Социальная политика в области городской среды (на примере г. Кирова)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения социальной политики в области городской среды 7
1.1 Системное рассмотрение социальной политики 7
1.2 Городская среда как объект политико-управленческого воздействия 11
1.3 Актуальные проблемы в области городской среды 15
Глава 2. Особенности социальной политики в области городской среды в г. Кирове 21
2.1 Программа эмпирического исследования. 21
Методология исследования 21
Методика исследования 23
2.2 Описание социальной политики в области городской среды на основе правовых документов 24
2.3 Анализ и сравнение социальной политики в области городской среды 34
Заключение 39
Список источников 42
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения социальной политики в области городской среды 7
1.1 Системное рассмотрение социальной политики 7
1.2 Городская среда как объект политико-управленческого воздействия 11
1.3 Актуальные проблемы в области городской среды 15
Глава 2. Особенности социальной политики в области городской среды в г. Кирове 21
2.1 Программа эмпирического исследования. 21
Методология исследования 21
Методика исследования 23
2.2 Описание социальной политики в области городской среды на основе правовых документов 24
2.3 Анализ и сравнение социальной политики в области городской среды 34
Заключение 39
Список источников 42
Становление городов как центров жизни общества происходило на протяжении тысячелетий, но наиболее активно началось в Новое время вместе с бурным развитием науки, культуры и промышленности. Всё это сопровождалось продолжающимся и сейчас ростом численности населения, а следовательно, укреплением различных социальных институтов и увеличением количества социальных (а также политических, культурных и пр.) процессов и проблем. Соответственно, всё это требовало некой структуризации, упорядочения – возникла потребность в градостроительном планировании, отвечающем определённым целям (например оптимизация доставки ресурсов), развитии систем управления городским хозяйством, создании ведомств, регулирующих городскую жизнь, и разделении функций между ними. Таким образом, с точки зрения социологии, город можно рассматривать как социальный институт, включающий в себя всё разнообразие институтов общества, или же систему этих социальных институтов.
Всё вышесказанное указывает на то, что город, как сложная система институтов, обладает своими управляющими, регулирующими происходящие в нём процессы органами, которые, в свою очередь, проводят политику, направленную на решение множества проблем. В данном случае важны проблемы городской среды и социальная политика, которая проводится для их решения. Изучение же социальной политики в контексте города и городской среды является актуальным по нескольким причинам: во-первых, в российском обществе растёт интерес к урбанистике, концепциям урбанизма, возникает всё больше общественных движений, целью которых является качественное изменение городов; во-вторых, социальная политика именно в области городской среды не так глубоко изучена, поэтому есть возможность как расширить теоретические рамки, так и рассмотреть для этого конкретные кейсы (в данном случае социальную политику в области городской среды г. Кирова).
Степень разработанности темы можно считать невысокой, так как существуют отдельные научные и исследовательские работы, статьи. Тематике городской среды, например, посвящён выпуск «Журнала исследований социальной политики» (Том 18 №4 (2020): Миграция и городское пространство), но каких-либо полноценных изданий на данную тему нет. Однако, в научных работах, исследованиях, книгах, посвящённых городу и городской среде часто рассматриваются какие-либо аспекты социальной сферы, их взаимосвязь.
Объект исследования: Городская среда как объект управленческого воздействия со стороны социальной политики.
Предмет исследования: Содержание и особенности социальной политики в области городской среды, проводимой в г. Кирове.
Цель исследования: изучение и выявление содержания и особенностей социальной политики в области городской среды на примере г. Кирова.
Задачи исследования:
1. Изучение теоретических материалов о системном содержании социальной политики.
2. Определение понятия «городская среда» и раскрытие сущности социальной политики в области городской среды.
3. Социологический анализ документов по развитию городской среды в г. Кирове и ключевых аспектов социальной политики в целом, включая муниципальные правовые акты, постановления администрации города и другие материалы.
4. Выделение особенностей социальной политики муниципальных властей г. Кирова в области городской среды.
5. Общие теоретические и эмпирические выводы о системности проводимой социальной политики, заключение.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что социальная политика в столице субъекта Российской Федерации не только корреспондируется с социальной политикой Правительства страны, но и имеет также собственное содержание и специфические особенности, обусловленные региональными обстоятельствами.
