Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования положительной мотивации к обучению в школе у детей 6-7 лет 9
1.1 Формирование положительной мотивации к обучению в школе
удетей дошкольного возраста как педагогическая проблема исследования 9
1.2 Возможности проектной деятельности в формировании
положительной мотивации к обучению в школе у детей 6-7 лет 16
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию положительной мотивации к обучению в школе детей 6-7 лет посредством проектной деятельности 23
2.1 Выявление уровня сформированности положительной
мотивации к обучению в школе у детей 6-7 лет 23
2.2 Содержание и организация работы по формированию
положительной мотивации к обучению в школе у детей 6-7 лет посредством проектной деятельности 36
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности
положительной мотивации к обучению в школе у детей 6-7 лет 43
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение А Сводная таблица результатов констатирующего и контрольного этапа исследования 56
Приложение Б Конспекты занятий в рамках проектной деятельности «На пороге школы» 57
В условиях модернизации образования проблема готовности детей к школьному обучению, одной из составляющей которой является мотивационная готовность, продолжает быть актуальной. Несмотря на обилие научных работ, и практических программ по данной проблеме, наблюдается недостаток материалов, посвященных исследованию мотивационной сферы дошкольников и формированию мотивационной готовности к школьному обучению. Очень часто родители сталкиваются с противоречием: они организуют целенаправленную подготовку ребенка к школе, стремятся еще до школы научить их письму, чтению, счету, но в результате ребенок демонстрирует стойкое нежелание идти в школу учиться. То есть, если у ребенка отсутствует мотивационная готовность к обучению в школе, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого уровня интеллектуального развития, ему будет трудно в школе.
Из этого следует, что мотивационная готовность является неотъемлемой частью общей психологической готовности ребенка к школе. В настоящее время большинство педагогов и психологов рассматривают мотив как высшую форму регуляции деятельности. Ученые (О.Н. Большакова, М.А. Виноградова, Н.И. Гуткина, О.Б. Кошкина), изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о том, что для более продуктивного обучения в школе важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями. В связи с этим вопрос о способах формирования мотивов учебной деятельности звучит в современной педагогике наиболее остро и актуально.
Актуальность проблемы положительной мотивации к школе детей 6-7 лет связана с тем, что появляется всё больше детей, которым не интересно учиться. Отсутствие положительной активности может сказаться не только на их низкой успеваемости и плохой адаптации, но и препятствовать развитию каких-то способностей, талантов, значимых для общества.
Изучению влияния процесса проектной деятельности на формирование у детей положительной мотивации к обучению к школе посвящены исследования О.В. Абдуллаевой, З.П. Красношлык, П.В. Новикова, Е.А. Петровой, А.В. Роготневой.
Теоретический анализ исследований данной проблемы позволил выделить противоречие между важностью формирования положительной мотивации к обучению к школе у детей 6-7 лет и недостаточным использованием в этом процессе потенциала проектной деятельности.
Данное противоречие обусловило актуальность проблемы исследования: каковы потенциальные возможности проектной деятельности в формировании положительной мотивации к обучению в школе у детей 6-7 лет?
Социальная и практическая значимость проблемы формирования положительной мотивации к обучению в школе у детей 6-7 лет в сочетании с недостаточной разработанностью данной проблемы побудило нас выбрать тему исследования: «Формирование положительной мотивации к обучению в школе у детей 6-7 лет посредством проектной деятельности».
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности формирования положительной мотивации к обучению в школе у детей 6-7 лет в процессе проектной деятельности.
Объект исследования: формирование положительной мотивации к обучению в школе у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: формирование положительной мотивации к обучению в школе у детей 6-7 лет посредством проектной деятельности.
Гипотеза исследования базируется на предположении, что формирование положительной мотивации к обучению в школе у детей 6-7 лет посредством проектной деятельности возможно, если:
- осуществлен отбор содержания и тематики проектов в соответствии с интересами детей, образовательными целями и возрастными особенностями дошкольников;
- использованы средства и методы, повышения положительной мотивации дошкольников, для включения в проектную деятельность (проблемные задания, элементы игры, загадки, сказки и другие);
- проекты включены в образовательный процесс в рамках совместной деятельности детей, педагога и родителей.
...
Работа посвящена актуальной проблемы современной психолого-педагогической науки - проблеме формирования положительной мотивации к обучению в школе у детей 6-7 лет посредством проектной деятельности.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, который был посвящен проблеме формирования положительной мотивации к обучению в школе, позволил сделать ряд выводов.
Положительная мотивация к обучению в школе детей 6-7 лет определяется следующими показателями:
- мотивы, связанные с содержанием учения (стремлением узнавать новое, овладевать знаниями и новыми принципами действий и прочее);
-предпосылки для реализации учебной деятельности (умение действовать в соответствии с инструкцией, произвольность действий и поведения, способность ориентироваться на листе бумаги и прочее).
Работы исследователей позволили выявить три уровня положительной мотивации у старших дошкольников к обучению в школе.
