ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА НА ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ НА РЫНКЕ ТРУДА 11
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРОСА НА ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ НА РЫНКЕ
ТРУДА 11
КЛАССИФИКАЦИИ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ 15
обзор исследований о влиянии цифровизации НА
ПОКАЗАТЕЛИ СПРОСА НА РЫНКЕ ТРУДА 21
ГЛАВА 2. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ СПРОСА НА ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ НА РЫНКЕ ТРУДА В РЕГИОНАХ РОССИИ 32
МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СПРОСА НА ЦИФРОВЫЕ
НАВЫКИ В РЕГОНАХ РОССИИ 32
ДАННЫЕ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ: ДЛЯ ОЦЕНКИ СПРОСА НА
ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ В РЕГИОНАХ РОССИИ 41
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СПРОСА НА ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКАХ ТРУДА В РОССИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 47
ОПИСАТЕЛЬНЫЕ СТАТИСТИКИ ДАННЫХ О ЦИФРОВЫХ
НАВЫКАХ В РЕГИОНАХ РОССИИ 47
ОЦЕНКА ОТДАЧИ НА ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП НАВЫКОВ O*NET И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТАБЛИЦА КЛАСТЕРОВ, ПОЛУЧЕННЫХ МЕТОДОМ K-MEANS 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ТАБЛИЦА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП И
ПРОФЕССИЙ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ТАБЛИЦА СУЩНОСТЕЙ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ОПИСАТЕЛЬНЫЕ СТАТИСТИКИ ДЛЯ ДАННЫХ НОРМИРОВАННОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ИНДЕКСА ВАЖНОСТИ И ИНДЕКСА УРОВНЯ НАВЫКА “РАБОТА С КОМПЬЮТЕРАМИ” 91
Развитие цифровой экономики оказывает огромное влияние на рынок труда: меняется структура занятости, возникают новые требования к профессиональным навыкам и компетенциям, растет спрос на специалистов в области информационно-коммуникационных технологий. Одновременно с этим занятые практически во всех отраслях экономики должны обладать цифровой грамотностью, навыками работы с компьютером и информацией с применением современных средств программных продуктов.
Развитие цифровой экономики и технологические изменения сопровождаются значительными изменениями в требованиях к рынку труда. Возникают новые профессиональные навыки и компетенции, в том числе связанные с цифровыми технологиями, информационно-коммуникационными навыками и работой с компьютером. Структура занятости трансформируется, что обусловливает изменения в требованиях к профессиональным навыкам и компетенциям работников со стороны работодателей. Как следствие происходит несоответствие между спросом на цифровые навыки и их наличием у работников из-за разных темпов подстройки агентов рынка труда.
В то же время на разных территориях наблюдается разный доступ к цифровым технологиям, что приводит к разной отдаче от цифровых навыков и усугубляет цифровое неравенство на рынке труда. Некоторые регионы имеют лучшую инфраструктуру, больший доступ к образовательным ресурсам и развитые цифровые технологии, что способствует формированию высококвалифицированных кадров и привлекательности для цифровых инвестиций. В то время как в других регионах ограниченный доступ к цифровым технологиям создает преграды для развития цифровых навыков и ограничивает возможности трудоустройства и карьерного роста. Все это создает проблему в понимании актуальных потребностей и требований рынка труда в цифровой сфере и препятствует разработке эффективных стратегий образования и подготовки кадров в разных регионах страны, что, в свою очередь, обеспечивает конкурентоспособность отраслей экономики и повышения производительности труда.
Однако существует ограниченное количество исследований, охватывающих спрос на цифровые навыки на рынке труда в разрезе российских регионов [Капелюк С.Д., Карелин И.Н; Паклина С.Н., Шакина Е.А.,]. Тем не менее, авторы не учитывают цифровые характеристики регионов. В то время как исследование региональных различий в спросе на цифровые навыки связано также с пониманием факторов, влияющих на формирование цифровых условий в определенных регионах [Попов Е.В., Стрельцова Е.А.,].
Объектом исследования является спрос на цифровые навыки на рынке труда в регионах России.
Предметом исследования выступает совокупность экономических отношений, обусловливающие различия в формировании спроса на цифровые навыки на рынке труда в регионах России.
Целью работы является оценка текущего спроса и отдачи на цифровые навыки в разрезе профессий и разработка рекомендаций для социальноэкономической политики регионов России.
Основными задачами достижения данной цели являются:
Изучить теоретические особенности изучения спроса на цифровые навыки на рынке труда.
Определить методы и подходы к оценке спроса на цифровые навыки на рынке труда в регионах России.
Собрать базу микроданных для оценки спроса на цифровые навыки на рынке труда в регионах России.
Провести анализ различий в спросе на цифровые навыки на региональных рынках труда.
Проанализировать описательные статистики данных о запрашиваемые цифровые навыки в вакансиях в регионах России.
Провести эконометрический анализ отдачи на цифровые навыки в терминах заработной платы на рынке труда в регионах России.
Сформировать карту востребованных навыков на рынке труда по каждой профессиональной группе в регионах России.
