Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ВЗРОСЛЫХ В СВЯЗИ С ПЕРЕЖИТЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ ТРУДНОСТЯМИ

Работа №140983

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ…………………………………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗРОСЛЫХ, ПЕРЕЖИВШИХ ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ…………………………………………………………………………………….
1.1 Понятие психологического благополучия личности в психологии…………………
1.2 Определение и классификации трудных жизненных ситуаций……………………..
1.3 Проблема личностно-ситуационного взаимодействия………………………………
1.4 Роль личностных характеристик в формировании психологического благополучия личности
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………..
2.1 Цель и задачи исследования………………………………………………………….……
2.2 Описание выборки исследования
2.3 Методы исследования
2.4 Процедура исследования………………………………………………………………….
2.5 Математико-статистические методы обработки данных………………………………..
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…………………….
3.1 Анализ уровневых и структурных характеристик травматических событий………….
3.2 Анализ уровневых и структурных характеристик показателей психологического благополучия
3.3 Анализ уровневых характеристик личностных особенностей………………………….
3.4 Анализ влияния на исследуемые показатели факторов пола и возраста………………
3.5 Анализ взаимосвязи пережитых жизненных трудностей с личностными характеристиками и уровнем психологического благополучия…………………………….
3.6 Анализ уровневых характеристик показателей физического благополучия и состояния здоровья
3.7 Межфункциональные взаимосвязи самооценки частоты и интенсивности болевых ощущений в различных отделах позвоночника………………………………………………
3.8. Обсуждение результатов исследования
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б


В последние десятилетия активно исследуются личностные характеристики, которые либо способствуют, либо препятствуют индивиду совладать с ситуациями, заключающими в себе угрозу жизни, здоровью, самоуважению. В настоящее время в психологических исследованиях возникает тенденция придерживаться принципа «компонентной перспективы», согласно которому поведение является функцией личности, ситуации и их взаимодействия (Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н.Б., 2002).
Концепция психологического благополучия была разработана К. Рифф, которая рассматривала эвдемоническое благополучие как напряженный многомерный динамический процесс, а не окончательное устойчивое состояние. Выделенные К. Рифф индикаторы психологического благополучия во многом совпадают с выделенными В.Р. Манукян и Е.Г. Трошихиной параметрами психологической зрелости личности: ответственность, осознанность/рефлексивность, направленность на саморазвитие, самопринятие и самоуважение, автономия, жизнестойкость, (Манукян В.Р., Трошихина Е.Г., 2016).
С одной стороны, психологическое благополучие является фактором, влияющим на субъективное благополучие и способность человека справляться с трудными жизненными ситуациями. Бессонова Ю.В. (2013) пишет, что благополучие - это не вопрос наличествующих условий и ситуаций, а вопрос восприятия жизни, субъективного отношения к ситуации и к собственным возможностям.
С другой стороны, показано, что уровень психологического благополучия обусловлен личностными характеристиками. В последние годы многочисленные исследования подтверждают важную роль эмоций и ощущения счастья в формировании психологического благополучия. Был предложен концепт «психоэмоциональное благополучие», объединяющий компоненты психологического благополучия, а также когнитивные (удовлетворенность различными сторонами жизни) и аффективные (включая тревожность) компоненты субъективного благополучия (Трошихина Е.Г., Манукян В.Р., 2017).
Таким образом, во многих исследованиях было установлено наличие связи между уровнем личностного благополучия, совладанием с трудными жизненными ситуациями и индивидуальными чертами личности. Однако, несмотря на то, что в современных исследованиях психологическое благополучие личности рассматривается как один из ресурсов совладания с трудными жизненными ситуациями, вопрос о сохранении психологического благополучия и способности к преобразованию трудной ситуации и оценивании её как события, способствующего личностному росту, остается открытым.
Недостаточно изученными также остаются вопросы о взаимном влиянии сознательного и бессознательного в структуре личности на уровень психологического благополучия, на субъективную оценку жизненных ситуаций и способы совладания с ними; вопросы о значении психологического благополучия для сохранения здоровья и активной позиции субъекта в случае переживания трудных жизненных ситуаций.
Поэтому представляет интерес рассмотрение особенностей психологического благополучия личности в зрелом возрасте в связи с пережитыми травматическими событиями с учетом индивидуальных особенностей личности.
Целью данного исследования явилось изучение психологического благополучия и личностных характеристик взрослых, в связи с пережитыми трудными жизненными ситуациями.
