Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование экологической грамотности младших школьников в проектной деятельности

Работа №140877

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования экологической грамотности младших школьников 8
1.1 Содержание понятия «экологическая грамотность» и
специфика ее формирования в младшем школьном возрасте 8
1.2 Потенциал проектной деятельности для формирования
экологической грамотности младших школьников 18
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической грамотности младших школьников в проектной деятельности 27
2.1 Диагностика уровня сформированности экологической
грамотности младших школьников 27
2.2 Содержание работы по формированию экологической грамотности младших школьников в проектной
деятельности 37
2.3 Результаты исследования 47
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Характеристика выборки исследования 58
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 60
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 62

Актуальность исследования. Несмотря на всеобщий процесс экологизации современного общества, который активно осуществляется последнее десятилетие, в нашей стране, к сожалению, остается актуальной проблема осознанного отношения к окружающей среде, сформированности экологического мышления и понимания экологических ценностей. При этом именно сформированность данных компонентов позволит сохранить природу, уменьшив негативное человеческое воздействие на нее, и предприняв меры по ее улучшению. Реализация обозначенных действий возможна при достаточном уровне экологической грамотности населения.
В связи с обозначенной проблемой современная система начального образования особую значимость придает экологическому образованию. Это определено требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), и требованиями к предметным результатам освоения основной образовательной программы по курсу «Окружающий мир», где одним из результатов выступает освоение обучающимися основ экологической грамотности.
Данный термин рассматривается в научных работах таких исследователей, как О.П. Белюченко, А.Н. Захлебный, И.В. Москвитина и Н.Е. Яценко, которые под экологической грамотностью понимают овладение обучающимися начальной школы необходимыми экологическими знаниями. Однако такой подход к определению сущности рассматриваемого понятия является достаточно спорным в виду того, что экологическая грамотность не должна ограничиваться только экологическими знаниями. На это указывается, в частности, в научных исследованиях И.Ю. Иванова, подчеркивающего, что экологическая грамотность должна включать в себя умение осознанно воспринимать экологические проблемы, а также сформированность экологически-ответственного поведения, развитость экологического мышления и сформированность экологических ценностей.
Формирование экологической грамотности осуществляется постепенно в ходе целенаправленной педагогической работы. Наиболее эффективно формирование данного качества происходит в младшем школьном возрасте, когда дети наиболее восприимчивы к новым знаниям, проявляя познавательную активность. В условиях образовательного процесса обучающиеся знакомятся с основами экологии, овладевают минимальным объемом экологических знаний, у них формируется экологическое мышление, осознание ценности экосистемы, понимание ответственности за свои действия и их последствия для окружающего мира.
В то же время, для эффективного формирования экологической грамотности у младших школьников недостаточно только урочной деятельности, необходимо по возможности расширить рамки этого процесса. Его успешное и эффективное формирование требует познавательной, творческой и практической деятельности младших школьников. В данном случае целесообразно использование проектной деятельности, которая подразумевает под собой непосредственную самостоятельную работу обучающихся в рамках определенной проблемы (проекта). Младший школьник может не только освоить или углубить экологические знания, но и применить на практике, осознав их важность и ценность.
Возможность использования проектной деятельности в экологическом образовании младших школьников исследовали такие ученые, как Е.А. Борисова, С.С. Кашлев, Е.А. Свистунова, И.А. Сичко и другие. Однако до сих пор остаются не раскрытыми вопросы рациональной организации проектной деятельности младших школьников, способствующей эффективному формированию у них экологической грамотности.
Анализ психолого-педагогической литературы и актуальных научных публикаций по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью формирования экологической грамотности младших школьников и недостаточной разработанностью содержания проектной деятельности для осуществления данного процесса.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Под экологической грамотностью младших школьников следует понимать овладение обучающимися необходимыми экологическими знаниями, умение ими пользоваться на практике, адекватно оценивая масштабы человеческого воздействия на окружающую среду, осознавая его отрицательные последствия и значимость предпринимаемых действий по их устранению. Формирование данного качества осуществляется постепенно в ходе целенаправленной педагогической работы с обучающимися.
Наиболее активно формирование экологической грамотности
происходит в младшем школьном возрасте, когда дети наиболее восприимчивы к новым знаниям, проявляют познавательную активность и любознательность. Эффективное формирование экологической грамотности требует познавательной, творческой и практической деятельности младших школьников. Проектная деятельность подразумевает под собой непосредственную самостоятельную работу обучающихся в рамках определенной проблемы.
Проектная деятельность является эффективной педагогической технологией, позволяющей организовывать познавательную деятельность обучающихся, нацеленную на решение, в том числе, и экологических проблем. Важным условием организации экологической проектной деятельности является выбор темы и формата проектов, вызывающих интерес к деятельности.
С целью изучения особенностей формирования экологической грамотности младших школьников в проектной деятельности была проведена опытно-экспериментальная работа.
Так на констатирующем этапе было выявлено, что по 3 человека (11 % от общего числа обучающихся) обеих исследовательских групп имеет высокий уровень сформированности экологической грамотности, у 12 человек экспериментальной группы (43 % от общего числа обучающихся) и у 14 человек контрольной группы (50 %) выявлен средний уровень сформированности данного показателя, у 13 человек экспериментальной группы (46 % от общего числа обучающихся) и 11 человек контрольной группы (39 %) выявлен низкий уровень.
Формирующий этап эксперимента был посвящен разработке и апробации перечня проектов экологической направленности, нацеленных на формирование экологической грамотности младших школьников. Данный эксперимент проводился с обучающимися экспериментальной группы. Всего было подготовлено содержание 6 проектов экологической направленности, которые проводились в течение 12 недель - на один проект отводилось в среднем две недели.
Полученные на контрольном этапе эксперимента результаты подтвердили гипотезу исследования - процесс формирования экологической грамотности младших школьников в проектной деятельности будет эффективным, если: использовать в проектной деятельности младших школьников исследовательские проекты экологической направленности; включить в проектную деятельность младших школьников исследование и изучение природы родного края; использовать разнообразные формы конечного результата проектной деятельности (экологические плакаты, макеты, памятки с практическими рекомендациями); создать эмоционально¬ценностную среду для формирования экологической грамотности младших школьников; реализовать этапы работы с детьми с учетом логики формирования экологической грамотности младших школьников в проектной деятельности.
Тема бакалаврской работы раскрыта. Разработанное содержание проектной деятельности, способствующее формированию экологической грамотности младших школьников, может быть использовано в работе педагогов школьных образовательных организаций.


