ВВЕДЕНИЕ 4
1 глава: Анализ теоретических и нормативно-правовых аспектов реновации жилищного фонда в России. Последствия реализации проектов реновации 8
Пункт 1.1: Анализ нормативно-правовой документации в сфере реновации 8
Пункт 1.2: Определение понятия «реновация» 28
Пункт 1.3: Цели, задачи и методы реновации 31
Пункт 1.4 «Этапы реализации проектов реновации в Москве и Санкт-Петербурге. Результаты реализации проектов реновации» 37
Пункт 1.5 «Роль землеустройства и кадастров в реализации проектов реновации» 43
2 глава: Теоретические и практические аспекты градостроительной эффективности использования территорий 51
Пункт 2.1 «Определение, цели и задачи градостроительной эффективности использования территорий» 51
Пункт 2.2 «Структура градостроительной эффективности использования территорий» 58
Пункт 2.3 «Инструменты воздействия на градостроительную эффективность использования территорий» 69
3 глава «Повышение градостроительной эффективности использования территорий как эффект от реализации проектов реновации» 78
Пункт 3.1 «Жилищный фонд Санкт-Петербурга как объект программ реновации» 78
Пункт 3.2 «Анализ опыта реализации проектов реновации в Санкт-Петербурге и оценка изменений в их рамках градостроительной эффективности использования территорий» 83
Пункт 3.3 «Влияние инструментов реализации проектов реновации на градостроительную эффективность использования территорий, предложения по ее увеличению» 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 111
Территории городских пространств – ценный и ограниченный ресурс, значимость которого возрастает с каждым новым витком развития общества, так как деятельность большей части населения современных стран сосредоточена именно в городах. Постоянное развитие территорий городов с целью повышения эффективности их использования горожанами, удобства и комфортности среды, осложняется необходимостью освоения все новых территорий, а также необходимостью своевременного обновления тех пространств города, настоящее использование которых не соответствует существующим потребностям города.
Отмеченные трудности, возникающие при развитии городов, свойственны и населенным пунктам нашей страны, как правило, крупнейшим. Растущая урбанизированность государства создает предпосылки для возникновения из-за постоянного притока населения проблем крупнейших городов, таких как, прежде всего, недостаток жилых площадей, соответствующих современным стандартам и требованиям к жилью. Отмеченные обстоятельства вынуждают городскую власть идти на меры, которые будут способствовать улучшению количества и качество жилищного фонда города. На настоящий момент широко используют два способа достижения указанных целей: комплексное освоение территорий и реновация. Первый из указанных способов подразумевает под собой скорее увеличение объема жилищного фонда, нежели повышение качества уже существующего. Процесс комплексного освоения территорий говоря кратко представляет собой аренду компанией-застройщиком у городских властей определенных неосвоенных территорий, прилегающих к городским, с целью строительства на них многоквартирных жилых домов, а также обеспечения их всей необходимой инфраструктурой и удобствами.
Второй из указанных способов обеспечивает повышение качества существующего жилищного фонда, однако может включать также и увеличение его объема, что зависит от конкретного проекта. Реновация является процессом, цель которого - предотвращение роста числа аварийного жилья, обновление жилищных условий в домах типовой постройки отдельных периодов прошлого века, а также обновление среды жизнедеятельности и создание благоприятных условий проживания граждан. Однако в результатах реализации проектов реновации находят явное отражение те недостатки нормативно-правовой базы реновации, которые существуют в ней на настоящий момент. В данном случае речь идет о нечетких формулировках тех или иных специфических терминов, недостаточной подробности описания организационных процессов, которые имеют место в рамках реновации, а также о недоработанности вопросов, связанных со способами оценки результатов реновации. Таким образом, рассмотрение нормативно-правовой базы, а также результатов и последствий реализации проектов реновации является актуальным направлением научных разработок.
Рассматривая явление реновации обобщенно, можно утверждать, что результатами реализации проектов реновации являются улучшенные жилищные условия и обновленная для комфортного проживания городская среда. В целом же для положительной или отрицательной характеристики указанных параметров используется обобщенный термин «эффективность использования территорий».
