Работа сделана на примере психоневрологических интернатов.
Есть приложение.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования элементарных трудовых и бытовых навыков у инвалидов с тяжелыми множественными заболеваниями (проживающих в условиях психоневрологического интерната) средствами адаптивного физического воспитания 6
1.1 Характеристика элементарных трудовых и бытовых навыков инвалидов с тяжелыми множественными заболеваниями (проживающих в условиях психоневрологического интерната) 6
1.2 Роль адаптивной физической культуры в формировании элементарных трудовых и бытовых навыков у инвалидов с тяжелыми множественными заболеваниями, проживающих в условиях психоневрологического интерната 12
Выводы по первой главе 19
Глава 2 Практические аспекты формирования элементарных трудовых и бытовых навыков у инвалидов с тяжелыми множественными заболеваниями (проживающих в условиях психоневрологического интерната) средствами адаптивного физического воспитания 21
2.1 Принципы и формы формирования элементарных трудовых и бытовых навыков у инвалидов с тяжелыми множественными заболеваниями средствами адаптивного физического воспитания 21
2.2 Методы формирования элементарных трудовых и бытовых навыков у инвалидов с тяжелыми множественными заболеваниями средствами адаптивного физического воспитания 25
Выводы по второй главе 32
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложение 36
Актуальность исследования. Изучение особенностей формирования элементарных трудовых и бытовых навыков у инвалидов с тяжелыми множественными заболеваниями, проживающих в условиях психоневрологического интерната, с использованием средств адаптивного физического воспитания является важной и актуальной областью исследования по нескольким причинам. Во-первых, инвалиды с тяжелыми множественными заболеваниями часто сталкиваются с изоляцией и ограниченными возможностями для социальной интеграции. Развитие элементарных трудовых и бытовых навыков способствует их социальной адаптации и улучшению качества жизни. Во-вторых, освоение базовых бытовых и трудовых навыков помогает инвалидам стать более независимыми и самодостаточными, что может значительно повысить их уверенность в себе и общее психологическое благополучие. В-третьих, адаптивное физическое воспитание играет важную роль в поддержке и улучшении физического состояния инвалидов с тяжелыми множественными заболеваниями. Регулярные физические упражнения помогают улучшить координацию, силу, выносливость и общее физическое самочувствие, что в свою очередь способствует успешному освоению бытовых и трудовых навыков. В-четвертых, средства адаптивного физического воспитания могут стимулировать не только физическое, но и когнитивное развитие инвалидов. Это важно для сохранения и улучшения когнитивных функций, что прямым образом влияет на способность к обучению и освоению новых навыков. И, наконец, исследования в данной области могут внести значимый вклад в науку о реабилитации и адаптивной физической культуре. Они помогут разработать более эффективные методики и программы, которые могут быть применены не только в психоневрологических интернатах, но и в других учреждениях для инвалидов.
Таким образом, изучение формирования элементарных трудовых и бытовых навыков у инвалидов с тяжелыми множественными заболеваниями средствами адаптивного физического воспитания имеет высокую актуальность. Оно не только улучшает качество жизни инвалидов, но и способствует их интеграции в общество, создавая более инклюзивное и понимание общество.
Сущность понятий «адаптивная физическая культура», «адаптивное физическое воспитание» раскрыто в работах Т.В. Андрюхиной, Е.А. Волковой, Н.В. Третьяковой и др. Особенности бытовых и рудовых навыков и методы их формирования у людей с множественными нарушениями охарактеризованы Е.В. Афанасьевой, Л.П. Глушковой, Ю.С. Климовой и др. Формирование социальных навыков у инвалидов с множественными нарушениями средствами адаптивного физического воспитания описано Н.В. Денисовой, С.Б. Нарзлуевым, А.В. Никитиной и др. Однако, несмотря на большое количество исследований, проблема формирования элементарных трудовых и бытовых навыков у инвалидов с тяжелыми множественными заболеваниями, проживающих в условиях психоневрологического интерната, средствами адаптивного физического воспитания, в силу своей масштабности требует дополнительного рассмотрения.
Цель исследования – изучить особенности формирования элементарных трудовых и бытовых навыков у инвалидов с тяжелыми множественными заболеваниями, проживающих в условиях психоневрологического интерната, средствами адаптивного физического воспитания.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать элементарные трудовые и бытовые навыки инвалидов с тяжелыми множественными заболеваниями (проживающих в условиях психоневрологического интерната).