1. Белюченко О. П., Ждамирова И. В. Природопользование - основа экологической грамотности учащихся // Вопросы науки и образования. 2018. С. 102-103.
2. Бодрова Л. А. Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников // Ярославский педагогический вестник. 2012. С. 47-51.
3. Вишнякова С. М., Вишняков Г. А., Алеушкин В. И. Экология и охрана окружающей среды. М. : Всемир. следопыт, 1998. 479 с.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Просвещение, 2000. 284 с.
5. Глазачев С. Н. Экологическая культура учителя. М. : Совр. писатель, 1998. 431 с.
6. Головских Д. С. Формирование экологической грамотности на ступени высшего образования // Современные научные исследования и инновации. 2017. С. 67- 71.
7. Гревцева А. А., Тарарыченкова О. Ю. Основы экологической грамотности: подходы к обучению // Интерактивная наука. 2021. С. 29-31.
8. Гринева Е. А. Формирование экологической культуры младших школьников. М. : МГПУ : Прометей, 2012. 108 с.
9. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д : Феникс : АО «Книга», 1996. 476 с.
10. Ермакова Е. Б. Использование дидактических игр в формировании навыков изобразительной деятельности детей дошкольного возраста // Педагогический альманах. 2021. С. 112-118.
11. Жестова Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся. М. : Просвещение, 2007. 208 с.
12. Захлебный А. Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Педагогика. 2003. № 9. С. 16-22.
13. Иванов И. Ю., Павлов А. В. Когда ответственность грамотность: о модели развития экологической грамотности школьников // Исследователь/Researcher. 2021. С. 18-31.
14. Кузьмина С. А., Лубенникова С. А. Экологическая грамотность школьников как необходимость современного образования // ГБОУ лицей № 623 им. И. П. Павлова Выборгского района Санкт-Петербурга. 2018. С. 48-52.
15. Лазарева О. Н., Волкова Н. А., Ворошилова В. М. Теория и методика экологического образования детей. Екатеринбург, 2004. 279 с.
...
Всего источников 28


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