Введение 4
1 Системы охлаждения двигателя легкового автомобиля 7
1.1 Анализ конструкций системы охлаждения двигателей легкового
автомобиля 7
1.2 Тенденции развития систем охлаждения двигателей легкового
автомобиля 13
1.3 Обзор методов проектирования систем охлаждения двигателей
легкового автомобиля 19
1.4 Обзор программного обеспечения проектирования систем охлаждения
двигателей легкового автомобиля 21
Выводы 22
2 Разработка в САПР электронных моделей конструкции системы
охлаждения легкового автомобиля 23
2.1 Описание конструкции узлов системы охлаждения легкового
автомобиля 23
2.2 Построение в САПР электронной модели сборки системы охлаждения
двигателя автомобиля 26
2.3 Построение в САПР электронной модели трубопроводов системы
охлаждения двигателя автомобиля 31
Выводы 47
3 Инженерный анализ процессов течения жидкостей в трубопроводах
системы охлаждения двигателя в САПР 48
3.1 Построение сетки конечных элементов для базовой конструкции системы трубопроводов 48
3.2 Разработка гидравлической модели течения жидкости в трубопроводе
системы охлаждения с учетом теплообмена 63
3.3 Инженерный анализ расчета потока жидкости и теплообмена в
трубопроводе системы охлаждения 79
Выводы 89
4 Совершенствование базовой конструкции трубопровода системы охлаждения на основе моделирования в САПР 91
4.1 Влияние рассматриваемых параметров гидродинамики и теплообмена
на работу жидкостной системы охлаждения двигателя и их учет в конструкторской работе 91
4.2 Разработка модели усовершенствованного трубопровода системы
охлаждения в САПР 93
4.3 Идентификация параметров работы новой конструкции трубопровода на основе моделирования процессов течения жидкости с учетом
теплообмена в САПР 99
Выводы 108
Заключение 109
Список используемой литературы и используемых источников 111
В процессе работы двигателя внутреннего сгорания происходит нагрев его деталей горячими газами результате трения между подвижными деталями.
Отвод и передача во внешнюю среду этой теплоты маслом, смазывающим детали, менее интенсивны, чем подвод, в результате чего может произойти нагрев деталей двигателя до критической температуры, которая способна повлиять на устойчивую работу двигателя, снизить его экономичность, мощность и экологические показатели, возможно разрушение деталей двигателя.
Для обеспечения стабильного температурного режима двигателя применяется система охлаждения двигателя, представляющая собой совокупность устройств, позволяющих изменять интенсивность отвода тепла в зависимости от режима работы.
Система охлаждения двигателя влияет на эксплуатационные качества двигателя и его конструкцию, поэтому выбору типа системы охлаждения и ее проектированию уделяется много внимания.
Для соответствия автомобилей и их двигателей современным показателям, требуется максимальная эффективность всех их систем, в том числе системы охлаждения. Целью работы является разработка методики проектирования эффективной системы охлаждения двигателя автомобиля, для повышения характеристик ДВС, улучшения экологических показателей силового агрегата [2], комфорта водителя и пассажиров.
Обеспечение наибольшей эффективности системы охлаждения двигателя возможно за счет управления потоками тепла и минимизации гидравлических потерь по всей длине трубопровода и на местных сопротивлениях, а значит не допускаются элементы конструкции трубы, генерирующих повышенное сопротивление. Существующие конструкции системы охлаждения двигателя могут быть усовершенствованы для повышения и улучшения характеристик автомобиля.
С целью обеспечения улучшения характеристик трубопроводов системы охлаждения на этапе их проектирования необходимо совершенствование методики проектирования эффективной системы охлаждения двигателя автомобиля путём анализа потерь в трубопроводах системы с применением функционала САПР.
Для выполнения поставленной цели необходимо:
- провести обзор и анализ существующих конструкций систем охлаждения двигателя внутреннего сгорания (ДВС);
- разработать модель течения жидкости в разветвленной системе охлаждения ДВС до водяного насоса с учетом гидравлических потерь и теплообмена потока жидкости в подкапотном пространстве;
- разработать методику проектирования соединительных
трубопроводов в системе охлаждения двигателя с учетом гидравлических потерь и теплообмена в САПР;
- разработать техническое задание для создания усовершенствованной конструкции соединительного трубопровода в системе охлаждения ДВС.
Научная новизна магистерской диссертации состоит в разработке новой методики проектирования эффективной системы охлаждения двигателя автомобиля в САПР, что повысит характеристики автомобиля и комфорт пассажиров и водителя.
Объектом исследования является система охлаждения двигателя внутреннего сгорания, предметом исследования - теплообмен и потери при протекании жидкости в каналах системы охлаждения двигателя автомобиля.
В процессе выполнения работы будут использоваться методы вычислительной гидродинамики, в частности расчетный модуль Simcenter Thermal/Flow.
Теоретической значимостью будет являться методика проектирования трубопроводов системы охлаждения на основе численной оценки потерь в трубопроводах.
Практической значимостью выполненной работы будет являться повышение:
- эффективности работы ДВС,
- топливной экономичности за счет сокращения времени прогрева,
- комфорта пассажиров за счет ускоренного прогрева салона.
Данная разработка будет применена в будущих автомобилях.
