ВЗАИМОСВЯЗЬ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ, УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И МАНИПУЛИРОВАНИЯ ПРИБЫЛЬЮ В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ
|
Введение 5
Глава 1 9
1.1. Манипулирование прибылью: общая характеристика 9
1.1.1. Определение понятия манипулирования прибылью 9
1.1.2. Мотивация манипулирования прибылью в разрезе агентской теории 12
1.1.3. Классификация методов манипулирования прибылью 13
1.1.4. Возможные негативные последствия манипулирования прибылью 16
1.1.5. Показатель дискреционных начислений как характеристика уровня
манипулирования прибылью компании 19
1.1.6. Детерминанты уровня манипулирования прибылью в организации 20
1.2. Корпоративное управление и совет директоров: общая характеристика 21
1.2.1. Понятия корпоративного управления и совета директоров 21
1.2.2. Роль корпоративного управления и совета директоров в проблематике
манипулирования прибылью 24
1.3. Дивиденды и дивидендная политика: общая характеристика 28
1.3.1. Понятия дивидендов и дивидендной политики 28
1.3.2. Роль параметров дивидендной политики в проблематике манипулирования
прибылью 31
1.4. Финансовая устойчивость организации: общая характеристика 32
1.4.1. Понятие финансовой устойчивости организации 32
1.4.2. Роль уровня финансовой устойчивости в проблематике манипулирования
прибылью 37
1.5. Манипулирование прибылью: обзор эмпирических исследований и выдвижение
гипотез исследования 38
1.5.1. Выбор факторов, влияющих на уровень манипулирования прибылью 38
1.5.2. Базовые характеристики организации, влияющие на уровень
манипулирования прибылью 39
1.5.3. Характеристики совета директоров и их влияние на уровень
манипулирования прибылью 41
1.5.4. Характеристики дивидендной политики и их влияние на уровень
манипулирования прибылью 44
1.5.5. Характеристики финансовой устойчивости и их влияние на уровень
манипулирования прибылью 45
1.5.6. Прочие характеристики организации и их влияние на уровень манипулирования прибылью 45
1.6. Выводы по главе 1 46
Глава 2 49
2.1. Выборка 49
2.2. Методология исследования 50
2.2.1. Расчет показателя АЕМ 50
2.2.2. Описание переменных выборки 52
2.2.3. Методология проверки гипотез исследования 53
2.3. Результаты исследования и обсуждение 56
2.3.1. Анализ описательной статистики 56
2.3.2. Анализ результатов первого этапа моделирования 59
2.3.3. Анализ результатов второго этапа моделирования 65
2.3.4. Ограничения и дальнейшие направления исследований 69
2.3.5. Практическая значимость результатов исследования 70
2.4. Выводы по главе 2 71
Заключение 74
Список использованных источников 76
Приложения 81
Глава 1 9
1.1. Манипулирование прибылью: общая характеристика 9
1.1.1. Определение понятия манипулирования прибылью 9
1.1.2. Мотивация манипулирования прибылью в разрезе агентской теории 12
1.1.3. Классификация методов манипулирования прибылью 13
1.1.4. Возможные негативные последствия манипулирования прибылью 16
1.1.5. Показатель дискреционных начислений как характеристика уровня
манипулирования прибылью компании 19
1.1.6. Детерминанты уровня манипулирования прибылью в организации 20
1.2. Корпоративное управление и совет директоров: общая характеристика 21
1.2.1. Понятия корпоративного управления и совета директоров 21
1.2.2. Роль корпоративного управления и совета директоров в проблематике
манипулирования прибылью 24
1.3. Дивиденды и дивидендная политика: общая характеристика 28
1.3.1. Понятия дивидендов и дивидендной политики 28
1.3.2. Роль параметров дивидендной политики в проблематике манипулирования
прибылью 31
1.4. Финансовая устойчивость организации: общая характеристика 32
1.4.1. Понятие финансовой устойчивости организации 32
1.4.2. Роль уровня финансовой устойчивости в проблематике манипулирования
прибылью 37
1.5. Манипулирование прибылью: обзор эмпирических исследований и выдвижение
гипотез исследования 38
1.5.1. Выбор факторов, влияющих на уровень манипулирования прибылью 38
1.5.2. Базовые характеристики организации, влияющие на уровень
манипулирования прибылью 39
1.5.3. Характеристики совета директоров и их влияние на уровень
манипулирования прибылью 41
1.5.4. Характеристики дивидендной политики и их влияние на уровень
манипулирования прибылью 44
1.5.5. Характеристики финансовой устойчивости и их влияние на уровень
манипулирования прибылью 45
1.5.6. Прочие характеристики организации и их влияние на уровень манипулирования прибылью 45
1.6. Выводы по главе 1 46
Глава 2 49
2.1. Выборка 49
2.2. Методология исследования 50
2.2.1. Расчет показателя АЕМ 50
