Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования представлений о безопасности на улице у детей 5-6 лет 8
1.1 Психолого-педагогические основы проблемы формирования представлений о безопасности на улице у детей
5-6 лет 8
1.2 Характеристика педагогических условий формирования
представлений о безопасности на улице у детей 5-6 лет 12
Глава 2 Экспериментальное исследование реализации психолого-педагогических условий формирования представлений о безопасности
на улице у детей 5-6 лет 17
2.1 Выявление уровня сформированности представлений о
безопасности на улице у детей 5-6 лет 17
2.2 Содержание работы по реализации педагогических
условий формирования представлений о безопасности на улице у детей 5-6 лет 31
2.3 Выявление динамики уровня сформированности
представлений о безопасности на улице у детей 5-6 лет 44
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложение А Список детей 5-6 лет, участвующих в эксперименте .... 61
Приложение Б Результаты констатирующего этапа исследования 62
Приложение В Результаты контрольного этапа исследования 63
Приложение Г Раздаточный материал 64
Изучение и анализ программных документов по проблеме «формирования навыков безопасного поведения детей позволил констатировать, что в них, помимо традиционных задач по охране и укреплению здоровья детей, содержатся задачи по формированию у дошкольников знаний и умений безопасности жизнедеятельности» [19].
Все идет из детства. В период детства начинает формироваться характер, личность и конечно закладывается культура здоровья и безопасности. Именно детские знания, образ и качество жизни, а также опыт становится фундаментом взрослой жизни. «Ребенок познаем мир во всей её красоте и жестокости» [13].
Жизнь настолько динамична и информативна, что дети не могут расти отстранёнными от окружающих их предметов, от всего живого, то есть - от жизни.
Люди, которые находятся рядом с маленьким человеком, а это родители, затем воспитатели, являются теми, которые благодаря своим знаниям, любви и поддержке позволяют ребенку познать мир во всех красках, научиться доверять этому миру, сочувствовать и проявлять заботу к окружающим его предметам и всему живому.
В современном мире, где остро стоит вопрос о терроризме, экологии, техногенном, природном и экологическом неблагополучии, необходимо обучить сотрудников учреждений, родителей и самих детей безопасному образу жизни в складывающихся условиях, так как многие несчастные случаи с детьми, вне дома, можно предотвратить [1].
Проблемой формирования представлений о безопасности на улице у дошкольников занимались многие исследователи, которые искали новое содержание и способы ознакомления детей с социальным миром. Так исследования Р.И. Жуковского, С.А. Козловой [16], Э.К. Сусловой и других исследователей доказывают, что дети проявляют интерес к социальной действительности и вполне способны усваивать определенные знания о ней. Ребенок, дошкольного возраста показывает оценочное отношение к обсуждаемым событиям, высказывает свое мнение по происходящим фактам и явлениям.
Проблемой формирования представлений у детей дошкольного возраста об основах безопасного поведения на улице занимались такие исследователи, как: Н.Н. Авдеева [2], К.Ю. Белая [4], Н.Ю. Белая [5], В.Н. Зимонина, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина [19], Л.Ф. Тихомирова, Т.Г. Хромцова [21], А. А. Шаталин [23]; [24].
Таким образом, на сегодняшний день, эта проблема актуальна и требует к себе большого внимания.
Наряду с достаточно серьезной проработкой этого вопроса можно выделить противоречие между важностью формирования представлений о безопасности на улице у детей 5-6 лет и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих данному процессу.
Данное противоречие обусловило актуальность проблемы исследования: каковы педагогические условия, способствующие
формированию представлений о безопасности на улице у детей 5-6 лет?
Исходя из данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогические условия формирования представлений о безопасности на улице у детей 5-6 лет».
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка содержания работы по реализации педагогических условий формирования представлений о безопасности на улице у детей 5-6 лет.
Объект исследования: процесс формирования представлений
о безопасности на улице у детей 5-6 лет.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
представлений о безопасности на улице у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования: процесс формирования представлений о безопасности на улице у детей 5-6 лет возможен при реализации следующих педагогических условий:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда через оснащение центра безопасности дидактическими и наглядными материалами;
- разработано содержание непрерывной образовательной деятельности в соответствии с показателями представлений о безопасности на улице;
- организация взаимодействия с родителями дошкольников по формированию у детей 5-6 лет представлений о безопасности на улице.