Объект исследования – психологическое благополучие, личностные характеристики
Предмет исследования – взаимосвязь психологического благополучия и личностных характеристик у взрослых с пережитыми трудными жизненными ситуациями.
Гипотезы исследования:
1. Чем больше жизненных трудностей пережили взрослые, тем ниже психологическое благополучие, более выражен экстернальный локус контроля и психологические защиты, и хуже состояние физического здоровья.
2. Существуют различия во взаимосвязях разных видов пережитых жизненных трудностей с компонентами психологического благополучия и личностными особенностями взрослых.
Задачи исследования:
1. Проанализировать уровневые и структурные характеристики травматических событий.
2. Проанализировать уровневые и структурные характеристики показателей психологического благополучия.
3. Проанализировать уровневые характеристики личностных особенностей.
4. Выявить влияние на исследуемые показатели факторов пола и возраста.
5. Рассмотреть взаимосвязи пережитых жизненных трудностей с личностными характеристиками и уровнем психологического благополучия.
6. Проанализировать уровневые характеристики показателей физического благополучия и состояния здоровья.
7. Рассмотреть межфункциональные взаимосвязи самооценки частоты и интенсивности болевых ощущений в различных отделах позвоночника.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данного исследования явилось изучение психологического благополучия и личностных характеристик взрослых, в связи с пережитыми трудными жизненными ситуациями. Гипотезы исследования заключались в том, что количество пережитых жизненных трудностей отрицательно взаимосвязано с уровнем психологического благополучия и физического состояния здоровья и положительно – с выраженностью экстернальности локуса контроля и психологических защит, при этом существуют различия во взаимосвязях разных видов пережитых жизненных трудностей с компонентами психологического благополучия и личностными особенностями взрослых.
Данное исследование позволило оценить сложность и многообразие взаимосвязей между психологическим и физическим благополучием личности и индивидуальными личностными характеристиками, их роль в формировании отношения к жизненным ситуациям.
Гипотезы о существовании отрицательной взаимосвязи количеством пережитых жизненных трудностей с психологическим благополучием и физическим состоянием здоровья взрослых, а также положительной с выраженностью экстернальности локуса контроля и психологических защит, и о существовании различий во взаимосвязях разных видов пережитых жизненных трудностей с компонентами психологического благополучия и личностными особенностями взрослых подтвердились.
Полученные данные дополнили базу научных исследований благополучия взрослых в различных жизненных ситуациях. Результаты могут быть использованы в психологическом консультировании взрослых, находящихся в трудных жизненных ситуациях, разработке индивидуальных программ психологического сопровождения с учетом личностных особенностей и степени физического дискомфорта.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение роли психологической зрелости личности в преодолении трудных жизненных ситуаций и ее влиянии на процессы постравматического роста.



1. Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни, М., Мысль, 1991. 299 с.
2. Александрова Л.А. Психологические ресурсы адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф. автореф. дис.... канд. психол. н. М., 2004. 24 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 339 с.
4. Андреева О.С., Моргун П.И. Взаимосвязь локализации болей в спине и предпочитаемых психологических защит и копинг-стратегий // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2014. №9. С. 196 – 203.
5. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Том5. №3. – С. 152-163.
6. Батурин Н.А., Башкатов С.А., Гафарова Н.В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2013. №4 С.4-14.
7. Башкатов С.А. Разноуровневые факторы личностного благополучия: автореф. дис. ... канд. психол. наук - Челябинск, 2013. - 26 с.
8. Башкатов Сергей Александрович, Гафарова Наталья Владимировна Теоретические основания и эмпирическое исследование способов и приемов повышения характерологической позитивности и личностного благополучия с позиции позитивной психологии // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2015. №2. С.78-87.
9. Бессонова, Ю.В. О структуре психологического благополучия // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. статей /Составитель: Ю. В. Братчикова. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-т., 2013. С. 30 -35.
10. Бизюк А.П., Л.И. Вассерман, Б.И. Иовлев Применение интегративного теста тревожности (ИТТ). Новая медицинская технология. Санкт-Петербург 2005. 23 с.
11. Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях. Автореф. дис.... канд. психол. н. М., 2007. 30 с.
12. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие . М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.
13. Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н.Б. К психологической теории ситуации // Психологический журнал, 2002. Т. 23, № 1. С. 5- 17.
14. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Спб.: Издательство: СПбНИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2005. 50 с.
15. Воронина, А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: автореф. дис. ... канд. психол. наук Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2002. 26 с.
16. Гордеева, Т.О. Оптимизм как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева.- М.: Смысл, 2011. 131-177.
