Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы обеспечения психологической безопасности в обществе
1.1. Психолого-педагогические основы обеспечения психологической помощи ребенку, попавшему в трудную о
жизненную ситуацию
1.2. Анализ понятия «трудная жизненная ситуация» 14
1.3. Психологические особенности детей 5-6 лет, попавших в
16 трудную жизненную ситуацию
Глава 2. Экспериментальное исследование программы психолого-педагогического сопровождения детей 5-6 лет 22
2.1. Диагностика детей 5-6 лет, попавших в трудную жизненную ситуацию 22
2.2. Разработка и апробация программы психолого-педагогического сопровождения детей 5-6 лет, находившихся
в трудной жизненной ситуации 31
2.3. Рекомендации по выходу из кризисных ситуаций детей 6 лет, попавших в трудную жизненную ситуацию 41
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 50
Приложение Б Методические материалы 51
В России сильно изменилась социально-экономическая ситуация. Данная ситуация привела к негативным последствиям в разных сферах жизни. В первую очередь изменения коснулись детей. На первый план выходит кризис института семьи. Последствиями является рост преступности детской, а также безнадзорности. В детских домах, приютах, растет количество социальных сирот, детей попавших в трудную жизненную ситуацию.
Семьи, которые не в состоянии справиться с внутренними факторами, вызывающими дестабилизацию, считаются неблагополучными. Это могут быть неполные, конфликтные, невротические, смешанные, внебрачные, кризисные, дезорганизованные и другие семьи [20].
Обычно в таких семьях не уделяется достаточно внимания интересам детей, и члены семьи ориентированы только на свои собственные интересы. Круг общения часто нестабильный, а окружающие не могут оказать эффективную помощь в стабилизации семьи.
Климат в таких семьях, как правило, способствует появлению проблемных детей с поведенческими отклонениями от нормы. Несовместимость в микросреде и среди членов семьи, отсутствие понимания проблем с авторитетом, лидерством и сплоченностью, а также ограниченные общие интересы с окружающими - все это влияет на эмоциональный тон общения [17].
Количество граждан, снова вступающих в брак, растет с каждым годом. Особенность новой семьи заключается в том, что у каждого из ее членов есть прошлая жизнь, и сегодняшние события имеют корни в прошлом.
Неполная семья, обусловленная разводом, обычно сохраняется на долгий период времени.
После распада семьи, одна из трех женщин снова создает полноценную семью. Распад или развод семьи оказывает негативное влияние на психику детей, приводя часто к нарушению взаимоотношений с матерью или отцом [22].
Первое воспитательное учреждение, социальный институт это детский сад. В учреждении начинается систематическое педагогическое
просвещение родителей. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы педагогов детского сада и родителей [13].
«Дети 5-6 лет не способны осознавать и понимать сложные жизненные ситуации, поэтому не нуждаются в психологической поддержке». Однако это утверждение противоречит факту, что дети в этом возрасте могут чувствовать стресс, беспокойство и тревогу, которые могут оказать негативное влияние на их психологическое состояние и развитие. Поэтому дети 5-6 лет, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, нуждаются в психологической поддержке и помощи для сохранения своей психологической безопасности.
С другой стороны, некоторые родители и взрослые могут перестраховываться, создавая слишком защищенную и ограниченную среду для детей, что может привести к отсутствию опыта в решении проблем и приспособлении к реальному миру. Кроме того, излишняя защита может привести к формированию у детей страха перед незнакомыми людьми и ситуациями, а также к развитию зависимости от родителей.
Таким образом, на пути обеспечения психологической безопасности детей 5-6 лет, необходимо найти баланс между защитой и опытом, обеспечивая ребенку безопасность, но при этом, позволяя ему самостоятельно искать решения проблем и приспосабливаться к окружающей среде.
Дисфункциональные (неблагополучные) семьи могут привести к психологическим травмам, агрессии, дисбалансу в общении, росту.
...
Из исследования материала становится понятно, что проблема детей 5-6 лет, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации все еще актуальна.
Трудная жизненная ситуация детей у детей данного возраста порождает совокупность факторов объективного и субъективного характера.
Попадая в трудную жизненную ситуацию, ребенок болезненно переживает, происходит изменения отношения к жизни, к себе, к ценностям. Трудные жизненные ситуации с одной стороны оказывают разрушительные действия, повышаются тревоги, депрессии, чувства беспомощности, безнадежности. Если посмотреть с другой стороны, может придать жизни смысл, сделать ее более содержательной и насыщенной.
