Введение 3
Глава 1 Теория и практика применения обучающих интернет-ресурсов в развитии персонала коммерческих организаций 5
1.1 Понятие обучающих интернет-ресурсов и информационных систем 5
1.2 Виды обучающих интернет-ресурсов 14
1.3 Современные методы развития персонала с использованием обучающих интернет-ресурсов…………………………………………………………………………………………21
Глава 2 Использование обучающих интернет-ресурсов в развитии персонала организации на примере ООО «Спорт Форум» 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика компании 28
2.2 Анализ и оценка использования обучающих интернет-ресурсов в развитии персонала компании……………………………………………………………………………………….. 36
Глава 3 Предложения по совершенствованию системы развития персонала с использованием обучающих интернет-ресурсов в ООО «Спорт Форум» 44
3.1 Рекомендации по совершенствованию использования обучающих интернет-ресурсов в развитии персонала компании 44
3.2 Оценка целесообразности внедрения рекомендуемого проекта в организацию 51
Заключение 56
Список источников 58
Приложения
К качеству специалистов предъявляются всё более высокие требования, предполагающие наличие конкретных профессиональных умений и навыков, готовность незамедлительно приступить к трудовой деятельности. Эффективность работы организации становится напрямую зависимой от профессионализма, квалификации и компетенции сотрудников, осуществляющих основные бизнес-процессы. Следовательно, одной из главных задач компании становится наделение работников новыми знаниями, навыками и умениями, которые являются ключевыми стратегическими активами во всех сферах предпринимательской деятельности. Сегодня Интернет и цифровые технологии естественным образом вошли в систему внутрифирменного образования и успешно решают задачи развития и образования человеческих ресурсов при помощи различных инструментов и методов.
Обучающие интернет-ресурсы направленны на обучение пользователя, а значит, с точки зрения системы развития персонала, на повышение профессионального и образовательного уровня работников, их осведомлённости. Кроме этого они также способны оказывать влияние и на остальные части системы развития персонала, например, на формирование корпоративной культуры компании и лояльности сотрудников, создание общего понятийного аппарата в компании, повышение ориентации на общий результат, управление карьерным ростом и т.п. В связи с этим в данной работе будет рассматриваться использование цифровых технологий или обучающих интернет-ресурсов в системе развития персонала организации.
В качестве объекта исследования в работе выступает общество с ограниченной ответственностью «Спорт Форум» в г. Санкт-Петербург. Предметом исследования является система развития персонала ООО «Спорт Форум» в г. Санкт-Петербург.
Цель работы – разработка предложений по совершенствованию системы развития персонала с использованием интернет-ресурсов в ООО «Спорт Форум» в г. Санкт-Петербург.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить сущность ключевого понятия исследования – «обучающие интернет-ресурсы», используя различные авторские подходы;
2) изучить методы обучения и развития посредствам интернет-ресурсов и исследовать практики их применения в коммерческой организации;
3) собрать и проанализировать информацию об организационной и кадровой деятельности ООО «Спорт Форум»;
4) провести анализ созданной в ООО «Спорт Форум» системы развития персонала в контексте использования обучающих интернет-ресурсов, выявить недостатки и проблемы функционирования данной системы;
5) разработать рекомендации по повышению качества системы развития персонала с использованием обучающих интернет-ресурсов в ООО «Спорт Форум».
Выпускная квалификационная работа состоит из трёх основных частей. Первая часть (соответствует главе 1) – раскрытие понятия обучающих интернет-ресурсов, а также описание технологии и практик использования интернет-ресурсов в развитии персонала коммерческой организации. Вторая часть (соответствует главе 2) включает анализ деятельности объекта исследования – ООО «Спорт Форум», исследование системы развития персонала в ООО «Спорт Форум» в контексте использования обучающих интернет-ресурсов, а также результаты данного исследования – выявлен перечень недостатков системы, связанных с ее функционированием. Третья часть (соответствует главе 3) содержит рекомендации по совершенствованию системы развития персонала с использованием обучающих интернет-ресурсов в ООО «Спорт Форум» и основания целесообразности предложенных рекомендаций. В заключении представлены общие выводы по всей проделанной работе.
В ходе выполнения данной работы была использована следующая методология. В первой части исследования были применены такие методы, как анализ и синтез информации, описание и сравнение, классификации и аналогии. В качестве источников для анализа выступили нормативно-правовая база, учебники по управлению персоналом, научные статьи и различные интернет ресурсы.
