Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Развитие образного мышления учащихся среднего школьного возраста на занятиях по художественному иллюстрированию»

Работа №140559

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2023
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
48
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические основы развития художественно-образного мышления учащихся среднего школьного возраста на уроках по иллюстрированию 10
1.1 Этапы развития художественно-образного мышления 10
1.2 Условия развития художественно-образного мышления 16
1.3 Методы развития художественно-образного мышления 22
1.4 Приемы работы для развития художественно-образного
мышления на уроках по иллюстрированию 27
Глава 2 Экспериментальное исследование системы формирования образного мышления школьников средствами изобразительного искусства 34
2.1 Определение исходного уровня развития образного
мышления у школьников. Констатирующий эксперимент 34
2.2 Экспериментальная проверка методической системы формирования образного мышления школьников на занятиях
по иллюстрированию. Обучающий эксперимент 44
2.3 Контрольный срез для проверки работы методической системы на развития художественно-образного мышления
учащихся 60
Заключение 69
Список используемой литературы 73
Приложение А Результаты тестирования по Торренсу 77
Приложение Б Формирующий эксперимент по теме «Танграм» 80
Приложение В Формирующий эксперимент по теме «Агглютинация» 83
Приложение Г Формирующий эксперимент по теме «Монотипия» 85
Приложение Д Контрольный эксперимент по теме «Иллюстрация к литературному произведению» 88

Мышление представляет собой возвышенную форму познавательной деятельности, которая позволяет человеку не только создавать образы реального мира вокруг нас, но и находить и определять глубокие связи между объектами и явлениями. Мышление может проявляться в нескольких формах, включая логическое, наглядно-действенное и наглядно-образное. Логический мыслительный процесс отличается от наглядно-действенного мышления, которое включает в себя конкретные двигательные маневры, необходимые для решения определенных задач.
С помощью образов ищется наглядная образная форма мышления для решения какой-либо задачи, преимущественно с использованием абстрактных умозрительных образов, отличающихся непосредственно своими характеристиками и ассоциациями с предметами, необходимыми для решения тех или иных задач. Наглядно-образное мышление в литературе также называют «образным мышлением» и «наглядным мышлением», и эти два понятия, по сути, почти совпадают.
Таким образом, мы приходим к понятию «художественное образное мышление», которое является уже более развитой формой наглядно-образного мышления, но связано со способностью создавать образы при проявлении художественной деятельности.
Художественно-образное мышление тесно взаимосвязано со сферой эмоций и воображения. Сначала ребенок ощущает эмоции, что влечет за собой активацию воображения, что сильно влияет на образность представлений о мире ребенка, нарушая объективность его восприятия окружающих предметов, так как идет концентрация лишь на поразивших ребенка вещах, что вызвало отклик в душе ребенка, как положительное, так и отрицательное. Вышеизложенное и есть суть художественного творчества, эмоции и чувства подпитывают творческий процесс, они неразрывно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.
Проанализировав множество психологической литературы, становится понятно, что ребенок способен постичь профессионального мастерства в художественной деятельности, ввиду того что задействуется прежде всего правое полушарие мозга в процессе образного мышления. Именно правое полушарие отвечает за восприятие и обработку окружающего мира с помощью чувственных образов. Благодаря развитию образного мышления люди способны гораздо быстрее усваивать информацию, до этого неизвестную, а также улучшается память и пластичность мышления.
Во время обучения изобразительному искусству происходит развитие художественно-образного мышления, следовательно, можно выделить некоторые способы реализации этого развития, проанализировав труды психологов, таких как: Л.Б. Ительсон, И.С. Якиманская:
• полезно периодически осуществлять переход к абстрактным образам от предметно-конкретных, или к условно-схематичному и назад;
• иметь возможность сфокусировать всевозможные взаимосвязи, например, временные, структурные, функциональные и пространственные;
• развивать динамичность образов;
• изучение различных способов создания образа, а также умение его использовать в дальнейшем.
Образы имеют свойство меняться, свободны и зависят лишь от целей и задач определенной деятельности.
Данная работа актуальна, так как именно образование играет ключевую роль в развитии образного мышления в процессе созидательной деятельности художника, данный вид мышления довольно близок с духовной чертой личности человека, способностями к созданию креативных продуктов и художественной наблюдательностью. С ним связано много проблем, и он оказывает большое влияние на художественное образование и даже на качество эстетического воспитания учащихся средней школы. В художественных учреждениях искусство призвано решать творческие задачи, связанные со способностями учащихся, особенностями интеллектуального развития, возрастными особенностями.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения исследования были решены следующие задачи.
Анализ психолого-педагогической литературы дозволил выявить суть и структуру художественно-образного мышления младших школьников. Проанализировав литературу, в итоге про то, что художественно-образное мышление содействует развитию иных художественных возможностей детей и приводит к развитию умений и способностей младших школьников .
Рисование с натуры и по памяти - важная часть уроков изобразительного искусства. Это помогает детям лучше понять объекты, которые они изображают, и создавать более реалистичные художественные образы. Также рисование растительного мира развивает в детях внимание к окружающей природе и способствует развитию художественно-образного мышления. Но самой важной особенностью в этом процессе является воображение детей, которое позволяет им создавать уникальные и красивые произведения искусства.
Ключевыми педагогическими условиями для развития художественно­образного мышления учащихся на уроках изобразительной деятельности являются:
• систематическое изучение основ художественной композиции и цветовой гаммы;
• использование в учебном процессе различных техник и материалов для развития творческой активности учащихся;
• работа в небольших группах, что позволяет учителю обращать
внимание на каждого ученика, помогать ему в создании
художественных образов и повышать мотивацию к учебе;
• создание благоприятной атмосферы на уроках, что способствует развитию творческого мышления и воображения учеников;
• проведение интегративных уроков, например, совместное изучение предметов ИЗО и истории искусства, что расширяет кругозор учащихся и помогает создавать более глубокие и качественные художественные образы.
Все эти педагогические условия позволяют создать благоприятное пространство для развития художественно-образного мышления, творческого воображения и формирования художественного образа учеников среднего школьного возраста.
Преподавателю необходимо уметь:
• постановка перед учащимися на занятиях изобразительным искусством четких и конкретных целей;
• активно взаимодействовать с детьми, используя наглядный материал, чтобы проводить тематические беседы;
• экспериментировать с многообразными методами использования гуаши и различных материалов, с целью создания уникального художественного образа;
• заряжать учащихся эмоциональным настроем для творческих занятий в художественной сфере.
Использование изобразительной деятельности в образовательном процессе, дает возможность повысить уровень развития художественно­образного мышления. Экспериментальное исследование проводилось по методике Э.П Торренса, тестирование по данной методике проводилось выявлением критериев беглости, гибкости, оригинальности, разработанности. По результатам тестирования выяснилось, что у большей половины детей уровень выше среднего, у оставшихся учеников высший уровень развития образного, креативного мышления.
Благодаря проведенному исследованию были разработаны эффективные задания, способствующие развитию художественно-образного мышления учащихся средней школы в рамках уроков изобразительного искусства.
Ученики изучили такие виды художественной деятельности, как монотипия, агглютинация, логическая игра «Танграм».
...


