Введение 3
1 Теоретические аспекты системы местного самоуправления в Российской
Федерации 8
1.1 Состав и структура системы местного самоуправления в Российской
Федерации 8
1.2 Нормативные основы местного самоуправления в Российской
Федерации 15
1.3 Современное состояние и тенденции развития местного
самоуправления в России 21
2 Анализ практики реализации местного самоуправления в Подольском
городском округе Московской области 32
2.1 Паспорт муниципального образования 32
2.2 Анализ системы местного самоуправления в Подольском городском
округе Московской области 43
2.3 Оценка эффективности реализации местного самоуправления в
Подольском городском округе Московской области 51
3 Направления совершенствования местного самоуправления в Подольском
городском округе Московской области 63
3.1 Основные проблемы и резервы повышения эффективности реализации
местного самоуправления в Подольском городском округе Московской области 63
3.2 Проблемы участия населения в осуществлении местного
самоуправления 79
3.3 Пути совершенствование деятельности органов местного самоуправления
в Подольском городском округе Московской области 83
Заключение 88
Список используемой литературы и используемых источников 91
Актуальность и научная значимость настоящего исследования. Местное самоуправление является одним из основных принципов организации и функционирования публичной власти в России, а также основным принципом формирования и осуществления государственной власти. Муниципальная власть играет уникальную роль в российской политической системе и является важнейшим институтом гражданского общества в стране, обеспечивающим прямое и непосредственное участие граждан в общественно-политической жизни и в управлении своими территориями.
Местное самоуправление - это уровень власти, наиболее приближенный к народу, и роль его заключается в обеспечении основ существования людей. Поэтому успех любой реформы или национального проекта в конечном итоге зависит от того, как он будет реализован на местах.
Местное самоуправление показало, что оно позволяет Государству не обременять себя большим количеством повседневных административных вопросов. Основываясь на принципах самоуправления, самоорганизации и самостоятельности, местное самоуправление выполняет многие конституционные обязательства государства и предоставляет государству больше организационных, человеческих и других ресурсов для местного самоуправления. Поэтому при реформировании института местного самоуправления важно сохранить все его несомненные преимущества и достижения и преодолеть проблемы, которые не позволяют ему использовать все свои внутренние ресурсы и полноценно развиваться в институт гражданского общества эффективный и подотчетный власти.
Вопрос о том, как создать эффективную систему государственного управления, пользующуюся доверием и поддержкой населения, как никогда актуален в современной России. Исполнительная власть осознала это и приступила к радикальным реформам. Президентом В.В. Путиным подписана новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Совершенствование системы местного самоуправления в Российской Федерации стало неотъемлемой частью реформы, проводимой в настоящее время в нашей стране. Она затрагивает все аспекты жизни общества и государства.
Его основными целями являются: приблизить власть к населению, повысить эффективность местного самоуправления путем четкого разделения полномочий государства и местных органов власти, обеспечить адекватное финансирование для реализации переданных полномочий.
Следовательно, актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день уровень общественного развития в Российской Федерации требует от муниципальных органов власти формирования концептуальной модели в сфере повышения эффективности своего управления. Так как условия изменчивы, то под них должны подстраиваться и органы муниципального управления, координировав свою деятельность в соответствии с современными тенденциями. Однако данный процесс должен быть продуманным и эффективным. Развитие муниципального управления также остро связан и с объемами имеющихся ресурсов, и со способностями управленческих кадров данной территории, которые могут организовать эффективность использования этих ресурсов. Так, муниципальное управление должно осуществляться при участии формирования современной стратегии развития данной области, обеспечивая корректировку стратегий роста эффективности на основе использования, в том числе, ситуационного подхода.
В современной России происходит общая стратегия трансформации административно-территориального устройства и происходит определение статуса городских агломераций, что в свою очередь приобретает важное теоретическое и практическое значение.
Несколько исследователей сосредоточились на роли органов государственной власти в современном состоянии развития общества.
До настоящего времени не было проведено глубокого и всестороннего исследования организации управления в государстве и самоуправления в муниципалитетах в различных территориальных контекстах (образованиях).
...
Нормативно-правовая база является основой функционирования местного самоуправления в целом. Правильная законодательная база,
регулирующая все сферы общественных отношений и полномочия местных органов самоуправления, во многом определяет эффективность их
деятельности. Современная нормативная база имеет множество пробелов,
которые негативно сказываются на деятельности всей системы власти. Поэтому важно совершенствовать законодательную систему для обеспечения
максимально-эффективного регулирования всех аспектов общественных отношений.
С момента вступления в силу ФЗ от 6.10.2003№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» прошло уже почти 18 лет, однако за все время так остались не урегулированными вопросы правового обеспечения и регулирования местного самоуправления. Данные пробелы усматриваются как в научном сообществе, так и в правоприменительной деятельности. Это говорит о том, что система муниципальной власти на сегодняшний день далека от совершенства.
Анализируя современный уровень муниципальной власти, можно выделить некоторые проблемы в сфере правового регулирования и развития местного самоуправления:
- необоснованный динамизм и проволочки в законодательстве о местном самоуправлении; установление излишних и необоснованных диспозитивных норм. Данный пробел отражается на том, что федеральное закрепление полномочий местного самоуправления представлено через слова «вправе» и «может». Такая неограниченность может приводить к злоупотреблению и лоббированию заинтересованными лицами в реализации подобных норм, что приведет к коррупционным правонарушениям.
