Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования технологических умений учащихся начальной школы 8
1.1 Сущность понятия «технологические умения» и особенности их
формирования у детей младшего школьного возраста 8
1.2 Потенциал учебного курса «Технология» для формирования
технологических умений обучающихся 16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию технологических умений детей младшего школьного возраста при изучении учебного курса «Технология» 25
2.1 Диагностика исходного уровня сформированности
технологических умений детей младшего школьного возраста 25
2.2 Разработка и реализация содержания уроков технологии для
формирования технологических умений младших школьников 36
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 53
Список используемой литературы 56
Приложение А Списки групп 61
Приложение Б Результаты констатирующего этапа исследования 63
Приложение В Результаты контрольного этапа исследования 69
Приложение Г Конспекты занятий 75
Актуальность исследования. Вопрос о формировании у ребенка школьного возраста познания в соответствии с его собственным абстрактным и фактическим значением относится к основным трудностям психологии и педагогики. Это одна из основных трудностей психологии и педагогики, отнюдь не самая новая и по праву считающаяся задачей века. Общественное развитие идет рука об руку с накоплением знаний, расширением запасов интеллектуальной собственности абсолютно во всех областях человеческого труда. В то же время, наблюдается резкое снижение графических навыков обучающихся, что создает немалые трудности при подготовке инженерных кадров для отечественной промышленности.
Согласно «ФГОС НОО, школа лишается действенной возможности для формирования нравственного отношения молодого поколения к труду. Дело в том, что практически по всем предметам ребенок учится для себя, взрослые стремятся удовлетворить его образовательные потребности. И только на уроках технологии ученик постоянно сталкивается с ситуацией, в которой его практическая деятельность должна быть направлена на удовлетворение потребностей других людей, и он несет ответственность за результаты своего труда» [38].
Во время занятий ученики не только смотрят и слушают, но и делают что-то своими руками, а это тактильный контакт, который напрямую связан с работой мозга. Только на уроках технологии дети получают навыки и умения одновременно в двух видах деятельности - учебной и трудовой. Важно отметить, что любая поделка, это не просто изделие, но в первую очередь - средство для раскрытия таких технологических умений как: целеполагание, планирование, подготовка рабочего места, подбор материалов, анализ. Это уроки, где развиваются такие качества, как: аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, коммуникабельность, которая в свою очередь, влияет на умение работать в коллективе. Кроме того, уроки технологии это и уроки творчества, способствующие раскрытию потенциала ребенка.
Так, в последних исследованиях отражены теоретические положения обучения, механизмы этого процесса, даны методические рекомендации по развитию знаний и повышения уровня умений у младших школьников на уроках технологии.
Однако необходимо констатировать тот факт, что методический материал по формированию технологических умений детей младшего школьного возраста на уроках технологии занимает не пропорционально малое место среди научно-методических разработок исследователей. Это и послужило основным мотивом выбора темы дипломной работы: «Формирование технологических умений младших школьников на уроках технологии».
Проблема исследования: каковы методы, способствующие
формированию технологических умений младших школьников на уроках технологии?
Цель исследования - разработать содержание уроков технологии, включающее методы обучения, способствующие формированию технологических умений младших школьников, и проверить его эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы.
Объектом исследования является процесс обучения на уроках технологии в начальной школе.
Предметом исследования выступает процесс формирования технологических умений младших школьников на уроках технологии.
...
В работе рассмотрена проблема исследования методов, которые способствуют развитию технологических умений младших школьников. Проанализировав теоретические основы формирования технологических умений, и самого понятий умений, мы пришли к выводу, что умения - это освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретенных знаний. Мы убедились в том, что на уроках технологии успешно решаются такие задачи как: обучающая, воспитательная и развивающая; что знания и умения, получаемые на уроках технологии, имеют первостепенное значение и высокую важность, особенно в младшем школьном возрасте. Именно эти знания учащиеся начальной школы будут применять в своей дальнейшей жизни, именно эти знания напрямую влияют на творческую составляющую ребенка, на его способность находить простые решения в задачах и целях. Так же очень важно применение современных технологий, таких как - разработка сайта научно-технического обучения. В настоящем преподавании технологические процессы должны обеспечить непрерывность научно-технического образования школьников.
Подготовка технологических процессов в рамках внедрения федерального образовательного стандарта соответствует самому высокому качеству. Наряду со связью теории с практикой, научностью, систематичностью и последовательностью, важно позаботиться о том, чтобы уроки технологии для учащихся проходили интересно и увлекательно. А этому способствуют игровые методы, уроки ознакомления с новыми приемами работы, современные технологии.