1. Бурцева М. И. Формирование образного мышления учащихся 5-7
классов в процессе изображения человека // Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat 2016. - URL:
https://www.dissercat.com/content/formirovanie-obraznogo-myshleniya- uchashchikhsya-5-7-klassov-v-protsesse-izobrazheniya-chelo. - (дата обращения: 25.05.23). - Текст: электронный.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.
3. Горина Е. В., Зверева А. А. Развитие творческого мышления у детей среднего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности и дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт».2015.- 41-45 с. - URL: http://ekoncept.ru/2015/45116.htm. - (дата обращения: 11.11.2022). - Текст: электронный.
4. Дельбозоглова Г. В. Развитие образного мышления школьников на
уроках изобразительного искусства 2015 // Инфоурок сайт. - URL:
https://infourok.ru/razvitie-obraznogo-mishleniya-shkolnikov-na-urokah- izobrazitelnogo-iskusstva-1934523.html. - (дата обращения: 25.05.23). - Текст: электронный.
5. Ермакова С. Г. Приемы развития художественно-образного
мышления детей на уроках изобразительного искусства // Арт-талант 2023. - URL: https://www.art-talant.org/publikacii/77412-priemy-razvitiya-hudoghestvenno- obraznogo-myshleniya-detey-na-urokah-izobrazitelynogo-iskusstva. - (дата
обращения: 20.05.23). - Текст: электронный.
6. Зубрилин, К. М. Развитие композиционного мышления студентов в
процессе обучения орнаментальному искусству // // Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat 2009. - URL:
https://www.dissercat.com/content/razvitie-kompozitsionnogo-myshleniya-
studentov-v-protsesse-obucheniya-ornamentalnomu-iskusst . - (Дата обращения
10.01.23). - Текст: электронный.
7. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 434 с.
8. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы
формирования личности: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. / М.: Просвещение, 1979.
9. Кривоногова О. А. Развитие способности старших дошкольников к
сочинению сказок как предмет психолого-педагогических исследований // Ped.Rev.. 2017. №2 (16). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-
sposobnosti-starshih-doshkolnikov-k-sochineniyu-skazok-kak-predmet-psihologo- pedagogicheskih-issledovaniy . - (дата обращения: 05.03.2023). - Текст:
электронный.
10. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М.,1977. - 207 с.
11. Репринцев М. А. Развитие композиционного мышления будущих
дизайнеров средствами проектной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2016. №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-
kompozitsionnogo-myshleniya-buduschih-dizaynerov-sredstvami-proektnoy- deyatelnosti . - (дата обращения: 05.02.2023). - Текст: электронный.
12. Ростовцев Н. К, Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием // Учеб. пособие для студентов117худож.-граф. факультетов пед. институтов. / М., 1987. — 174 с.
13. Сатарова Л. А. Формирование образного мышления школьников
средствами изобразительного искусства // Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat 2006. - URL:
https://www.dissercat.com/content/formirovanie-obraznogo-myshleniya-shkolnikov- sredstvami-izobrazitelnogo-iskusstva . - (дата обращения: 25.01.23). - Текст:
электронный.
14. Столяренко A.M. Психология и педагогика. / М., 2001. - 423 с.
15. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. - М.,1968.- 110с.
... всего 30 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