ЛИЧНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ВЗРОСЛЫХ В СВЯЗИ С ПЕРЕЖИТЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ ТРУДНОСТЯМИ
|
АННОТАЦИЯ…………………………………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗРОСЛЫХ, ПЕРЕЖИВШИХ ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ…………………………………………………………………………………….
1.1 Понятие психологического благополучия личности в психологии…………………
1.2 Определение и классификации трудных жизненных ситуаций……………………..
1.3 Проблема личностно-ситуационного взаимодействия………………………………
1.4 Роль личностных характеристик в формировании психологического благополучия личности
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………..
2.1 Цель и задачи исследования………………………………………………………….……
2.2 Описание выборки исследования
2.3 Методы исследования
2.4 Процедура исследования………………………………………………………………….
2.5 Математико-статистические методы обработки данных………………………………..
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…………………….
3.1 Анализ уровневых и структурных характеристик травматических событий………….
3.2 Анализ уровневых и структурных характеристик показателей психологического благополучия
3.3 Анализ уровневых характеристик личностных особенностей………………………….
3.4 Анализ влияния на исследуемые показатели факторов пола и возраста………………
3.5 Анализ взаимосвязи пережитых жизненных трудностей с личностными характеристиками и уровнем психологического благополучия…………………………….
3.6 Анализ уровневых характеристик показателей физического благополучия и состояния здоровья
3.7 Межфункциональные взаимосвязи самооценки частоты и интенсивности болевых ощущений в различных отделах позвоночника………………………………………………
3.8. Обсуждение результатов исследования
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗРОСЛЫХ, ПЕРЕЖИВШИХ ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ…………………………………………………………………………………….
1.1 Понятие психологического благополучия личности в психологии…………………
1.2 Определение и классификации трудных жизненных ситуаций……………………..
1.3 Проблема личностно-ситуационного взаимодействия………………………………
1.4 Роль личностных характеристик в формировании психологического благополучия личности
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………..
2.1 Цель и задачи исследования………………………………………………………….……
2.2 Описание выборки исследования
2.3 Методы исследования
2.4 Процедура исследования………………………………………………………………….
2.5 Математико-статистические методы обработки данных………………………………..
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…………………….
3.1 Анализ уровневых и структурных характеристик травматических событий………….
3.2 Анализ уровневых и структурных характеристик показателей психологического благополучия
3.3 Анализ уровневых характеристик личностных особенностей………………………….
3.4 Анализ влияния на исследуемые показатели факторов пола и возраста………………
3.5 Анализ взаимосвязи пережитых жизненных трудностей с личностными характеристиками и уровнем психологического благополучия…………………………….
3.6 Анализ уровневых характеристик показателей физического благополучия и состояния здоровья
3.7 Межфункциональные взаимосвязи самооценки частоты и интенсивности болевых ощущений в различных отделах позвоночника………………………………………………
3.8. Обсуждение результатов исследования
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
В последние десятилетия активно исследуются личностные характеристики, которые либо способствуют, либо препятствуют индивиду совладать с ситуациями, заключающими в себе угрозу жизни, здоровью, самоуважению. В настоящее время в психологических исследованиях возникает тенденция придерживаться принципа «компонентной перспективы», согласно которому поведение является функцией личности, ситуации и их взаимодействия (Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н.Б., 2002).
Концепция психологического благополучия была разработана К. Рифф, которая рассматривала эвдемоническое благополучие как напряженный многомерный динамический процесс, а не окончательное устойчивое состояние. Выделенные К. Рифф индикаторы психологического благополучия во многом совпадают с выделенными В.Р. Манукян и Е.Г. Трошихиной параметрами психологической зрелости личности: ответственность, осознанность/рефлексивность, направленность на саморазвитие, самопринятие и самоуважение, автономия, жизнестойкость, (Манукян В.Р., Трошихина Е.Г., 2016).
С одной стороны, психологическое благополучие является фактором, влияющим на субъективное благополучие и способность человека справляться с трудными жизненными ситуациями. Бессонова Ю.В. (2013) пишет, что благополучие - это не вопрос наличествующих условий и ситуаций, а вопрос восприятия жизни, субъективного отношения к ситуации и к собственным возможностям.
С другой стороны, показано, что уровень психологического благополучия обусловлен личностными характеристиками. В последние годы многочисленные исследования подтверждают важную роль эмоций и ощущения счастья в формировании психологического благополучия. Был предложен концепт «психоэмоциональное благополучие», объединяющий компоненты психологического благополучия, а также когнитивные (удовлетворенность различными сторонами жизни) и аффективные (включая тревожность) компоненты субъективного благополучия (Трошихина Е.Г., Манукян В.Р., 2017).
