Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Понятие и правовые основы административной ответственности в области дорожного движения 8
1.1 Нормативно-правовое регулирование безопасности дорожного
движения 8
1.2 Понятие, признаки и виды административной ответственности 11
Глава 2 Меры административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения 19
2.1 Общая характеристика мер административной ответственности в
области дорожного движения 19
2.2 Административные наказания за совершение административных
правонарушений в области дорожного движения 38
Глава 3 Отдельные вопросы применения административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения 47
3.1 Проблемы правового регулирования института административной
ответственности в области дорожного движения 47
3.2 Предложения и рекомендации по совершенствованию
законодательства об административной ответственности субъектов в области безопасности дорожного движения 55
Заключение 61
Список используемой литературы и используемых источников 68
Потребность в обеспечении безопасности дорожного движения увеличивается с каждым годом, что связано с высоким приростом количества транспортных средств в стране.
Справедливо отмечено, что «в Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации, опубликованной в 2017 году, с планами на 2018 - 2024 годы определяет одну из целей - «в качестве целевого ориентира на 2024 год устанавливается показатель социального риска, составляющий не более 4 погибших на 100 тыс. населения». В Российской Федерации единственный город, который достиг данного показателя - Москва. Таким образом, тема безопасности дорожного движения - важное направление внутренней политики государства на ближайшие десятилетия» [33].
«Вместе с тем, социальная потребность в обеспечении дорожной безопасности обусловлена значительным размером экономического ущерба, возникающего в результате ДТП. Данное обстоятельство указывает на необходимость формирования эффективной правовой базы. Высокая аварийность представляет собой значимую социально-экономическую проблему в стране. Этот вопрос также был поднят Президентом на заседании президиума Госсовета: «сохранение жизни и здоровья тысяч граждан страны - важнейшее направление государственной политики. Уровень безопасности на дороге напрямую влияет на социально-экономическое развитие, на эффективность работы транспортной инфраструктуры» [33].
Общественные отношения, формирующиеся в сфере дорожной безопасности, характеризуются высокой сложностью. В связи с этим возникает потребность в создании комплексной системы нормативно-правового регулирования.
Современное правовое государство подразумевает тесное взаимодействие с населением. Для урегулирования отношений между гражданином и государством используются административно-правовые механизмы, в том числе, механизмы административной ответственности. Отсутствие эффективной системы применения ответственности делает невозможным активное развитие государства со стабильной экономикой. Следовательно, полноценное существование гражданина в обществе предполагает наличие общих знаний об институте административной ответственности.
На сегодняшний день, как показывает статистика, большое количество граждан стремится избежать административной ответственности, в том числе назначаемой вследствие нарушений правил дорожной безопасности. В связи с этим важной составной частью в области обеспечения безопасности дорожного движения является деятельность государственных органов. Данные органы уполномочены применять меры ответственности в отношении лиц, нарушающих правила дорожной безопасности. Однако данная сфера применения ответственности отличается наличием некоторых проблемных зон.
Степень научной разработанности темы исследования обусловлена большим количеством существующих в настоящее время научных исследований, посвященным вопросу, затронутому в выпускной квалификационной работе. В настоящее время в научной среде накоплено большое количество сведений о деятельности государственных органов, уполномоченных назначать административную ответственность за нарушения ПДД. Но значительный рост аварийных ситуаций указывает на необходимость доработки законодательных основ и регламентов применения административной ответственности.
...
В данной исследовательской работе реализован широкий анализ аспектов, взаимосвязанных с теоретико-правовыми основами административной ответственности. Анализировалась также и работа субъектов государственных органов власти, осуществляющих контроль в рассматриваемой отрасли. Кроме того, было реализовано исследование результативности работы государственных органов по привлечению к административной ответственности за проступки в контексте дорожного движения, как на территории государства, так и в иных государствах, являющихся на сегодняшний день лучшими по безопасности дорожного движения.