Для получения необходимой информации во второй главе и оценки предмета исследования – системы формирования кадрового резерва, созданной в ООО «Спорт Форум», были использованы такие методы, как анализ и синтез информации о компании из различных открытых источников и анализ внутренней документации компании. Также в ходе исследования системы формирования кадрового резерва было проведено неструктурированное интервью (личная беседа) со специалистом, ответственным за кадровую работу в ООО «Спорт Форум». В личной беседе были затронуты вопросы, направленные на уточнение информации об особенностях функционирования системы развития персонала в организации. Анализу подлежали следующие документы: Положение о развитии и обучении персонала ООО «Спорт Форум» 2005 и 2011 годов, Положение о порядке аттестации работников департамента фитнеса, соответствующие внутренние приказы и распоряжения, годовые отчеты о результатах деятельности компании за 2015 и 2016 годы и устав ООО «Спорт Форум».
Выполнение поставленных в работе задач позволило получить следующие основные результаты. Во-первых, подробно изучены методы обучения и развития персонала посредством использования различных видов обучающих интернет-ресурсов, а также раскрыта сущность понятия «обучающие интернет-ресурсы». Под обучающими интернет-ресурсами понимается не только готовый информационный обучающий контент, но и цифровые инструменты, позволяющие создавать, перераспределять, сохранять и объмениваться информацией в on-line режиме. Обучающие интернет-ресурсы могут быть комплексным объёмным заранее сформированным заершённым курсом, а могут быть единицей информации: картинкой, схемой, таблицей, статьёй в цифровом виде, видеороликом и т.д. Однако сложность разработки и исполнения любого вида ресурсов не делают его лучше или хуже других, так как практические решения обучения и развития обычно являются комбинацией из нескольких видов интернет-ресурсов, а при необходимости они формируются в информационную систему со своими специфическими характеристиками и принципами функционирования.
Во-вторых, проведено исследование методик использования обучающих интернет-ресурсов в развитии персонала коммерческой организации. Существует два метода обучения при помощи цифровых технологий - электронное и смешанное. Как было доказано, метод смешанного обучения наиболее эффективен, чем традиционное и электронное по отдельности. Однако с точки зрения организации, её потребностей и возможностей вопрос об эффективности может быть решён индивидуально на основе регулирования соотношения методов обучения в системе электронного обучения. Обучающие интернет-ресурсы способны оказывать благоприятное воздействие на процесс адаптации новых сотрудников и существенно сократить затраты на процесс и контроль результатов. Так же цифровые инструменты облегчают и ускоряют процесс получения знаний и навыков сотрудниками. Способствуют организации обучения без отрыва от рабочего места, что так же может значительно сократить затраты организации на обучение и развитие персонала.
В-третьих, проанализирован опыт использования обучающих интернет-ресурсов в ООО «Спорт Форум». Это одна из крупнейших компаний сфере спортивных услуг России. Компания имеет постоянную прибыль и высокую рентабельность продаж. Конкурентное положение ООО «Спорт Форум» оценивается как стабильное. Опытный руководящий состав и устойчивое положение на рынке дают компании возможности дальнейшего динамичного роста.
Кадровая политика ООО «Спорт Форум» – полноценный комплекс мероприятий по управлению персоналом, принятых руководством компании и действующих в ООО «Спорт Форум». Все функции по управлению персоналом выполняет управление по работе с кадрами и кадровые службы подразделений. Основными направления по работе с персоналом в компании являются:
• отбор и расстановка кадров,
• обучение, переобучение и повышение квалификации,
• мотивация и стимулирование персонала.
В результате проведённого SWOT-анализа системы развития персонала компании в контексте использования обучающих интернет-ресурсов, в качестве рекомендации предлагается проект по созданию внутренней виртуальной информационно-обучающей платформы в целях создания, обмена и сохранения актуальной профессиональной информацией между работниками. А также внедрения на базе данной платформы метода обучения Web 2.0. Следовательно, поставщиками и потребителями информации, а также экспертами будут сами работники. Тогда как внедрением и поддержанием функционирования системы будет заниматься HR-отдел.
Внедрение предложенного проекта целесообразно по нескольким причинам: во-первых, стоимость разработки и сопровождения корпоративной интернет-платформы дешевле, чем организация традиционных лекций для сотрудников; во-вторых, усваиваемость полезной профессиональной информации методом обучения Web 2.0 намного выше, чем при формальном лекционном обучении; в-третьих, реализация проекта может дать другие полезные эффекты для коммерческой организации, повышая её шансы стать более конкурентной на рынке и получить больше прибыли.
Таким образом, в данной работе продемонстрирована эффективность использования обучающих интернет-ресурсов в развитии персонала коммерческой организации, и предложены рекомендации по ее совершенствованию на примере конкретной действующей системы развития персонала в компании ООО «Спорт Форум».