Указанный показатель включает в себя несколько более узких направлений, таких как, например, экономическая эффективность, правовая, градостроительная, природоохранная и социальная. Все приведенные подходы к эффективности всегда имеют место при анализе результатов реализации проектов по преобразованию незастроенных территорий, либо по реновации существующего жилищного фонда. В увязке с отмеченной ранее обстановкой, имеющейся на настоящий момент в крупнейших городах, то есть со все растущей ценностью не бесконечного ресурса городских земель, наиболее важной и подлежащей первостепенному рассмотрению, по мнению авторов настоящей работы, является проблема исследования градостроительной эффективности использования территорий, которая меняется в результате реализации проектов реновации. Указанное направление научных исследований представляется актуальным по причине того, что внедрение цифровых технологий как наиболее емких в экономике страны в целом и города в частности неизбежно влияет на требования к организации городского пространства, создания пространственных условий развития материальной базы многоотраслевого комплекса города. При этом, градостроительная эффективность реже подвергается исследованиям и не часто является объектом научных разработок, в отличие от экономической эффективности и социальной. Ввиду указанных обстоятельств авторами настоящей работы выбрано именно это направление в качестве целевого в рамках данной работы.
Так как подготовка настоящей работы осуществлена в рамках магистерской программы «Землеустройство и кадастры», важно отметить роль землеустройства и кадастров как инструмента реновации, который способствует увеличению эффективности использования территории. Посредством системы землеустройства и кадастров государство, инвесторы и муниципалитет в значительной степени влияют на градостроительную эффективность использования территории путем применения таких элементов как межевание, регистрация прав на объекты недвижимости, что будет более подробно рассмотрено в тексте работы.
Цель настоящей работы: выявить инструменты, которые в достаточной мере эффективно работают в рамках реализации проектов реновации и результатом работы которых является изменение градостроительной эффективности использования территорий, и предложить решения по их улучшению.
Объект исследования: реновация жилищного фонда в Москве и Санкт-Петербурге.
Предмет исследования: влияние реализации проектов реновации на градостроительную эффективность использования территорий.
Основополагающими в рамках настоящей выпускной квалификационной работы методами исследования являются теоретические, а именно анализ, синтез, классификация и обобщение.
Авторами настоящей работы при достижении поставленной цели исследования будут решены следующие задачи:
• осуществление анализа источников литературы: нормативно-правовой базы, научных публикаций, монографий и другое;
• рассмотрение основной сути проектов реновации, способы реализации, цели;
• рассмотрение проблем, которые возникают при реализации проектов реновации;
• рассмотрение эффекта от реализации проектов реновации;
• анализ источников, раскрывающих понятие «градостроительная эффективность использования территорий», выявление сути данного параметра, анализ составных элементов;
• подробное рассмотрение параметров, которые включаются в состав обобщенного понятия «градостроительная эффективность использования территорий», изучение соответствующей законодательной базы и научных публикаций, которые раскрывают понятия, цели и задачи таких параметров;
• изучение механизма реализации проектов реновации в конкретном направлении повышения градостроительной эффективности использования территорий: выявление инструментов, участвующих в этом процессе, а также результатов, которых достигают применением этих инструментов;
• выполнение анализа города Санкт-Петербурга как объекта программ реновации;
• изучение конкретных примеров реализации проектов реновации на предмет повышения градостроительной эффективности использования территорий;
• разработка предложений по решению проблем в повышении градостроительной эффективности использования территорий в рамках проектов реновации.
Настоящее исследование, в рамках которого требовалось выявить роль механизма реализации проектов реновации в изменении градостроительной эффективности использования территории, было проведено на основе, прежде всего, анализа нормативно-правовой документации в сфере реновации, а также научной литературы по теме исследования. На основе данных источников были сделаны выводы о существующих проблемах сферы реновации, возникающих, в том числе, ввиду неэффективного законодательства. Среди выявленных авторами настоящей работы проблем реализации проектов реновации в Санкт-Петербурге отметим следующие:
- специфика Санкт-Петербурга, насыщенного различными историческими постройками и большим количеством охранных зон, ограничивающих большой ряд видов деятельности в ее пределах, не была в достаточной мере учтена в нормативно-правовой базе реновации города, ввиду чего темпы реализации реновации значительно сократились.
- особый способ подсчета голосов жильцов в ходе голосования за внесение дома в адресный реестр в Санкт-Петербурге привел к появлению проблемы «последнего жильца», что также значительно замедлило темпы реализации программы.
- отсутствие подробно предписанного порядка взаимодействия органов власти в Санкт-Петербурге в отношении подготовки документов территориального планирования в рамках проектов реновации приводит к частым переменам в отношении тех территорий, на которых запланирована реновация, что осложняет планирование реализации проектов. Отсутствие налаженной системы «резервирования» территорий затрудняет реализацию проектов.