- неудовлетворительное качество муниципального правотворчества. Данный пробел связан с низким уровнем квалификации и профессиональной подготовки муниципальных служащих. При этом если раньше данный пробел касался только небольших поселений, где уровень квалификации был оправдан небольшой востребованностью, то на сегодняшний день нормативно-правовые акты больших муниципальных образований доказывают иное. Хоть и количество кадров в больших образованиях достаточно, их уровень профессионализма оставляет желать лучшего. Надзорная функция прокуратуры в данном случае не вызывает сомнений в необходимости, как для исполнения экспертно-контрольных полномочий, так и в мерах по восстановлению законности.
Проблемы участия населения и общественных организации в осуществлении местного самоуправления в Подольском городском округе Московской области достаточно серьезные, которые нужно решать, что в итоге приведет к улучшению качества управления на данной территории. В ходе исследования выявлены такие проблемы как недостаточная квалификация руководителей и сотрудников общественных организаций; недостаток финансирования общественных организаций и т.д.
Для решения данных проблем предлагаем Администрацией Подольского городского округа Московской области принять постановление «О ведении муниципального реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки в Подольском городском округе Московской области», с целью приведения муниципальной законодательной базы в соответствие с федеральным законодательством. Постановление позволит обобщить данные о получателях финансовой и имущественной поддержки за последние три года и опубликовать для публичного доступа на сайте местной Администрации, сподвигнуть население к продуктивному диалогу по решению сложных вопросов в управлении муниципалитетом путем проведения опросов.
Во-первых, опрос граждан является одной из форм участия населения в деятельности местного самоуправления. Во-вторых, целью самого опроса является выявление мнения населения, одобрения или неодобрения по какому- либо вопросу и предложению по данной теме. В -третьих, выявленное пожелание при опросе граждан носит консультативный и рекомендательный характер для органов публичной власти, которое должно быть ими учтено в дальнейшей работе.
В современных реалиях необходимо поднять опрос граждан на новый уровень, а именно сделать акцент на опросы через интернет в социальных сетях. В связи с этим опросы смогут проводиться значительно чаще, затрагивать широкий спектр актуальных вопросов и проблем. Следует иметь ввиду, что при опросе достаточно установить мнение не всех представителей местного сообщества, как, например, на референдуме, а только определенного количества людей, которые представляют различные слои местного населения (по различным признакам и критериям исходя из целей опроса).
В настоящее время интернет - опросы получили своё практическое применение и уже являются неотъемлемой частью в реализации мониторинга народного настроения и пожеланий граждан. В связи с чем, предлагается популяризировать опыт Правительства Красноярского края. Интернет-опрос получил реальную поддержку в различных субъектах Российской Федерации для выявления мнения граждан при решении вопросов, требующих учета мнения населения.
1. Белкин А.А., Бурмистров А.С. Институт местного самоуправления в документах Конституционного Суда Российской Федерации // Известия вузов. Правоведение. 2019. №1. 423 с.
2. Берг О.В. Основные проблемы структуры органов и должностных лиц местного самоуправления // Муниципальная служба. 2019 № 4. 184 с.
3. Васильева В.П. При помощи администраций и советов МСУ: муниципальная собственность - важный элемент материальной базы органов МСУ/ Управа №1, 2021. 522 с.
4. Вербина, О. Л. О роли органов местного самоуправления в реализации конституционного права граждан на защиту от безработицы и содействие занятости // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2018. - № 2. - С. 3-6.
5. Власов В.А. Опрос граждан как одна из важнейших форм взаимодействия органов местного самоуправления с населением муниципального образования через социальные сети.// Право и государство: теория и практика .2019.№ 9 (177).с.9-11.
6. Зайнашева, З. Г. О проблемах формирования кадрового потенциала муниципальной и муниципальной службы в современных условиях // Муниципальная академия. - 2018. - № 1. - С. 39-43.
7. Закон Московской области от 22.05.2015 № 81/2015-ОЗ «О
преобразовании городского округа Подольск, городского округа Климовск, городского поселения Львовский Подольского муниципального района, сельского поселения Дубровицкое Подольского муниципального района, сельского поселения Лаговское Подольского муниципального района и сельского поселения Стрелковское Подольского муниципального района, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования
8. Зарукина Е. Муниципальная инвестиционная политика: недвижимое имущество и социальная сфера как объект привлечения капитала.//Муниципальная власть, №3, 2021. 453 с.
9. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика. Ростов-на-Дону, 2019. 164 с.
10. Итоги социально-экономического развития Городского округа Подольск за 2022 год.[ Электронный ресурс]-Режим доступа: ййрз://подольск- администрация.рф/itogi-2/ (Дата обращения 27.03.2023).
11. Кабакова С.Ю. Земельная политика и городское самоуправление.// Городское самоуправление. №2, 2021. 632 с.
12. Каллагов, Т. Э. Особенности правового регулирования муниципальной службы в условиях реформирования местного самоуправления в Российской Федерации // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. - 2017. - № 2. - С. 36-38.
13. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2019. 532 с.
14. Ковешников Е.М. Муниципальное право: Краткий учебный курс. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2021. 134 с.
15. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
...
Всего источников 53