ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В Г. БЕЛГОРОДЕ
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Среди широкого спектра различных инструментов управления развитием муниципалитетов, в настоящее время значительное внимание уделяется именно проектному методу. Белгородская область, представляет собой один из первых регионов страны, где проектная деятельность успешно осуществляется на муниципальном уровне. В регионе, данных подход используется уже более 5 лет. В этот период значительной степени возросла эффективность муниципального управления, повысился уровень социально-экономического развития территорий, а местное самоуправление в своей деятельности вышло на новый уровень.
Повышению эффективности муниципального управления способствовала активизация проектной деятельность. Стоит отметить, что проектная деятельность жестко регламентирована, её исполнители определяют структуру и последовательность реализуемых мероприятий, конкретные сроки и контрольные точки реализации проекта. Кроме того, деятельность по управлению проектами документируется в автоматизированных информационных системах документооборота, что позволяет увеличить степень контроля эффективности реализации проектов в муниципальном образовании.
Внедрение методологии разработки и реализации проектов в процессы управления муниципальным образованием позволяет обеспечить увеличение регламентации и прозрачности деятельности местных органов власти. Кроме того, данный процесс способствует профессионализации муниципальных служащих и обеспечивает формирование позитивного имиджа органов власти, за счет высокой эффективности муниципального управления. Ключевым результатом от использования проектного подхода в процессах управления муниципальных образований - это формирование нового мышления муниципальных служащих на основе новых стандартов и подходов к управленческой деятельности.
Обеспечение высокоэффективной проектной деятельности на уровне муниципальных образований в настоящее время является одним из главных условий для комплексного социально-экономического развития муниципалитетов, повышения качества жизни населения и воспроизводства местного сообщества.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью в обобщении теоретико-методологических подходов и анализе практики использования проектной деятельности на муниципальном уровне для разработки эффективных практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности муниципального управления в г. Белгороде.
Степень разработанности темы представляет собой сложный объект научного анализа. Вопросы разработки и реализации проектов на уровне муниципальных образований раскрываются в работах: В.А. Заренкова, С.В. Потапова, А.С. Товда и Г.Л. Ципеса и др.
Особенности внедрения проектного подхода в процессы муниципального управления широко исследуются в научных трудах К.Л. Жихарева, М.Н. Свергуновой, Г.С. Ферару, К.В. Харченко.
Отдельные методы и приемы осуществления проектной деятельности на уровне муниципальных образований нашли широкое отражение в в работах таких ученых, как С.П. Балашов, А.С. Богданова, Е.С. Кузнецова, Н.Ю Пехова, М.В. Сиротенко, Д.Ю. Хорохонов .
Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью повышения эффективности муниципального управления и недостатком практических рекомендаций, направленных на совершенствование проектной деятельности на уровне муниципальных образований.
Объектом исследования выступает проектная деятельность на муниципальном уровне
Предметом исследования являются процессы проектной деятельности в городском округе «Город Белгород».
Цель исследования состоит в разработке практических рекомендаций направленных на совершенствование процессов проектной деятельности в городском округе «Город Белгород».
Задачи исследования :
- исследовать теоретические основы осуществления проектной деятельности на муниципальном уровне;
- проанализировать практику осуществления проектной деятельности в управлении городском округом «Город Белгород»;
- определить направления совершенствования процессов проектной деятельности в управлении городском округом «Город Белгород».
Теоретическую и методическую основу исследования составляют научные исследования отечественных и зарубежных ученых в сфере проектной деятельности: Л. Гэддис, Т. М. Дридзе. А также основные положения системного подхода применимые к процессам проектного управления.
Кроме того, при подготовке исследования применялись общетеоретические научные методы: анализ и синтез, структуризация и обобщение.
Эмпирической базой исследования являются нормативно-правовые акты Российской Федерации, Белгородской области и городского округа «Город Белгород» . А также данные статистических органов федерального, регионального и территориального уровня, информационно-аналитических изданий и исследований, материалов периодической печати, результатов социологических исследований, отчетных и справочных материалов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных рекомендаций для повышения эффективности проектной деятельности и муниципального управления в городском округе «Город Белгород». Кроме того, в исследовании обобщены и синтезированы основные теоретические и методологические подходы к применению технологий управления проектами на уровне муниципальных образований.