- низкая материальная заинтересованность инвесторов в Санкт-Петербурге ввиду того, что предметом инвестиционных договоров в рамках реновации здесь являются целые территории, а не отдельные здания, что является довольно масштабными проектами, а также и то, что город практически не участвует финансово в реализации реновации и все расходы ложатся на плечи инвесторов, приводит также к снижению темпов реализации программы.
- проблема «стартовых пятен» также в значительной степени осложняет реализацию проектов реновации, так как в Санкт-Петербурге действующая программа предусматривает переселение жильцов в новый дом в том же микрорайоне, в котором находился и старый аварийный. Власти Санкт-Петербурга не смогли найти достаточного количества «стартовых пятен» для строительства домов во многих кварталах, и это существенно затормозило всю программу.
Практически все перечисленные проблемы имеют свое отражение и в дальнейшем снижении градостроительной эффективности использования территории в результате реализации проектов реновации. В целях формулирования систематизированных предложений по решению данных проблем авторами настоящей работы был изучен опыт исследований в отношении градостроительной эффективности использования территории. Так, в рамках выпускной квалификационной работы предложено определение показателя «градостроительная эффективность использования территории»- это показатель, с помощью которого можно дать оценку текущему использованию территории с учетом градостроительной ценности данной территории, общегородских и частных интересов, а также принципов устойчивого развития территории.
Проведенное исследование позволило прийти к выводу, что градостроительная эффективность использования территории как совокупный показатель может быть использована в целях оценки использования территории с учетом ее градостроительной ценности, оценки развития территории города в балансе между интересами населения, нуждающегося в экологичных условиях проживания и развитой инфраструктуре, а также муниципалитета и бизнеса, которые заинтересованы в эффективном использовании территории, приносящем прибыль.
В ходе работы над исследованием определен и обоснован список ключевых градостроительных показателей, которые в совокупности могут помочь дать оценку градостроительной эффективности использования территории:
- доля офисных и торговых помещений в рассматриваемом районе;
- протяженность улично-дорожной сети;
- средневзвешенная этажность застройки;
- коэффициент плотности застройки;
- количество объектов социального значения на территории;
- площадь используемого подземного пространства.
Механизм реновации, влияние которого на градостроительную эффективность использования территории изучалось в рамках настоящей работы, представляет собой совокупность совместного участия различных инструментов, список которых был выявлен авторами настоящей работы, наиболее ключевыми среди которых являются:
1) Законотворческая деятельность и разработка инструктивных и рекомендательных документов;
2) Государственное и частное финансирование;
3) Подготовка документов территориального планирования. Индивидуальная схема взаимодействия органов власти города в отношении подготовки документов территориального планирования.
Каждый из перечисленных инструментов имеет влияние на динамику определенного ряда градостроительных показателей, на основе которых оценивается градостроительная эффективность использования территории.
В целях определения характера влияния реализации проектов реновации на градостроительную эффективность использования территории осуществлен расчет указанных ранее градостроительных показателей для территорий в Санкт-Петербурге, в границах которых в наибольшей степени реализованы проекты реновации (квартал Колпино 10, Красный Кирпичник и другие). На основе таких вычислений появилась возможность выявить динамику рассчитанных градостроительных показателей «до» и «после» реализации проектов реновации и, следовательно, определить причины повышения или снижения таких показателей. Так, на основе результатов расчетов были сделаны следующие выводы:
- многократно возрастает плотность застройки и средневзвешенная этажность застройки из-за преимущественного строительства многоэтажных многоквартирных домов, то есть приоритета уплотнительной застройки;
- количество объектов социального значения растет, однако при закономерном росте числа жителей района ввиду уплотнительной застройки в рамках реновации рост числа таких учреждений не повысит качество инфраструктуры;
- площадь используемого подземного пространства под транспортную инфраструктуру возрастает, что свидетельствует о росте эффективности использования территории;
- площадь офисных помещений и торговых площадей в многоквартирных домах возрастает, что играет положительную роль в оценке комфортности жилой среды.
Обобщая сказанное можно отметить, что динамика совокупности рассчитанных градостроительных показателей свидетельствует о росте градостроительной эффективности использования территории. В то же время нельзя не отметить и иную сторону вопроса, а именно взгляд с точки зрения комфортности городской среды. Основываясь на критериях комфортной городской среды, можно сказать, что результаты реновации не так однозначны, так как качество полученной городской среды, в целом, снизилось.