Разработать рекомендации для социально-экономической политики регионов России на основании результатов анализа....
Развитие цифровой экономики сопровождается значительными изменениями в требованиях к рынку труда. Структура занятости трансформируется, что обусловливает изменения в требованиях к профессиональным навыкам и компетенциям работников со стороны работодателей. Как следствие происходит несоответствие между спросом на цифровые навыки и их наличием у работников. В то же время на разных территориях наблюдается разный доступ к цифровым технологиям, что приводит к разной отдаче от цифровых навыков и усугубляет цифровое неравенство на рынке труда.
Спрос на цифровые навыки - это потребность работодателей в работниках, обладающих компетенциями в области применения цифровых и информационных технологий, что часто относят к труду высокой квалификации. Стоит отметить, что под цифровыми навыками понимаются компетенции населения в области применения персональных компьютеров, интернета и других видов ИКТ, а также намерения людей в приобретении соответствующих знаний и опыта. В связи с тем, что для навыков характерна высокая степень разнородности, были изучены основные подходы к классификации цифровых навыков по уровню владения цифровыми навыками и по области их применения. Кроме того, осуществлен обзор исследований о влиянии цифровизации на спрос на цифровые навыки в регионах России. В ходе анализа экономической литературы практического применения в сфере рынка труда был выявлен ряд методов и подходов, позволяющих повести структурный анализ навыков и компетенций, проранжировать их по определенным параметрам с использованием цифровых технологий.
В рамках исследования спроса на цифровые навыки учтены различия в уровне владения цифровыми навыками, согласно показателю уровня владения навыком Работа с компьютерами” из базы данных O*Net. Были рассмотрены профессии, предполагающие высокую важность владения цифровыми навыки при выполнении рабочих обязанностей. Определена классификация навыков для количественного анализа востребованности навыков, указанных работодателями на hh.ru. В ходе работы осуществлен парсинг вакансий с платформы hh.ru для оценки спроса на цифровые навыки на рынке труда в регионах России. Поиск вакансий производился по названию должности, согласно списку профессий базы O*Net c индексом важности навыков работы с компьютером от 80% до 100%.
Анализ спроса в регионах России был произведен с применением кластерного подхода к определению региональных особенностей. База данных для формирования кластеров была сформирована на основе показателей, характеризующих цифровой, научно-технический и кадровый потенциал регионов....
Acemoglu, D., & Author, D. Skills, Tasks and Technologies: Implications for Employment and Earnings // Handbook of labour economics. - 2012. - Part B (Vol. 4). - 154 p.
Aksoy C.G., Barrero J.M., Bloom N., [и др.]. Working from Home Around the World // EconPol Forum, CESifo. - vol. 23(06). - P.38-41.
Arntz M., Gregory T., Zierahn U. Revisiting the risk of automation //Economics Letters. - 2017. - Т. 159. - С. 157-160.
Autor D. H. Why are there still so many jobs? The history and future of workplace automation // Journal of economic perspectives. - 2015. - Т. 29. - №. 3. - С. 3-30.
Baranov, M. Ovakimyan, O. Kotlyarova. Intersection of technological skills and strategic competences in developing the human resource policy in contemporary Russia // CBU International Conference on Innovations in Science and Education. - 2018. - 9 p.
Beblavy M., Fabo B., Lenaerts K. Demand for Digital Skills in the US Labour Market: The IT Skills Pyramid / CEPS. Special Report No. 154. - 2016. - 47 p.
Bellatin A., Galassi G. What COVID-19 May Leave Behind: Technology-Related Job Postings in Canada // IZA. - 2022. - Discussion Paper No. 15209. - 25 p.
Blank, G., Graham M., Calvino C. Local Geographies of Digital Inequality // Social Science Computer Review. - 2017. - 38 p.
Borghans L., Ter Weel B. Are computer skills the new basic skills? The returns to computer, writing and math skills in Britain // Labour Economics. - 2004. - Т. 11. - №. 1. - С. 85-98.
Bottazzi L. and Peri G. Innovation and spillovers in regions: evidence from European patent data // European Economic Review. - 2003. - № 47. - P. 687710.
Bowles J. The computerisation of European jobs // Bruegel, Brussels. -
- 4 p.
Brinatti A., Cavallo A., Cravino J., Drenik A. The International Price of Remote Work // NBER Working Paper No. 29437, National Bureau of Economic Research, Inc. - 2021. - 50 p.
Brzeski C., Burk I. Die Roboter kommen // Folgen der Automatisierung fur den deutschen Arbeitsmarkt. INGDiBa Economic Research. - 2015. - Т. 30. - 7 p.
Chang J. H., Huynh, P. ASEAN in transformation the future of jobs at risk of automation // International Labour Organization. - 2016. - 35 p.
Digital skills critical for jobs and social inclusion // Unesco.org : сайт. -
URL: https://www.unesco.org/en/articles/digital-skills-critical-jobs-and-social-
inclusion (дата обращения: 05.07.2023)....84