Таким образом, во многих исследованиях было установлено наличие связи между уровнем личностного благополучия, совладанием с трудными жизненными ситуациями и индивидуальными чертами личности. Однако, несмотря на то, что в современных исследованиях психологическое благополучие личности рассматривается как один из ресурсов совладания с трудными жизненными ситуациями, вопрос о сохранении психологического благополучия и способности к преобразованию трудной ситуации и оценивании её как события, способствующего личностному росту, остается открытым.
Недостаточно изученными также остаются вопросы о взаимном влиянии сознательного и бессознательного в структуре личности на уровень психологического благополучия, на субъективную оценку жизненных ситуаций и способы совладания с ними; вопросы о значении психологического благополучия для сохранения здоровья и активной позиции субъекта в случае переживания трудных жизненных ситуаций.
Поэтому представляет интерес рассмотрение особенностей психологического благополучия личности в зрелом возрасте в связи с пережитыми травматическими событиями с учетом индивидуальных особенностей личности.
Целью данного исследования явилось изучение психологического благополучия и личностных характеристик взрослых, в связи с пережитыми трудными жизненными ситуациями.
Объект исследования – психологическое благополучие, личностные характеристики
Предмет исследования – взаимосвязь психологического благополучия и личностных характеристик у взрослых с пережитыми трудными жизненными ситуациями.
Гипотезы исследования:
1. Чем больше жизненных трудностей пережили взрослые, тем ниже психологическое благополучие, более выражен экстернальный локус контроля и психологические защиты, и хуже состояние физического здоровья.
2. Существуют различия во взаимосвязях разных видов пережитых жизненных трудностей с компонентами психологического благополучия и личностными особенностями взрослых.
Задачи исследования:
1. Проанализировать уровневые и структурные характеристики травматических событий.
2. Проанализировать уровневые и структурные характеристики показателей психологического благополучия.
3. Проанализировать уровневые характеристики личностных особенностей.
4. Выявить влияние на исследуемые показатели факторов пола и возраста.
5. Рассмотреть взаимосвязи пережитых жизненных трудностей с личностными характеристиками и уровнем психологического благополучия.
6. Проанализировать уровневые характеристики показателей физического благополучия и состояния здоровья.
7. Рассмотреть межфункциональные взаимосвязи самооценки частоты и интенсивности болевых ощущений в различных отделах позвоночника.
Концепция психологического благополучия была разработана К. Рифф, которая рассматривала эвдемоническое благополучие как напряженный многомерный динамический процесс, а не окончательное устойчивое состояние. Выделенные К. Рифф индикаторы психологического благополучия во многом совпадают с выделенными В.Р. Манукян и Е.Г. Трошихиной параметрами психологической зрелости личности: ответственность, осознанность/рефлексивность, направленность на саморазвитие, самопринятие и самоуважение, автономия, жизнестойкость, (Манукян В.Р., Трошихина Е.Г., 2016).
С одной стороны, психологическое благополучие является фактором, влияющим на субъективное благополучие и способность человека справляться с трудными жизненными ситуациями. Бессонова Ю.В. (2013) пишет, что благополучие - это не вопрос наличествующих условий и ситуаций, а вопрос восприятия жизни, субъективного отношения к ситуации и к собственным возможностям.
С другой стороны, показано, что уровень психологического благополучия обусловлен личностными характеристиками. В последние годы многочисленные исследования подтверждают важную роль эмоций и ощущения счастья в формировании психологического благополучия. Был предложен концепт «психоэмоциональное благополучие», объединяющий компоненты психологического благополучия, а также когнитивные (удовлетворенность различными сторонами жизни) и аффективные (включая тревожность) компоненты субъективного благополучия (Трошихина Е.Г., Манукян В.Р., 2017).
Таким образом, во многих исследованиях было установлено наличие связи между уровнем личностного благополучия, совладанием с трудными жизненными ситуациями и индивидуальными чертами личности. Однако, несмотря на то, что в современных исследованиях психологическое благополучие личности рассматривается как один из ресурсов совладания с трудными жизненными ситуациями, вопрос о сохранении психологического благополучия и способности к преобразованию трудной ситуации и оценивании её как события, способствующего личностному росту, остается открытым.
Недостаточно изученными также остаются вопросы о взаимном влиянии сознательного и бессознательного в структуре личности на уровень психологического благополучия, на субъективную оценку жизненных ситуаций и способы совладания с ними; вопросы о значении психологического благополучия для сохранения здоровья и активной позиции субъекта в случае переживания трудных жизненных ситуаций.
