ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
Территориальная транспортная система, транспортная связность, маршрутная сеть 7
Место России в мировой железнодорожной системе 12
Краткая история развития железных дорог 13
Экономико-географическое положение Урала как фактор формирования железнодорожной сети 17
Методика определения пространственной организации Пермского края железнодорожным транспортом 19
ГЛАВА 2. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ В ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ
РОССИИ И ПЕРМСКОГО КРАЯ 23
Роль пассажирских железнодорожных перевозок в транспортной системе России 23
Сеть железнодорожного транспорта в Пермском крае 30
Сеть пассажирских железнодорожных перевозок Пермского края в период с 1991 г. до 2022 г 33
ГЛАВА 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТИ
ПАССАЖИРСКИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
Приложение 1 57
Приложение 2
Транспортная система и особенности её работы являются предметом исследования в разных научных сферах. Важное значение имеет пространственный аспект — как состояние и конфигурация транспортной сети отдельного региона изменяется в зависимости от его расположения относительно системы расселения страны, физико¬географических особенностей территории и т.д.
Транспорт создаёт условия для рыночного обмена, в то же время он зависит от степени развития рынка на территории. Важную роль в развитии мировой экономики играет железнодорожный транспорт. С 1825 по 1860 в мире было построено около 110 тыс. км железных дорог, а к 1939 г. железнодорожная сеть составила уже 1,3 млн км, она выполняла около трети мирового грузооборота (Могилевкин 2005; Сотников 2005). Благодаря транспорту, в том числе железнодорожному, стало возможно общественное разделение труда и международная интеграция благодаря пассажирским перевозкам.
Транспорт оказывает и мультипликационный эффект на территорию. Например, вдоль транспортных линий могут появляться и разрастаться населенные пункты, увеличиваться стоимость земли и снижаться стоимость продукции благодаря снижению транспортных издержек. Эти и другие факторы в итоге приводят к увеличению национального богатства.
Актуальность. Пассажирский транспорт играет важную роль в функционировании общества, так как удовлетворяет одну из главных потребностей человека - потребность в перемещении. Это потребность может быть связана с профессиональной деятельностью (поездки к месту работы, командировки) и культурно-бытовой необходимостью (поездки к семье, на отдых и т.д.) Для осуществления быстрых и комфортных внутригородских, а также пригородных и дальних перевозок на рынке транспортных услуг должны быть представлены различные виды транспорта. На протяжении десятилетий железнодорожный транспорт является одним из главных видов пассажирского транспорта в России, по пассажироперевозкам в дальнем следовании он занимает лидирующую позицию. При этом крупнейшим перевозчиком российской сети железных дорог, ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), уделяется недостаточное внимание развитию пассажирских перевозок по сравнению с грузовыми, это характерно и для Пермского края. На это может оказывать влияние более высокая себестоимость пассажирских перевозок и существующая на сегодняшний день их убыточность (Терёшина и др. 2008). Однако для сохранения и дальнейшего развития пассажирских железнодорожных перевозок в условиях усиливающейся конкуренции со стороны других видов транспорта необходимо грамотно расширять маршрутную сеть, строить и модернизировать железнодорожную инфраструктуру, а также в целом повышать качество обслуживания пассажиров.
Для построения удобной и комфортной для пассажиров и безубыточной для железнодорожной компании системы пассажирских перевозок необходимо стремиться наиболее точно находить наиболее оптимальную структуру и объем перевозок, а также определять тенденции их изменений.
В данной работе делается акцент на изучении территориальной железнодорожной системы именно с точки зрения географии и организации этой системы в пространстве, так как изучение территориальных закономерностей зачастую помогает взглянуть на ситуацию под другим углом и предложить более нестандартные методы решения проблем. Такой проблемой для Пермского края является спад объёма пассажирских перевозок.
Железнодорожная система в подавляющем большинстве регионов России, в том числе в Пермском крае, сейчас находится в стагнации, однако для сохранения уровня и повышения мобильности населения и развития экономического потенциала необходимо развивать транспортную сеть территории, в том числе сеть железнодорожных перевозок как наиболее и экологичного вида транспорта, обладающего наибольшей грузо- и пассажировместимостью. Как справедливо отметил О.В. Белых, «транспорт как инфраструктурная отрасль экономики должен развиваться опережающими темпами по сравнению с общественным производством. Наличие резервов пропускной и провозной способности стимулирует рост темпов развития народного хозяйства, подвижности населения... Недостаток провозной способности не просто замедляет развитие экономики, но препятствует реализации жизненно важных проектов» (Белый 2012).