- В результате анализа существующих источников литературы и патентно-технической информации установлено, что современные системы охлаждения ДВС разделяются на открытые и замкнутые;
- Выявлено что в ДВС легковых автомобилей наиболее эффективными являются замкнутые двухконтурные системы охлаждения;
- Развитие систем охлаждения двигателя сводится к организации более стабильной, управляемой и гибкой системы охлаждения, способствующей повышению КПД двигателя, снижая удельный расход топлива на 1 лошадиную силу;
- Показано, что проектирование систем охлаждения ДВС осуществляется на основе аналитических зависимостей, учитывающих потери давления в трубопроводах и процессы теплообмена в подкапотном пространстве;
- Установлено, что для совершенствования конструкции соединительных трубопроводов системы охлаждения ДВС и повышения скорости и качества разработки целесообразно создать методику проектирования на основе САПР, которая позволит учесть гидравлические потери и теплообмен на основе численного моделирования процессов в гидросистеме охлаждения;
- Была разработана конструкция системы охлаждения двигателя автомобиля с применением существующих узлов;
- Конструкция системы позволит осуществлять базовые функции системы охлаждения;
- Созданная конструкция удовлетворяет требованиям по минимальным необходимым зазорам для недопущения вредных контактов в ходе эксплуатации автомобиля;
- Создана сетка конечных элементов для базовой конструкции трубы подводящей водяного насоса;
- Была разработана модель течения жидкости в трубе с учетом гидравлических потерь и теплообмена;
- Из проведенного расчета ясно, что необходимо увеличение радиуса и угла поворота потока жидкости для уменьшения уровня потерь полного давления; необходимо улучшение тока жидкости через трубу заправочную со стороны радиатора отопителя, увеличение скорости на данном участке; паразитный подогрев жидкости в трубе отсутствует благодаря достаточно высокой скорости течения жидкости. Распределение температуры в стенках трубы не оказывает значительного влияния на работу системы;
- При помощи осуществленных изменений в конструкции трубы удалось снизить на 1,4% общие гидравлические потери на данном участке трубы, негативно влияющие на работу системы охлаждения в целом. При этом получилось улучшить циркуляцию жидкости в круге обращения охлаждающей жидкости через радиатор отопителя и избежать падения скорости течения жидкости и увеличения значений паразитного подогрева рабочего тела системы охлаждения.
1. Алексеев В.П., Вырубов Д.Н., Костыгов Н.И. Двигатели внутреннего сгорания: устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей. М: «Машиностроение», 1990. 288 с.
2. Альферович, В. В. Пути снижения эмиссии оксидов азота // Наука - образованию, производству, экономике: материалы Седьмой международной научно-технической конференции: в 3 т. Минск: БНТУ, 2009. Т. 1. С. 331-332.
3. Альферович, В. В. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. В 2 ч. Ч. 1. Анализ состава отработавших газов: учебно-методическое пособие для студентов специальности 1-37 01 01 «Двигатели внутреннего сгорания» дневной и заочной форм обучения. Минск: БНТУ, 2016. 54 с.
4. Афанасьев Ю.О., Умеренкова О.М., Изотов Н.Н. Определение гидравлического сопротивления при движении жидкости в трубопроводе. Методические указания к лабораторной работе. Кемерово: КузГТУ, 2011. 11 с.
5. Басуров В.М. Системы автомобильных и тракторных двигателей. Практикум. Владимир: Владим. гос. ун-т, 2014. 75с.
6. Быков Л.В., Молчанов А.М., Янышев Д.С. Основы вычислительного теплообмена и гидродинамики. М.: URSS, 2019. 166 с.
7. Возницкий И.В., Пунда А.С. Судовые двигатели внутреннего сгорания. Том I, 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: МОРКНИГА, 2010. 260 с.
8. Гаврилов А.К. Системы жидкостного охлаждения автотракторных двигателей. Теория, конструкция, расчет и экспериментальные исследования. М: «Машиностроение», 1966. 159 с.
9. Гончаров П. С., Артамонов И. А., Халитов Т. Ф., Денисихин С. В., Сотник Д. Е. NX Advanced Simulation. Инженерный анализ. М: «ДМК Пресс», 2012. 503 с.
10. Гончаров П. С., Ельцов М. Ю., Коршиков С. Б., Лаптев И. В., Осиюк В. А. NX для конструктора-машиностроителя. М.: ДМК Пресс, 2010. 501 с.
11. ГОСТ 159-52 Жидкость охлаждающая низкозамерзающая.
12. Зезин В.Г. Гидрогазодинамика. Учебное пособие. Челябинск: ЮУрГУ, 2010. 130 с.
13. Индейкин А.И., Михайлов В.А., Редьков Л.И. К исследованию теплопередачи в радиаторе при различных паро-воздухосодержаниях жидкого теплоносителя. Л.: ЛСХИ, 1976. С. 61-65.
14. Кузовлев В.А. Техническая термодинамика и основы теплопередачи. Учебник для техникумов. М: «Высшая школа», 1975 303с.
15. Мазо А.Б. Вычислительная гидродинамика. Часть 1. Математические модели, сетки и сеточные схемы. Учебное пособие. Казань: КФУ, 2018. 165 с.
...
Всего источников 32