Структура исследования состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложения.
Таким образом, на основании сформулированных направлений совершенствования организации проектной деятельности в городе Белгород можно сделать следующие выводы.
1. Одной из наиболее серьёзных проблем проектного управления обусловлена тем, что потенциал городского сообщества в развитии муниципального образовании путем реализации проектной деятельности задействован в недостаточной степени. По нашему мнению, одним из направлений преодоления сложившегося противоречия может стать построение эффективной системы взаимодействия органов власти муниципального образования и городского сообщества в сфере разработки, инициирования и реализации проектов развития городского округа, путем внедрения технологий краудсорсинга в процессы управления данной сферой.
2. В целях разрешения выявленного противоречия нами был разработан проект «Формирование краудсорсинговой платформы управления проектами городского округа «Город Белгород», который включает в себя: формирование на базе портала «Активный горожанин» краудсорсинговой площадки организации проектной деятельности, внедрение технологий краудфандинга в процессы привлечения ресурсов, необходимых для реализации проектов развития муниципального образования, а также активизацию деятельности городского сообщества в рамках экспертизы и оценки муниципальных проектов.
3. Реализация всех мероприятий проекта позволит существенно повысить эффективность процессов организации проектной деятельности в городе Белгороде, что обеспечит, как развитие системы муниципального управления в городском округе, так и достижение показателей социально¬экономического развития территорий. Реализация всех блоков проекта в совокупности, обеспечит синергетический эффект, обусловленный взаимосвязанностью и взаимодополняемостью проектных мероприятий.
В настоящее время методология проектного управления является одним из наиболее перспективных направлений деятельности муниципальных органов власти к развитию территорий. Дефицит местных бюджетов, сложная социально-экономическая ситуация и необходимость в оптимизации управленческих процессов на муниципальном уровне диктуют необходимость постоянного совершенствования проектной деятельности, направленной на развитие муниципальных образований. Вместе с тем, построение эффективной системы проектного управления должно строиться на основе современных и научно обоснованных управленческих технологий. В ином случае, управление проектами может стать еще одной практикой, реализуемой для достижения формальных показателей эффективности.
Теоретический анализ основ организации проектной деятельности позволил выявить, что существует большое число различных подходов к определению сущности данной сферы. Вместе с тем, одним из наиболее объективных является понимание проекта, как целенаправленной деятельности, представляющей собой комплекс алгоритмизированных и запланированных действий, направленных на создание или модернизацию проектируемых объектов, технологических процессов, организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению.
Широкий спектр сфер применения проектного подхода определяет разнообразии форм, объемов, содержания, многообразии поставленных целей, применяемых ресурсов, моделей финансирования, уровней сложности управления проектами. В общем виде, большинство проектов можно классифицировать согласно следующим формальным признакам: структура, сфера деятельности, длительность, объем, степень выполнимости.
В свою очередь проектная деятельность на муниципальном уровне имеет ряд существенных отличий от проектного управления на иных уровнях власти, заключающихся, как в целях разработки проектов, специфике инструментов их реализации, особенностях взаимодействия субъекта и объекта проектной деятельности. Муниципальный проект, таким образом, можно определить, как комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов по стратегическим направлениям социально- экономического развития муниципального образования в условиях временных и ресурсных ограничений.
На территории городского округа «Город Белгород» на протяжении последних лет ведется системная работа по внедрению технологий проектной деятельности в процессы управления развитием муниципального образования. В настоящее действует структурное отдел проектной деятельности Администрации города Белгорода, главной функцией которого является развитие проектного управления на территории муниципалитета, для оценки разрабатываемых проектов созданы отраслевые экспертные комиссии, принята нормативно-правовая база, обеспечивающие закрепление алгоритмов и технологий управления проектами в городском округе. Деятельность муниципальной власти по внедрению эффективных технологий управления проектами обусловила реализацию большого числа разнонаправленных проектов на территории города Белгорода. На 2017 год запланировано к реализации более 130 различных проектов, каждый из которых соответствует приоритетным целям и задачам развития городского округа.