Методологические основы исследования. Поскольку в данном исследовании рассматривается социальная политика в области городской среды, постольку целесообразно будет основываться наследующих теоретических подходах к её изучению:
Системный подход (теория макроуровня, позволяет рассмотреть город как систему социальных институтов с собственной структурой);
Теория и методология современной социальной политики (теория среднего уровня, необходимая для определения такого явления, как социальная политика, её функции, содержание и особенности);
Социология города (теория среднего уровня, необходима для описания города как особого явления и процессов, происходящих в нём. Предоставляет собой достаточно целостный подход к городу как объекту исследования).
Urbanstudies или урбанистика (междисциплинарный комплекс наук, изучающих развитие и функционирование городских систем между собой и с жителями города).
Эмпирической базой исследования являются результаты социологического анализа государственных программ Российской Федерации, муниципальных программ г. Кирова по развитию и управлению за 2020 год, связанных с управлением городской средой.
Основные результаты проведенного исследования, отражающие авторскую позицию и выносимые на защиту, состоят в следующих положениях:
Региональная социальная политика координируется с политикой Правительства, однако имеет свои особенности и не соответствует некоторым государственным программам в достаточной мере.
Социальную политику в области городской среды можно выделить и исследовать как отдельное направление политики, направленной на социальную сферу общества.
Городскую среду можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных физического и социального пространств, взаимовлияющих на формирование друг друга.
Всё вышесказанное указывает на то, что город, как сложная система институтов, обладает своими управляющими, регулирующими происходящие в нём процессы органами, которые, в свою очередь, проводят политику, направленную на решение множества проблем. В данном случае важны проблемы городской среды и социальная политика, которая проводится для их решения. Изучение же социальной политики в контексте города и городской среды является актуальным по нескольким причинам: во-первых, в российском обществе растёт интерес к урбанистике, концепциям урбанизма, возникает всё больше общественных движений, целью которых является качественное изменение городов; во-вторых, социальная политика именно в области городской среды не так глубоко изучена, поэтому есть возможность как расширить теоретические рамки, так и рассмотреть для этого конкретные кейсы (в данном случае социальную политику в области городской среды г. Кирова).
Степень разработанности темы можно считать невысокой, так как существуют отдельные научные и исследовательские работы, статьи. Тематике городской среды, например, посвящён выпуск «Журнала исследований социальной политики» (Том 18 №4 (2020): Миграция и городское пространство), но каких-либо полноценных изданий на данную тему нет. Однако, в научных работах, исследованиях, книгах, посвящённых городу и городской среде часто рассматриваются какие-либо аспекты социальной сферы, их взаимосвязь.
Объект исследования: Городская среда как объект управленческого воздействия со стороны социальной политики.
Предмет исследования: Содержание и особенности социальной политики в области городской среды, проводимой в г. Кирове.
Цель исследования: изучение и выявление содержания и особенностей социальной политики в области городской среды на примере г. Кирова.
Задачи исследования:
1. Изучение теоретических материалов о системном содержании социальной политики.
2. Определение понятия «городская среда» и раскрытие сущности социальной политики в области городской среды.
3. Социологический анализ документов по развитию городской среды в г. Кирове и ключевых аспектов социальной политики в целом, включая муниципальные правовые акты, постановления администрации города и другие материалы.
4. Выделение особенностей социальной политики муниципальных властей г. Кирова в области городской среды.
5. Общие теоретические и эмпирические выводы о системности проводимой социальной политики, заключение.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что социальная политика в столице субъекта Российской Федерации не только корреспондируется с социальной политикой Правительства страны, но и имеет также собственное содержание и специфические особенности, обусловленные региональными обстоятельствами.
Методологические основы исследования. Поскольку в данном исследовании рассматривается социальная политика в области городской среды, постольку целесообразно будет основываться наследующих теоретических подходах к её изучению:
Системный подход (теория макроуровня, позволяет рассмотреть город как систему социальных институтов с собственной структурой);
Теория и методология современной социальной политики (теория среднего уровня, необходимая для определения такого явления, как социальная политика, её функции, содержание и особенности);
Социология города (теория среднего уровня, необходима для описания города как особого явления и процессов, происходящих в нём. Предоставляет собой достаточно целостный подход к городу как объекту исследования).
Urbanstudies или урбанистика (междисциплинарный комплекс наук, изучающих развитие и функционирование городских систем между собой и с жителями города).
Эмпирической базой исследования являются результаты социологического анализа государственных программ Российской Федерации, муниципальных программ г. Кирова по развитию и управлению за 2020 год, связанных с управлением городской средой.
Основные результаты проведенного исследования, отражающие авторскую позицию и выносимые на защиту, состоят в следующих положениях:
Региональная социальная политика координируется с политикой Правительства, однако имеет свои особенности и не соответствует некоторым государственным программам в достаточной мере.
