Введение 3
Глава I. Кинематограф во Вьетнаме до 2 сентября 1945 года 5
Глава II. Кинематограф во Вьетнаме в период 1945–1986 гг. 21
2.1. Кино и пропаганда 21
2.2. Культурная политика в освобождённых странах Дальнего Востока 24
2.3. Политика и искусство 27
2.4. Ужесточение государственного контроля в области искусства 33
Глава III. Кинематограф Вьетнама с 1986 года по настоящее время 44
3.1. Вьетнамские фильмы в Европе и Америке до 1986 года 44
3.2. Социалистическая республика Вьетнам в начале периода обновления 45
3.3. Кинематограф Вьетнама с 1986 года 50
Заключение 59
Список использованной литературы и источников 61
Приложение I. Вьетнамские фильмы получившие награды на международных кинофестивалях, проводимых в СССР, странах социалистического лагеря, Европе и США 67
Кинематограф является одной из важнейших составляющих духовной и политической культуры Вьетнама, по этой причине он представляет собой интересный материал для исследования.
В отечественной востоковедной литературе кинематограф Вьетнама рассмотрен весьма фрагментарно. Московский исследователь, вьетнамист Анатолий Алексеевич Соколов обращался к вьетнамскому кинематографу в ряде статей, опубликованных в научных сборниках («Современное вьетнамское кино: события и тенденции», 2010; «“Поэма о Киеу” Нгуен Зу и вьетнамский кинематограф», 2015; «Фильмы вьеткиеу – новый вектор развития кинематографа СРВ», 2017 и другие), а также в разделах, посвящённых культуре Вьетнама, в частности — кинематографу, в пятом томе «Полной академической истории Вьетнама» (2014 г.), справочнике «Современный Вьетнам» (2015 г.). Развитие вьетнамского кинематографа получило освещение в кандидатской диссертации Нгуен Тхи Хань Ле «Социально-культурные факторы развития вьетнамского кинематографа» (Москва, 2001 г.). В указанных работах рассмотрены отдельные этапы развития вьетнамского кинематографа, в статье для «Полной академической истории Вьетнама» представлено развитие киноиндустрии во Вьетнаме в целом, начиная с XX века и заканчивая современностью.
В фокус внимания отечественных исследователей не попадали такие проблемы, как связь вьетнамского искусства с национальными традициями, живописью, литературой и, что немаловажно для Вьетнама как социалистической республики, где активно пропагандировались идеи марксизма-ленинизма, официально признанные как определяющие в Конституции 1980 года, составленной при активном участии советских специалистов во главе с академиком Кудрявцевым (в Конституции 1992 года к Статье 4 добавилась «идеология Хо Ши Мина»), с политикой государства.
Актуальность темы данного исследования обусловлена не только её малоизученностью, но и повышением интереса правительства Вьетнама к кинематографу. Правительственный план стратегического развития вьетнамского кинематографа до 2020 и 2030 годов ставит целью интеграцию в мировое киносообщество.
Цель диссертационного исследования — анализ вьетнамского кинематографа с 1986 года в контексте социально-политического развития.
В соответствии с поставленной целью исследования сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть развитие вьетнамского кинематографа от зарождения до 2 сентября 1945 года, определить изменения в кинематографе в период с 1945 по 1986 годы
2. Определить последствия и влияние указанных этапов на кинематограф Вьетнама в период с 1986 года по настоящее время
3. Определить степень политического влияния на кинематограф Вьетнама с 1986 года по настоящее время по сравнению с предыдущими периодами.
Предметом настоящего исследования являются игровые фильмы. Документальные фильмы, менее распространённые в рассматриваемый период (с 1986 года) времени, в отличие от предыдущих эпох, не освещаются в данной работе.
Научная новизна исследования состоит в введении в научный оборот работы на русском языке, представляющей картину развития вьетнамского кинематографа в связи с особенностями социально-политической обстановки в государстве и обществе.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Кинематограф во Вьетнаме появился во времена колониальной зависимости от Франции, сами вьетнамцы в кинематографическом процессе практически не участвовали, поэтому датой рождения вьетнамского кино как национального искусства следует считать указ Хо Ши Мина о создании национальной кинематографии. Заявленные в документе задачи национального кинематографа не носили рекомендательный характер, это были директивы, обязательные для всех киноработников до политики обновления, поскольку кинематограф, как и другие сферы искусства, был в ведении государства.
2. За долгие годы войны и тотального государственного контроля до политики обновления режиссёры и зрители в основной своей массе привыкли к самоцензуре, поощряемой партией, следованию чётким установкам свыше, широко пропагандируемым на всех уровнях, и как следствие — к однозначности, бинарной оппозиции «чёрное/плохое/ревизионистское — белое/хорошее/патриотично-коммунистическое». С переходом к политике обновления режиссёры получили возможность размышлять об острых социальных и духовных проблемах под другим углом, стали пытаться передавать сложный внутренний мир, в котором переплетаются как низменные, так и возвышенные качества — словом, нормального, обычного человека, в своих работах.
