Педагогические условия формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет
|
Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы реализации педагогических условий формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет 9
1.1 Психолого-педагогические исследования по проблеме
формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет 9
1.2 Характеристика педагогических условий по
формированию коммуникативных навыков у детей 6-7 лет 15
Глава 2 Экспериментальное исследование реализации
педагогических условий формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет 21
2.1 Выявление уровня сформированности
коммуникативных навыков у детей 6-7 лет 21
2.2 Содержание и организация работы по реализации
педагогических условий формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет 33
2.3 Выявление динамики уровня сформированности
коммуникативных навыков у детей 6-7 лет 49
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 61
Приложение Б Протокол исследования по методике «Интервью» (О.В. Дыбина) 62
Приложение В Методика А. М. Щетининой «Программа наблюдения за культурой поведения ребенка» 63
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на констатирующем этапе 65
Приложение Д Памятка для родителей по формированию коммуникативных навыков у детей 6-7 лет 66
Приложение Е Сводные таблицы результатов исследования на контрольном этапе 67
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы реализации педагогических условий формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет 9
1.1 Психолого-педагогические исследования по проблеме
формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет 9
1.2 Характеристика педагогических условий по
формированию коммуникативных навыков у детей 6-7 лет 15
Глава 2 Экспериментальное исследование реализации
педагогических условий формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет 21
2.1 Выявление уровня сформированности
коммуникативных навыков у детей 6-7 лет 21
2.2 Содержание и организация работы по реализации
педагогических условий формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет 33
2.3 Выявление динамики уровня сформированности
коммуникативных навыков у детей 6-7 лет 49
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 61
Приложение Б Протокол исследования по методике «Интервью» (О.В. Дыбина) 62
Приложение В Методика А. М. Щетининой «Программа наблюдения за культурой поведения ребенка» 63
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на констатирующем этапе 65
Приложение Д Памятка для родителей по формированию коммуникативных навыков у детей 6-7 лет 66
Приложение Е Сводные таблицы результатов исследования на контрольном этапе 67
Коммуникативные навыки - это инструменты, повышающие эффективность процесса коммуникации между людьми. Развивать эти навыки чрезвычайно важно с самого раннего возраста, поскольку именно через коммуникацию, через отражение, ребенок формирует целостное отношение к себе, другим людям и в целом к миру.
Коммуникативная деятельность дошкольника в дошкольном образовательном учреждении может полноценно развивать ся только за счет проведения систематической работы по формированию коммуникативных умений и навыков.
Способность к общению, как определяли Н.В. Клюева и Ю.В. Касаткина, состоит из:
«- желания вступать в контакт с окружающими;
- умения организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
- знаний норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими» [9].
По словам А.М. Щетининой, «взрослый показывает себя ребенку как источник новых знаний» [19], соответственно вся ответственность за коммуникативное взаимодействие между дошкольниками в решающей степени зависит именно от направляющих действий взрослого.
Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, перед педагогом стоит задача смоделировать в игре такие ситуации, в которых ребенок сможет стать активным участником совместной деятельности, заложив тем самым основы для развития эмоциональных контактов, навыков оказания взаимопомощи и поддержки, навыков эффективного разрешения конфликтных ситуаций, навыков социальной чувствительности.
При этом «традиционные фронтальные занятия, такие как форма организации образовательной деятельности, являющейся приоритетной в более ранний период дошкольного воспитания, в настоящее время не являются подходящими для формирования коммуникативных умений воспитанников, так как позиция взрослого по отношению к ребенку не соответствует требованиям стандарта дошкольного образования» [1].
На основании вышеизложенного, стало возможным установить противоречие между необходимостью формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет и недостаточной разработанностью педагогических условий в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования
коммуникативных навыков у детей 6-7 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогические условия формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: педагогические условия формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет.
...
Коммуникативная деятельность дошкольника в дошкольном образовательном учреждении может полноценно развивать ся только за счет проведения систематической работы по формированию коммуникативных умений и навыков.
Способность к общению, как определяли Н.В. Клюева и Ю.В. Касаткина, состоит из:
«- желания вступать в контакт с окружающими;
- умения организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
- знаний норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими» [9].
По словам А.М. Щетининой, «взрослый показывает себя ребенку как источник новых знаний» [19], соответственно вся ответственность за коммуникативное взаимодействие между дошкольниками в решающей степени зависит именно от направляющих действий взрослого.
Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, перед педагогом стоит задача смоделировать в игре такие ситуации, в которых ребенок сможет стать активным участником совместной деятельности, заложив тем самым основы для развития эмоциональных контактов, навыков оказания взаимопомощи и поддержки, навыков эффективного разрешения конфликтных ситуаций, навыков социальной чувствительности.