Ввиду вышесказанного авторами настоящей работы сформулированы предложения по решению имеющихся проблем, каждое из которых подведено под отдельный инструмент реализации проектов реновации, в рамках которых возможна реализация таких предложений.
Среди представленных предложений присутствуют как законодательные изменения и нововведения, так и смена модели финансирования, ориентация на более современные стандарты жилищного строительства и благоустройства территории, ориентация на комплексный подход решения городских проблем и другие.
Таким образом, результатом проведенного исследования послужил ряд выявленных и подробно изученных ключевых инструментов реализации проектов реновации, а также список подробно сформулированных предложений по решению имеющихся проблем в области реализации проектов реновации, а именно снижения в их рамках градостроительной эффективности использования территории.
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ [Электронный ресурс].URL:http://www.consultant.ru/(Дата обращения:07.01.2021)
2. О государственной регистрации недвижимости: Федеральный закон РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ [Электронный ресурс].URL:http://www.consultant.ru/(Дата обращения:07.01.2021)
3. О кадастровой деятельности: Федеральный закон РФ от 24.07.2007 № 221-ФЗ [Электронный ресурс].URL:http://www.consultant.ru/(Дата обращения:07.01.2021)
4. О статусе столицы Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 15.04.1993 г. N 4802-I[Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/(Дата обращения:07.01.2021)
5. Градостроительный кодекс города Москвы: Закон г. Москвы от 25.06.2008 N 28[Электронный ресурс].URL:http://www.consultant.ru/(Дата обращения:07.01.2021)
6. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве»: Федеральный закон от 01.07.2017 г. № 141-ФЗ[Электронный ресурс].URL:http://www.consultant.ru/(Дата обращения:07.01.2021)
7. О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге: Закон Санкт-Петербурга от 24.10.2009 г.N 508-100(ред. от 26.04.2021) [Электронный ресурс].URL:http://www.consultant.ru/(Дата обращения:07.01.2021)
8. Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве: Закон города Москвы от 31.05.2006 г. N 21[Электронный ресурс].URL:http://www.consultant.ru/(Дата обращения:07.01.2021)
9. О государственной программе Санкт-Петербурга "Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга": Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 г N 491[Электронный ресурс].URL:http://www.consultant.ru/(Дата обращения:07.01.2021)
10. О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве: Закон города Москвы от 17.05.2017 г. № 14[Электронный ресурс].URL:http://www.consultant.ru/(Дата обращения:07.01.2021)
11. О зеленых насаждениях общего пользования: Закон Санкт-Петербурга от 08.10.2007 № 430-85[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:11.03.2021)
12. Об адресной программе Санкт-Петербурга "Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге": Закон Санкт-Петербурга от 06.05.2008 г. № 238-39 (с изменениями на 2 июля 2020 года)[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:08.01.2021)
13. Об особенностях оформления земельно-правовых отношений в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве и о внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 28 июня 2017 г. N 396-ПП:Постановление Правительства Москвы от 05.10.2017 г. N 746-ПП[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:09.01.2021)
14. Об утверждении Базовых требований к благоустройству территории жилой застройки при реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве: Постановление Правительства Москвы от 08.08.2017 г. N 515-ПП[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:09.01.2021)
15. Об утверждении государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Жилище»:Постановление Правительства Москвы от 27.09.2011 г. № 454-ПП[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:09.01.2021)
16. Об утверждении Требований к улучшенной отделке равнозначных жилых помещений, предоставляемых взамен жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве: Постановление Правительства Москвы от 08.08.2017 г. N 516-ПП[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:09.01.2021)
17. Об утверждении Методики формирования индекса качества городской среды: Распоряжение Правительства РФ от 23.03.2019 г. № 510-р[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:10.04.2021)
18. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов: Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.05.2011 г. N 244[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:22.03.2021)
19. Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территории в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве:Постановление Правительства Москвы от 10.04.2018 г. N 282-ПП[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:22.03.2021)
20. Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве: Постановление Правительства Москвы от 02.05.2017 г. № 245-ПП[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:10.01.2021)
21. Об учреждении Московского фонда реновации жилой застройки: Постановление Правительства Москвы от 8 августа 2017 г. N 517-ПП[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:10.01.2021)
22. Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при принятии решений о развитии застроенных территорий в Санкт-Петербурге и о проведении аукционов на право заключения договоров о развитии застроенных территорий в Санкт-Петербурге: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2007 г. N 386 (с изменениями на 28 апреля 2014 года) [Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:15.01.2021)
23. Об утверждении Положения о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства инженерных коммуникаций, сооружений и объектов дорожно-транспортного обеспечения в городе Москве: Постановление Правительства Москвы от 30.07.2002 г. N 586-ПП (с изменениями на 23 декабря 2015 года) [Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:18.01.2021)
24. Об утверждении проекта планировки территории квартала 9 Западнее Варшавской железной дороги, ограниченной Краснопутиловской ул., пл.Конституции, Ленинским пр., Кубинской ул., в Московском районе: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2011 г. N 998[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:09.01.2021)
25. Об утверждении проекта планировки территории квартала 7-10 Западнее Варшавской железной дороги, ограниченной Бассейной ул., Новоизмайловский пр., пл.Конституции, Краснопутиловской ул., Кубинской ул., в Московском районе: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2011 г. N 994[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:09.01.2021)
26. Об утверждении проекта планировки с проектом межеваниятерритории, ограниченной Новосмоленской наб., ул.Кораблестроителей,ул.Нахимова, Наличной ул., в Василеостровском районе:Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.08.2007 г. N 1006[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:09.01.2021)
27. Об утверждении проекта планировки территории квартала восточнее Загородной ул., ограниченной Загородной ул., проектируемыми магистралями, Балканской дор., в Колпинском районе:Постановление Правительства Санкт-Петербургаот 13.07.2011 г. N 986[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:09.01.2021)
28. Об утверждении Адресного перечня кварталов (территорий), в границах которых расположены существующие или подлежащие образованию земельные участки, предназначенные для проектирования и строительства в течение 2017-2021 годов "стартовых" многоквартирных домов, обеспечивающих "волновое переселение" граждан в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве: Постановление Правительства Москвы от 26.09.2017 г. № 708-ПП[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:09.01.2021)
29. О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "Об адресной программе Санкт-Петербурга "Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге":Постановление Правительства Санкт-Петербургаот 24.07.2008 г. N 904(с изменениями на 12 декабря 2017 года)[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:09.01.2021)
30. О мониторинге технического состояния объектов жилого и нежилого фонда в Санкт-Петербурге и создании государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Мониторинг технического состояния объектов жилого и нежилого фонда в Санкт-Петербурге":Постановление Правительства Санкт-Петербургаот 30.05.2011 г. N 680(с изменениями на 4 августа 2016 года)[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:11.02.2021)
31.О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве: Постановление Правительства Москвы от 01.082017 года N 497-ПП(с изменениями на 11 февраля 2020 года)[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:07.01.2021)
32. О порядке рассмотрения обращений об исключении многоквартирных домов из Программы реновации жилищного фонда в городе Москве: Постановление Правительства Москвы от 01.09.2017 г. N 624-ПП[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:07.01.2021)
33. О развитии застроенных территорий в пределах: квартала 5 района Дачное, ограниченного Ленинским пр., пр.Народного Ополчения, Счастливой ул., бульв.Новаторов; квартала 43 Полюстрово, ограниченного пр.Мечникова, Замшиной ул., Бестужевской ул.: Постановление Правительства Санкт-Петербургаот 25.11.2009 г. N 1373[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:12.02.2021)
34. О развитии застроенных территорий в пределах: квартала 7-17 Сосновой Поляны, ограниченного пр.Ветеранов, ул.Пограничника Гарькавого, пр.Народного Ополчения, ул.Летчика Пилютова; квартала 6 района Ульянка, ограниченного пр.Ветеранов, Дачным: Постановление Правительства Санкт-Петербургаот 25.11.2009 г. N 1374[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:12.02.2021)
