивация достижения : теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. -М. : Смысл, 2002. - С. 47-103.
14. Горская, Г.Б. Особенности структуры мотивации, локуса контроля и личностного смысла успехов в спорте у гребцов-академистов разного пола / Г.Б. Горская, Т.Е. Лапко // Спортсмен как субъект деятельности. - Омск: ОГИФК, 1993.-С. 4-5
15. Горская, Г.Б.Психологическая теория спортивной деятельности: актуальные направления развития // Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. - 1999. - №5. -С.53-56.
16. Гошек В., Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности / В. Гошек, М.Ванек, Б.Свобода // Психология и современный спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - С. 65-81.
17. Денисова, Т. Н. Особенности представлений о времени у школьников и студентов с различной выраженностью мотивации достижения / Т. Н. Денисова // Вестник Московского университета. - Серия 14 : Психология. - 2013. - № 1. - С. 111-122.
18. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. -М. 1978. -272 с.
19. Домыслов, Т. В. Возрастные мотивационные особенности / Т. В. Домыслов. - М. : Лаборатория книги, 2010. - 102 с.
20. Дюжева О.А. Педагогические условия формирования учебной мотивации школьников. дисс. . канд. пед. наук. -Кострома. 2010. -197 с.
21. Ефремова, О. И. Успех как социокультурный феномен : авто-реф. дис. ... канд. филос. наук / Ольга Ивановна Ефремова. - Ростов н/Д, 1993. - 17 с. Григоричева, И. В. Мотивация достижения и самореализация в профессиональном обучении / И. В. Григоричева // Вестник алтайской науки. - 2009. - № 3. - С. 87-90.
22. Занюк С. Психология мотивации. К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2002. -425 c.
23. Зверева, Р. Г. Психологические детерминанты развития мотивации достижения успеха у студентов : автореф. дис. . канд. психол. наук / Римма Геннадьевна Зверева. - Пятигорск, 2010. - 20 с.
24. Ильин А. А., Марченко К. А., Капилевич Л. В., Давлетьярова К. В. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой / А. А. Ильин // Вестник Томского государственного университета: Психология и педагогика. — № 360. - Томск, 2012. С. 143-147.
25. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, -СПб.: Питер, 2003. -512 с.
26. Ильин Е.П. Психология доверия. –М., 2013., 288 с.
27. Ильин, Е.П. Психология спорта. -СПб.: Питер, 2008. -352 с.
28. Кашапов, М.М. Роль родительской позиции в успешности спортивной деятельности детей / М.М. Кашапов, А.Е. Панкратов // Ананьевские чтения -2012.Психология образования в современном мире: Материалы научной конференции 16-18 октября 2012 /Отв. ред. Н.В. Бордовская. - СПб.:Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. -С.213-215.
29. Келишев И. Г., Влияние занятий физическими упражнениями и спортом на развитие некоторых психических функций: Метод. разраб. для студентов ин-тов физ. культуры. -М., 1980 - 258 с.
30. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. -М., 1988. -192 с.
31. Кон И.С. Психология ранней юности. -М.: Просвещение, 1989. -256 с.
32. Ларина Е.А. Структура и динамика мотивационной сферы личности студентов разных направлений профессионального образования: автореф. дис. ... канд. психол. наук. -М., 2010. -29 с.
33. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -СПб.: «Питер», 2014. -304 c.
34. Леонтьев А.Н. Мотивы и эмоции: Курс лекций. М.: Наука, 2008. - 712 с.
35. Леонтьев, В.Г. О природе, структуре и функциях мотива / В.Г. Леонтьев // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности: Тезисы докладов паучно-практической конференции. - Новосибирск: НГУ, 1985. - С. 29-30.
36. Литвинова, Г. В. Мотив достижения успеха как фактор развития личности : на примере младших школьников и младших подростков : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук / Галина Владимировна Литвинова. - Хабаровск, 2003. - 22 с.
37. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. -226 с.
38. Лопатин, А. Р. Теория и технология создания ситуаций успеха в образовательном процессе / А. Р. Лопатин. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003. - 248 с.
39. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. - СПб : Питер, 2007. - 667 с.
40. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1990. -192 с.