2.2.2. Описание переменных выборки 52
2.2.3. Методология проверки гипотез исследования 53
2.3. Результаты исследования и обсуждение 56
2.3.1. Анализ описательной статистики 56
2.3.2. Анализ результатов первого этапа моделирования 59
2.3.3. Анализ результатов второго этапа моделирования 65
2.3.4. Ограничения и дальнейшие направления исследований 69
2.3.5. Практическая значимость результатов исследования 70
2.4. Выводы по главе 2 71
Заключение 74
Список использованных источников 76
Приложения 81
Проблематика манипулирования прибылью попала во внимание исследователей достаточно давно и успела доказать свою актуальность. Манипулирование прибылью представляет собой совокупность инструментов, с помощью которых инсайдеры компании (в большинстве случаев - менеджмент) могут воздействовать на раскрываемую финансовую отчетность организации для извлечения личной выгоды или достижения иных целей, в долгосрочной перспективе противоречащих интересам организации, ее собственников и иных стейкхолдеров. Манипулирование прибылью не всегда является незаконным - многие возможности по реализации соответствующих практик изначально заложены в учетные стандарты, однако в некоторых случаях вмешательство в учетный процесс может все-таки выходить за грань правового поля, переходя в категорию финансового мошенничества.
К сожалению, академические исследования зачастую могут лишь сделать предположение о факте манипулирования итоговыми показателями. Более того, в рамках научного инструментария крайне трудно определить степень легальности подобного рода деятельности в каждом конкретном случае. Тем не менее, анализ факторов, влияющих на манипулирование прибылью в российских компаниях, важен не только для создания инструментов совершенствования механизмов корпоративного управления, но и для уточнения и расширения нормативной базы регулирования деятельности предприятий с целью повышения прозрачности деловой активности фирм, сглаживания остроты агентской проблемы, а также развития бизнес-среды в целом.
Противодействие манипулированию прибылью является одной из основных задач системы корпоративного управления в любой компании, как правило включающей в себя такие элементы как общее собрание акционеров, ревизионную комиссию, совет директоров и его комитеты, коллегиальный и единоличный исполнительные органы, департамент внутреннего аудита и другие структуры управления компанией, а также вопросы, находящиеся в компетенции этих органов. К числу данных вопросов относят, например, определение дивидендной политики, одобрение крупных сделок и сделок с заинтересованностью, внесение изменений в Устав и другие основополагающие организационные документы, структурирование акционерного капитала и другие принципиальные аспекты общего руководства фирмой. В фокусе данной работы будут находиться два элемента корпоративного управления - характеристики совета директоров, а также характеристики дивидендной политики - в силу принципиальной важности данных параметров в разрезе проблематики противодействия неправомерному вмешательству в учетный процесс, а также недостаточной освещенности в научных работах системы 5 взаимосвязей между этими параметрами и уровнем манипулирования прибылью в компаниях на российском рынке.
Совет директоров, являясь ключевым органом корпоративного управления, имеет широкие возможности по предотвращению манипулирования прибылью в организации. В то же время очевидно, что в разных фирмах, благодаря уникальности каждого совета директоров, содержание комплексов мер по противодействию манипулированию прибылью и их реализация может существенно разниться. Как следствие, различаться будет и результативность данных мер в той или иной организации. Дивидендная политика, в свою очередь, также является одним из ключевых элементов системы корпоративного управления, так как, фактически, является одним из основных прикладных инструментов прямой реализации важнейшей функции любой коммерческой структуры - создания стоимости для акционеров. Дивидендная политика, определяемая, как правило, на основе рекомендаций и суждений совета директоров, может как стимулировать повышение прозрачности деятельности компании, так и служить фактором обострения агентской проблемы. Соответственно, аспекты корпоративного управления, связанные с дивидендной политикой, характеризуются принципиальной важностью в разрезе исследования проблематики структуры взаимосвязей между характеристиками системы корпоративного управления и вопросами противодействия манипулированию прибылью в организации.