1. Авилкина, С.В. Оценка эффективности затрат на дополнительное профессиональное образование персонала компании /С.В. Авилкина// Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. № 12. — С. 1399–1416
2. Ананченкова, П.И. Формирование среды образовательного процесса в системе внутрифирменного обучения персонала /П.И. Ананченкова// Труд и социальные отношения. - 2013.№11 - С. 28-39
3. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие. / А.А. Андреев — М.: ВУ, 2012. – С. 4-53
4. Генкин, Б.М. Основы управления персоналом / Б.М. Генкин, Г.А. Кононова, В.И. Кочетков и др. – М.: Высшая школа, 2002. – С. 133
5. Годовой отчёт ООО «Спорт Форум» за 2017 год
6. ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании: М.: Стандартинформ, 2007. – С. 5
7. Дорожников, Н.Д. Корпоративные информационные системы: проблемы, тенденции и перспективы развития // Бизнес-образование в экономике знаний // №1 2016г. С. 26-29
8. Долженко, Р.А. Определение направлений совершенствования системы обучения персонала с помощью каудсорсинга / Р.А. Долженко // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014.№4. - С. 114-122.
9. Интернет-портал «Корпоративный Университет World Class»
10. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации. Учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.А. Дуракова – М. 2010. – С.67-74
11. Корпачева Л.Н. Принципы открытых систем и разработка информационно-обучающих технологий/ Л.Н. Корпачева, О.В. Богданова, А.А. Ступина, Е.А. Юронен, А.В. Федорова, С.Н. Ежеманская, Т.М. Мандричко// Современные проблемы науки и образования. – 2013.№ 5 – С. 14-21
12. Красильникова, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Красильникова, И.А. Башмаков // – М.: Информ. -изд. Дом «Филинъ», 2003. – С. 67-70
13. Лдегов Ю.Г., Журавлёв П.В. Управление персоналом. / Ю.Г. Лдегов – М.: Финстатинформ, 1996. – С. 381
14. Львович, И.Я. Рациональный выбор программы подготовки по направлениям системы повышения квалификации персонала / И.Я. Львович, Ю.А. Пейганович // Высокие технологии в технике, медицине, образовании и экономике: межвуз. сб. науч. тр. – Воронеж: Изво ВГТУ. – 2000. – Ч.1. – С. 189
15. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: Республика, 1992. С. 99
16. Маличенко, И.П. Эффективные технологии обучения и развития персонала в системе корпоративного образования: вопросы выбора/ И.П. Маличенко // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015.№4. - С. 90-99
17. Оганесян, И. Управление персоналом организации. / И. Оганесян – М.: Экономика, 2008. – С. 411
18. Официальный сайт Росстат, URL: http://www.gks.ru/
19. (дата обращения: 18.02.2018)
20. Официальный сайт «World Class» URL: https://www.worldclass.ru/about/ (дата обращения: 20.02.2018)
21. Пигалева, Г. Использование видеофильмов для обучения персонала / Г. Пигалева // Управление персоналом. - 2014.№4. - С 41-44
22. Положение о развитии и обучении персонала ООО «Спорт Форум»
23. Положение о порядке аттестации работников департамента фитнеса ООО «Спорт Форум»
24. Портал государственных закупок РФ, URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения 29.02.2018)
25. Приказ Минтруда России от 08.09.2014 N 630н "Об утверждении профессионального стандарта "Инструктор-методист", URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/05.005.pdf
26. Сатунина, А.Е. Электронное обучение: плюсы и минусы / А.Е. Сатунина // Современные проблемы науки и образования. – 2006.№1 - С. 89—90
27. Сафонова М.Ю. Оценка эффективности внутрифирменного обучения: диссертация кандидата экономических наук. – М.: РЭА им. Плеханова, 2003. – С. 145
28. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) СПС Консультант-Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34683/
29. Широкова, Г.В. "Управление изменениями" в системе бизнес-образования // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета // №2 (8) 2003г. С. 135-201
30. Хассон, У. Критерии качества дистанционного образования / У. Хассон, Э. Уотермен // Высшее образование в Европе. – 2002. – Т. XXVII. – № 3.
31. Холкин О.В. Использование технологий дистанционного обучения: опыт и перспективы / О.В. Холкин// Деньги и кредит. - 2013.№6 – С. 74-77
32. Юрков Н.К. Интеллектуальные компьютерные обучающие системы: монография, изд-во ПГУ, 2010. – 304 с
33. Andreas M., Michael Haenlein - Higher education and the digital revolution: About MOOCs, SPOCs, social media, and the Cookie Monster // Business Horizons 59 (4): 441–50.
34. Hylén Jan. Giving Knowledge free: The Emergence of Open Educational Resources. — OECD Publishing, 2007. — P. 30.
35. Senge P. The fifth discipline – the Art and Practice of the Learning Organisation. – NY, 1990 – P. 140-141
36. UNESCO. World Education 2000: The Right to Education: Towards Education for All Throughout Life. – Paris: UNESCO, 2000.