Таким образом, объектом настоящего исследования являются пассажирские железнодорожные связи Пермского края.
Предмет исследования -организация пассажирских железнодорожных связей Пермского края.
Цель исследования — охарактеризовать особенности пространственной и временной организации транспортно-пассажирских железнодорожных связей Пермского края.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические аспекты изучения пространственной организации пассажирских железнодорожных связей регионов России;
дать характеристику современного состояния железнодорожного транспорта в
России и оценить место Пермского края в ней;
• с помощью изучения сетевых расписаний провести историко-географический анализ формирования системы пассажирских железнодорожных перевозок в Пермском крае для определения изменения транспортной связности территории и приоритетных направлений развития;
• сравнить пространственную организацию железнодорожного, воздушного и автобусного пассажирского сообщения Пермского края;
• выявить приоритетные и оптимальные маршруты с точки зрения повышения транспортной связности Пермского края, в первую очередь, с соседними регионами Урала и Поволжья.
В процессе выполнения диссертационной работы применялись различные методы исследования: сравнительно-географический, историко-географический, статистический, картографический, кластеризация и другие.
Для написания работы использовались различные литературные и информационные источники: учебная литература, научные статьи, диссертации, нормативно-правовые акты, статистические данные и иные официальные открытые данные в сети Интернет. Дополнительно изучены отчёты международных некоммерческих организациях о России и её транспортной системе ((Group и др. 2017) и др.) Работа выполнялась с помощью специализированных программ Deductor, ArcGIS на основе открытых данных базы OpenStreetMap.
Теоретико-методологические основы исследования транспортных систем разных уровней, транспортной связности, единой транспортной системы в целом изучены в трудах В.П. Максаковского, Н.Н. Баранского, Г.А. Гольца, В.В. Повороженко, С.А. Тархова, О.В. Белова и других. Особенности функционирования пассажирского транспорта изучены в работах Б.М. Лапидус и Л.В. Лапидус, Н.П. Терёшиной и других.
Работа состоит из трёх глав, введения, заключения, а также списка использованных источников. Дополнительно к работе прилагаются два приложения.
В ходе исследования проанализирована пространственная организация пассажирских железнодорожных связей Пермского края в динамике, начиная с 1991 года. В качестве источника данных выбраны расписания движения пассажирских поездов Министерства путей сообщения, компании РЖД и сайта Яндекс.Расписания (для 2022). В расчёта взяты административные центры субъектов Российской Федерации, города, чья численность населения в начале 2022 г. превышала 100 тыс. человек, и некоторые крупные зарубежные города. Таким образом, проанализированы пассажирские железнодорожные связи с 87 городами.
В результате, была проведена кластеризация городов в зависимости от интенсивности пассажирского железнодорожного сообщения с Пермским краем в каждом рассмотренном сезоне с 1991 г. Города 3 и в меньшей степени 1 группы (периодические центры) образуют транспортный каркас маршрутной сети Пермского края. Это так наиболее устойчивые ядра сети, в наибольшей степени влияющие на пассажиропотоки через регион. Города 2 группы имеют меньший размер движения с Пермским краем, хотя они обеспечивают ежесезонную или почти ежесезонную связность Пермского края с достаточно отдалёнными регионами.
В течение рассмотренного периода с 1991 г. происходила пространственная трансформация рынка железнодорожных перевозок Пермского края. Построенные за 3 года (1991, 2003 и 2022) графы наглядно показали, что интенсивность движения снизилась по всем направлениям, часть маршрутов были ликвидированы (например, прямые поезда заменены на беспересадочные вагоны), в то же время появились новые, в основном в южные регионы.
Проведённое исследование пространственной организации железнодорожных пассажирских связей Пермского края позволяет сделать следующие выводы.
1. Через Пермь, административный центр Пермского края, проходит около 90 % всех поездов, проходящих по территории региона, и 100 % поездов, следующих по участку Свердловской железной дороги. В результате этого существует проблема перегруженности Пермского железнодорожного узла. Проблема актуальна также и для грузовых перевозок.
2. Крупные города Пермского края (Соликамск, Березники, Чусовой и др.) всё меньше представлены в пространственной организации железнодорожных пассажирских связей края с другими регионами, из-за чего усугубляется проблема сверхцентрализации Перми и увеличения «периферийности» других районов.
3. Наиболее тесные, устойчивые во времени пассажирские железнодорожные связи Пермский край имеет с городами Екатеринбург, Киров, Москва, Новосибирск, Омск и Тюмень. Это ядра транспортного каркаса региона.