Кроме того, помимо упомянутых выше параметров, в данной работе будет рассмотрена взаимосвязь уровня манипулирования прибылью и такого организационного фактора как финансовая устойчивость. Будучи одной из основных характеристик организации, финансовая устойчивость неразрывно связана с вопросами противодействия манипулированию прибылью, так как ее высокий уровень может быть следствием применения практик вмешательства в учетный процесс в краткосрочном периоде. При этом подобное вмешательство может обусловить снижение финансовой устойчивости в долгосрочном периоде, что, разумеется, может существенно сказываться на восприятии рынком деятельности компании в целом и ее менеджмента в частности. Соответственно, финансовая устойчивость также является очевидным драйвером агентской проблемы, что, в сочетании с тем, что вопросы взаимосвязи манипулирования прибылью и финансовой устойчивости ранее не рассматривались на российском рынке, обосновывает необходимость заострения особого внимания на этом факторе в рамках данной работы.
Как уже упоминалось выше, несмотря на важность проблематики манипулирования прибылью и системы его взаимосвязей с характеристиками корпоративного управления, финансовой устойчивости и других параметров, на сегодняшний день относительно небольшое число исследований рассматривает данную проблематику в разрезе 6 развивающихся рынков в целом и российского рынка в частности. В то же время, с увеличением масштабов и усложнением условий деятельности крупных публичных компаний на российском рынке, острота рассматриваемой проблематики на нем с каждым годом возрастает вместе с величиной потенциального ущерба для широкого круга стейкхолдеров в случае применения подобных практик. В связи с этим в повседневной деятельности менеджеров и собственников все чаще начинает проявляться управленческая проблема, заключающаяся в неопределенности взаимосвязи характеристик корпоративного управления, уровня финансовой устойчивости и манипулирования прибылью в компаниях на российском рынке. Ожидается, что настоящая работа сможет внести определенный вклад в решение этой проблемы.
Таким образом, актуальность данной работы определяется остротой рассматриваемой проблемы, небольшим числом работ, посвященных исследованию данной проблематики на российском рынке, вектором развития российского рынка, направленным на повышение прозрачности, а также глобальной ESG-повесткой в менеджменте.
Цель настоящей работы - определить взаимосвязь между уровнем манипулирования прибылью и характеристиками совета директоров, дивидендной политики и уровнем финансовой устойчивости в российских публичных компаниях. Соответственно, объектом настоящего исследования являются российские публичные компании, а предметом - механизмы корпоративного управления, направленные на снижение уровня манипулирования прибылью в компаниях, а также параметры финансовой устойчивости компании во взаимосвязи с уровнем манипулирования прибылью.
Для достижения поставленной цели в рамках данной работы были поставлены и решены следующие задачи:
1. Сформулировать гипотезы исследования на основе пула релевантных драйверов манипулирования прибылью, определенного по итогам проведения обзора литературы, посвященной рассматриваемой проблематике;
2. Определить основные показатели, характеризующие уровень манипулирования прибылью, механизмы корпоративного управления и уровень финансовой устойчивости компании.
3. Проверить сформулированные гипотезы с помощью проведения эмпирического исследования;
4. Сформулировать выводы как для академического, так и для прикладного применения результатов данной работы.
Реализованное эмпирическое исследование заключалось в сборе и первичной обработке финансовых и нефинансовых данных о деятельности широкого пула российских 7
публичных компаний на временном промежутке с 2008 по 2019 год, являющихся объектом исследования, а также в проведении регрессионного моделирования по панельным данным для выявления исследуемых закономерностей. Соответственно, в рамках теоретико-методологической базы работы можно выделить инструментарий сбора информации, сводящийся к анализу как финансовой и нефинансовой отчетности компаний выборки, опубликованной на их официальных сайтах и на веб-сайте Центра раскрытия корпоративной информации, так и данных, полученных из профессиональных баз данных, таких как Thomson Reuters Eikon, СПАРК-Интерфакс и другие, а также инструментарий выделения взаимосвязей, основным элементом которого является корреляционно-регрессионный анализ панельных данных.