...
Теоретический анализ проблемы формирования представлений о безопасности на улице у детей 5-6 лет показал, что этой проблемой занимались такие исследователи, как: Н.Н. Авдеева, К.Ю. Белая,
В.Н. Зимонина, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Л.Ф. Тихомирова,
Т.Г. Хромцова и другие. Тема выбрана для исследования актуальная.
Огромная и важная роль в формировании представлений у детей 5-6 лет о безопасности на улице отведена дошкольной организации.
Педагогические условия формирования представлений о безопасности на улице у детей 5-6 лет в дошкольной организации подразумевает упорядоченную и результативную работу, направленную, как на обогащение развивающей предметно-пространственной среды и разработанное
содержание непрерывной образовательной деятельности, так на организацию взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников.
Первый этап экспериментальной работы был направлен на выявления у детей 5-6 лет уровня сформированности представлений о безопасности на улице. С этой целью были подобраны диагностические задания (авторы: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина) в соответствии с выделенными показателями (эмоционально-положительное отношение к безопасности на улице, представления о нарушении правил безопасного поведении на улице, представления о безопасном поведении на дороге, представления о безопасном поведении во время пожара, представления о правилах безопасности у водоемов). Результаты констатирующего этапа показали, что у детей 5-6 лет преобладает низкий (28 %) и средний (48 %) уровни сформированности представлений о безопасности на улице. Исходя из результатов всего диагностического исследования, была подтверждена необходимость целенаправленной работы по реализации педагогических условий формирования у детей 5-6 лет представлений о безопасности на улице.
Формирующий этап эксперимента осуществляли в соответствии с выделенной гипотезой: обогатили развивающую предметно¬
пространственную среду - оснастили центр безопасности дидактическими и наглядными материалами; разработали содержание непрерывной
образовательной деятельности в соответствии с показателями представлений детей о безопасности на улице и организовали взаимодействие с родителями дошкольников по формированию у детей представлений о безопасности на улице.
Контрольный этап эксперимент наглядно продемонстрировал положительную динамику в уровне сформированности представлений о безопасности на улице у детей 5-6 лет по всем диагностическим заданиям: так низкий уровень сформированности представлений о безопасности на улице у детей на контрольном этапе опустился на 24 % (с 28 % на констатирующем этапе до 4 % - на контрольном); средний - поднялся с 48 % до 67% (на 19 %), а высокий - на 5 % (с 24 % на констатирующем до 29 % на контрольном).
Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике в уровне сформированности представлений о безопасности на улице у детей 5-6 лет после осуществления работы по реализации педагогических условий формирования представлений о безопасности на улице у детей 5-6 лет.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, задачи - решены, а цель исследования достигнута.
1. Авдеева Н. Н. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. СПб. : «Детство-Пресс» , 2016. 144 с.
2. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб. : «Детство-Пресс», 2012. 144 с.
3. Анастасова Л. П. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. М. : Детство, 2016. 126 с.
4. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей. М.: Знание, 2015. 124 с.
5. Белая Н. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. М.: Знание, 2016. 90 с.
6. Болотов В. Н. О новых актуальных программах по дошкольному образованию // Дошкольное воспитание. 2018. № 1. С. 4-9.
7. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения». СПб: «Детство- Пресс», 2008. 35 с.
8. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов. М. : Просвещение, 2015. 560 с.
9. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб : Союз, 2016. 540 с.
10. Гарнышева Т. П. «Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры». СПб. : «Детство-Пресс», 2010.
11. Гуревич А. В. Безопасность ребенка в большом городе: Знание, 2016. 340 с.
12. Григорович Л. Опасные ситуации в жизни детей. Дошкольное воспитание. 2015. № 7. С. 15-20.
13. Дошкольникам о правилах безопасности: учебное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / А. Л. Давидович. М.: Эксперспектива, 2016. 194 с.
14. Денисенкова Н. Ваш ребёнок познаёт мир // Дошкольное воспитание. 2000. № 1. 123 с.
15. Зотова О. Ю. Безопасность личности как социально-психологический феномен. Монография. Екатеринбург. 2011. 594 с.
...
27 источников