Вместе с тем, организация проектной деятельности в городе Белгороде характеризуется и рядом проблем, к числу которых следует отнести низкую заинтересованность населения в части разработки и инициирования проектов муниципального развития с одной стороны, и недостатком современных управленческих технологий привлечения населения к процессам управления проектами на муниципальном уровне с другой. Кроме того, остается низкой информированность населения о процессах развития проектного управления в городском округе, деятельности отраслевых экспертных комиссий, причинах прекращения и закрытия проектов, а также способах и возможностях их инициирования. Одним из направлений разрешения существующих проблем может стать построение эффективной системы взаимодействия органов власти муниципального образования и городского сообщества в сфере разработки, инициирования и реализации проектов развития городского округа, путем внедрения технологий краудсорсинга в процессы управления данной сферой.
В этой связи нами был разработан проект «Формирование краудсорсинговой платформы управления проектами городского округа «Город Белгород», который включает в себя: формирование на базе портала «Активный горожанин» краудсорсинговой площадки, внедрение технологий краудфандинга в процессы проектного управления, а также активизацию деятельности городского сообщества в рамках экспертизы и оценки муниципальных проектов. Реализации предложенных проектных мероприятий позволит существенно повысить эффективность процессов организации проектной деятельности в городе Белгороде, что обеспечит, как развитие системы муниципального управления в городском округе, так и достижение показателей социально-экономического развития территорий. Реализация всех блоков проекта в совокупности, обеспечит синергетический эффект, обусловленный взаимосвязанностью и взаимодополняемостью проектных мероприятий.
В заключение сформулировать конкретные рекомендации, направленные на совершенствование проектной деятельности в городском округе «Город Белгород»:
- дополнить структуру портала «Активный горожанин» разделом «Гражданский проект», в рамках которого горожанам будет представлена возможность сформировать проект, направленный на реализацию инициативы, включающий паспорт проекта, календарный план, бюджет, финансово-экономическое обоснование;
- сформировать типовую структуру «Гражданского проекта» и разработать трехуровневую систему оценки предложенных инициатив;
- провести серию тренингов для социально активных горожан и представителей гражданского общества «Гражданское участие в развитии города Белгорода: от идеи к проекту»;
- разработать положение о реализации краудфандинговых проектов развития городского округа «Город Белгород»;
- расширить функционал портала «Активный горожанин» путем внедрения технологий краудфандингового сбора средств на реализацию общественных проектов со стороны городского сообщества;
- осуществлять мониторинг приоритетов поддержки краудфандинговых проектов для городского сообщества;
- разработать и утвердить процедуры отбора социально активных горожан в состав экспертных комиссий;
- нормативно закрепить пропорциональный состав комиссий, включая представителей органов власти, ученых и экспертов, представителей гражданского общества;
- осуществлять информационное освещение на официальных порталах органов местного самоуправления и в СМИ деятельность экспертных комиссий;
- реализовать мониторинг наиболее частых причин в признании нецелесообразности реализации тех или иных проектов, с последующей публикацией результатов на информационных порталах города.
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
2. Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти [Электронный ресурс] : Распоряжение Министерства экономического развития РФ от 14 апреля 2014 г. № 26Р-АУ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
3. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской области от 25 января 2010 г. № 27-пп (ред. от 03.06.2013) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
4. О формировании и использовании премиальных выплат участникам разработки и реализации проектов : Постановление губернатора Белгородской области от 12 января 2011 г. №2 (ред. от 20.07.2012) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк «Версия Проф.» Разд. «Законодательство».
5. Об утверждении Порядка принятия решений о разработке
долгосрочных целевых программ Белгородской области, их формирования, реализации и оценки эффективности [Электронный ресурс] : Постановление правительства Белгородской обл. от 31 августа 2009 г. № 295-пп (ред. от 04.02.2016) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд.
«Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
6. Об утверждении муниципальной программы «Муниципальное управление и развитие муниципальной кадровой политики городского округа «Город Белгород» на 2017 - 2020 годы» [Электронный ресурс] : постановление Администрации города Белгорода от 8 декабря 2016 г. № 224 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
7. Об утверждении порядка определения уровня профессионального соответствия проектных специалистов : Распоряжение губернатора Белгородской области от 22 июня 2012 г. № 408-р [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк «Версия Проф.» Разд. «Законодательство».