В первой главе настоящей работы дается общая характеристика манипулирования прибылью, рассматриваются возможные причины, способы, последствия и детерминанты применения подобных практик. Кроме того, в рамках этой главы дается общая характеристика драйверов манипулирования прибылью, находящихся в фокусе данного исследования - совета директоров, дивидендной политики и финансовой устойчивости - а также отдельно рассматриваются возможные способы влияния различных аспектов этих организационных характеристик на уровень манипулирования прибылью в компании. Наконец, в этой главе приводятся результаты обзора проведенных ранее эмпирических исследований, посвященных изучаемой проблематике, и выдвигаются гипотезы данного исследования.
Во второй главе настоящей работы реализуется проверка выдвинутых гипотез: в ней описываются методологические аспекты проведения исследования, а также приводятся и подробно анализируются полученные результаты. Кроме того, в этой главе формулируются основные выводы работы и рассматриваются возможности их прикладного применения.
Отметим, что выводы, полученные по итогам данной работы, характеризуются как академической значимостью, так как осуществляют вклад в расширение базы знаний относительно драйверов манипулирования прибылью на российском рынке благодаря рассмотрению, среди прочего, ряда показателей, ранее не попадавших в фокус внимания исследователей при анализе отечественных компаний, так и прикладной применимостью, так как позволяют расширить пул критериев для принятия решений финансово-управленческого характера широким кругом стейкхолдеров российских публичных компаний.
К сожалению, академические исследования зачастую могут лишь сделать предположение о факте манипулирования итоговыми показателями. Более того, в рамках научного инструментария крайне трудно определить степень легальности подобного рода деятельности в каждом конкретном случае. Тем не менее, анализ факторов, влияющих на манипулирование прибылью в российских компаниях, важен не только для создания инструментов совершенствования механизмов корпоративного управления, но и для уточнения и расширения нормативной базы регулирования деятельности предприятий с целью повышения прозрачности деловой активности фирм, сглаживания остроты агентской проблемы, а также развития бизнес-среды в целом.
Противодействие манипулированию прибылью является одной из основных задач системы корпоративного управления в любой компании, как правило включающей в себя такие элементы как общее собрание акционеров, ревизионную комиссию, совет директоров и его комитеты, коллегиальный и единоличный исполнительные органы, департамент внутреннего аудита и другие структуры управления компанией, а также вопросы, находящиеся в компетенции этих органов. К числу данных вопросов относят, например, определение дивидендной политики, одобрение крупных сделок и сделок с заинтересованностью, внесение изменений в Устав и другие основополагающие организационные документы, структурирование акционерного капитала и другие принципиальные аспекты общего руководства фирмой. В фокусе данной работы будут находиться два элемента корпоративного управления - характеристики совета директоров, а также характеристики дивидендной политики - в силу принципиальной важности данных параметров в разрезе проблематики противодействия неправомерному вмешательству в учетный процесс, а также недостаточной освещенности в научных работах системы 5 взаимосвязей между этими параметрами и уровнем манипулирования прибылью в компаниях на российском рынке.
Совет директоров, являясь ключевым органом корпоративного управления, имеет широкие возможности по предотвращению манипулирования прибылью в организации. В то же время очевидно, что в разных фирмах, благодаря уникальности каждого совета директоров, содержание комплексов мер по противодействию манипулированию прибылью и их реализация может существенно разниться. Как следствие, различаться будет и результативность данных мер в той или иной организации. Дивидендная политика, в свою очередь, также является одним из ключевых элементов системы корпоративного управления, так как, фактически, является одним из основных прикладных инструментов прямой реализации важнейшей функции любой коммерческой структуры - создания стоимости для акционеров. Дивидендная политика, определяемая, как правило, на основе рекомендаций и суждений совета директоров, может как стимулировать повышение прозрачности деятельности компании, так и служить фактором обострения агентской проблемы. Соответственно, аспекты корпоративного управления, связанные с дивидендной политикой, характеризуются принципиальной важностью в разрезе исследования проблематики структуры взаимосвязей между характеристиками системы корпоративного управления и вопросами противодействия манипулированию прибылью в организации.
