СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В
СФЕРЕ ТРУДА 9
СОДЕРЖАНИЕ И СУЩЕНОСТЬ ОБЩЕПРАВОВОГО ПРИНИЦПА
РАВЕНСТВА, ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ 9
ПОНЯТИЕ «ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО» В ДОКТРИНЕ ТРУДОВОГО
ПРАВА 18
ГЛАВА 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В ТРУДОВЫХ
ОТНОШЕНИЯХ 25
ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ И РАСТОРЖЕНИИ
ТРУДОВОГО ДОГОВОРА 25
ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО ПРИ ВЫПЛАТЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ,
ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ 37
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ ГЕНДЕРНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В СФЕРЕ ТРУДА 46
ВНЕСУДЕБНЫЕ (НЕЮРИСДИКЦИОННЫЕ) СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ
ОТ ГЕНДЕРНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ 46
СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ОТ ГЕНДЕРНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ,
ПРОБЛЕМА ЕЕ НИЗКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
Проблема обеспечения гендерного равенства в условиях современного мира, диктующего провозглашение демократических основ, продвигающего борьбу за равенство во всех сферах жизни общества, приобретает все большую значимость в масштабах всего мира. Гендерное равноправие, являясь одним из фундаментальных принципов демократического общества, составляет обязательную часть единой концепции равенства в контексте базовой социальной ценности.
Вопросы гендерного равенства на современном этапе общественного развития особенно актуальны в сфере труда. Процессы глобализации, международной торговли, эволюция социально-трудовых отношений, включающая в себя изменение процессов труда и форм занятости, привели к тому, что проблемы обеспечения равенства мужчин и женщин в аспекте регулирования трудовых отношений стали предметом острых дискуссий во всем мире. Международное сообщество с особой настойчивостью утверждает обязательность нормативного закрепления и реализации на национальном уровне важнейших принципов всех демократических государств - принципов обеспечения равенства возможностей и запрещения дискриминации в области труда и занятости.
Проблема гендерного равенства находит свое отражение во многих нормативно-правовых актах, как на международном, так и на национальном уровне. Международная организация труда неоднократно указывает на приоритетность задачи создания равных возможностей для мужчин и женщин в сфере труда. Так, например, в Конвенции МОТ № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» закрепляется важность достижения действительного равенства трудящихся женщин и мужчин, желающих сочетать профессиональные и семейные обязанности [11].
Российская Федерация также воспроизводит в национальном законодательстве основные положения, касающиеся вопросов обеспечения гендерного равенства. Конституция РФ в части 3 статьи 19 провозглашает равные права и свободы и равные возможности для их реализации для женщин и мужчин. Трудовой кодекс РФ вторит Конституции РФ и закрепляет равные возможности для реализации трудовых прав, а также содержит запрет на любое ограничение в трудовых правах и свободах или получение преимуществ по признаку пола.
Несмотря на нормативное закрепление запрета гендерной дискриминации как на международном уровне, так и в законодательстве отдельных государств, проблема гендерного неравенства в сфере труда продолжает оставаться неразрешенной и незамедлительно нуждается в проработке путем практического и научного осмысления вопроса достижения баланса равных возможностей для мужчин и женщин в трудовой сфере. Очевидно, что вопрос также нуждается в более тщательном государственном нормотворчестве, обеспечении правовой защиты от гендерного неравенства. Законодательство обязательно должно отвечать требованиям правоприменительной практики. Закрепленному в нормативных актах принципу гендерного равенства еще предстоит найти свое истинное воплощение в действительности.
Проблема гендерного неравенства в России достаточно самобытна. Дискриминация для социалистического общества считалась явлением чуждым, несвойственным существовавшей в тот период идеологии. Поэтому вопросам обеспечения равенства и запрещения дискриминации не уделялось особого внимания вплоть до начала 90-х годов ХХ века. Кроме того, внедрение законодательных инициатив и проведение реформ, позволяющих решать проблемы гендерного неравенства, стало популярным только в недавнее время. Совершенно очевидно, что в историческом плане это сравнительно небольшой период времени для формирования в достаточной степени проработанной теоретической базы и законодательства, которое полностью бы разрешало существующие проблемы и отвечало бы в полной мере международным стандартам равенства и запрета дискриминации.
Вместе с тем, важно отметить, что проблемы гендерной дискриминации в сфере труда все чаще находят свое отражение в научных работах современных исследователей...
В заключении следует отметить, что с одной стороны в вопросе обеспечения гендерного равенства в целом и в сфере труда в частности в последние десятилетия достигнут существенный прорыв. Законодательство РФ декларирует равенство прав и возможностей вне зависимости от пола, содержит запрет на любое ограничение в трудовых правах и свободах или получение преимуществ по признаку пола, а также закрепляет широкий комплекс гарантий, позволяющих компенсировать неравное положение субъектов права. Однако идеи равенства мужчин и женщин в сфере труда в историческом плане относительно «молодые» и сегодня в некоторых аспектах трудовых и непосредственно связанных с ними отношений наблюдается проявление гендерной дискриминации. В связи с изложенным, проблема гендерного неравенства в сфере труда остается актуальным направлением научной мысли и нуждается в проработке путем практического и научного осмысления вопроса достижения баланса равных возможностей для мужчин и женщин в трудовой сфере.
