ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ
ПРОБЛЕМЕ……………..………………………………………………………………...5
1.1. Морфофункциональные особенности развития организма мальчиков 10-11
лет………………………………………………………………………………………...5
1. 2. Специальная физическая подготовка…………………………………………….11
1.3. Характеристика скоростно-силовой подготовки юных волейболистов в группах
начальной подготовки…………………………………………………………………..15
1.4.Особенности структуры скоростно-силовой подготовки волейболистов на этапе
начальной подготовки………………………………………………………….............23
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………....26
2.1.Методы исследования………………..……………………………………………..26
2.2.Организация исследования………………………..………………………………..31
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………..31
3.1. Анализ скоростно-силовой подготовленности волейболистов группначальной
подготовки третьего года обучения…………………………………………………….31
3.2. Экспериментальное определение параметров скоростно-силовых
упражнений………………………………………………………………………………31
3.3.Экспериментальная оценка эффективности разработанной методики……………34
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………………..37
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ .................................................…………….....38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………...40
ПРИЛОЖЕНИЕ........................................................................................………………43
Актуальность.Волейбол - ациклическая командная игра, где мышечная работа
носит скоростно-силовой характер.Двигательные действия в волейболе
заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках вверх
на максимальную и оптимальную высоту, большом количестве взрывных ударных
движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на
изменяющуюся обстановку, что объявляет высокие требования к уровню
развития скоростно-силовых способностей волейболистов.
В специальной литературе по волейболу [5, 9] нет обоснованной системы
взглядов, регламентирующей скоростно-силовую подготовку с учетом возраста,
пола, спортивной квалификации волейболистов, периодов годичного цикла
тренировки. Во многих учебниках и учебных пособиях авторы [10, 12, 13] вообще не
рассматривают скоростно-силовую подготовку как самостоятельный раздел
подготовки волейболистов. Они выделяют различные ее составляющие:
специальную быстроту; силу; выносливость; координационные способности - и
предлагают средства и методы их реализации. Еще не определены специальные
комплексы средств и методы тренировки, направленные на совершенствование
скоростно-силовых качеств волейболистов, отсутствуют сведения о нормах
нагрузок для спортсменов различного возраста и квалификации.
Вышесказанное и обуславливает актуальность и необходимость проведения
исследования.
Цель работы состояла в совершенствовании методики развития
скоростно-силовых качеств у юных волейболистов групп начальной подготовки
третьего года обучения.
Определив цель выпускной квалификационной работы, можно выделить
следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме
исследования.
2. Разработать методику развития скоростно-силовых качеств у юных
волейболистов групп начальной подготовки третьего года обучения.
3. Выявить эффективность методики в ходе педагогического эксперимента.
4.Разработать практические рекомендации по развитию скоростно-силовых
качеств.
Объект исследования –процесс физической подготовки юных волейболистов
групп начальной подготовки третьего года обучения.
Предмет исследования - методика развития скоростно-силовых качеств у
юных волейболистов на этапе начальной подготовки.
Рабочая гипотеза –предполагалось, что использование разработанной
методики, основанной на включении в тренировочный процесс прыжков в глубину
с последующим выпрыгиванием вверх, позволит повысить уровень развития
скоростно-силовых качеств у юных волейболистов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы
исследования: анализ и обобщение литературных источников, педагогическое
наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы
математической статистики.
Практическая значимость состоит в разработке методики развития
скоростно-силовых качеств у юных волейболистов на этапе начальной подготовки, в
обосновании средств и методов повышения эффективности скоростно-силовой
подготовки.
Новизна исследований. Результаты проведенных нами исследований
расширяют имеющиеся представления об особенностях тренировочного процесса
юных волейболистов и об эффективности процесса развития скоростно-силовых
качеств волейболистов группы начальной подготовки третьего года обучения при
занятии волейболом.
1. Проанализировав научно-методическую литературу, пришли к выводу, что
методика развития скоростно-силовых качеств на этапе начальной подготовки
требует дополнительных исследований, позволяющих выявить более эффективную
методику скоростно-силовой подготовки.
2. В результате исследования скоростно-силовой подготовленности юных
волейболистов выявлено: в начале тренировочного года при первоначальном
тестировании наблюдались наименьшие результаты во всех контрольных упражнениях. Далее, на протяжении педагогического эксперимента, наблюдается
улучшение показателей уровня скоростно-силовых качеств во всех контрольных
упражнениях. Самые высокие результаты были продемонстрированы при тестировании в марте. При итоговом тестировании, в конце соревновательного периода,
т.е. в конце игрового сезона наблюдалось незначительное снижение показателей
взрывной силы. Это обусловлено наличием ударных микроциклов, в которых очень
большая как психологическая, так и физическая нагрузка при участии спортсменов в
решающих соревнованиях.
3. Установлено, что наиболее эффективным упражнением для развития
скоростно-силовых качеств является упражнение - «Прыжок в глубину с последующим выпрыгиванием вверх». Экспериментальным путем определены оптимальные параметры выполнения данного упражнения: высота тумбы - 40 см, интервал отдыха между повторениями в одной серии - 45 с, две серии для выполнения
упражнения прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх, интервал
отдыха между сериями – 60с.
4. В ходе основного педагогического эксперимента, были установлено, что
существенные изменения произошли в динамике показателей скоростно-силовой
подготовленности экспериментальной группы. Так в течение тренировочного года
занимающиеся группы СШОР №2 опередили по уровню скоростно-силовой
подготовленности занимающихся группы «СДЮСШОР №1» г. Старый Оскол в
среднем на 9,05%. 5.Так, у волейболистов экспериментальной групп при тестировании в марте
2017 года по результатам теста выявлены достоверные различия /Р< 0,05/.