Кроме того, помимо упомянутых выше параметров, в данной работе будет рассмотрена взаимосвязь уровня манипулирования прибылью и такого организационного фактора как финансовая устойчивость. Будучи одной из основных характеристик организации, финансовая устойчивость неразрывно связана с вопросами противодействия манипулированию прибылью, так как ее высокий уровень может быть следствием применения практик вмешательства в учетный процесс в краткосрочном периоде. При этом подобное вмешательство может обусловить снижение финансовой устойчивости в долгосрочном периоде, что, разумеется, может существенно сказываться на восприятии рынком деятельности компании в целом и ее менеджмента в частности. Соответственно, финансовая устойчивость также является очевидным драйвером агентской проблемы, что, в сочетании с тем, что вопросы взаимосвязи манипулирования прибылью и финансовой устойчивости ранее не рассматривались на российском рынке, обосновывает необходимость заострения особого внимания на этом факторе в рамках данной работы.
Как уже упоминалось выше, несмотря на важность проблематики манипулирования прибылью и системы его взаимосвязей с характеристиками корпоративного управления, финансовой устойчивости и других параметров, на сегодняшний день относительно небольшое число исследований рассматривает данную проблематику в разрезе 6 развивающихся рынков в целом и российского рынка в частности. В то же время, с увеличением масштабов и усложнением условий деятельности крупных публичных компаний на российском рынке, острота рассматриваемой проблематики на нем с каждым годом возрастает вместе с величиной потенциального ущерба для широкого круга стейкхолдеров в случае применения подобных практик. В связи с этим в повседневной деятельности менеджеров и собственников все чаще начинает проявляться управленческая проблема, заключающаяся в неопределенности взаимосвязи характеристик корпоративного управления, уровня финансовой устойчивости и манипулирования прибылью в компаниях на российском рынке. Ожидается, что настоящая работа сможет внести определенный вклад в решение этой проблемы.
Таким образом, актуальность данной работы определяется остротой рассматриваемой проблемы, небольшим числом работ, посвященных исследованию данной проблематики на российском рынке, вектором развития российского рынка, направленным на повышение прозрачности, а также глобальной ESG-повесткой в менеджменте.
Цель настоящей работы - определить взаимосвязь между уровнем манипулирования прибылью и характеристиками совета директоров, дивидендной политики и уровнем финансовой устойчивости в российских публичных компаниях. Соответственно, объектом настоящего исследования являются российские публичные компании, а предметом - механизмы корпоративного управления, направленные на снижение уровня манипулирования прибылью в компаниях, а также параметры финансовой устойчивости компании во взаимосвязи с уровнем манипулирования прибылью.
Для достижения поставленной цели в рамках данной работы были поставлены и решены следующие задачи:
1. Сформулировать гипотезы исследования на основе пула релевантных драйверов манипулирования прибылью, определенного по итогам проведения обзора литературы, посвященной рассматриваемой проблематике;
2. Определить основные показатели, характеризующие уровень манипулирования прибылью, механизмы корпоративного управления и уровень финансовой устойчивости компании.
3. Проверить сформулированные гипотезы с помощью проведения эмпирического исследования;
4. Сформулировать выводы как для академического, так и для прикладного применения результатов данной работы.
Реализованное эмпирическое исследование заключалось в сборе и первичной обработке финансовых и нефинансовых данных о деятельности широкого пула российских 7
публичных компаний на временном промежутке с 2008 по 2019 год, являющихся объектом исследования, а также в проведении регрессионного моделирования по панельным данным для выявления исследуемых закономерностей. Соответственно, в рамках теоретико-методологической базы работы можно выделить инструментарий сбора информации, сводящийся к анализу как финансовой и нефинансовой отчетности компаний выборки, опубликованной на их официальных сайтах и на веб-сайте Центра раскрытия корпоративной информации, так и данных, полученных из профессиональных баз данных, таких как Thomson Reuters Eikon, СПАРК-Интерфакс и другие, а также инструментарий выделения взаимосвязей, основным элементом которого является корреляционно-регрессионный анализ панельных данных.
