ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ТЕННИСИСТОВ 10-12 ЛЕТ 6
1.1 ОБЩАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» 6
1.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНОВ В ВОЗРАСТЕ 10-12 ЛЕТ 15
1.3 СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
2.2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ 43
3.1. КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ 43
3.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АПРОБАЦИИ УПРАЖНЕНИЙ 49
ВЫВОДЫ 60
В настоящее время в процессе совершенствования российского спорта вопросам технико-тактической подготовки спортсменов во время тренировочного периода уделяется много внимания. Технико-тактическая подготовка является одним из главных компонентов тактического мастерства спортсмена. Одним из условий достижения данной цели является подбор эффективных методов и средств, способствующих продуктивному тренировочному процессу, а также создание таких условий развития, которые развивают технические и тактические действия у теннисистов и улучшают их спортивные возможности.
Рассматривая структуру многолетней спортивной тренировки теннисистов надо отметить, что в этом процессе одним из ключевых является этап начальной специализации, приходящийся в теннисе на возрастной период с 10 до 12 лет (A.B. Евтух, П.В. Квашук, Б.Н. Шустин). На сегодняшний день, к сожалению, приходится констатировать недостаточную степень научной разработанности программных и научно-методических основ физической и технико-тактической подготовки юных теннисистов 10-12 лет, находящихся на этапе начальной специализации.
Для того, чтобы теннисист мог показывать высокие результаты во время игры, он должен правильно рассчитывать тактику и оценивать игру с противником грамотно. Повышение уровня технико-тактической подготовки является основой эффективной игры, от него зависят спортивные достижения спортсмена. Методика технико-тактической подготовки спортсменов 10-12 лет является важной в теннисном спорте, она требует тщательного изучения и является актуальной темой исследования...
Анализ литературы показал, что проблема совершенствования технико-тактической подготовки теннисистов занимает важное место в теории и практике подготовки спортсменов, одним из актуальных направлений в данной сфере является эффективный подбор средств и методов технико-тактической подготовки теннисистов 10-12 лет в соответствии с современными требованиями. Исследование, направленное на изучение технико-тактической подготовки спортсменов 10-12 лет, занимающихся настольным теннисом, проводилось на базе МАУ СШ № 3 г. Тюмени. В исследовании принимали участие 20 спортсменов в возрасте 10-12 лет. Количество участников составило в контрольной группе 1 - 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек), в экспериментальной группе 2 - 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек).
После проведения первичной диагностики был разработан комплекс упражнений, направленный на повышение уровня технико-тактической подготовки теннисистов 10-12 лет. Рекомендации включают 5 комплексов, состоящих из подготовительной, основной и заключительной части. В гендерном разрезе подготовлены рекомендации по количеству повторений, частоте сердечных сокращений, времени выполнения упражнений и др. Рекомендации были внедрены в учебно-тренировочный процесс.
По результатам теста «Правый треугольник» сравнивая первичную диагностику и итоговую диагностику, можно сказать, что в процентном соотношении у контрольной группы (девочки) результаты выросли на 16,1%, в экспериментальной группе (девочки) показатели выросли на 37,5%. В контрольной группе (мальчики) показатели выросли на 20,6%, в экспериментальной группе (мальчики) в процентном соотношении показатели выросли на 41,4%. По результатам теста «Левый треугольник» сравнивая первичную диагностику и итоговую диагностику, можно сказать, что в процентном соотношении у контрольной группы (девочки) результаты улучшились на 28,1%, в экспериментальной группе (девочки) показатели выросли на 28,7%. В контрольной группе (мальчики) показатели выросли на 60
22,6%. В экспериментальной группе (мальчики) в процентном соотношении показатели выросли на 35,4%. По результатам теста «Восьмерка» сравнивая первичную диагностику и итоговую диагностику, можно сказать, что в процентном соотношении у контрольной группы (девочки) результаты выросли на 4%, в экспериментальной группе (девочки) показатели выросли на 45,4 %. В контрольной группе (мальчики) показатели выросли на 10%, в экспериментальной группе (мальчики) в процентном соотношении показатели выросли на 46,7%. По результатам теста «Три удара» сравнивая первичную диагностику и итоговую диагностику, можно сказать, что в процентном соотношении у контрольной группы (девочки) результаты выросли на 17%, в экспериментальной группе (девочки) показатели выросли на 42,4 %. В контрольной группе (мальчики) показатели выросли на 21%, в экспериментальной группе (мальчики) в процентном соотношении показатели выросли на 47,1%. Анализ результатов экспериментальной апробации упражнений показал, что наибольший прирост результатов технико-тактической подготовки теннисистов 10-12 лет произошел в экспериментальной группе.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанный нами комплекс упражнений для теннисистов 10-12 лет позволил повысить уровень технико-тактической подготовки спортсменов. Таким образом, наша гипотеза подтверждена, задачи выполнены, цель достигнута.