В результате исследования на тему «Обеспечение гендерного равенства в сфере труда: проблемы теории и практики», проведенного путем комплексного изучения существующей отечественной и зарубежной нормативно-правовой базы, материалов практики и правовой доктрины могут быть выделены следующие ключевые выводы:
- Гендерное равенство в сфере труда состоит из неразрывных взаимосвязанным между собой структурных элементов: формальное равенство, равенство прав и возможностей (фактическое равенство). Дифференциации в сфере труда позволяет адаптировать норму права, учитывая некоторые различия участников отношений. Тем самым, правовые нормы призваны уравнивать субъектов права, опираясь на некоторые особенности «уязвимых» субъектов и предлагая им с помощью правовых механизмов гарантии реализации прав каждого человека. Именно понимание принципа равенства, в трудовых отношениях в том числе, через призму утверждения равных возможностей для всех людей, позволяет выявить истинную сущность данного принципа. Таким образом, представляется возможным существование равенства не только в качестве закрепленной в нормах права идеи, но и как реальной и осуществимой на практике действительности.
При исследовании вопросов гендерного равенства в сфере труда, исходя из анализа отечественной юридической доктрины и положений действующих в РФ нормативных-правовых актов, можно сделать вывод о том, что понятия «гендер» и «биологический пол» целесообразно отождествлять.
Важнейшая цель ограничения применения женского труда на
определенных Приказом Минтруда России № 512-н от 18 июля 2019 г.
производствах, работах и должностях с вредными и (или) опасными условиями труда заключается в охране хрупкой и наиболее уязвимой к влиянию негативных факторов репродуктивной функции женщины. При этом особенно важно избегать исключительно формального толкования норм трудового законодательства и сохранять индивидуальный подход, анализируя обоснованность ограничений в каждом конкретном случае.
Вместе с тем, исходя из установленных правовых норм, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, правоприменительной практики, усматривается потенциальная возможность применения женского труда в предусмотренных Перечнем работах при условии отсутствия угроз для репродуктивной функции. Однако осуществление этой возможности нередко ставится в зависимость от решения работодателя о создании или несоздании безопасных для женского здоровья условий труда. в ситуации, когда законодателем изначально не устанавливается обязанность для работодателя создать такие условия труда, которые были бы признаны безопасными. При объективной возможности их создания на рабочем месте, велика вероятность выявления дискриминационных факторов со стороны работодателя, когда условия на рабочем месте не будут созданы работодателем ввиду, например, экономии денежных средств и женщине, желающей получить работу, будет
формально отказано в приеме на работу....
Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г.: по состоянию на 27.05.2023 // Собрание законодательства РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
Устав Организации Объединенных Наций (принят 26.06.1945) // Консультант Плюс справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ.
Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. // Консультант Плюс справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ.
О защите прав человека и основных свобод: Конвенция (заключена в г. Рим 04.11.1950) // Консультант Плюс справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ.
Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд
равной ценности: Конвенция Международной организации труда № 100
(принята в г. Женева 29.06.1951) // Консультант Плюс справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ.
Относительно дискриминации в области труда и занятости: Конвенция Международной организации труда № 111 (принята в г. Женева 25.06.1958) // Консультант Плюс справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291
Международный пакт о гражданских и политических правах: принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
О ликвидации дискриминации в отношении женщин: Декларация ООН. Принята резолюцией 2263 (XXII) Генеральной Ассамблеи ООН от 07 ноября 1967 г. // Консультант Плюс справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ.
О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: Конвенция ООН. Принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1979 г. // Консультант Плюс справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ.
О равных возможностях для работников мужчин и женщин:
работники с семейными обязанностями: Конвенция Международной
организации труда № 156 (принята в г. Женева 23.06.1981) // Консультант Плюс справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ.
Об основополагающих принципах и правах в сфере труда: декларация Международной организации труда. Принята в г. Женева 18.06.1998 // Российская газета. 1998. № 238.
О пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства: Конвенция Международной организации труда № 183 (принята в г. Женева 15.06.2000) // Консультант Плюс справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ.
Конвенция Совета Европы по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье (принята в г. Стамбул 11.05.2011) // Консультант Плюс справочно-правовая система. Режим доступа: локальная сеть ТюмГУ.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ: по состоянию на 01.05.2023 // Собрание законодательства РФ от 5 декабря 1994 г. № 32. Ст. 3301....111