Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Исторический и теоретико-процессуальный аспекты участия прокурора в стадии предварительного расследования 7
1.1 Процессуальное положение прокурора в стадии предварительного
расследования на дореволюционном и советском исторических периодах 7
1.2 Понятие, значение и условия осуществления функций прокурора в
стадии предварительного расследования 12
1.3 Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования
18 Глава 2 Функция уголовного преследования прокурора на стадии
предварительного расследования 27
2.1 Содержание и функции уголовного преследования в деятельности
прокурора и полномочия по её реализации 27
2.2 Особенности взаимодействия прокурора с органами
предварительного расследования при реализации функции уголовного преследования 34
Глава 3 Функция надзора в деятельности прокурора на стадии
предварительного расследования 42
Заключение 48
Список используемой литературы и используемых источников 51
Актуальность исследования. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным УПК РФ осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Изменения, внесенные в компетенцию прокурора в 2007 г., существенным образом повлияли на его ведущую роль среди участников предварительного расследования со стороны обвинения: лишение его права возбуждать уголовные дела, а также передаче контрольных функций над деятельностью органов предварительного следствия ставит прокурора в затруднительное положение, где доминируют внутриведомственные интересы органа предварительного следствия, намеренно затягиваются процессы по принятию соответствующих решений во исполнение замечаний прокурора. После реформы 2007 г. прокурор лишился влияния на органы предварительного следствия: превосходство внутриведомственных интересов следователя и руководителя следственного органа позволяют последним формально исполнять требования прокурора. Обсуждается решение сложившейся ситуации через юридизацию положений, установленных Законопроектом № 550619-7 «О внесении изменений в Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации (о расширении полномочий прокурора в досудебном производстве).
Объект исследования: общественные отношения, возникающие при реализации прокурором полномочий в стадии предварительного расследования.
Предмет исследования: нормы УПК РФ, характеризующие
процессуальный статус прокурора в стадии предварительного расследования.
Цель исследования: проанализировать процессуальный статус
прокурора в стадии предварительного расследования.
Задачи исследования:
• определить процессуальное положение прокурора в стадии предварительного расследования на дореволюционном и советском исторических периодах;
• охарактеризовать понятие, значение и условия осуществления функций прокурора в досудебном судопроизводстве;
• выявить полномочия прокурора, осуществляемые им в досудебном судопроизводстве;
• проанализировать содержание функции уголовного преследования в деятельности прокурора и полномочия по её реализации;
• раскрыть особенности взаимодействия прокурора с органами предварительного расследования при реализации функции уголовного преследования;
• рассмотреть реализацию функцию надзора в деятельности прокурора в досудебном судопроизводстве.
Степень научной разработанности. Процессуальное положение прокурора в стадии предварительного расследования являлось объектом научных изысканий в монографических и диссертационных работах следующих авторов: М.О. Баева, О.Я. Баева, В.И. Баскова, Н.В. Булановой, В.М. Быкова, В.Г. Крысько, В.А. Лазаревой, И.Б. Михайловской, Р.В. Мазюк,
A. А. Чувилевой, М.С. Строговича, С.А. Шейфера, Е.Д. Болтошева,
O. Н. Коршуновой, М.А. Кочкиной, И.В. Круглова, М.В. Серебрянниковой, Д.А. Сычева, В.А, Чернышева, А.В. Чубыкина.
Немалый вклад в развитие научного представления о процессуальном статусе прокурора в стадии предварительного расследования вносят следующие авторы: А.Ю. Алиева, М.О. Баев, О.Я. Баев, В.И. Басков, Е.Д. Болтошев, Н.В. Буланова, В.М. Быков, Ю.Е. Винокуров, Л.В. Вильде, З.Ш. Гатауллин, П.Г. Гаджирамазанова, Ю. Гершевский, Ч.Ю. Кадиева, Н.П. Кириллова, О.Н. Коршунова, М.А. Кочкина, И.В. Круглов, В.Г. Крысько,
B. А. Лазарева, А.А. Ларинков, И.Б. Михайловская, Р.В. Мазюк, В.Н. Махов,
P. Д. Рахунов, М.В. Серебрянникова, Л.А. Сиверская, Ю.П. Синельщиков, В.В. Стрельников, М.С. Строгович, Д.А. Сычев, А.Н. Фролова, А.Г. Халиулин, Ю.Я. Чайка, А.Н. Чашин, В.А. Чернышев, А.В. Чубыкин, С.А. Шейфер.
...
Проведенное исследование по теме выпускной квалификационной работы позволяет сделать следующие выводы.
Возникновение отечественной прокуратуры связывают с потребностью независимого и отделенного от привычных трёх ветвей государственной власти надзора за исполнением законов в государстве. Прокурор, как субъект предварительного расследования, преимущественно выполнял надзорную функцию за исполнением должностными лицами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, законов. В советский период роль прокурора в стадии предварительного расследования была усилена полномочием возбуждать уголовные дела в отношении должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, допустивших серьёзные нарушения действующего советского законодательства.