17. Гришина Н.В. Психологическое благополучие в экзистенциальном понимании: эмпирические особенности // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 48. С. 10. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.01.2018).
18. Дикая Л.Г., Махнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психологический журнал, 1996. Т. 17, .№ 3. С. 3- 19
19. Дымова Е.Н., Тарабрина Н.В., Харламенкова Н.Е. Параметры психологического благополучия/неблагополучия при разном уровне психической травматизации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2015. №2. С.37-50.
20. Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. №2. С.82-93.
21. Каменская В.Г.Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта / В.Г. Каменская. Санкт-Петербург : Детство-пресс, 1999. 144 с.
22. Кольцова Е.А. Посттравматический стресс у матерей, имеющих больного ребенка // Вестник Костромского государственного университета.Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. №1. С.67 – 69.
23. Корниенко Д. С. Личностные предикторы психологического благополучия // Фундаментальные исследования. 2014. №11-2. С.429-432.
24. Кузьмич О. С., Рощин С. Ю. Лучше ли быть здоровым? Экономическая отдача от здоровья в России // Экономический журнал ВШЭ. 2008. №1. С. 29-56
25. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Сенсор, 2000. 368 с.
26. Левит Л.З. Эвдемония: жизнь для героя // Современная зарубежная психология. 2013. №1. С. 69- 77.
27. Леонтьев Д.А. Введение: личностный потенциал как объект изучения // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 5-11.
28. Личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор, адаптация Т.А.Немчина) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. СПб., 2002. С.126-128.
29. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психол. 1985. N 1. С. 103-109.
30. Магомед-Эминов М. Ш. Позитивная психология человека. М.,2007. 624 c.
31. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М.: ЭКСМО, 2008. – 928с.
32. Манукян В.Р., Трошихина Е.Г.Современные психологические концепции благополучия и зрелости личности: области сходства и различий // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. №2 (26) С.77-85.
33. Марищук Л.В., Пыжьянова Е.В. Удовлетворенность качеством жизни как критерий психологического здоровья // Психология XXI века: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых (С.-Петербург, 24—26 апреля 2008 г.) / Под ред. Н.В. Гришиной. СПб., 2008. С. 457-459.
34. Минюрова С.А., Заучсенко И.В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 94-101.
35. Нартова-Бочавер С.К. «Coping - behavior» в системе понятий психологии личности//Психол. журнал, 1997. Т. 18, № 5. С. 20-30
36. Овчарова Р.В. Разработка показателей и анализ факторов развития личностного потенциала и психологического благополучия учащихся в системе общего образования // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. ст. / сост. Ю.В. Братчикова. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. С. 11–17.
37. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / пер. с англ. Л.В. Трубицыной, Д.А. Леонтьева; под общ. ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 462 с.
38. Павлоцкая Я.И. Возможности и ограничения психологической помощи при различных типах благополучия личности // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1.URL: http://www.science-education.ru/121-18503(дата обращения: 14.01.2018)
39. Павлоцкая Я.И. Социально-психологический анализ уровней и типов благополучия личности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. URL: http://www.science-education.ru/121-17955 (датаобращения: 14.01.2018).
40. Павлоцкая Я.И. Психологическое благополучие в контексте системы отношений личности // Теория и практика общественного развития. 2014. №14 С.28-31.
41. Реан А.А.Локус контроля делинквентной личности // Психологический журнал. 1994. Том15, №2. 1994. С. 52-66.
42. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М., 2002. 527 с.
43. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М., 2000. 429 с.
44. Рягузова Е. В. Психологическая ситуация как предмет теоретической рефлексии // Проблемы социальной психологии личности. Саратов: Саратовский государственный университет. 2008. URL: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30270_full.shtml (дата обращения: 25.01.2018).
45. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни: пер. с англ. – М.: Издательство «София», 2006. 368 с.
46. Смолева Е. О.Влияние стилей семейного воспитания на формирование локуса контроля несовершеннолетних //Психопедагогика в правоохранительныхорганах.2009. № 4. С. 57- 59.
47. Смолева Е.О. Многофакторность уровня субъективного контроля несовершеннолетних правонарушителей // Гуманитарные научные исследования. 2014. №3. URL: http://human.snauka.ru/2014/03/6010 (дата обращения: 11.01.2018).
48. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса: Теория и практика. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 304 с.
49. Трошихина Е.Г., Манукян В.Р. Тревожность и устойчивые эмоциональные состояния в структуре психоэмоционального благополучия // Вестник СПбГУ. Психология и педагогика. 2017. Т.7. Вып.3. С. 211- 223.