41. Марютина Т.М., Кондаков И.М. Психофизиология. Учебник для вузов. -М.: МГППУ, 2004. - 389 с.
42. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности: Тексты. -М.: Дом Знаний, 1982. -289 с.
43. Немов Р.С. Психология. Кн.1. -М.: ВЛАДОС, 2008. -688 с.
44. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. Ч 1. -304 с.
45. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. - М. : Смысл, 2004. - 608 с.
46. Орлов, Ю. М. Восхождение к индивидуальности / Ю. М. Орлов. -М. : Просвещение, 1991. - 287 с.
47. Орлов, Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера / Ю. М. Орлов. - М. : Просвещение, 1987. - 224 с.
48. Палайма Ю.Ю. Мотивация спортивной деятельности школьников. - М.,1966. - С. 56-64.
49. Пилоян, .А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. — М.: Физкультура и спорт, 1984. - 112 с.
50. Попов, А.Л. Психологическая характеристика студентов-спортсменов факультета спортивных единоборств (ФСЕ) / А.Л. Попов, Н.С. Шумова // Спортивный психолог. - 2008. - №1 (13). - С. 65-72.
51. Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т. Т. Джамгарова и А. Ц. Пунин. — М.: ФиС, 1989. — 143 с.
52. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. М., 1959. - 326 с.
53. Рафаилович, .Г. О возникновении и развитии интереса к спорту // Труды ЛНИИФК / А.Г. Рафаилович. - Л.: ЛНИИФК, 1950. - Т. 5. - С. 21-29.
54. Родионов, .В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А.В. Родионов. — М.: Физкультура и спорт, 1983. - 112 с.
55. Родионов В.А. История спортивной психологии // Системная психология и социология. 2012. № 5. - С. 112-118
56. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб.: Изд-во Питер, 2002. -720 с.
57. Степанский, В. И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности / В. И. Степанский // Вопросы психологии. - 1981. - № 6. - С. 59-74.
58. Терехова, Д.А. Влияние уровня мотивации и склонности к риску на работоспособность спортсменов различной специализации// Спортивный психолог. - №2 (17). - 2009. - С.-54-57.
59. Узнадзе, .Н. Психологические проблемы мотивации поведения человека / Д.Н. Узнадзе. - М.: Наука, 1969. - 213 с.
60. Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. 5-е изд. -СПб.: Питер, 2003. -651 с.
61. Фураев, .П. Возрастные и квалификационные особенности структуры и динамики мотива спортивной деятельности / Г.П. Фураев, Ю.П. Парашин // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности: Тезисы докладов научно-практической конференции. - Новосибирск : НГУ, 1985. - С. 233-235
62. Хаммер, Я. С. Профессиональный успех и его детерминанты /Я. С. Хаммер // Вопросы психологии. - 2008. - № 4. - С. 147-153.
63. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. -СПб.: Изд-во Питер, 2012. -650 с.
64. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен -СПб : Питер, 2001. - 256 с.
65. Худадов, .А. Психолого-педагогичесгсие основы спортивной деятельности единоборцев высокой квалификации: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Н.А. Худадов.-М., 1997.- 121 с.
66. Черненко К.А. Формирование мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов вузов инженерных войск: автореф. дис. . канд. пед. наук. -Нижний Новгород, 2005. -26 с.
67. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии, 1995. №3. С. 116-130.
68. Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности современного студента. Факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления: дис. ... докт. психол. наук. Иркутск, 2007. - 658 с.
69. Шаболтас, .В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте : Автореф. дисс. ... канд. псих, наук: 19.00.01 / А.В. Шаболтас. - СПб., 1998. - 21 с.
70. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М. Владос, 1999. -512 с.
71. Шумилин, .П. Формирование мотивации результативности соревновательной деятельности юных дзюдоистов: Дисс. ... канд. пед. наук: А.П. Шумилин. - Красноярск, 2003. - 144 с
72. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М.: Просвещение, 1988. -224 с.
73. Lombardo MP. On the Evolution of Sport // Evolutionary Psychology. 2012. V. 10.
74. Trumbull, E. The Intersection of Culture and Achievement Motivation / E. Trumbull, F. C. Rothstein // School Community Journal. - 2011. - № 21 (2).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