ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОПРОТИВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ОБУЧЕНИЮ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ПРОБЛЕМЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ОБУЧЕНИЮ 7
1.1.1. СОПРОТИВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ОБУЧЕНИЮ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ... 7
1.1.2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СОПРОТИВЛЕНИЯ БИЗНЕС- ОБУЧЕНИЮ 9
1.1.3. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОПРОТИВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ОБУЧЕНИЮ 12
1.2. СОПРОТИВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ОБУЧЕНИЮ В НАУЧНОЙЛИТЕРАТУРЕ 14
1.2.1. ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ КАК ОСОБАЯ ЗАДАЧА 14
1.2.2. БИЗНЕС-ТРЕНИНГИ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ 19
1.2.3. СОПРОТИВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЮ В РАЗЛИЧНЫХ
КОНТЕКСТАХ 21
1.3. СОПРОТИВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ОБУЧЕНИЮ У СОТРУДНИКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ СОПРОТИВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ОБУЧЕНИЮ 40
2.1. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ СОПРОТИВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ОБУЧЕНИЮ 40
2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ СОПРОТИВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ОБУЧЕНИЮ 49
2.3. ОЦЕНКА МОДЕЛИ ФАКТОРОВ, СПОСОБНЫХ ПОВЛИЯТЬ НА УРОВЕНЬ СОПРОТИВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ОБУЧЕНИЮ 68
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Актуальность темы данной научно-исследовательской работы связанна с тем, что в настоящее время в России и в мире все более популярным в среде производственных организаций становится формат бизнес-обучения, поскольку он показывает высокую эффективность. Правильно составленная и реализованная программа бизнес-обучения сотрудников производственных организаций дает реальный рост эффективности производства, а рост эффективности производства является в настоящее время одним из приоритетных направлений развития производственных предприятий в России.
Специфика российских производственных организаций состоит в том, что как таковое бизнес-обучение все еще является для большинства из них новым образовательным форматом. Руководители предприятий до сих пор с большой опаской вкладывают денежные средства в создание внутренних учебных центров или привлечение квалифицированных бизнес-тренеров извне. В связи с этим эффективность и результативность происходящего на предприятии бизнес-обучения являются важнейшими факторами, к которым руководители производственных организаций предъявляют особые требования.
Проблема заключается в том, что сотрудники производственных организаций зачастую демонстрируют высокий уровень сопротивления бизнес- обучению, проводящемуся на предприятии.
Сопротивление обучающихся существенно снижает уровень эффективности обучения и может приводить к отсутствию результата обучения, необходимого производственной организации.
Данные обстоятельства могут негативно влиять на отношение руководителей предприятий к бизнес-обучению в целом, что, в свою очередь, в условиях относительной новизны данного формата для отечественных производственных организаций, может негативно сказаться на тенденциях роста популярности бизнес-обучения в России.
Объектом настоящего исследования, в связи с вышеозначенной проблемой, является поведение сотрудников предприятия, проходящих бизнес- обучение, в ситуациях, связанных с бизнес-обучением.
Предметом исследования являются сопротивление бизнес-обучению и факторы, способные повлиять на вероятность появления в ситуациях, связанных с бизнес-обучением, у сотрудников предприятия, проходящих бизнес-обучение, фактов поведения, свидетельствующих о наличии сопротивления бизнес-обучению.
Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить наиболее значимые факторы, способные повлиять на уровень сопротивления бизнес-обучению у сотрудников производственных организаций.
Задачи
1) Изучить проблему сопротивления бизнес-обучению у сотрудников производственных предприятий, чтобы вычленить ключевые аспекты означенной проблемы;
2) Провести обзор научной литературы, чтобы обозначить место, которое означенная проблема занимает в науке и практике;
3) Сформировать перечень значимых факторов, которые в теории могут повлиять на уровень сопротивления обучению у сотрудников производственных предприятий;
4) Провести эмпирическое исследование, которое покажет градацию значимости факторов, влияющих у сотрудников производственных предприятий на уровень сопротивления бизнес-обучению...
В рамках данной работы была исследована проблема сопротивления сотрудников производственных организаций бизнес-обучению.
Феноменологическим полем данной работы выступили факторы, способные повлиять на уровень сопротивления бизнес-обучению у сотрудников производственных организаций.
С социальной точки зрения в настоящем исследовании были выделены три следующие проблемы:
1) Низкая производительность труда в России, вызванная, в том числе, недостаточным уровнем квалификации сотрудников производственных предприятий;
2) Бизнес-обучение, как эффективный, но слабо освоенный производственными предприятиями формат обучения;
3) Наличие у сотрудников производственных предприятий по отношению к бизнес-обучению сопротивления, которое может повлечь за собой неэффективность самого обучения и возыметь негативные последствия как для лиц, участвующих в бизнес-обучении, так и для имиджа бизнес-обучения в целом.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что на основе полученных в ней данных лица, участвующие в развитии сотрудников производственных организаций, смогут сформировать адекватное видение причин сопротивления бизнес-обучению. Также указанные лица смогут использовать полученные в настоящей работе данные, чтобы сформировать перечень мероприятий по снижению возможного сопротивления обучению или составить список условий организации обучения, которые бы помогли снизить такое сопротивление.