Поэтому представляет интерес рассмотрение особенностей психологического благополучия личности в зрелом возрасте в связи с пережитыми травматическими событиями с учетом индивидуальных особенностей личности.
Целью данного исследования явилось изучение психологического благополучия и личностных характеристик взрослых, в связи с пережитыми трудными жизненными ситуациями.
Объект исследования – психологическое благополучие, личностные характеристики
Предмет исследования – взаимосвязь психологического благополучия и личностных характеристик у взрослых с пережитыми трудными жизненными ситуациями.
Гипотезы исследования:
1. Чем больше жизненных трудностей пережили взрослые, тем ниже психологическое благополучие, более выражен экстернальный локус контроля и психологические защиты, и хуже состояние физического здоровья.
2. Существуют различия во взаимосвязях разных видов пережитых жизненных трудностей с компонентами психологического благополучия и личностными особенностями взрослых.
Задачи исследования:
1. Проанализировать уровневые и структурные характеристики травматических событий.
2. Проанализировать уровневые и структурные характеристики показателей психологического благополучия.
3. Проанализировать уровневые характеристики личностных особенностей.
4. Выявить влияние на исследуемые показатели факторов пола и возраста.
5. Рассмотреть взаимосвязи пережитых жизненных трудностей с личностными характеристиками и уровнем психологического благополучия.
6. Проанализировать уровневые характеристики показателей физического благополучия и состояния здоровья.
7. Рассмотреть межфункциональные взаимосвязи самооценки частоты и интенсивности болевых ощущений в различных отделах позвоночника.
Целью данного исследования явилось изучение психологического благополучия и личностных характеристик взрослых, в связи с пережитыми трудными жизненными ситуациями. Гипотезы исследования заключались в том, что количество пережитых жизненных трудностей отрицательно взаимосвязано с уровнем психологического благополучия и физического состояния здоровья и положительно – с выраженностью экстернальности локуса контроля и психологических защит, при этом существуют различия во взаимосвязях разных видов пережитых жизненных трудностей с компонентами психологического благополучия и личностными особенностями взрослых.
Данное исследование позволило оценить сложность и многообразие взаимосвязей между психологическим и физическим благополучием личности и индивидуальными личностными характеристиками, их роль в формировании отношения к жизненным ситуациям.
Гипотезы о существовании отрицательной взаимосвязи количеством пережитых жизненных трудностей с психологическим благополучием и физическим состоянием здоровья взрослых, а также положительной с выраженностью экстернальности локуса контроля и психологических защит, и о существовании различий во взаимосвязях разных видов пережитых жизненных трудностей с компонентами психологического благополучия и личностными особенностями взрослых подтвердились.
Полученные данные дополнили базу научных исследований благополучия взрослых в различных жизненных ситуациях. Результаты могут быть использованы в психологическом консультировании взрослых, находящихся в трудных жизненных ситуациях, разработке индивидуальных программ психологического сопровождения с учетом личностных особенностей и степени физического дискомфорта.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение роли психологической зрелости личности в преодолении трудных жизненных ситуаций и ее влиянии на процессы постравматического роста.
Данное исследование позволило оценить сложность и многообразие взаимосвязей между психологическим и физическим благополучием личности и индивидуальными личностными характеристиками, их роль в формировании отношения к жизненным ситуациям.
Гипотезы о существовании отрицательной взаимосвязи количеством пережитых жизненных трудностей с психологическим благополучием и физическим состоянием здоровья взрослых, а также положительной с выраженностью экстернальности локуса контроля и психологических защит, и о существовании различий во взаимосвязях разных видов пережитых жизненных трудностей с компонентами психологического благополучия и личностными особенностями взрослых подтвердились.
Полученные данные дополнили базу научных исследований благополучия взрослых в различных жизненных ситуациях. Результаты могут быть использованы в психологическом консультировании взрослых, находящихся в трудных жизненных ситуациях, разработке индивидуальных программ психологического сопровождения с учетом личностных особенностей и степени физического дискомфорта.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение роли психологической зрелости личности в преодолении трудных жизненных ситуаций и ее влиянии на процессы постравматического роста.
Подобные работы
- Экономические убеждения как когнитивные факторы формирования субъективного экономического благополучия молодежи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2024 - Исследование взаимосвязи психотравмы с изменением жизненной перспективы личности на примере развода
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2021 - Патохарактерологические особенности подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации (Московский Институт Психоанализа)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Личностные особенности лиц, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4590 р. Год сдачи: 2023 - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ГОРОДСКОГО И СЕЛЬСКОГО ПЕДАГОГА (НА МАТЕРИАЛАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г. ТОМСКА И ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2025