При этом «традиционные фронтальные занятия, такие как форма организации образовательной деятельности, являющейся приоритетной в более ранний период дошкольного воспитания, в настоящее время не являются подходящими для формирования коммуникативных умений воспитанников, так как позиция взрослого по отношению к ребенку не соответствует требованиям стандарта дошкольного образования» [1].
На основании вышеизложенного, стало возможным установить противоречие между необходимостью формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет и недостаточной разработанностью педагогических условий в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования
коммуникативных навыков у детей 6-7 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогические условия формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: педагогические условия формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет.
...
Коммуникативные навыки имеют огромное значение в жизни человека. Развитие этих навыков является важным аспектом личностного роста и успешной адаптации в обществе, поскольку они помогают укреплять отношения с другими людьми, решать конфликты, договариваться, повышать собственную социальную значимость.
Период 6-7 лет является началом сензитивного развития коммуникативного развития у детей. В этом возрасте дети активно учатся взаимодействовать с окружающими людьми и улучшать свои навыки общения. Они начинают понимать, как работает коммуникация, и учатся использовать различные способы выражения своих мыслей и чувств.
В связи с этим актуальной становится проблема овладения
коммуникативными навыками.
В рамках данного исследования был проведен анализ психолого - педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет, в результате которого были сформулированы выводы о взаимосвязи развития коммуникативных навыков и особых педагогических условий.
Таким образом, становление коммуникативных навыков является одной из важнейших задач работы с детьми подготовительной группы детского сада.
Для изучения состояния уровня сформированности коммуникативных навыков у детей 6-7 лет был подобран диагностический инструментарий, соответствующий задачам исследования и возрасту испытуемых .
В результате проведенной первичной диагностики уровня развития коммуникативных навыков у детей 6-7 лет были получены данные, свидетельствующие о преимущественно среднем и низком развитии названных навыков.
Мы предположили, что формирование коммуникативных навыков у детей 6-7 лет будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- обогащена развивающая предметно -пространственная среда такими эмоционально -насыщенными элементами, как панно приветствия, эмоциональный экран и коврик дружбы;
- разработан и апробирован комплекс игр коммуникативного содержания в образовательном процессе дошкольной образовательной организации;
- разработаны и включены формы работы с родителями по вопросам формирования коммуникативных навыков у детей.
Для того, чтобы оценить насколько эффективная проведенная работа, мы обратились к повторной диагностике, в результате которой получены данные, свидетельствующие о повышении уровня развития коммуникативных навыков в целом.
Сравнительный анализ показателей констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы свидетельствует о положительной динамике развития коммуникативных навыков у детей 6-7 лет.
Гипотеза нашла свое подтверждение в ходе исследования.
Период 6-7 лет является началом сензитивного развития коммуникативного развития у детей. В этом возрасте дети активно учатся взаимодействовать с окружающими людьми и улучшать свои навыки общения. Они начинают понимать, как работает коммуникация, и учатся использовать различные способы выражения своих мыслей и чувств.
В связи с этим актуальной становится проблема овладения
коммуникативными навыками.
В рамках данного исследования был проведен анализ психолого - педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет, в результате которого были сформулированы выводы о взаимосвязи развития коммуникативных навыков и особых педагогических условий.
Таким образом, становление коммуникативных навыков является одной из важнейших задач работы с детьми подготовительной группы детского сада.
Для изучения состояния уровня сформированности коммуникативных навыков у детей 6-7 лет был подобран диагностический инструментарий, соответствующий задачам исследования и возрасту испытуемых .
В результате проведенной первичной диагностики уровня развития коммуникативных навыков у детей 6-7 лет были получены данные, свидетельствующие о преимущественно среднем и низком развитии названных навыков.
Мы предположили, что формирование коммуникативных навыков у детей 6-7 лет будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- обогащена развивающая предметно -пространственная среда такими эмоционально -насыщенными элементами, как панно приветствия, эмоциональный экран и коврик дружбы;
- разработан и апробирован комплекс игр коммуникативного содержания в образовательном процессе дошкольной образовательной организации;
- разработаны и включены формы работы с родителями по вопросам формирования коммуникативных навыков у детей.
Для того, чтобы оценить насколько эффективная проведенная работа, мы обратились к повторной диагностике, в результате которой получены данные, свидетельствующие о повышении уровня развития коммуникативных навыков в целом.
Сравнительный анализ показателей констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы свидетельствует о положительной динамике развития коммуникативных навыков у детей 6-7 лет.
Гипотеза нашла свое подтверждение в ходе исследования.
Подобные работы
- Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-10 ЛЕТ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных навыков у детей 6-7 лет посредством
театрализованных игр
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ИМАГОТЕРАПИИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019