В первой главе настоящей работы дается общая характеристика манипулирования прибылью, рассматриваются возможные причины, способы, последствия и детерминанты применения подобных практик. Кроме того, в рамках этой главы дается общая характеристика драйверов манипулирования прибылью, находящихся в фокусе данного исследования - совета директоров, дивидендной политики и финансовой устойчивости - а также отдельно рассматриваются возможные способы влияния различных аспектов этих организационных характеристик на уровень манипулирования прибылью в компании. Наконец, в этой главе приводятся результаты обзора проведенных ранее эмпирических исследований, посвященных изучаемой проблематике, и выдвигаются гипотезы данного исследования.
Во второй главе настоящей работы реализуется проверка выдвинутых гипотез: в ней описываются методологические аспекты проведения исследования, а также приводятся и подробно анализируются полученные результаты. Кроме того, в этой главе формулируются основные выводы работы и рассматриваются возможности их прикладного применения.
Отметим, что выводы, полученные по итогам данной работы, характеризуются как академической значимостью, так как осуществляют вклад в расширение базы знаний относительно драйверов манипулирования прибылью на российском рынке благодаря рассмотрению, среди прочего, ряда показателей, ранее не попадавших в фокус внимания исследователей при анализе отечественных компаний, так и прикладной применимостью, так как позволяют расширить пул критериев для принятия решений финансово-управленческого характера широким кругом стейкхолдеров российских публичных компаний.
Проблематика манипулирования прибылью может быть актуальна как во взаимоотношениях «принципал-агент», так и в ситуации, когда основной потенциал корпоративного конфликта находится в ситуации «принципал-принципал». В обоих случаях большинство стейкхолдеров публичной компании заинтересовано в минимизации искажений отчетности или хотя бы в понимании возможного инструментария противодействия манипулированию прибылью.
В данной работе основное внимание сфокусировано на характеристиках ключевого органа корпоративного управления - совета директоров, который, среди прочего, призван осуществлять мониторинг надлежащего качества отчетности компании - как факторах, влияющих на уровень манипулирования прибылью в компании. Кроме того, рассмотрено влияние на данный параметр различных аспектов дивидендной политики, а также впервые на российском рынке в разрезе влияния на уровень манипулирования прибылью рассмотрена проблематика финансовой устойчивости компании.
В исследовании на широкой выборке российских компаний на длительном промежутке времени был проанализирован ряд взаимосвязей между этими характеристиками и абсолютным уровнем манипулирования прибылью. В целом, установлено, что на российском рынке проявляется обратный характер взаимосвязи между уровнем манипулирования прибылью и основными организационными факторами, служащими для обеспечения внутреннего контроля, такими как размер совета директоров, наличие в его составе комитета по аудиту, доля независимых директоров в составе совета. Отдельно хочется обратить внимание на то, что обнаружен обратный характер взаимосвязи между долей женщин-директоров и уровнем манипулирования прибылью. Кроме того, выявлено, что в компаниях, где исполнительные директора более широко представлены в составе совета, наблюдается более высокий уровень вмешательства в учетный процесс.
В то же время был сделан ряд выводов о специфичных для российского рынка паттернах влияния драйверов уровня манипулирования прибылью. Так, наблюдается прямой характер взаимосвязи между уровнем манипулирования прибылью и выплатой дивидендов, а также коэффициентом выплаты дивидендов.
Отдельно стоит отметить ряд выводов, сделанных относительно взаимосвязи финансовой устойчивости организации с уровнем манипулирования прибылью. Обнаружено, что на российском рынке более финансово устойчивые компании склонны в большей степени применять практики манипулирования финансовыми показателями. В то же время, в более финансово устойчивых компаниях нивелируется воздействие на уровень манипулирования прибылью драйверов, связанных с советом директоров.
Кроме того, с учетом значительной роли государства в функционировании российского рынка, стоит обратить внимание, что государственные компании в меньшей степени подвержены проблематике манипулирования прибылью, однако специфика воздействия его драйверов, связанных с советом директоров, практически не отличается от таковой в частных компаниях, что свидетельствует о специфичности деятельности государства как контролирующего собственника.