Социальную политику в области городской среды можно выделить и исследовать как отдельное направление политики, направленной на социальную сферу общества.
Городскую среду можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных физического и социального пространств, взаимовлияющих на формирование друг друга.
В первую очередь, теоретической части работы рассматривались система социальной политики и её сущность. Исходя из чего, можно дать её следующую характеристику: функционирование и развитие социальной сферы регулируется комплексом политико-управленческих мер, главная цель которого – повышение уровня жизни людей, её качества. К таким мерам относятся государственные и муниципальные программы и мероприятия, проводимые по всем направлениям, охватывающим формирование и функционирование различных социальных групп. При этом они охватывают инфраструктурные, человеческие, институциональные и прочие взаимосвязанные и взаимовлияющие компоненты.
Одним из таких направлений является и городская среда. Её можно выделить в качестве объекта социальной политики, так как она объединяет в себе как физическое пространство со своей структурой и особенностями, таки значительное количество взаимосвязанных с ним социальных процессов и явлений, в нём происходящих и влияющих, в том числе, на качество жизни человека: рост мобильности населения, широкое разделение труда, формирование новых социальных групп и интеграция уже существующих, социализация, физическое и духовное развитие индивидов, а также многие другие. Поэтому социальная политика в области городской среды определяется как совокупность политико-управленческих мер, регулирующих функционирование и развитие городской среды, с целью повышения её качества в инфраструктурном и социальном аспектах, и, как следствие, качества жизни жителей города.
В Кирове (Муниципальном образовании «Город Киров») формированием целей и задач, разработкой и принятием политико-управленческих решений (программ), исходя из оценки состояния городской среды по необходимым параметрам и координируясь с политикой правительства, а также последующей организацией исполнения этих решений, контроля за ним, подведением итогов и оценкой реализованной политики занимается администрация города, включая отдельные департаменты и управления, а также их глав и подчиняющихся им должностных лиц. Сама социальная политика в области городской среды осуществляется в целях повышения безопасности людей на дорогах и улицах, в том числе снижения смертности и травматизма по причинам ДТП и преступлений; создания экологичной и благоприятной для жизни и здоровья окружающей среды; повышения комфорта жителей города за счёт благоустройства дворовых и общественных территорий; повышения качества жизни людей в жилищной сфере через капитальный и текущий ремонт многоквартирных домов, модернизацию и ремонт коммунальной инфраструктуры и обеспечения доступными жилищно-коммунальными услугами приемлемого качества; создания инклюзивной, доступной среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения, а также повышения мобильности всех групп людей за счёт развития и обновления системы общественного транспорта и соответствующей инфраструктуры.
В целом, на основании анализа и сравнения социальной политики Правительства РФ и муниципальной политики Кирова, можно подтвердить гипотезу о том, что региональная политика достаточно сильно координируется с политикой государства, но, естественно, имеет особенности в соответствии с территориальными и экономическими условиями, необходимостью решения конкретных проблем на местах, а некоторым направлениям (например доступности среды) уделяется значительно меньше внимания, чем предполагается в государственных программах. Саму же проводимую политику и её результаты нельзя назвать успешными, поскольку многие мероприятия изначально планируются в малых объёмах, а некоторые в итоге не проводятся вовсе или оказываются проведены с нарушениями (на основании данных за 2020 год). То есть, несмотря на постулируемые цели и задачи, направленные на улучшение среды, на практике выполняются в недостаточной для реального повышения качества жизни людей мере. Таким образом, на основании данных выводов, цели и задачи данной исследовательской работы можно считать выполненными, как в теоретической, так и в эмпирической части.
Практическая значимость исследования заключается в изучении социальной политики в области городской среды как отдельного направления социальной политики, что позволяет в дальнейшем расширить тематику влияния городской среды на социальные характеристики городского сообщества; тематику проблем осуществления социальной политики, причинами которых может быть множество факторов – от недостаточного финансирования, которое является следствием распределения бюджетов через «центр», до некомпетентности должностных лиц в сфере управления и знаний о формировании современной качественной городской среды и слабого запроса на её модернизацию со стороны общества. Также проведённое исследование позволяет выделить направления в социальной политике, которые необходимо расширять, проводить в более широких масштабах (формирование доступной среды, расселение аварийного жилья, строительство социального жилья и т. п.).