Практическая деятельность на уроках технологии является основой для благоприятного развития интеллекта учащихся, а конструктивное включение трудовых действий в уроки технологии влияет на эстетическое восприятие и придает эмоциональную окраску учебному занятию. Уроки технологии в начальной школе направлены на достижение таких целей, как: знакомство детей с основными функциями производства, инструментами и их применением, ознакомление детей с различными видами профессиональной деятельности, привлечение детей к трудовой деятельности и выполнению трудовых операций, воспитания творческого отношения к трудовой деятельности. Учебная программа по техническим предметам в начальной школе содержит перечень тем, включающий ряд знаний и навыков, которые необходимо освоить ученикам. Выбор учителя наиболее важных навыков, которые необходимо развивать в первую очередь, определяют имеющиеся в школе ресурсы и условия для осуществления трудовой деятельности. Первостепенным значением является развитие общих трудовых и конструктивных навыков у учащихся начальной школы.
Пример конспекта урока на тему «Вышивка и вышивание. Мешочек с вышивкой крестиком» показывает каким образом формировали технологические умения младших школьников на уроках технологии. Задачей данного этапа являлось освоение нового технологического умения - вышивка крестиком. Отгадывание загадок послужило хорошим вступительным моментом, для привлечения внимания учащихся к уроку. После того, как ребята с этим успешно справились, учитель рассказала ребятам историю возникновения вышивки, познакомила с видами вышивки. Ученикам было предложено выполнить вышивку по канве с нитками мулине. Дети ознакомились с техникой вышивки болгарским крестиком. В процессе вышивки перед детьми ставились учебные задачи. Учениками на уроке использовались следующие способы выполнения и приобретения технологических умений: вышивание рисунка по заготовке.
На примере урока «Изготовление тканей» учитель ставил перед собой цель научить детей и привить им новый навык по изучению и работе с различными видами материалов. Учащиеся смогли наглядно ознакомиться с различными образцами материалов в основном это были хлопковый материал с различными видами рисунков. Большая часть урока была посвящена самостоятельной работе учеников. Перед детьми стояла задача приобрести навыки изготовления текстильных материалов. Вначале практической деятельности дети были ознакомлены с историей возникновения тканей.
Согласно данным, полученным на контрольном этапе исследования, мы можем сделать следующие выводы: высокий уровень умения выполнять разметку по шаблону и чертежу был выявлен у 56% детей экспериментальной группы и 5% детей контрольной группы. Средний уровень умения выполнять разметку по шаблону и чертежу был выявлен у 44% детей экспериментальной группы и 45% детей контрольной группы. Низкий уровень умения выполнять разметку по шаблону и чертежу был выявлен у 45% детей контрольной группы. После реализации
формирующего этапа исследования отмечаются явные различия между экспериментальной группой детей младшего школьного возраста и контрольной группой детей младшего школьного возраста. В целом уровень сформированности технологических умений младших школьников на уроках технологии у младших школьников экспериментальной группы находится на высоком уровне, в то время как у детей контрольной группы по-прежнему на низком. Из вышесказанного следует, что разработанное содержание работы по формированию технологических умений младших школьников на уроках технологии оказалось эффективным.
1. Выгонов В. В. Практикум по технологическому обучению : уч. пос. для студ.. Москва : Академия, 2014. 250 с.
2. Выгонов В. В. Я иду на урок в начальную школу : трудовое обучение: Композиции, подарки, модели: Книга для учителей. М. : Владос, 2002. 140 с.
3. Галямова Э. М., Выгонов В. В. Методика преподавания технологии. Москва : Академия, 2013. 340 с.
4. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. Москва : Педагогика, 2016. 536 с.
5. Журавлева А. П., Болотина Л. А. Начальное техническое моделирование: пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе; под ред. Г. В. Райской [Электронный ресурс]. Тольятти, 2013. 31 с. Режим доступа : URL: http://school61-tlt.ru/201-4.pdf (Дата доступа : 25.02.2023).
6. Завьялова Т. Б. Использование новых образовательных технологий как средство повышения качества образования // Гуманитарные научные исследования. 2011. № 2. С. 90-96.
7. Заенчик В. М. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация. Москва : Академия, 2014. 256 с.
8. Захарова Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс // Начальная школа. 2008. № 1. С. 31-33.
9. Зуева О. Л. Уроки труда в начальной школе. Пособие для учителя. М: Илекса, 2006. 120 с.
10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская ; под ред. А. Г. Асмолова. Москва : Просвещение. 2010. 152 с.
11. Калинина Г. П., Шухардина С. Б. Методика формирования технологических умений в дошкольном возрасте : пособие для воспитателей ДОУ. Екатеринбург, 2003. 140 с.
12. Кондаков А. М. Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения. Ч.1. М. : Просвещение, 2011.
13. Конышева Н. М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда : учебное пособие. М. : Владос, 2000. 88 с.
14. Конышева Н. М. Методика технологического обучения младших школьников : основы дизайнерского образования : уч. пос. для студ. сред. пед. учеб. заведений. Москва : Академия, 2017. 140 с.
15. Конышева Н. М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе : учебное пособие. М. : Ассоциация XXI, 2006. 296 с.
...
Всего источников 41