Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические основы развития художественно-образного мышления учащихся среднего школьного возраста на уроках по иллюстрированию 10
1.1 Этапы развития художественно-образного мышления 10
1.2 Условия развития художественно-образного мышления 16
1.3 Методы развития художественно-образного мышления 22
1.4 Приемы работы для развития художественно-образного
мышления на уроках по иллюстрированию 27
Глава 2 Экспериментальное исследование системы формирования образного мышления школьников средствами изобразительного искусства 34
2.1 Определение исходного уровня развития образного
мышления у школьников. Констатирующий эксперимент 34
2.2 Экспериментальная проверка методической системы формирования образного мышления школьников на занятиях
по иллюстрированию. Обучающий эксперимент 44
2.3 Контрольный срез для проверки работы методической системы на развития художественно-образного мышления
учащихся 60
Заключение 69
Список используемой литературы 73
Приложение А Результаты тестирования по Торренсу 77
Приложение Б Формирующий эксперимент по теме «Танграм» 80
Приложение В Формирующий эксперимент по теме «Агглютинация» 83
Приложение Г Формирующий эксперимент по теме «Монотипия» 85
Приложение Д Контрольный эксперимент по теме «Иллюстрация к литературному произведению» 88
Мышление представляет собой возвышенную форму познавательной деятельности, которая позволяет человеку не только создавать образы реального мира вокруг нас, но и находить и определять глубокие связи между объектами и явлениями. Мышление может проявляться в нескольких формах, включая логическое, наглядно-действенное и наглядно-образное. Логический мыслительный процесс отличается от наглядно-действенного мышления, которое включает в себя конкретные двигательные маневры, необходимые для решения определенных задач.
С помощью образов ищется наглядная образная форма мышления для решения какой-либо задачи, преимущественно с использованием абстрактных умозрительных образов, отличающихся непосредственно своими характеристиками и ассоциациями с предметами, необходимыми для решения тех или иных задач. Наглядно-образное мышление в литературе также называют «образным мышлением» и «наглядным мышлением», и эти два понятия, по сути, почти совпадают.
Таким образом, мы приходим к понятию «художественное образное мышление», которое является уже более развитой формой наглядно-образного мышления, но связано со способностью создавать образы при проявлении художественной деятельности.
Художественно-образное мышление тесно взаимосвязано со сферой эмоций и воображения. Сначала ребенок ощущает эмоции, что влечет за собой активацию воображения, что сильно влияет на образность представлений о мире ребенка, нарушая объективность его восприятия окружающих предметов, так как идет концентрация лишь на поразивших ребенка вещах, что вызвало отклик в душе ребенка, как положительное, так и отрицательное. Вышеизложенное и есть суть художественного творчества, эмоции и чувства подпитывают творческий процесс, они неразрывно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.
Проанализировав множество психологической литературы, становится понятно, что ребенок способен постичь профессионального мастерства в художественной деятельности, ввиду того что задействуется прежде всего правое полушарие мозга в процессе образного мышления. Именно правое полушарие отвечает за восприятие и обработку окружающего мира с помощью чувственных образов. Благодаря развитию образного мышления люди способны гораздо быстрее усваивать информацию, до этого неизвестную, а также улучшается память и пластичность мышления.
Во время обучения изобразительному искусству происходит развитие художественно-образного мышления, следовательно, можно выделить некоторые способы реализации этого развития, проанализировав труды психологов, таких как: Л.Б. Ительсон, И.С. Якиманская:
• полезно периодически осуществлять переход к абстрактным образам от предметно-конкретных, или к условно-схематичному и назад;
• иметь возможность сфокусировать всевозможные взаимосвязи, например, временные, структурные, функциональные и пространственные;
• развивать динамичность образов;
• изучение различных способов создания образа, а также умение его использовать в дальнейшем.
Образы имеют свойство меняться, свободны и зависят лишь от целей и задач определенной деятельности.
Данная работа актуальна, так как именно образование играет ключевую роль в развитии образного мышления в процессе созидательной деятельности художника, данный вид мышления довольно близок с духовной чертой личности человека, способностями к созданию креативных продуктов и художественной наблюдательностью. С ним связано много проблем, и он оказывает большое влияние на художественное образование и даже на качество эстетического воспитания учащихся средней школы. В художественных учреждениях искусство призвано решать творческие задачи, связанные со способностями учащихся, особенностями интеллектуального развития, возрастными особенностями.
В ходе выполнения исследования были решены следующие задачи.
Анализ психолого-педагогической литературы дозволил выявить суть и структуру художественно-образного мышления младших школьников. Проанализировав литературу, в итоге про то, что художественно-образное мышление содействует развитию иных художественных возможностей детей и приводит к развитию умений и способностей младших школьников .
Рисование с натуры и по памяти - важная часть уроков изобразительного искусства. Это помогает детям лучше понять объекты, которые они изображают, и создавать более реалистичные художественные образы. Также рисование растительного мира развивает в детях внимание к окружающей природе и способствует развитию художественно-образного мышления. Но самой важной особенностью в этом процессе является воображение детей, которое позволяет им создавать уникальные и красивые произведения искусства.