35. О развитии застроенной территории, расположенной в пределах кварталов 2А и 2Г района Ульянка между пр.Стачек и ул.Лени Голикова, проездами между кварталами 2А и 2Г Ульянки и парком "Александрино", и о проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенных территорий: Постановление Правительства Санкт-Петербургаот 26.08.2008 г. N 1103[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:12.02.2021)
36. О развитии застроенных территорий в пределах: кварталов 7, 8, 9 района Автово, ограниченных Автовской ул., ул.Примакова, ул.Червонного Казачества и проездом вдоль сквера по пр.Стачек; квартала 55 Тихорецкого пр., ограниченного Тихорецким пр.: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2009 г. № 1371 [Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:12.02.2021)
37. О развитии застроенных территорий в пределах: квартала 1-1А Гражданского пр., ограниченного красными линиями Гражданского пр., пр.Непокоренных и внутриквартальным проездом; кварталов 128, 128А, 136 района Щемиловки, ограниченных пр.Обуховской обороны: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.11.2009 г. N 1372[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:12.02.2021)
38. О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан: Закон Санкт-Петербурга07.07.2004 N 409-61 (с изменениями на 8 ноября 2019 года)[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:08.01.2021)
39. О целевой программе Санкт-Петербурга "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге":Закон Санкт-Петербургаот 17.10.2007 г. N 513-101(с изменениями на 19 декабря 2018 года)[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:08.01.2021)
40. О жилищной политике Санкт-Петербурга:Закон Санкт-Петербурга от05.05.2006 г. № 221-32 (с изменениями на 25 октября 2019 года)[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:07.01.2021)
41. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (о совершенствовании института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного и ветхого жилья): Законопроект [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru (Дата обращения: 06.01.2021)
42. О реновации жилищного фонда в Российской Федерации: Законопроект [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru (Дата обращения: 06.01.2021)
43. Свод правил 147.13330.2012. Здания для учреждений социального обслуживания. Правила реконструкции: Утвержден приказом Госстроя от 27.12.2012 г. N 134/ГС [Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:12.12.2020)
44. СП 13-102-2003 Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений: Утвержден постановлением Госстроя России от 21.08.2003 г. N 153 [Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:12.12.2020)
45. СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89: Утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 г. N 1034/пр[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:12.12.2020)
46. Строительные нормы и правила СНиП 14-01-96 Основные положения создания и ведения государственного градостроительного кадастраРоссийской Федерации: Утверждены постановлением Минстроя России от 28.10.1996 г. N 18-75[Электронный ресурс].URL:https://docs.cntd.ru/(Дата обращения:15.12.2020)
47. АсаулА.Н., КазаковЮ.Н., ИпановВ.И. Реконструкция и реставрация объектов недвижимости[Электронный ресурс]: Учебник. / А.Н.Асаул. — Электрон. дан. —СПб.: Гуманистика, 2005. – 288с.— URL:http://www.aup.ru/— Загл. с экрана. (Дата обращения: 20.09.2020 г.)
48. Кабакова С.И. Градостроительная оценка территорий городов [Электронный ресурс]: Учебное пособие / С.И.Кабакова.— Электрон. дан. — М.: Стройиздат, 1973.— 152 с.— URL:https://viewer.rusneb.ru/— Загл. с экрана. (Дата обращения: 21.02.2021 г.)
49. СтерникГ. М., СтерникС. Г., ТулиноваН. В. Девелопмент недвижимости [Электронный ресурс]: Учебное пособие. / Г. М.Стерник.— Электрон. дан. — М.: Проспект, 2016.— 304 с.— URL: https://rucont.ru/— Загл. с экрана. (Дата обращения: 21.02.2021 г.)
50. Сизов А.П. Введение в специальность. Землеустройство и кадастры[Электронный ресурс]:Учебное пособие / А.П. Сизов.— Электрон. дан. — М.: Изд-во МИИГАиК, 2013. — 73 с. — URL:http://www.miigaik.ru//— Загл. с экрана. (Дата обращения: 15.03.2021 г.)
51. ИстоминА.В. Эколого-экономический механизм обоснования использования и оценки городских земель в условиях рыночной экономики: автореф. дис. на соискание степени канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 24 с.
52. ПономаревИ.В. Архитектурно-градостроительная деятельность и социально-экономическая ценность городской территории: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. архитектуры. Екатеринбург, 2000. 24 с.
53. ФокинА.Э. Управление проектами развития застроенных территорий на основе оценки градостроительного потенциала: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. эконом. наук Москва, 2016. 30 с.