8. Об утверждении положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской области от 31 мая 2010 г. № 202-пп (ред. от 12.10.2015) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
9. Алисова, Л.Н., Аносова В.В. Местное самоуправление и гражданское общество: проблемы взаимодействия [Текст] / Л.Н. Алисова, B. В. Аносова // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №1. -
C. 72-75.
10. Ананьин, В.И. К конкурентному преимуществу - через проекты [Текст] / В.И. Ананьин // Управление проектами и программами. - 2012. - №3(23) - С. 244-251.
11. Бабинцев, В.П. Программно-целевой подход в государственном и муниципальном управлении: проблемы реализации [Текст] / В.П. Бабинцев // Социальные технологии в современном управлении: сборник научных трудов. - Белгород. - 2006. - С. 22-38.
12. Бабинцев, В.П. Теоретические основы управления проектами социально-экономического развития крупного города [Текст] /
В.П. Бабинцев, В.А. Сапрыка, Г.Ф. Ушамирская // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2009. - № 1. - С. 114¬120.
13. Балашова, С.П. Согласование стратегических приоритетов и проектов в рамках реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования [Текст] / С.П. Балашова, М.В. Сиротенко // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2015. - № 11. - C. 140-145.
14. Белых, И.В. Опыт муниципальных образований Москвы в реализации социальных проектов [Текст] / И.В. Белых // Муниципальная академия. - 2012. - № 1. - С. 8-9.
15. Богданова, А.С. Оценка эффективности проектов в сфере государственного и муниципального управления [Текст] / А.С. Богданова, Е.С. Кузнецова // Вестник МГТУ. - 2012. - № 1. - С. 195-198.
16. Важенина, Т.М. Устойчивое развитие муниципального образования: системный подход [Текст] / Т.М. Важенина // Известия высших учебных заведений. - 2012. - № 3. - С. 10-14.
17. Гафарова, Л.А. Социальное проектирование как основа формирования новой муниципальной управленческой парадигмы [Текст] / Л.А. Гафарова // Вестник ЧелГУ. - 2014. - № 11 (340). - С. 108-115.
18. Гончаренко, П.В., Рамбаусик В.Л. Управление проектами в органах исполнительной власти Белгородской области [Текст] / П.В. Гончаренко, В.Л. Рамбаусик. - Белгород: Изд-во «ПОЛИТЕРРА», 2012. - 66 с.
19. Грей, К.Ф. Управление проектами. Практическое руководство [Текст] / К.Ф. Грей, Э.У. Ларсон. - М.: Дело и сервис, 2013. - 523 с.
20. Гэддис, Л. История проектного управления за рубежом. [Текст] / Л. Гэддис. - М., 2010. - 312 c.
21. Данилов, Р.В. Роль муниципального управления в реализации социальных проектов в сфере профессионального образования [Текст] / Р.В. Данилов // Муниципальная академия. - 2012. - № 2. - С. 51-53.
22. Дмитриев, А.В. Методика внедрения проектного подхода в управление социальным развитием российских регионов [Текст] / А.В. Дмитриев // Науковедение. - 2013. - №1 (14). - С.25-27.
23. Дридзе, Т.М. Основы социокультурного проектирования. [Текст] / Т.М. Дридзе. - М., 2009. - 127 с.
24. Ергодоев, О.Б. О Подходах к оценке эффективности инвестиционных проектов развития социального сектора муниципальной экономики [Текст] / О.Б. Ергодоев // Известия ИГЭА. - 2012. - №4. - C. 71¬74.
25. Жихарев, К.Л. Проектное управление развитием региональной инновационной системы: общая схема и принципы [Текст] / К.Л. Жихарев // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - № 7. - С. 51-58.
26. Зайцев, И.В. Российская практика внедрения проектной деятельности в органах государственной власти / И.В. Зайцев // Управление экономическими системами. - 2016. - № 6. - С. 12-17.
27. Заренков, В.А. Управление проектами [Текст] / В.А. Заренков. - М.: АСВ, 2012. - 306 с.
28. Кадышев, Е.Н. Социально ориентированное муниципальное управление на основе проектного подхода [Текст] / Е.Н. Кадышев, И.В. Петрова // Проблемы. Поиск. Решения. - 2014. - № 35. - С. 48-55.
29. Кожевина, О.В. Муниципальное образование как объект управления экономическим пространством региона [Текст] / О.В. Кожевина, М.В. Сиротенко // Известия Алтайского государственного университета. -
2012. - № 2. - С. 355-358.