Специалисты отмечают, что у проектной деятельности имеется значительный потенциал для того, чтобы формировать положительную мотивацию к обучению в школе детей 6-7 лет.
Вторая глава была посвящена проведению экспериментальной работы по формированию положительной мотивации к школе у детей 6-7 лет. Исследование было проведено в филиале детский сад «Сказочный городок» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть- Коксинская средняя общеобразовательная школа» имени Героя Советского Союза В.И. Харитошкина. Респондентами выступило 20 детей старшего дошкольного возраста, которые посещают подготовительную группу.
На констатирующем этапе нами был выявлен уровень
сформированности положительной мотивации к обучению в школе у детей 6-7 лет: 20 % детей имеют высокий уровень, 35 % - средний и 45 % - низкий уровень.
Следующий этап был посвящен разработке содержания и организации работы по формированию положительной мотивации к школе у детей 6-7 лет посредством проектной деятельности.
В соответствии с гипотезой на формирующем этапе был осуществлен отбор содержания и тематики проектов в соответствии с интересами детей, образовательными целями и возрастными особенностями дошкольников: информационный проект «На пороге школы» и 3 мини-проекта «Школа мечты», «Мы тоже были школьниками», «Сказки из портфеля»; использовались средства и методы повышения положительной мотивации дошкольников для включения в проектную деятельность (проблемные задания, элементы игры, загадки, сказки и другие); проекты («Школа мечты и 3 мини-проекта) включены в образовательный процесс в рамках совместной деятельности детей, педагога и родителей.
На контрольном этапе нами был выявлен уровень сформированности положительной мотивации к обучению в школе у детей 6-7 лет: высокий у 70 % детей, средний - у 15 %, низкий - 15 % детей.
Полученные результаты позволили отметить положительную динамику результатов уровня сформированности положительной мотивации к обучению в школе у детей 6-7 лет: так низкий уровень сформированности положительной мотивации к школе у детей 6-7 лет на контрольном этапе понизился на 30 % по сравнению с констатирующим этапом, средний - на 20 %, а высокий поднялся на 50 %.
Следовательно, гипотеза подтверждена, задачи решены, цель достигнута.
1. Абдуллаева О. В.Проектная деятельность как один из методовуспешной подготовки дошкольников к обучению в школе (из опыта работы) // Вестник научных конференций. 2019. № 3-3 (43). С. 9-10.
2. Барнашова Г. В. Психологическая готовность к обучению в школе (хрестоматия). Уссурийск, 2009. URL: https://studfile.net/preview/9954647/
3. Бисимбаева Д. И. Методические основы формирования
мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в начальнойшколе// Современное состояние и перспективы развития субъекта деятельности. Материалы международной научно-практической
конференции. 2019. 39-48.
4. Большакова О. Н. Проблема формирования мотивационнойготовности детей к школе // Научный поиск: парадигмы, проекции, практики материалы Всероссийской научно-практической конференции. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2014. С. 259-264.
5. Виноградова Е. Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет// Психологическая наука и образование. 2004. Том 9. № 2. С. 47-56. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2004/n2/Vinogradova.shtml
6. Виноградова М. А. Психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. 2020. № 1 (291). С. 125¬130. URL: https://moluch.ru/archive/291/65709/
7. Воронина Л. В., Коротаева Е. В. О готовности к проектной деятельности в дошкольном образовании // Педагогическое образование в России. 2019. № 8. С. 50-56. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-gotovnosti-k-proektnoy-deyatelnosti-v-doshkolnom-obrazovanii
8. Галицкая О. В. Особенности мотивационной готовности старшегодошкольника к обучению в школе// Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 27-29.
9. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд.,
перераб. и дополн. СПб.: Питер, 2009. 208 с. URL:
https: //pedlib .ru/Books/1/0204/index. shtml
10. Давыдов В. В. О понятии развиваюшего обучения: сборник статей. Томск: Пеленг, 1995. 142 с. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/davydov_o-ponyatii-razvivayuschego-obucheniya_1995/
11. Залозная Е. А. Мотивационная готовность старших дошкольников кобучению в школе// Вопросы педагогики. 2019. № 10-2. С. 61-63.
12. Ивакина Л. А. Теоретико-методологические предпосылкиисследования приобщения старших дошкольников к инновационно¬проектной деятельности// Известия Воронежского государственногопедагогического университета. 2022. № 1 (294). С. 43-48.
13. Краснятова Ю. А. Исследовательские умения и мотивационнаяготовность к школе старших дошкольников // Известия института педагогикии психологии образования. 2019. № 3. С. 116-119.
14. Конева О.Б . Психологическая готовность детей к школе:
Учеб.пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. 32 с. URL:
https: //pedlib .ru/Books/2/0304/2_0304-1. shtml
15. Кошкина В. С. Комплексный подход как условие реализации
основной образовательной программы дошкольного образования // Человек и образование. 2018. № 2 (55). С. 145-149. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnyy-podhod-kak-uslovie-realizatsii-osnovnoy-obrazovatelnoy-programmy-doshkolnogo-obrazovaniya
...
29 источников