54. АбдухановаН.Г., КамалетдиноваГ.Д. Методологические особенности определения градостроительной ценности территории // Евразийский союз ученых. — 2019. — №3(60). с. 4-5
55. Акимов С.Ф., Малахов В.Д. Реновация как направление воспроизводства жилищного фонда // Экономика строительства и природопользования. – 2017. – №1(2). – с. 3-8
56. Антонова А.В., Кондратова А.Н. Эффективность использования городских земель как индикатор управления (на примере г. Кемерово) // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2018. – №7.– с. 101-109
57. Ачмиз Б.Р., Деревенец Д.К. Система государственного кадастра недвижимости, как фактор управления земельными ресурсами[Электронный ресурс]: Кадастр недвижимости и мониторинг природных ресурсов. Сборник международной научно-технической интернет-конференции. / Б.Р.Ачмиз, Д.К.Деревенец. – 2019. – Режим доступа: http://www.kadastr.org/— Загл. с экрана. (Дата обращения: 10.02.2021 г.)
58. Береговских А. Роль градостроительного кадастра в системе государственного учета объектов недвижимости // Имущественные отношения в РФ. – 2004.– №4(31).– с. 52-59
59.БойцоваЕ.А. Состояние жилищного фонда Санкт-Петербурга как один из ключевых факторов влияния на формирование и развитие его структуры [Электронный ресурс]:Kant. / Е.А.Бойцова.– 2014.– Режим доступа:https://cyberleninka.ru/— Загл. с экрана. (Дата обращения: 18.04.2021 г.)
60. ИвановА.П., МатвеевД.А. Особенности гражданско-правового регулирования реновации жилищного фонда на примере г. Москвы и г. Санкт-Петербурга // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. – №3. – с. 57-59
61. Киевский И.Л., Сергеева А.А. Оценка эффектов от градостроительных мероприятий по реновации кварталов сложившейся застройки Москвы и их влияние на потребность в строительных машинах и механизмах // Интернет-журнал «Науковедение»./ И.Л.Киевский, А.А. Сергеева. – 2017. – №6.– Режим доступа:https://cyberleninka.ru/— Загл. с экрана. (Дата обращения: 13.02.2021 г.)
62. КинчевскийВ.Г., ЛактаеваМ.А. Формирование правовой базыдля реновации застроенных территорий // Государственная служба./ В.Г. Кинчевский, М.А. Лактаева. – 2018.– № 2, том 20.– Режим доступа:https://cyberleninka.ru/— Загл. с экрана. (Дата обращения: 13.02.2021 г.)
63. КовальчукЯ.С. Меры по улучшению технического состояния домов в Санкт-Петербурге // Молодой ученый. – 2018.– №49(235).– с. 355-357
64. Коршунова Е.М., Вишнивецкая А.И. Современные проблемы развития застроенных территорий // Экономические науки. / Е.М.Коршунова, А.И.Вишнивецкая.– 2018.– №2(67).–Режим доступа:https://www.elibrary.ru/— Загл. с экрана. (Дата обращения: 18.09.2020 г.)
65. МаксимовС.Н. Программы реновации как зеркало отношений собственности Экономические науки, Евразийский юридический журнал, № 8 (111) 2017, с. 354-359
66. Малкина М.Ю., Щулепникова Е.А. Управление внешними эффектами и реновацией территории в жилой застройке старопромышленного города // Муниципалитет. Экономика и управление.– 2014. – №3(8). – с. 26-31
67. Марченкова С.В. Методика оценки социальной эффективности многофункциональных жилых комплексов // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. – 2012.– №4(16).– с. 100-107
68.Ромм А.П. Методические основы оценки городских земель // Аудиторские ведомости. – 1999.– №3. – с.61-74
69. СалимоваГ.С. Анализ современного состояния жилищного сектора строительного рынка Санкт-Петербурга // Молодой ученый.– 2019.– №50(288).– с. 216-218
70. СамсоновН.В. Повышение эффективности использования городских земель высокоурбанизированного региона // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. / Н.В. Самсонов. – 2008.– №4(40).– Режим доступа:https://www.elibrary.ru/— Загл. с экрана. (Дата обращения: 22.01.2021 г.)