Результаты данной работы могут полезны как для академической деятельности с точки зрения понимания специфики работы различных драйверов манипулирования прибылью на российском рынке, так и для реализации более прикладных целей, связанных с идентификацией широкого круга показателей, на которые следует обращать внимание как внутренним, так и внешним стейкхолдерам российских публичных компаний при принятии управленческих, инвестиционных и финансовых решений.
В данной работе основное внимание сфокусировано на характеристиках ключевого органа корпоративного управления - совета директоров, который, среди прочего, призван осуществлять мониторинг надлежащего качества отчетности компании - как факторах, влияющих на уровень манипулирования прибылью в компании. Кроме того, рассмотрено влияние на данный параметр различных аспектов дивидендной политики, а также впервые на российском рынке в разрезе влияния на уровень манипулирования прибылью рассмотрена проблематика финансовой устойчивости компании.
В исследовании на широкой выборке российских компаний на длительном промежутке времени был проанализирован ряд взаимосвязей между этими характеристиками и абсолютным уровнем манипулирования прибылью. В целом, установлено, что на российском рынке проявляется обратный характер взаимосвязи между уровнем манипулирования прибылью и основными организационными факторами, служащими для обеспечения внутреннего контроля, такими как размер совета директоров, наличие в его составе комитета по аудиту, доля независимых директоров в составе совета. Отдельно хочется обратить внимание на то, что обнаружен обратный характер взаимосвязи между долей женщин-директоров и уровнем манипулирования прибылью. Кроме того, выявлено, что в компаниях, где исполнительные директора более широко представлены в составе совета, наблюдается более высокий уровень вмешательства в учетный процесс.
В то же время был сделан ряд выводов о специфичных для российского рынка паттернах влияния драйверов уровня манипулирования прибылью. Так, наблюдается прямой характер взаимосвязи между уровнем манипулирования прибылью и выплатой дивидендов, а также коэффициентом выплаты дивидендов.
Отдельно стоит отметить ряд выводов, сделанных относительно взаимосвязи финансовой устойчивости организации с уровнем манипулирования прибылью. Обнаружено, что на российском рынке более финансово устойчивые компании склонны в большей степени применять практики манипулирования финансовыми показателями. В то же время, в более финансово устойчивых компаниях нивелируется воздействие на уровень манипулирования прибылью драйверов, связанных с советом директоров.
Кроме того, с учетом значительной роли государства в функционировании российского рынка, стоит обратить внимание, что государственные компании в меньшей степени подвержены проблематике манипулирования прибылью, однако специфика воздействия его драйверов, связанных с советом директоров, практически не отличается от таковой в частных компаниях, что свидетельствует о специфичности деятельности государства как контролирующего собственника.
Результаты данной работы могут полезны как для академической деятельности с точки зрения понимания специфики работы различных драйверов манипулирования прибылью на российском рынке, так и для реализации более прикладных целей, связанных с идентификацией широкого круга показателей, на которые следует обращать внимание как внутренним, так и внешним стейкхолдерам российских публичных компаний при принятии управленческих, инвестиционных и финансовых решений.
Подобные работы
- ВЗАИМОСВЯЗЬ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ, УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И МАНИПУЛИРОВАНИЯ ПРИБЫЛЬЮ В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ
Бакалаврская работа, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПРИБЫЛЬЮ: СВЯЗЬ ФАКТОРОВ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКИХ ПУБЛИЧНЫХ КОМПАНИЙ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2023 - Взаимосвязь финансового состояния и манипулирования прибылью российскими компаниями
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2023 - Повышение финансовой устойчивости предприятий как направление антикризисного регулирования
Диссертация , финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2015 - МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПРИБЫЛЬЮ В ПУБЛИЧНЫХ И НЕПУБЛИЧНЫХ КОМПАНИЯХ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - МАНИПУЛИРОВАНИЕ ПРИБЫЛЬЮ В ПУБЛИЧНЫХ И НЕПУБЛИЧНЫХ КОМПАНИЯХ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020