3. В годы политики обновления кинематограф перестал быть государственной монополией. Появились частные кинокомпании, продюсеры, конкуренция, борьба за зрителя; с развитием рыночных отношений больше внимания в фильмах уделяется желаниям, потребностям, запросам и мечтаниям обычного человека. Стремление к большим кассовым сборам — явление новое для вьетнамского кинематографа, ранее не знакомого с этим понятием. В погоне за прибылью создатели фильмов идут на поводу у зрителей, которых привлекает эротика, картины богатой и успешной жизни, непременные «хэппи-энды» в историях про малообеспеченных, но упорных и стремящихся к успеху молодых людях; сюжет и образы красивых, успешных людей выходят на первый план, маскируя искусственную, нереалистичную игру непрофессиональных актёров (а популярных моделей и певцов в большинстве случаев).
На данном этапе правительство Вьетнама делает упор на экономическом развитии, и соответственно — укреплении партнёрских отношений со странами, расцениваемыми ранее как «буржуазными», особенно это касается США. По этой причине власти заинтересованы в создании положительного образа страны, которая не будет ассоциироваться только с войной; и режиссёры-вьеткиеу, чьё влияние на кинематограф СРВ огромно, чьи фильмы награждаются самой престижной национальной кинопремией — «Золотой воздушный змей», получившие образование и сформировавшиеся как личности за границей, регулярно подающие заявки на «Оскар», способны сформировать другое представление о современном Вьетнаме на глобальном уровне. С ними во вьетнамском кинопроизводстве появилась конкуренция, борьба за зрителя — эти условия мотивируют режиссёров работать над качеством своих фильмов, что необходимо для успешного развития кинематографа.
1. Алексеев В.М. Труды по китайской литературе. В 2 кн. Кн. 1 / В.М. Алексеев; [Сост. М.В. Баньковская; Отв. ред. Б.Л. Рифтин]. — М.: Вост. лит., 2002. — 574 с.
2. Диктаторы пишут: литературное творчество авторитарных правителей XX века: [сборник статей] / под ред. Альбрехта Кошорке и Константина Каминского; [пер. А. Анастасьева и др.]. —М.: Культурная революция, 2014. — 352 с.
3. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. + доп. том / [Т.6 (дополнительный):] Искусство. — М.: Восточная литература, 2010. — 1031 с.
4. Жижек С. Киногид извращенца: Кино, философия, идеология: сборник эссе / Славой Жижек; предисл. А Павлова; пер. с англ. — Екатеринбург: Гонзо, 2014. — 472 с.
5. Ибрагимов А. М. Киноискусство сражающегося Вьетнама. — М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1968. — 85 с.
6. Имени Хо Ши Мина. — М.: Мол. гвардия, 1984. — 159 с.
7. История Вьетнама. Пер. с вьет. / [Отв. ред. С.А. Мхитарян]. — М.: Наука, 1983. — 302 с.
8. История Вьетнама в новейшее время (1917-1965)/АН СССР, Ин-т востоковедения; редкол.: А. А. Губер [и др.]. — М.: Наука. Вост. лит., 1970. — 475 с.
9. История отечественного кино. Хрестоматия/ Рук. проекта Л. М. Будяк. Авт.-сост. А. С. Трошин, Н.А. Дымшиц, С.М. Ишевская, В.С. Левитова. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. — 672 с.
10. Квон Джунгтак. Основные особенности и проблемы театрального образования в Корее// Вестник Санкт-Петербургского университета культуры и искусств. — №3 (28) сентябрь. — 2016. — С. 160 – 163
11. Ким Чен Ир. О киноискусстве, 11 апреля 1973 года / Ким Чен Ир. — Пхеньян: Изд-во лит. на иностр. языках, 1989. — 373 с.
12. Кино братских стран: фильмы, проблемы, процессы [Текст]: [сборник / сост. А.В. Караганов]. — М.: Искусство, 1983. — 328 с.
13. Кобелев Е.В. Внешняя политика как катализатор процессов обновления («Дой мой») // Вьетнамские исследования. Выпуск 7. Опыт обновления во Вьетнаме: современность и история. — М.: ИДВ РАН, 2017. — С. 127 – 141
14. Кобелев Е.В. Хо Ши Мин. — 2-е, доп. изд. — М.: Мол. гвардия, 1983. — 351 с.
15. Комм Д. Е. Гонконг: город, где живёт кино. Секреты успеха кинематографической столицы Азии. — СПб.: БХВ-Петербург, 2015. — 192 с.
16. Критика идеологии и политики неоколониализма: научное издание / Институт философии АН СССР, Комитет общественных наук СРВ Институт экономики; ред. Е. Д. Морджинская, Фам Ньы Кыонг. — М.: Наука, 1984. — 253 с.
17. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, изд. 5-е — М.: Издательство политической литературы, 1962. – Т.34. — 671 с.
18. Ленин В. И. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. — М.: Издательство политической литературы, 1970 — Т. 44 — 726 с.
19. Лотман Ю. М. Диалог с экраном / Юрий Лотман, Юрий Цивьян. — Таллинн: Александра, 1994. — 216 с.
20. Мазырин В.М. Мифы и реальность советского влияния на Вьетнам (дискуссия с австралийским учёным об истоках политики «Дой мой») // Вьетнамские исследования. Выпуск 7. Опыт обновления во Вьетнаме: современность и история. — М.: ИДВ РАН, 2017. —87–108
21. Максимов Д. Е. Александр Блок и Евгений Иванов// Блоковский сборник. Труды научной конференции, посвященной изучению жизни и творчества А. А. Блока, май 1962 года. Тарту, 1964. — C. 344–361
... Всего источников – 66.