71. СкачковаМ.Е., ШелеговаН.И. Реновация городских территорий в целях их градостроительного развития на примере Санкт-Петербурга // Международная научно-техническая конференция «Геодезия, картография, кадастр – современность и перспективы».– 2014. – № 7-2.– с. 36-38
72. Сотников И.Н. К вопросу о соотношениях форм собственности на городские земли // Вестник Института экономики Российской академии наук.– 2014.– № 6/2014.– с. 65-74
73. Хайруллин В.А., Терехов И.Г., Аболихин А.А. Понятие реновации гражданских зданий: теоретические и прикладные аспекты явления // Евразийский юридический журнал. – 2017. - № 12(115). – с. 406-407
74. Развитие застроенных территорий: Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. URL:https://www.gov.spb.ru/(Дата обращения:11.03.2021)
75. Городская программа Развитие застроенных территорий Санкт-Петербурга: Официальный сайт городской программы развития застроенных территорий Санкт-Петербурга[Электронный ресурс]. URL:https://rzt.spb.ru/(Дата обращения:11.03.2021)
76. 2020 год стал для реновации переломным: Газета «Деловой Петербург»[Электронный ресурс]. URL:https://www.dp.ru/(Дата обращения:17.02.2021)
77. До конца года «СПб Реновация» начнет расселение жителей четырех новых кварталов: Официальный сайт BN.RU Санкт-Петербург [Электронный ресурс]. URL:https://www.bn.ru/(Дата обращения:17.02.2021)
78. Жилой комплекс «Астрид»: Официальный сайт девелопера «Самолет» [Электронный ресурс]. URL:https://samolet.ru/(Дата обращения:14.04.2021)
79. Жилой комплекс «Живи! В Рыбацком»: Новостройки Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. URL:https://novostroikispb.ru/(Дата обращения:14.04.2021)
80. Жилой комплекс «Малая Охта»: Новостройки Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. URL:https://zhk-malaya-ohta.ru/(Дата обращения:14.04.2021)
81. Жилой комплекс «Новое Колпино»: Новостройки Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. URL:https://novoe-kolpino.ru/(Дата обращения:14.04.2021)
82. Жилой комплекс «Сандэй»:Новостройки Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. URL:https://sandey.ru/(Дата обращения:14.04.2021)
83. Жилой фонд в Санкт-Петербурге: Официальный сайт Дом.МинЖКХ[Электронный ресурс]. URL:https://dom.mingkh.ru/sankt-peterburg/(Дата обращения:14.04.2021)
84. Застройщики с 2008 года ввели 5,3% жилья по программе реновации в Петербурге: Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)»[Электронный ресурс]. URL:https://tass.ru/(Дата обращения:15.02.2021)
85. Квартал Колпино 10: Официальный сайт городской программы развития застроенных территорий Санкт-Петербурга[Электронный ресурс]. URL:https://rzt.spb.ru/ (Дата обращения:18.04.2021)
86. Квартал Красный Кирпичник: Официальный сайт городской программы развития застроенных территорий Санкт-Петербурга[Электронный ресурс]. URL:https://rzt.spb.ru/(Дата обращения:18.04.2021)
87. Квартал Малая Охта: Официальный сайт городской программы развития застроенных территорий Санкт-Петербурга[Электронный ресурс]. URL:https://rzt.spb.ru/(Дата обращения:18.04.2021)
88.Квартал Славянка: Официальный сайт городской программы развития застроенных территорий Санкт-Петербурга[Электронный ресурс]. URL:https://rzt.spb.ru/(Дата обращения:18.04.2021)
89.Отчет о результатах аудита эффективности использования выделяемых бюджетных ассигнований на содержание жилищного фонда Санкт-Петербурга за период 2007-2011годов: Официальный сайт Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга [Электронный ресурс].URL: https://ksp.org.ru/ (Дата обращения:17.03.2021)
90. Последние новости о программе реновации в Санкт-Петербурге в 2020 году: Grazhdaninu.com [Электронный ресурс]. URL: https://grazhdaninu.com/ (дата обращения 07.01.2021)
91. Сколько в Петербурге коммунальных квартир: TheVillage[Электронный ресурс].URL: https://www.the-village.ru/(Дата обращения:22.04.2021)
92.Технико-экономические паспорта многоквартирных домов, в которых располагаются коммунальные квартиры: Открытые данные Санкт-Петербурга[Электронный ресурс].URL:https://data.gov.spb.ru/(Дата обращения:18.04.2021)
93.Типы домов в Санкт-Петербурге: Сайт риэлтора, агента по недвижимости Черкис Галины [Электронный ресурс].URL:https://capital-realtor.ru/(Дата обращения:22.04.2021)
94. Коэффициент застройки: Юрист. Информационный портал [Электронный ресурс].URL:https://yurist21.ru/(Дата обращения:17.03.2021)
95. Эксперты рассказали о перспективах строительства жилой недвижимости в Петербурге: Газета «Петербургский дневник»[Электронный ресурс].URL:https://spbdnevnik.ru/(Дата обращения:13.02.2021)