Ключевыми педагогическими условиями для развития художественнообразного мышления учащихся на уроках изобразительной деятельности являются:
• систематическое изучение основ художественной композиции и цветовой гаммы;
• использование в учебном процессе различных техник и материалов для развития творческой активности учащихся;
• работа в небольших группах, что позволяет учителю обращать
внимание на каждого ученика, помогать ему в создании
художественных образов и повышать мотивацию к учебе;
• создание благоприятной атмосферы на уроках, что способствует развитию творческого мышления и воображения учеников;
• проведение интегративных уроков, например, совместное изучение предметов ИЗО и истории искусства, что расширяет кругозор учащихся и помогает создавать более глубокие и качественные художественные образы.
Все эти педагогические условия позволяют создать благоприятное пространство для развития художественно-образного мышления, творческого воображения и формирования художественного образа учеников среднего школьного возраста.
Преподавателю необходимо уметь:
• постановка перед учащимися на занятиях изобразительным искусством четких и конкретных целей;
• активно взаимодействовать с детьми, используя наглядный материал, чтобы проводить тематические беседы;
• экспериментировать с многообразными методами использования гуаши и различных материалов, с целью создания уникального художественного образа;
• заряжать учащихся эмоциональным настроем для творческих занятий в художественной сфере.
Использование изобразительной деятельности в образовательном процессе, дает возможность повысить уровень развития художественнообразного мышления. Экспериментальное исследование проводилось по методике Э.П Торренса, тестирование по данной методике проводилось выявлением критериев беглости, гибкости, оригинальности, разработанности. По результатам тестирования выяснилось, что у большей половины детей уровень выше среднего, у оставшихся учеников высший уровень развития образного, креативного мышления.
Благодаря проведенному исследованию были разработаны эффективные задания, способствующие развитию художественно-образного мышления учащихся средней школы в рамках уроков изобразительного искусства.
Ученики изучили такие виды художественной деятельности, как монотипия, агглютинация, логическая игра «Танграм».
...
1. Бурцева М. И. Формирование образного мышления учащихся 5-7
классов в процессе изображения человека // Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat 2016. - URL:
https://www.dissercat.com/content/formirovanie-obraznogo-myshleniya- uchashchikhsya-5-7-klassov-v-protsesse-izobrazheniya-chelo. - (дата обращения: 25.05.23). - Текст: электронный.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.
3. Горина Е. В., Зверева А. А. Развитие творческого мышления у детей среднего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности и дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт».2015.- 41-45 с. - URL: http://ekoncept.ru/2015/45116.htm. - (дата обращения: 11.11.2022). - Текст: электронный.
4. Дельбозоглова Г. В. Развитие образного мышления школьников на
уроках изобразительного искусства 2015 // Инфоурок сайт. - URL:
https://infourok.ru/razvitie-obraznogo-mishleniya-shkolnikov-na-urokah- izobrazitelnogo-iskusstva-1934523.html. - (дата обращения: 25.05.23). - Текст: электронный.
5. Ермакова С. Г. Приемы развития художественно-образного
мышления детей на уроках изобразительного искусства // Арт-талант 2023. - URL: https://www.art-talant.org/publikacii/77412-priemy-razvitiya-hudoghestvenno- obraznogo-myshleniya-detey-na-urokah-izobrazitelynogo-iskusstva. - (дата
обращения: 20.05.23). - Текст: электронный.
6. Зубрилин, К. М. Развитие композиционного мышления студентов в
процессе обучения орнаментальному искусству // // Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat 2009. - URL:
https://www.dissercat.com/content/razvitie-kompozitsionnogo-myshleniya-
studentov-v-protsesse-obucheniya-ornamentalnomu-iskusst . - (Дата обращения
10.01.23). - Текст: электронный.
7. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 434 с.
8. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы
формирования личности: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. / М.: Просвещение, 1979.
9. Кривоногова О. А. Развитие способности старших дошкольников к
сочинению сказок как предмет психолого-педагогических исследований // Ped.Rev.. 2017. №2 (16). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-
sposobnosti-starshih-doshkolnikov-k-sochineniyu-skazok-kak-predmet-psihologo- pedagogicheskih-issledovaniy . - (дата обращения: 05.03.2023). - Текст:
электронный.
10. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М.,1977. - 207 с.
11. Репринцев М. А. Развитие композиционного мышления будущих
дизайнеров средствами проектной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2016. №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-
kompozitsionnogo-myshleniya-buduschih-dizaynerov-sredstvami-proektnoy- deyatelnosti . - (дата обращения: 05.02.2023). - Текст: электронный.
12. Ростовцев Н. К, Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием // Учеб. пособие для студентов117худож.-граф. факультетов пед. институтов. / М., 1987. — 174 с.
13. Сатарова Л. А. Формирование образного мышления школьников
средствами изобразительного искусства // Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat 2006. - URL:
https://www.dissercat.com/content/formirovanie-obraznogo-myshleniya-shkolnikov- sredstvami-izobrazitelnogo-iskusstva . - (дата обращения: 25.01.23). - Текст:
электронный.
14. Столяренко A.M. Психология и педагогика. / М., 2001. - 423 с.
15. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. - М.,1968.- 110с.
... всего 30 источников