Одним из таких направлений является и городская среда. Её можно выделить в качестве объекта социальной политики, так как она объединяет в себе как физическое пространство со своей структурой и особенностями, таки значительное количество взаимосвязанных с ним социальных процессов и явлений, в нём происходящих и влияющих, в том числе, на качество жизни человека: рост мобильности населения, широкое разделение труда, формирование новых социальных групп и интеграция уже существующих, социализация, физическое и духовное развитие индивидов, а также многие другие. Поэтому социальная политика в области городской среды определяется как совокупность политико-управленческих мер, регулирующих функционирование и развитие городской среды, с целью повышения её качества в инфраструктурном и социальном аспектах, и, как следствие, качества жизни жителей города.
В Кирове (Муниципальном образовании «Город Киров») формированием целей и задач, разработкой и принятием политико-управленческих решений (программ), исходя из оценки состояния городской среды по необходимым параметрам и координируясь с политикой правительства, а также последующей организацией исполнения этих решений, контроля за ним, подведением итогов и оценкой реализованной политики занимается администрация города, включая отдельные департаменты и управления, а также их глав и подчиняющихся им должностных лиц. Сама социальная политика в области городской среды осуществляется в целях повышения безопасности людей на дорогах и улицах, в том числе снижения смертности и травматизма по причинам ДТП и преступлений; создания экологичной и благоприятной для жизни и здоровья окружающей среды; повышения комфорта жителей города за счёт благоустройства дворовых и общественных территорий; повышения качества жизни людей в жилищной сфере через капитальный и текущий ремонт многоквартирных домов, модернизацию и ремонт коммунальной инфраструктуры и обеспечения доступными жилищно-коммунальными услугами приемлемого качества; создания инклюзивной, доступной среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения, а также повышения мобильности всех групп людей за счёт развития и обновления системы общественного транспорта и соответствующей инфраструктуры.
В целом, на основании анализа и сравнения социальной политики Правительства РФ и муниципальной политики Кирова, можно подтвердить гипотезу о том, что региональная политика достаточно сильно координируется с политикой государства, но, естественно, имеет особенности в соответствии с территориальными и экономическими условиями, необходимостью решения конкретных проблем на местах, а некоторым направлениям (например доступности среды) уделяется значительно меньше внимания, чем предполагается в государственных программах. Саму же проводимую политику и её результаты нельзя назвать успешными, поскольку многие мероприятия изначально планируются в малых объёмах, а некоторые в итоге не проводятся вовсе или оказываются проведены с нарушениями (на основании данных за 2020 год). То есть, несмотря на постулируемые цели и задачи, направленные на улучшение среды, на практике выполняются в недостаточной для реального повышения качества жизни людей мере. Таким образом, на основании данных выводов, цели и задачи данной исследовательской работы можно считать выполненными, как в теоретической, так и в эмпирической части.
Практическая значимость исследования заключается в изучении социальной политики в области городской среды как отдельного направления социальной политики, что позволяет в дальнейшем расширить тематику влияния городской среды на социальные характеристики городского сообщества; тематику проблем осуществления социальной политики, причинами которых может быть множество факторов – от недостаточного финансирования, которое является следствием распределения бюджетов через «центр», до некомпетентности должностных лиц в сфере управления и знаний о формировании современной качественной городской среды и слабого запроса на её модернизацию со стороны общества. Также проведённое исследование позволяет выделить направления в социальной политике, которые необходимо расширять, проводить в более широких масштабах (формирование доступной среды, расселение аварийного жилья, строительство социального жилья и т. п.).
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИРОВЫХ ПРАКТИК РЕГИОНАЛЬНОГО БРЕНДИНГА В ПРОДВИЖЕНИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Развитие промышлености Орска в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. и формирование патриотизма на уроках истории (Орский гуманитарно-технологический институт)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Монументальная пропаганда в СССР в 1930-е - начале 1950-х гг. (на примере г. Москвы)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017 - Политическое использование городского пространства: Томск в первые постсоветские годы (1991-1996 гг.)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2021 - Развитие событийного туризма в Республике Татарстан на примере театрализованного фестиваля «Один день из жизни Великого города»
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Оценка состояния памятника природы «Долина реки Поповки» для создания рекреационного комплекса
Бакалаврская работа, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2022 - ГЕОКУЛЬТУРНЫЙ БРЕНДИНГ ТЕРРИТОРИИ КАК МЕХАНИЗМ
СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
(НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И ВУЗОВСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ С 1917 Г. ПО КОНЕЦ 1920-Х ГГ. НА ПРИМЕРЕ ТОМСКИХ ВУЗОВ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2022 - ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016