30. Коньшунова, А.Ю. К вопросу о классификации проектов в проектном управлении [Текст] / А.Ю. Коньшунова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2013. - № 32. - С. 171-178.
31. Косинский, П.Д. Муниципальное образование как объект муниципального менеджмента: системный и ситуационный подходы [Текст] / П.Д. Косинский, А.Г. Чупрякова // Научный альманах. - 2015. - № 9. - С. 198-204.
32. Кузнецова, Е.С. Оценка эффективности проектов в сфере государственного и муниципального управления [Текст] / Е.С. Кузнецова, А.С. Богданова // Вестник МГТУ. - 2012. - № 1. - С. 195-198.
33. Мисютин, А.Н. Проектное управление как коммуникативная парадигма [Текст] / А.Н. Мисютин // Регионология. - 2012. - № 3. - С. 78-84.
34. Муринович, А.А. Муниципальный опыт реализации социальных проектов [Текст] / А.А. Муринович, М.П. Логинов // Муниципалитет: экономика и управление. - 2014. -№ 3. - С. 82-87.
35. Новиков, И.А. Особенности стратегического управления муниципальными проектами [Текст] / И.А. Новиков // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты. - 2012. - № 1. - С. 39-44.
36. Панасюк, В.П. Проектно-квалитативная модель управления инновационным развитием муниципальных систем [Текст] / В.П. Панасюк, Г.В. Головичер, О.В. Ковальчук // Человек и образование. - 2012. - № 3. - С. 89-93.
37. Парасоцкая, В.Г. Современные проектно-управленческие технологии как фактор организации эффективного решения вопросов муниципального управления [Текст] / В.Г. Парасоцкая // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2013. - № 2. - С.173¬179.
38. Петрова, Е.М. Планирование как основа управления муниципальным социально-экономическим развитием [Текст] / Е.М. Петрова // Интернет-журнал «Управление экономическими системами». -
2013. - № 4. - С. 12-17.
39. Пехова, Н.Ю. Компетентность в управлении муниципальными проектами [Текст] / Н.Ю. Пехова // Перспективы науки. - 2013. - № 11. - C. 71-77.
40. Пехова, Н.Ю. Стандарты качества управления муниципальными проектами [Текст] / Н.Ю. Пехова // Социология власти. - 2012. - № 6. - С. 122-129.
41. Потапов, С.В. Как управлять проектом [Текст] / С.В. Потапов. - М.: Эксмо, 2012. - 65 с.
42. Савченко, Е.С. Белгородская область: проектное управление для муниципальных инициатив / Е.С. Савченко // Самоуправление. - 2012. - № 2. -С. 3-8.
43. Свергунова, М.Н. Без развития муниципальных образований невозможно развитие страны [Текст] / М.Н. Свергунова // Самоуправление. 2012. - №9. - С 5-7.
44. Титаренко, Б.С. Системный подход к управлению проектами [Текст] / Б.С. Титаренко // Вестник МГСУ. - 2012. - № 5. - С. 340-345.
45. Товб, А.С. Управление проектами. Стандарты, методы, опыт [Текст] / А.С. Товб, Г.Л. Ципес. - М.: Олимп-Бизнес, - 2013. 240 с.
46. Ферару, Г.С. Условия, факторы и критерии успешной реализации проекта: обобщение опыта проектного управления [Текст] / Г.С. Ферару // Современные технологии управления: электрон. науч. журн.. - 2014. - №11. - С. 1-5.
47. Филипова, Н.М. Развитие человеческого капитала муниципального образования с помощью целевых муниципальных проектов» [Текст] / Н.М. Филипова // Самоуправление. - 2012. - № 11. - С. 15-18.
48. Харченко, К.В. Муниципальные управленческие проекты [Текст] / К.В. Харченко // Граница - среда инноваций: формирование умных приграничных территорий. - 2012. - № 2. - С. 86-89.
49. Харченко, К.В. Организация и совершенствование проектного управления на муниципальном уровне [Текст] / К.В. Харченко // Практика муниципального управления. - 2015. - № 6. - С. 12-27.
50. Шевченко, О.С. Механизмы реализации проектов муниципально-частного партнерства [Текст] / О.С. Шевченко // Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - № 3. - С. 85-87.
51. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности [Текст] / Э.Г. Юдин. - М. : Наука, 1998. - 391 с.