В последние несколько десятилетий было предпринято немало попыток сопоставления эмарского культового календаря с библейскими культовыми календарями. Особое внимание исследователей привлёк ритуал zukru, подробному описанию которого посвящены два текста из эмарского клинописного архива, Emar 373 и Emar 375. Сходство ритуала с Песахом было замечено многими исследователями, однако никаких однозначных выводов о заимствовании или общем происхождении на этом основании сделано не было. Отчасти это связано с тем, что временем проведения zukruпринято считать осень, в то время как Песах является весенним праздником. То же убеждение привело к сопоставлению zukruс осенним праздником Суккотом. Предположение о том, что эмарский календарь начинался весной, а не осенью, как считалось ранее, позволило М. Коэну выдвинуть гипотезу о влиянии ритуала zukruна Песах.
Цель данной работы заключается в проверке гипотезы о наличии генетической связи между ритуалом zukruи Песахом.
Задачи можно определить следующим образом:
1) Сделать краткий обзор эмарского и еврейского календарей;
2) Рассмотреть тексты Emar 373 и Emar 375, посвящённые ритуалу zukru;
3) Рассмотреть основные библейские тексты, посвящённые Песаху;
4) Провести сравнительный анализ текстов и религиозных представлений.
Актуальность работы определяется необходимостью исследовать происхождение и развитие иудейского праздника Песаха в контексте ритуалов и праздников других ближневосточных народов.
Научная новизна работы обусловлена отсутствием русскоязычных переводов и исследований ритуала zukru.Кроме того, в большинстве известных нам сравнительных анализов учтена лишь малая часть из содержащихся в Библии сведений о Песахе, из-за чего многие сходства и различия остаются без должного внимания. В нашей работе мы постараемся исправить это упущение, рассмотрев в отдельности тринадцать различных библейских отрывков, посвящённых празднованию Песаха.
Переводы с аккадского языка выполнены по транслитерации Д. Флеминга. Переводы с древнееврейского языка выполнены по изданию Biblia Hebraica Stuttgartensia.
В ходе сравнительного анализа мы выявили не только сходства, но и различия в порядке проведения ритуалов.
Как zukru,так и Песах начинались в полнолуние первого месяца культового календаря и длились семь дней. Особое внимание в обоих случаях уделялось первому и седьмому дню. Общие закономерности можно обнаружить в жертвоприношениях и в обращении с кровью жертвенных животных. Кроме того, оба праздника могли быть связаны со сменой полугодий и началом сбора нового урожая зерновых.
Тем не менее, важной частью zukruбыл выход праздничной процессии в сопровождении статуй богов за пределы города и последующее возращение. Ничего похожего в случае с Песахом мы не наблюдаем. Отказ от употребления в пищу квасного был характерной чертой Песаха, но не zukru.В отличие от zukru, никаких особых церемоний для каждого седьмого года в отношении Песаха предусмотрено не было.
Таким образом, прямое влияние ритуала zukruна Песах кажется нам маловероятным. Тот факт, что свидетельства о zukruотносятся к более раннему времени, чем свидетельства о Песахе, ещё не является доказательством причинно-следственной связи. Не стоит исключать, что определённое сходство двух праздников может быть обусловлено принадлежностью к общей западносемитской традиции. Тем не менее, доказательство какой бы то ни было генетической связи на данном этапе не представляется нам возможным ввиду нехватки сравнительного материала.