1. Baidiuk M. The influence of table tennis training on the physical condition of schoolchildren aged 13-14 years / M. Baidiuk, A. Koshura, Y. Kurnyshev, I. Vaskan, S. Chubatenko, S. Gorodynskyi , O. Yarmak // Journal of physical education and sport - 2019. - №1.- PP 495-499.
2. Амелин, А.Н., Пашинин В.А. Настольный теннис. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 112 с.
3. Арзютов, Г.Н. Стратегия отбора игроков в настольном теннисе / Г.Н. Арзютов, В.М. Зюзь // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2007. №9. С. 6-12
4. Ашмарин, Б.А. Теория и методики физического воспитания / Б.А. Ашмарин. - М.: Просвещение, 1990.- 287 с.
5. Байгулов, Ю. П. Настольный теннис: вчера, сегодня / Ю.П. Байгулов. - Москва: Физкультура и спорт, 2000. - 16 с.
6. Барчукова, Г. В. Настольный теннис / Г.В. Барчукова. - Москва: Физкультура и спорт, 2002. - 186 с.
7. Барчукова, Г. В. Теория и методика настольного тенниса / Г.В. Барчукова. - Москва: Академия, 2006. - 271 с.
8. Барчукова, Г.В. Биомеханический анализ атакующих ударов как предпосылка формирования технико-тактических действий в настольном теннисе [Текст] / Г.В. Барчукова, В.А. Воронов // Теория и практика физической культуры. - 2017. - №2. С. 18-21.
9. Барчукова, Г.В. Формирование технико-тактического мастерства в индивидуально-игровых видах спорта (на примере настольного тенниса) // Автореф. дис ... доктор. пед. наук / Г.В. Борчукова. 1995. 45с.
10. Беляев, Ф.П. Влияние зрительной фрактальной стимуляции на психофизиологические характеристики и технико-тактическое умение спортсменов, занимающихся настольным теннисом / Ф.П. Беляев, Н. Макаренко, Л.А. Белицкая, М.В. Зуева, А.И. Каранкевич // Вестник спортивной науки, Москва 2021. №1. С. 34-40
11. Бернштейн, А. Б. О ловкости и ее развитии / А.Б. Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 207 с.
12. Берцик, З. Г. Годовая подготовка. Настольный теннис / З.Г. Берцик. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 94 с.
13. Бондарь Л.Н. Об особенностях тренировочного процесса в настольном теннисе / Л.Н. Бондарь, В.Г. Тютюков // Физическая культура и спорт в современном обществе: Материалы Всероссийской науч.-практ. Конф., посвященной 70-летию Победы в Великой отечественной войне. Хабаровск 2015, - с. 20-24
14. Быков А.В. Стратегия и тактика в командных игровых видах спорта // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. №12 (82). С. 44-50.
15. Варинов В.В. Особенности технико-тактической подготовленности юных теннисистов с различными типами вегетативной регуляции / В.В. Варинов, Н.Г. Коновалова // Сибирский медицинский журнал, Томск 2007. №2. С. 59-63...70