4. Пермский край — транзитный регион, это подтверждается существующей маршрутной сетью поездов. В подавляющем большинстве направлений Пермь не является точкой отправления или прибытия (актуально для поездов дальнего следования).
5. Ярко выражено меридиональное направление движения. При этом у края отсутствуют транспортные связи с северным соседом, Республикой Коми, очень слабые связи железнодорожным сообщением с южными регионами, что отчасти компенсируется автобусным сообщением.
6. Главное направление в пространственной структуре железнодорожного сообщения на протяжении всего исследуемого периода — Москва - Киров (через Нижний Новгород) - Екатеринбург - Тюмень - Красноярск - Чита. Яркое доминирование данного направления к 2022 г. заметно снизилось, но это связно в основном с сокращением интенсивности движения поездов, а не с развитием альтернативных направлений.
7. Наблюдается динамика сокращения дальности пассажирского железнодорожного движения, особенно в восточном направлении. В целом интенсивность движения (размер железнодорожных связей) уменьшилась, наибольшее сокращение движения произошло с азиатской частью России.
Сравнение пространственной организации воздушного и автобусного сообщения из Пермского края показало, что железнодорожный транспорт имеет потенциал для дальнейшего пространственного развития. Он имеет важные конкурентные преимущества, поэтому при правильном планировании перевозок возможно переключение части пассажиропотока именно на железнодорожные перевозки. При этом важной частью дальнейшего развития пассажирских железнодорожных перевозок является маркетинг, который будет обеспечивать высокую конкурентоспособность, повышение качества предоставляемых услуг и комфорта пассажиров на всех этапах поездки (от покупки билета до выхода из поезда в точке прибытия).
1. Ciommo F. Di. Transport equity analysis / F. Di Ciommo, Y. Shiftan. - Текст: электронный // https://doi.org/10.1080/01441647.2017.1278647. - 2017. - Т. 37. - № 2. - С. 139-151. - URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/01441647.2017.1278647(дата обращения: 08.10.2021).
2. Rail traffic trends 2019 for railway members in the UIC Europe Region - Provisional results.
3. Railway passenger transport statistics - quarterly and annual data. - URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics- explained/index.php?title=Railway_passenger_transport_statistics_- _quarterly_and_annual_data#Rail_passenger_transport_performance_continued_to_increase_in_2019 (дата обращения: 15.04.2022).
4. THE RUSSIAN FEDERATION. An exploratory assessment of transport connectivity Abbreviations and Acronyms Definition Definition APR Asia-Pacific Region KnAAZ Komsomolsk-on-Amur Aviation Plant ASEAN Association of Southeast Asian Nations / W. B. Group, B.-A. Mainline, C. E. Muller [и др.]. - 2017. - 76 с.
5. UIC. Vision of rail 2030 / UIC. - 2021.
6. Абдуллина А. Стадия окрыления. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5329222(дата обращения: 03.05.2022).
7. Алаев Э. Б. Экономико-географическая терминология / Э. Б. Алаев. - М: Мысль, 1977. - 199 с.
8. Алексеев А. И. Социально-экономическая география России / по ред. проф. А. И. Алексеев и проф. В. А. Колосова. - М: Новый Хронограф, 2013. - 708 с.
9. Аэропорт Большое Савино подвёл итоги 2021 года. - URL: https://aviaperm.ru/mediacenter/news/281125/(дата обращения: 09.04.2022).
10. Бабурин В. Л. Экономическая и социальная география России : география отраслей народного хозяйства России. Учебник / под ред. В. Л. Бабурина, М. П. Ратановаой - М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - 509 с.
11. Белый О. В. Проблемы построения и развития транспортных систем. - Санкт- Петербург: Элмор, 2012. - 188 с.
12. Богомолов О. А. Инновационная экономика и железнодорожный транспорт: монография. - Москва: РИОР, 2016. - 217 с.
13. Большая энциклопедия транспорта: В 8 т. Т. 4. Железнодорожный транспорт/ под ред. Н. С. Конарева. - М: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 1039 с.
14. Единая транспортная система: учеб. для вузов / под ред. В. Г. Галабурда, В. А. Персианова, А. А. Тимошина; В. Г. Галабурда. - 2-е изд. с. - М: Транспорт, 2001. - 303 с.
15. Экономическая и социальная география России: в 2 т. Т. 2: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Ю. Н. Гладкого. - М: Издательский центр «Академия», 2014. - 400 с.
16. Гольц Г. А. Транспорт и расселение - М: Наука, 1981. - 248 с.
