Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование направленности на мир семьи у детей 6-7 лет посредством семейного музея

Работа №140861

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы формирования направленности на мир семьи у детей 6-7 лет посредством семейного музея 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования
направленности на мир семьи у детей 6-7 лет 8
1.2 Семейный музей как средство формирования
направленности на мир семьи у детей 6-7 лет 13
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования
направленности на мир семьи у детей 6-7 лет посредством семейного музея 20
2.1 Выявление уровня сформированности направленности
на мир семьи у детей 6-7 лет 20
2.2 Содержание и организация работы по формированию
направленности на мир семьи у детей 6-7 лет посредством семейного музея 34
2.3 Динамика уровня сформированности направленности на мир
семьи у детей 6-7 лет 42
Заключение 51
Список используемой литературы 55
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальном исследовании 58
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе 59
Приложение В Перечень экспозиций детского образовательного музея семьи в группе 60
Приложение Г Результаты исследования на контрольном этапе 64

Современная социальная ситуация характеризуется кризисом семьи, как людей, объединенные семейными узами или браком, живущие вместе. Так же семья - это величайшая ценность в жизни большинства людей. Для ребенка это именно та среда, в которой складывается его психология, его характер и вместе с тем его будущее.
«Мир семьи представляет интерес с художественной, исторической, этнографической, социологической, научной и воспитательной точек зрения, которые выражают целостность членов семьи, их чувств, знания и поведение. Современная наука подчеркивает важность мира семьи, представленного в многообразии форм воздействия, его непрерывности и длительности, в диапазоне ценностей, которые осваивает ребенок» [5].
«В исследованиях О.В. Дыбиной, Е.Ф. Акуловой, С.Е Анфисовой, О.А. Еник, А.Ю. Кузиной, Е.А. Сидякиной, В.В. Щетининой доказано, что уже с дошкольного возраста у детей формируются представления о семье и положительное отношение к семье» [21].
В дошкольной педагогике представлены различные средства формирования направленности на мир семьи у детей 6-7 лет. Одним из действенных средств является семейный музей как предметно-пространственная среда, в которой организуются разнообразные детские «деятельности, обеспечивающие познание дошкольниками мира семьи, присвоение опыта позитивных социальных отношений и изучение способов освоение музейной среды» [13]. По мнению С.М. Камаловой, Н.П. Макаровой, О.В. Мельниковой, А.Н. Морозовой «ребенок, как субъект деятельности в музее семьи, есть сознательно действующее лицо, самосознание которого - это осознание себя как члена семьи, который получает информацию о семье с помощью музейных экспонатов в процессе деятельности с ними; осознает ее и отражает свое отношение к ней и к деятельности; использует информацию и сам может быть ее носителем, отбирая и используя средства музейной коммуникации» [13].
Деятельность детей и педагога в организационной среде семейного музея способствует формированию направленности на мир семьи у детей 6-7 лет.
Таким образом, изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования направленности на мир семьи у детей старшего дошкольного возраста посредством семейного музея, а также анализ собственной педагогической практики способствовали выявлению противоречия между декларируемой необходимостью формирования у детей 6-7 лет направленности на мир семьи и недостаточной разработанностью средств, обеспечивающих эффективность этого процесса в условиях дошкольной образовательной организации.
Данное противоречие обусловило актуальность проблемы исследования, которая заключается в определении потенциальных возможностей семейного музея в формировании направленности на мир семьи у детей 6-7 лет.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование направленности на мир семьи у детей 6-7 лет посредством семейного музея».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить разработанное содержание работы по формированию направленности на мир семьи у детей 6-7 лет посредством семейного музея.
Объект исследования: процесс формирования направленности на мир семьи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование направленности на мир семьи у детей 6-7 лет посредством семейного музея.
Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование
направленности на мир семьи у детей 6-7 лет посредством семейного музея возможно, если:
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование проблемы сформированности направленности на мир семьи у детей 6-7 лет посредством семейного музея позволило сделать следующие выводы.
«В ходе исследования было установлено, что проблема формирования направленности на мир семьи у детей 6-7 лет посредством семейного музея является актуальной в психолого-педагогической теории и практике дошкольных образовательных организаций и требует теоретического осмысления» [18].
«Современная социальная ситуация характеризуется рядом тенденций связанных с изменением отношений к семье как ячейке общества, социума, которая отвечает за рождение и воспитание подрастающего поколения. Это обуславливает необходимость такого направления работы с подрастающим поколением, как формирование привлекательности образа семьи, желания самим создавать и укреплять свою семью. В основе данной работы лежит формирование представлений о семье, которое должно начинаться уже с дошкольного возраста» [8].
«Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок рождается, живет, познает окружающий мир, формируется как личность. Семья - первый объект познания ребенка. Через познание семьи ребенок входит в мир людей и социальных отношений» [9].
В исследованиях О.В. Дыбиной, Е.Ф. Акуловой, С.Е Анфисовой, О.А. Еник, А.Ю. Кузиной, Е.А. Сидякиной, В.В. Щетининой доказано, что уже с дошкольного возраста у детей формируются представления о семье и положительное отношение к семье.
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ «Школа № 1296», Учебный корпус № 4 (Дошкольное образование) города Москвы. В исследовании принимали участие 22 ребенка 6-7 лет.
Целью констатирующего этапа исследования было выявление уровня сформированности направленности на мир семьи у детей 6-7 лет.
На базе проведенного теоретического исследования работ О.В. Дыбиной, Е.Ф. Акуловой, С.Е. Анфисовой, О.А. Еник А.Ю. Кузиной, Е.А. Сидякиной, В.В. Щетининой [3], были выделены критерии и показатели уровня сформированности направленности на мир семьи у детей 6-7 лет.
Анализ данных, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента, свидетельствует, что низкий уровень сформированности направленности на мир семьи был выявлен у 6 детей (27,3%), средний уровень был выявлен у 12 детей (54,5%), высокий уровень был выявлен у 4 детей (18,2%).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что необходима специально организованная работа по формированию направленности на мир семьи у детей 6-7 лет.
Целью формирующего эксперимента было разработать содержание и организовать работу по формированию направленности на мир семьи у детей 6-7 лет посредством семейного музея.
Мы предположили, что формирование направленности на мир семьи у детей 6-7 лет посредством семейного музея возможно, если:
- определено содержание экспозиций образовательного музея семьи, организованного в группе и различные формы активности детей с экспонатами музейной образовательной среды;
- поэтапно реализовано содержание работы с детьми, включающее интерактивные формы работы с детьми в созданной музейной среде;
- организовано взаимодействие педагога с семьями воспитанников по созданию экспозиций в группе с экспонатами семейных музеев.
...


1. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии [Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/3126757/ (дата обращения: 13.01.2023).
2. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. [и др.]. Детство : Комплексная образовательная программа дошкольного образования. СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. 352 с.
3. Дыбина О. В., Акулова Е. Ф., Анфисова С. Е. [и др.]. Диагностика
направленности ребенка на мир семьи. Учебно-методическое пособие. [Электронный ресурс]. URL:
https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/275/1/%D0%94%D1%8B%D0%B1% D0%B8%D0%BD%D0%B0%201-133-10.pdf (дата обращения: 13.01.2023).
4. Дыбина О. В., Анфисова С. Е., Болотникова О. П. [и др.]. Формирование направленности детей старшего дошкольного возраста на мир семьи : практико-ориентированная монография. Тольятти : ТГУ, 2009. 124 с.
5. Дыбина О. В., Анфисова С. Е., Болотникова О. П., Еник О. А., Кузина А. Ю., Сидякина, Щетинина В. В. Психология и педагогика направленности ребенка на мир семьи [Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/3126757/ (дата обращения: 03.02.2023).
6. Загик Л. В., Куликова Т. А., Маркова Т. А. Воспитателю о работе с семьей : Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1999. 192 с.
7. Камалова С. М. Образ семьи у детей старшего дошкольного возраста. Вестник КГУ, 2013. № 4. С. 43-49
8. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : учебное
пособие. [Электронный ресурс]. URL: https://academia-
mo scow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_20795.pdf (дата обращения: 13.01.2023).
9. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашние воспитание. М. : Академия 2019. 272 с.
10. Леонтьев А. Н. Структура и развитие личности. [Электронный
ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/9700285/page:61/. pdf (дата
обращения: 11.12.2022).
11. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. URL: https://pedlib.rU/Books/6/0112/6_0112-1.shtml (дата обращения: 06.02.2023).
12. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении.
[Электронный ресурс]. URL:
https://sch1248.mskobr.ru/users_files/dskvp669new/files/lisina_m_i_formirovanie _lichnosti_rebenka_v_obwenii.pdf (дата обращения: 13.01.2023).
13. Макарова Н. П. Образовательная среда в музее? Да, если этот музей - детский : Детский музей как способ организации образовательной среды // Школьные технологии. 2002. № 2. С. 133-140.
14. Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. 127 с.
15. Морозова А. Н., Мельникова О. В. Музейная педагогика : Из опыта методической работы. М. : ТЦ Сфера, 2006. 424 с.
...
Всего источников 22


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