Трудность исследования обусловлена дифференциацией существующих правовых положений в отрасли, а также мер ответственности за совершение соответствующих нарушений в области дорожного движения. Вследствие существующих в данном отношении проблем становится невозможным результативное осуществление деятельности по регулированию безопасности дорожного движения и предотвращение имеющихся в данном отношении правонарушений. Вместе с тем, полагаем, что при использовании комплекса разработанных в настоящее время методов регулирования и контроля появится возможность улучшить и сделать более прозрачной систему работы субъектов государственных органов власти, реализующих регулирование дорожного движения.
Основным признаком (характерной чертой) административной ответственности является административное принуждение, как подвид принуждения государственного. Основанием такой ответственности может служить только факт совершения правонарушения. С точки зрения правового регулирования административная ответственность имеет полную базу нормативно-правового характера, которая регулируется административным правом.
В работе выделены субъекты, объекты и правовые основы административной ответственности. Так, субъектами административных правоотношений являются физические и юридические лица. Объектом - общественные отношения в сфере государственного управления, которые регулируются нормами права и охраняются мерами административной ответственности.
В качестве существующих правовых основ регулирования соответствующей сферы общественных отношений необходимо рассматривать: Конституцию РФ, положения административного и административно-процессуального законодательства, включающие
положения об административных нарушениях.
В соответствии с Конституцией РФ, регламентация административной и административно-процессуальной правовых сфер осуществляется законами. У отдельных субъектов существует право издавать также иные формы правовой документации. Вместе с тем, указанная выше информация не противоречит тому, что форма упомянутого правового документа может устанавливаться законодательством.
КоАП РФ предусматривает, что «законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях».
В работе дана классификация административных правонарушений в области дорожного движения. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях получил юридическую силу 01.07.2002, его положения содержали новые формы административных нарушений, а также трансформации форм административной ответственности в исследуемой отрасли. Помимо этого, были внесены трансформации в порядок рассмотрения данных дел.
...
1. Административная деятельность органов внутренних дел: Альбом схем / Под ред. В. Е. Помаскина. М.: МЮИ МВД России; Щит-М, 2019. - 123 с.
2. Административное право и процесс: практикум / Г. А. Василевич, С. М. Забелов, Д. Е. Тагунов. - Москва: Право и экономика, 2018. - 230 с.
3. Административное право России: учебник / В. Я. Кикоть и др. - Москва: Юнити-Дана, 2020. - 759 с.
4. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. - Москва: Норма: Инфра-М, 2018. - 575 с.
5. Быков А.И. Проблемы применения органами внутренних дел административных наказаний в области дорожного движения, дисс.канд.юрид.наук. - М.: 2021, 171 с.
6. Вашкевич А.В., Коновалов Е.А., Смородина В.А. Основы деятельности службы дорожной инспекции и организация движения ГИБДД МВД России: учебное пособие - СПб.: Питер, 2017. - 285 с.
7. Вдовиченко В.В. Доказательства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. -
2019. - № 4 (61). - С. 26-29.
8. Демидов Ю.Н., Костенников М.В., Куракин А.В. Административная деятельность органов внутренних дел: учебник: в 2 ч. Ч. 2: Особенная часть / Ю.Н. Демидов и др. - Домодедово: 2016. - 306 с.
9. Дорогин В.Т., Пузырев С.В., Водополов Н.Н. Российское административное право: Практикум / В.Т. Дорогин и др. - М.: Юрайт, 2014. - 425 с.
10. Дубров В.А. О проблемах в деятельности инспекторов ГИБДД МВД России при осуществлении пресечения административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами, имеющими иммунитет от административной юрисдикции // Вестник Московского университета МВД России. - 2021. - №1. - С.240-245.
11. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Российская газета. - 1995. - 5 апреля; Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 2. - Ст. 163.
12. Зайцев Р.Я. Неповиновение водителя законному требованию сотрудника полиции выйти из транспортного средства // Вестник КРУ МВД России. - 2017. - № 3 (37). - С. 108-113.
13. Затолокин А.А. Амбивалентность в контроле и надзоре за дорожным движением // Общество и право. - 2017. - № 2 (48). - С. 276- 281.
14. Исаев Н.И. Уголовная ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: учебное пособие.
- М., - 2019. - 219 с.
15. Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: учебное пособие - М.: Проспект, 2021. - 256 с.
...
Всего источников 40