6.Данная методика может быть рекомендована для практического применения
тренерам-преподавателям по волейболу в ДЮСШ, СШОР при развитии
скоростно-силовых качеств в группах начальной подготовки.
1. Амалин М.Е., Шилов А.С. Методика оценки соревновательной деятельности в спортивных играх // Теория и практика физ. культуры. - 1980.-№9.-С.19-22.
2. Беляев А.В. Атакующие комбинации//Спортивные игры.-1981.-№5.-СЛ2.
3. Бунин В.Я. Теоретико-методические основы информационного обеспечения соревновательной деятельности в волейболе. - Автореф. дисс . канд. пед. наук. - Л.,1981.-24 с.
4. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
5. Волейбол/ Под ред. Ю.Н. Клещева.-М.: Физкультура и спорт, 1985.-270 с.
6. Волейбол; Учебник для институтов физической культуры / Под общ. ред. А.Г.Айриянца. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 230
7. Волейбол: учебник для высших учебных заведений физической культуры Под ред. А.В. Беляева. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 368 с.
8. Годик М.А. Спортивная метрология.-М.:Физкультура и спорт, 1988.-191.
9. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол. - М.: Физкультура и спорт, 1991.-238 с.
10. Железняк Ю.Д. Тактическая подготовка волейболистов / Учебное посо-5ие. - Смоленск: ИФК, 1975. - 66 с.
11. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-264с- ISBN5-7695-0571-0
12. Ивойлов А.В. Волейбол. - Минск: Вышэйша школа, 1985. - 262 с.
13. Ивойлов А.В. Соревнования и тренировка спортсмена. - Минск: Выш.школа, 1982. -144 с.
14. Ивойдов А.В. Тактическая подготовка волейболистов. - М.-.Физкультура и спорт, 1973. - 163 с.
15. Клещев Ю.Н.,Тюрин В.А.,Фураев Ю.П. Тактическая подготовка волей¬болистов. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 120 с.
16. Клещев Ю.Н. Волейбол: подготовка команды к соревнованиям. - М.:
СпортАкадемПресс, 2002. - 192 с.
17. Клещев Ю.Н., Айрапетьянц Л.Р., Паткин В.Л. Волейбол. Книга тренера. -Ташкент,1985.-С.2-52.
18. Клещев Ю.Н., Годик М.А., Айрапетьянц Л.Р. Содержание и организация комплексного контроля в подготовке волейболистов высших разрядов / Метод.реком. - М.: ГЦОЛИФК, 1981. - 34 с.
19. Кулясов A.M. Структура соревновательной деятельности как основа ин¬тегрального обучения технико-тактическим действиям юных волейболистов. -автореф. дис....канд.пед.наук. - М, 1990. -179 с.
20. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физического воспитания: учебник/ под ред. проф.- 2-е изд.- М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
21. Масальгин Н.А. Математико-статистические методы в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1974. -151 с.
22. Маслов В.В. Повышение эффективности индивидуальной тактической подготовки волейболистов в атакующих действиях. - Авторефдисс....канд.пед.наук. —М.,1986. -23 с.
23 .Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991.-542 с.
24.Мацудайра Я., Икеда Н., Сайто М. Волейбол: путь к победе. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 104 с.
25.0вчарек A.M. Экспериментальное обоснование методики совершенствования групповых нападающих действий в волейболе. - Автореф. дисс. . .канд.пед.наук. -М.,1977. - 24 с.
26.Оинума С. Уроки волейбола. - М.: Физкультура и спорт, 1985. -112 с.
27 .Особенности комплексного педагогического контроля в спортивных играх. Сб. науч. трудов. - Л, 1985. - С 29-59.
28. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов - М.: Физ¬культура и спорт, 1986. - 286 с.
29. Платонов В.Н. Управление тренировочным процессом квалифицированных спортсменов. - Киев.:Здоровья,1985. - 192 с.
30. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в Олимпийских видах
спорта. -Киев: Олимпийская литература, 1997. - 583 с.
31. Программы для системы дополнительного образования детей:СДЮШОР по волейболу.
32. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. ВУЗов.- М.: изд. Центр «Академия», 2002.- 456 с: 8Л. Ил.: ISBN5-7695-:0101-4
33. Сайфулин СВ. Компьютерное моделирование тактических действий нападения квалифицированных команд по волейболу и методика их совершенствования- Автореф. дис.канд.пед.наук. - М., 1999. - 172 с.
34. Спортивная метрология / под ред. В.М. Зациорского. - М.: Физкультура испорт, 1982. - 252 с.
35. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения / Под ред. О.Д.Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Академия, 2002. - С.89 - 159.
36. Таер X. Командные тактические действия волейболистов в нападении и методика их совершенствования. - Автореф. дисс....канд.пед.наук. - М.,1997. - 194
37. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. - М.: Физкультура и спорт, 983.-144 с.
38. Хапко В.Е., Белоус В.И. Волейбол. - Киев: Радяньска школа. - 110 с.
39. Хапко В.Е., Маслов В.Н. Совершенствование мастерства волейболистов. -Киев: Здоровья, 1990. - 128 с.
40.Эйргон А., Мацудайра Я. Так побеждать. - СПб.,1994. -97 с.