50. Тхостов А. Ш., Зинченко Ю. П. Патопсихологические аспекты посттравматического стрессового расстройства // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информац.- аналитический бюллетень. 2001. №3. М.: Смысл, 2001. С. 10-19.
51. Фесенко П.П. Имеет ли понятие психологического благополучия социально-культурную специфику? // Психология. 2005. № 4. C. 132-138.
52. Шкуратова И.П. Влияние оценки личностью трудной жизненной ситуации на выбор способов совладания с ней / Психология совладающего поведения: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 2007. С.126-128.
53. Шумакова И.Е. Личностные потенциалы преодоления жизненных трудностей // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №91.С.46-56.
54. Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. – Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. – 320 p.
55. Chida Y., Steptoe A. Positive psychological well-being and mortality: A quantitative review of prospective observational studies // Psychosomatic Medicine. 2008. № 70. Р. 741-756.
56. Deci E.L. Intrinsic motivation / New York: Plenum Publishing Co. Japaneso Edition, Tokyo: SeishinShubo, 1980. 324 р.
57. Huppert F.A. Psychological well-being: Evidence regarding its causes and consequences // Applied Psychology: Health and Well-being. 2009. №1(2). P. 137-164.
58. Magnusson D. Wanted: A Psychology of Situations // Toward a psychology of Situations: An Interactional Perspective / Ed. D. Magnusson. - New Jersey: Hillstadt, 1981. - P. 9- 32.
59. McCrae R.R., Costa P.T. The stability of personality: observations and evaluations: Current Directions in Psychological Science, 1994. - P. 3-115.
60. Nilsson D., Gustafsson P.E., Larsson J., Svedin C.G. Evaluation of Linköping Youth Life Experience Scale // JournalofNervous&MentalDisease. 2010. Vol.198., I.10. P. 768-774.
61. Ruch W., ProyerR.T., HarzerC. et al. Values in action inventory of strengths (VIA-IS) adaptation and validation of the german version and the development of a peerrating form// Journal of Individual Differences. 2010. Vol.31. №3. P. 138-149.
62. Ryan R.M., Deci E.L. On happiness and human potentials: A review of research on hedonic and eudaimonic well-being//Annual Review Psychology. 2001. № 52. P. 141-166.
63. Ryan R.M., Huta V., Deci E.L. Living well: A self-determination theory perspective on eudaimonia // Journal of Happiness Studies. 2008. Vol. 9, № 1. P. 139-170.
64. Ryff C.D., Singer B. The contours of positive human health // Psychological Inquiry. 1998. Vol. 9. P. 1–28.
65. Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological wellbeing // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. P. 1069-1081.
66. Ryff C.D. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P. 719-727.
67. Ryff C.D., Singer B.H. Know thyself and become what you are: A eudaimonic approach to psychological well being // Journal of Happiness Studies. 2006. Vol. 9, № 1. P. 13-39.
68. Ryff C.D., Singer B.H., Love G.D. Positive health: Connecting well-being with biology. Philosophical Transactions of the Royal Society of London. 2004. №359(1449). P. 1383-1394.
69. RyffС D., Singer B. Interpersonal flourishing: a positive health agenda for the new millennium //Journal of Personality and Social Psychology. 2000. Vol. 4. P. 12-27.
70. Ryff C.D. Psychological Well-Being Revisited: Advances in Science and Practice. // Psychotherapy and Psychosomatic. 2014. Vol. 83(1). P. 10-28.
71. Schimmack U. The structure of subjective well-being. The science of subjective well-being. New York, NY US: Guilford Press, 2008. Р. 97-123.
72. Warr P.B., Barter J., Brownbridge G. On the independence of positive and negative affect // Journal of Personality and Social Psychology. 1983. Vol. 44. N 3 (Mar). P. 644-651.
73. Waterman A.S. Reconsidering happiness: A eudaimonist’s perspective. Journal of Positive Psychology. 2008. Vol. 3. P. 234-252.
74. Waterman A.S. Two conceptions of happiness: contrasts of personal expressiveness (eudaimonia) and hedonic enjoyment//J. of Personality and Social Psychology. 1993. Vol. 64. P. 678-691.
75. Waterman A.S., Schwartz S.J., Conti R. The implications of two conceptions of happiness (hedonic enjoyment and eudaimonia) for the understanding of intrinsic motivation // Journal of Happiness Studies. 2008. Vol. 9, № 1. Р. 41-79.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