В ходе обзора научной литературы по проблематике исследования был сделан вывод о том, что что психологическая наука достаточно подробно изучила принципы и методы обучения взрослых людей и столь же подробно изучила механизмы сопротивления человека воздействию. При этом процесс их изучения не был взаимосвязан.
В связи с этим в настоящий момент в психологии отсутствуют единое понимание механизмов сопротивления взрослых людей обучению и единое определение феномена сопротивления обучению. Также до сих пор не выявлены конкретные факторы, которые влияют на рост сопротивления взрослых людей обучению.
Не изучался данный вопрос и в контексте специфики бизнес-обучения несмотря на то, что в настоящее время данный формат обучения востребован на рынке образовательных услуг.
В связи с этим для целей настоящей работы было сформулировано определение сопротивления бизнес-обучению:
Сопротивление бизнес-обучению - это система возникающих у лица, проходящего бизнес-обучение, эмоциональных и поведенческих реакций, направленных против получаемой информации, вводимых норм или участвующих в обучении лиц, и способная негативно повлиять на эффективность бизнес-обучения.
Таким образом, в рамках данной работы был сформирован перечень требований к процессу бизнес-обучения, основанный на соотнесении уровней сопротивления воздействию с базовыми положениями об обучении взрослых людей. На его основании был сформирован перечень факторов, которые нарушают указанные требования и, предположительно, могут повлечь у сотрудников производственных предприятий рост уровня сопротивления бизнес-обучению.
Полученные факторы были разделены на четыре категории по групповому признаку. В данные категории вошли факторы: связанные с процессом организации бизнес-обучения, связанные с программой бизнес- обучения, связанные с индивидуальными особенностями обучающего, а также связанные с особенностями организации, в которой работает обучающийся. Также к указанным факторам, предположительно, способным повлечь у сотрудников производственных предприятий рост уровня сопротивления бизнес-обучению, были добавлены факторы, связанные с индивидуальными особенностями обучаемого лица...
1. COVID-19 pandemic affects the medical students’ learning process and assaults their psychological wellbeing / Aftab M. [and etc.] // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. № 18(11). 5792. 14 p.
2. The influence of Coronavirus Diseases 2019 (COVID-19) pandemic and the quarantine practices on university students’ beliefs about the online learning experience in Jordan / Almoman, E. Y. [and etc.] // Frontiers in Public Health. 2021. № 8, 997. РР. 664-671.
3. Bagnall R.G. Principles of Adult Education in the Design and Management of Instruction // Australian Journal of Adult Education. Canberra, 1978. № 1. PP. 19-27.
4. Boone E.J. Developing Programs in Adult Education: A Conceptual Programming Model (2nd Edition). Waveland Pr. Inc., 2002. 328 p.
5. Brookfield S. Independent adult learning // Studies in Adult Education. 1981. № 13. РР. 15-27.
6. Brundage D.H., Mackeracher D. Adult Learning Principles and their Application to Program Planning. Toronto, 1980. 126 p.
7. Bruner E.S. An overview of adult education research. Chicago, IL: Adult Education Association, 1959. 288 pp.
8. Elsdon K.T. Training for Adult Education. Nottingham: The National Institute of Education, 1975. 202 p.
9. Frommer H., Dick E., Jung G. Kleine Didaktik fur die Praxis der Erwachsenenbildung. Mit Erfahrungsbeispielen von Egon Dick u. Gabriela Jung. Villingen-Schwenningen: Neckar-Verl., 1983. 64 p.
10. Goad L.H. Preparing Teachers for Lifelong Education. Pergamon Press. 1984. 200 p.
11. Grabowski S.M. Preparing Educators of Adults. San Francisco: Jossey-Bass Inc., 1981. 164 p.
12. Griffin C. Curriculum Theory of Adult and Lifelong Education. London: Routledge,1983. 220 p.
13. Gross R. The Lifelong Learner. N.Y.: Touchstone, 1977. 190 p.
14. Herbert, C., El Bolock, A., Abdennadher, S. How do you feel during the COVID-19 pandemic? A survey using psychological and linguistic self-report measures, and machine learning to investigate mental health, subjective experience, personality, and behaviour during the COVID-19 pandemic among university students. // BMC Psychology. 2021. № 9 (1). PP. 1-23.
15. Hunsaker H.C., Pierce R. Creating a Climate for Adult Learning. Lafayette, 1958. 116 p...(100)