В связи с этим появляется необходимость в проведении мероприятий по коррекции их психологического поведения и состояния. К детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию нужен индивидуальный подход и особое отношение. От особенностей развития детей 5-6 лет и причин возникновения трудной ситуации нужны индивидуально подобранные технологии работы. По этому вопросу было проведено много исследований, которые были направлены на более эффективные подходы к формулированию и применению разнообразных мероприятий для оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Изучив деятельность муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 35 в г. Апатиты, были выявлены
эффективные мероприятия по оказанию помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Мероприятия представляют собой целенаправленный, специально организованный поэтапный процесс реализации программ воспитательно-коррекционных занятий.
Не менее важно соблюдать комплексный подход при работе с семьями и детьми. Трудная жизненная ситуация - неблагоприятное и длительное состояние в развитии личности, оно связанно с противоречивым или недостаточным воздействием на социальную среду (внешние условия) и состояния психики, здоровья (внутренние условия).
В данной работе были исследованы дети 5-6 лет, с целью определения коммуникативных навыков и выявление особенностей поведения. В результате исследований стало понятно, у детей высокая степень тревожности, заниженная самооценка.
Для оказания помощи детям, попавшим в сложную трудную ситуацию, были разработаны примерная программа и рекомендации для педагогов и родителей.
На основании исследования можно сделать следующие выводы:
- Изучены литература и правовые основы для оказания помощи детям 5-6 лет, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
- Выявлены характерные психологические особенности детей 5-6 лет в детском образовательном учреждении
- Разработаны и апробированы мероприятия для оказания помощи детям, родителям, педагогам с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Система диагностических методик, позволяет выявить детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Коррекционная программа направлена на формирование жизнестойкости детей.
1. Аксенова Л. И., Архипов Б. А., Белякова Л. И. [и др.]; Специальная педагогика: учебное пособие для вузов / ред. Н. М. Назарова; сост. Л. И. Аксенова. - 8-е изд., испр. - Москва: Академия, 2008. 394.с
2. Ваньева А. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении, в условиях ДОО / А. Ю. Ваньева // Дошкольная педагогика. - 2015. - № 2. - С. 50-54.
3. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для вузов / М. А. Галагузова [и др.]; под ред. М.А.Галагузовой. - Москва: Владос, 2006. 416 с.
4. Губанихина Е. В. Нейтрализация негативного влияния семьи на ребенка дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] : [работа с неблагополуч. семьями] / Губанихина Е. В. // Детский сад от А до Я. - Электрон. дан. - 2011. № 3 (51). С. 66-75.
5. Доронова Т.Н., Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. В59 образоват. учреждений и родителей / - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006.191с.
6. Джудит С. Райкус, Рональд С. Хьюз. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска. [В 4 т.]. Т. 1. [пер. В. Прохожий] Издательство Москва: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения , 2008. 285 с.
7. Журнал "Дошкольное воспитание" № 9, 2009г.122с.
8. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2016 новый 273-ФЗ.рф
9. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие - М: Гардарики, 2007. 320с.
10. Касьянова Л. Г. Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы: междунар. заоч. науч. - практ. конф. (Шадринск, 10 дек. 2010 г.) - Шадринск: Шадр. дом печати, 2011. 379 с.
11. Князева, А. Как работать с неблагополучными семьями в детском саду / А. Князева, Л. Закоморная // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - 2015. № 7. С. 43-52.
12. Колпакова Л.М. Психология адаптивности к трудной ситуации: Афтореф.дисс. ...докт.псих.наук. Казань, 2012. - 467 с.
13. Кузьмичева, Т. В., Пономарева Э. Г. Ребенок в образовательном пространстве: проблемы, инновации, перспективы : материалы регион. науч. -практ. конф., 24-25 нояб. 2010 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т; [редкол.: (отв. редакторы) и др.]. - Мурманск: Мурм. гос. гуманитар. ун-т, 2011. 110 с.
14. Логунова Н. В. Продуктивное взаимодействие с детьми и их родителями : [работа ДОУ с проблем. детьми и проблем. семьями] / Логунова Н. В. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2008. - № 3. - С. 96-98
15. Любчик, С. А. Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи : [опыт работы дет. сада "Золушка", г. Ноябрьск] / С. А. Любчик // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2013. - № 6. - С. 36-47.
...
Всего источников 25