Прокурор является должностным лицом, уполномоченным УПК РФ осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Изменения, внесенные в компетенцию прокурора в 2007 г., существенным образом повлияли на его ведущую роль среди участников предварительного расследования со стороны обвинения: лишение его права возбуждать уголовные дела, а также передаче контрольных функций над деятельностью органов предварительного следствия ставит прокурора в затруднительное положение, где доминируют внутриведомственные интересы органа предварительного следствия, намеренно затягиваются процессы по принятию соответствующих решений во исполнение замечаний прокурора. Отмененное прокурором постановление органов предварительного следствия требует от последних выполнения требований, указываемых в отмененном акте, однако их выполнение носит формальный характер, поскольку привлечь к ответственности соответствующих лиц за пренебрежение законом не представляется для прокурора возможным. Эти обстоятельства свидетельствуют, что с 2007 г. происходит умаление роли прокурора в стадии предварительного расследования. Для смягчения ситуации в 2008 г. УПК РФ дополняется абсурдным положением (п. 2.1 ст. 37 УПК РФ): возглавляя сторону обвинения, прокурор должен «просить» о предоставлении материалов, на которых в последующем будет выстраивать позицию стороны обвинения в суде - это унижает прокурора, ставит его в зависимое от следователя положение.
Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» не раскрывается термин «уголовное преследование», УПК РФ, трактуя данное понятие, резюмирует решающую роль прокурора в деятельности по уголовному преследованию. Для реализации названной функции прокурору принадлежат ряд полномочий, закрепленных преимущественно в ч. 2 ст. 37 УПК РФ, а также в иных нормах уголовно-процессуального закона. Анализ полномочий, направленных на обеспечение прокурорского уголовного преследования, не позволяет сделать позитивных выводов: существующий дисбаланс прокурорского воздействия на формы предварительного расследования исключает осуществление прокурорского надзора в достаточном объёме - отсутствие у прокурора права давать следователю обязательные указания является одной из основных причин, по которым прекращенные, приостановленные и готовые уголовные дела возвращаются для проведения доследования.
Выявлено, что после реформы 2007 г. прокурор лишился влияния на органы предварительного следствия: превосходство внутриведомственных интересов следователя и руководителя следственного органа позволяют последним формально исполнять требования прокурора. Решением сложившейся ситуации может стать введение положений в УПК РФ, установленных Законопроектом № 550619-7 «О внесении изменений в
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (о расширении полномочий прокурора в досудебном производстве).
...
1. Алиева А.Ю. Полномочия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела // Молодой ученый. 2020. № 45 (335). С. 43-45.
2. Асанов А.Ю. Функция уголовного преследования в деятельности прокурора и полномочия по её реализации на досудебном производстве // Приоритетные научные направления: от теории к практике. №. 26-2. 2016. С. 129-132.
3. Баев М.О., Баев О.Я. Злоупотребление правом в досудебном производстве по уголовным делам. М. : Проспект, 2014. 209 с.
4. Баев О.Я. Прокурор как субъект уголовного преследования. М., Юрлитинформ, 2006. 144 c.
5. Басков В.И. Прокурорский надзор за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел в судах. М. : Юрид. лит., 1986. 288 с.
6. Болтошев Е.Д. Функции прокурора в досудебных стадиях
уголовного процесса: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. 189 с.
7. Буланова Н.В. Прокурор в досудебных стадиях уголовного
судопроизводства: монография. М. : Юрлитинформ, 2015. 216 с.
8. Быков В.М. Следователь в уголовном процессе России: монография. М. : Юрлитинформ, 2014. 336 с.
9. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. М. : Юрайт, 2010. 490 с.
10. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор: учебник для вузов / Ю.Е. Винокуров, А.Ю. Винокуров; под редакцией Ю.Е. Винокурова. 16-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 571 с.
11. Вильде Л.В. Сложность реализации надзорной функции прокурора на досудебной стадии производства по делу // Уголовный процесс. 2012. № 3. С. 12-16.
12. Гатауллин З.Ш. Уголовное преследование как функция прокурора в уголовном судопроизводстве // Бизнес в законе. 2009. № 1. С. 221 -225.
13. Гаджирамазанова П.Г., Кадиева Ч.Ю. К совершенствовании прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела // Государственная служба и кадры. №. 5. 2020. С. 182-185.
14. Гершевский Ю. Причины возникновения института прокуратуры в России // Законность. 2008. № 12. С. 7-12.
15. Закон СССР от 30.11.1979 № 1162-X «О прокуратуре СССР»
Ведомости Верховного Совета СССР. № 49. 1979. ст. 843.
... всего 64 источника