17. Города и районы Пермского края: монография / М. Д. Шарыгин, М. Д. Гагарский, С. А. Меркушев, В. В. Резвых. - Пермь: Перм. Гос. Нац. Иссл. Ун-т., 2011. - 401 с.
18. Железная дорога / Г. К. Головачёв, А. М. Вайгель, В. М.А., П. С.И. // Большая энциклопедия транспорта: В 8 т. Т. 4. Железнодорожный транспорт / под ред. Н. С. Конарев. - М: Большая Российская энциклопедия, 2003. - С. 40-43.
19. Ильин И. П. Экономически обоснованная стоимость межрегиональных пассажирских перевозок. - URL: http://zdrazvitie.ru/analytics/publikatsii/ekonomicheski- obosnovannaya-stoimost-mezhregionalnykh-passazhirskikh-perevozok/(дата обращения: 16.02.2022).
20. Каверин О. В. Конкуренция в сфере дальних железнодорожных перевозок пассажиров.
21. Каючкин Н. П. Географические основы транспортного освоения территории / под ред. Б. М. Ишмуратова. - Новосибирск: Наука, 2003. - 163 с.
22. Лапидус Б. М., Лапидус Л.В. Железнодорожный транспорт: философия будущего. - М: Прометей, 2015. - 232 с.
23. Лоскутов С. А. История железнодорожного транспорта России: монография / под ред. Н. С. Ворониченко. - Челябинск: Челябинский институт путей сообщения, 2020. - 123 с.
24. Максаковский В. П. Географическая картина мира: в 2 кн. - М: Дрофа, 2008.
25. Марчук Б. Е. Перевозки пассажиров // Большая энциклопедия транспорта: В 8 т. Т.
4. Железнодорожный транспорт / под ред. Н. С. Конарева. - М: Большая Российская энциклопедия, 2003. - С. 744-746.
26. Могилевкин И. М. Транспорт и коммуникации: прошлое, настоящее. - М: Наука, 2005. - 357 с.
27. Нестеров П. М. Региональная экономика: Учебник для вузов / под ред. П. М. Нестерова, А. П. Нестерова. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 477 с.
28. Николаев Р. С., Лучников А.С. Эффективность пространственной организации внутрирегиональной транспортной сети (на примере железнодорожного транспорта Пермского края) // Географический вестник. - 2018. - Т. 4. - № 47. - С. 44-53.
29. Основные итоги работы транспорта. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23455(дата обращения: 01.02.2022).
30. Первая на Урале: к 140-летию открытия Уральской горнозаводской железной дороги. - URL: http://www.archive.perm.ru/exhibits/ugzhd/(дата обращения: 19.04.2022).
31. Планирование и прогнозирование // Большая энциклопедия транспорта: В 8 т. Т. 4. Железнодорожный транспорт / под ред. Н. С. Конарева. - Москва, 2003. - С. 1039.
32. Приказ Минтранса России от 28.06.2021 № 213 «Об утверждении критериев
определения категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следования».
33. «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» Министерства экономического развития Российской Федерации.
34. Расписание пригородного и междугородного транспорта. - URL: https://rasp.yandex.ru(дата обращения: 03.03.2022).
35. Росстат. Россия в цифрах. 2021: Крат.стат.сб. / Росстат. - Москва, 2021. - 275 с.
36. Росстат. Транспорт в России. 2020: Стат.сб. / Росстат. - Москва, 2020. - 108 с.
37. Сотников Е. А. История и перспективы мирового и российского железнодорожного транспорта. 1800-2100 гг. - М: Интекст, 2005. - 112 с.
38. Структура ОАО «РЖД». - URL:
https://company.rzd.ru/ru/9349/page/105553?type_id=4(дата обращения: 06.09.2021).
39. Тархов С. А. Изменение связности пространства России (на примере авиапассажирского сообщения). - Смоленск: Ойкумена, 2015. - 154 с.
40. Тархов С. А., Семина И.А. География транспорта как отраслевая географическая наука // Актуальные проблемы географии и геоэкологии. - 2009. - Т. 1 (5).
41. Федеральная служба государственной статистики. - URL: https://rosstat.gov.ru
42. Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ (последняя редакция).
43. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов ж.-д. транспорта / Н. П. Терёшина, В. Г. Галабурда, В. А. Токарев, и др.; под ред. Н. П. Терёшиной, Б. М. Лапидус. - М: УМЦ ЖДТ, 2008. - 996 с.
44. Экономическая география России: Учебник / под ред. акад. В. И. Видяпина. - М: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 1999. - 533 с.