2. Определить роль адаптивной физической культуры в формировании элементарных трудовых и бытовых навыков у инвалидов с тяжелыми множественными заболеваниями, проживающих в условиях психоневрологического интерната.
3. Описать принципы, формы и методы формирования элементарных трудовых и бытовых навыков у инвалидов с тяжелыми множественными заболеваниями, проживающих в условиях психоневрологического интерната.
Объект исследования – процесс формирования элементарных трудовых и бытовых навыков у инвалидов с тяжелыми множественными заболеваниями, проживающих в условиях психоневрологического интерната, средствами адаптивного физического воспитания.
Предмет исследования – условия формирования элементарных трудовых и бытовых навыков у инвалидов с тяжелыми множественными заболеваниями, проживающих в условиях психоневрологического интерната, средствами адаптивного физического воспитания.
Методы исследования: анализ научных источников, изучение специальной литературы, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложение.
Формирование элементарных трудовых и бытовых навыков у инвалидов с тяжелыми множественными заболеваниями при помощи адаптивного физического воспитания является важной и необходимой задачей. Это позволяет не только улучшить физическое состояние и качество жизни проживающих в психоневрологических интернатах, но и способствует их социальной интеграции и самооценке.
Адаптивное физическое воспитание, специально разработанное с учетом индивидуальных возможностей и ограничений каждого пациента, играет ключевую роль в этом процессе. Использование специализированных программ и методик позволяет развивать координационные, моторные и когнитивные способности, что в свою очередь повышает уровень автономности и самостоятельности инвалидов. Важно отметить, что такие занятия могут включать не только физические упражнения, но и игровые и поведенческие тренировки, способствующие общему развитию личности. Адаптивное физическое воспитание служит мощным инструментом для формирования трудовых и бытовых навыков, таких как уборка комнаты, сервировка стола, ведение личной гигиены и участие в коллективных мероприятиях. Это значительно расширяет возможности пациентов в повседневной жизни и способствует их интеграции в сообщество.
Следует подчеркнуть, что постоянная поддержка и участие специалистов – тренеров, физиотерапевтов, психологов и социальных работников – является неотъемлемой частью успешной реализации этих программ.
Таким образом, адаптивное физическое воспитание в условиях психоневрологических интернатов не только улучшает физическое состояние инвалидов с тяжелыми множественными заболеваниями, но и помогает им овладеть необходимыми для повседневной жизни навыками, что делает их более независимыми и уверенными в себе.
1. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие / Т. В. Андрюхина [и др.]; под общ. ред. Т. В. Андрюхиной. – Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. – 158 с.
2. Афанасьева, Е. В. Социальная адаптация инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями / Е. В. Афанасьева. – Москва : Изд-во Иванова, 2021. – 128 с.
3. Белякова, И. И. Методики формирования бытовых навыков у инвалидов / И. И. Белякова, Д. А. Смирнов // Журнал социальной педагогики. – 2022. – №3. – С. 45-60.
4. Волкова, Е. А. Адаптивная физическая реабилитация для лиц с ДЦП : методические материалы / Е. А. Волкова, А. В. Жуковская, Е. А. Кукушкина, П. С. Федорова. – Ярославль, 2016. – 68 с.
5. Воробьев, А. С. Интеграция инвалидов в общество : пути и методы / А. С. Воробьев // Современные педагогические технологии. – 2021. – №4. – С. 12-27.
6. Глушкова, Л. П. Проблемы и перспективы реабилитации инвалидов с тяжелыми множественными заболеваниями / Л. П. Глушкова, К. А. Прокофьев // Социальная работа. – 2020. – №2. – С. 33-47.
7. Денисова, Н. В. Особенности профессионального обучения инвалидов с комплексными нарушениями / Н. В. Денисова. – Санкт-Петербург .: Наука, 2023. – 200 с.
8. Жукова, М. В. Программы по развитию элементарных трудовых навыков у детей с инвалидностью / М. В. Жукова, С. П. Орлов // Инклюзивное образование. – 2021. – №1. – С. 87-95.
9. Иванов, В. В. Социальные технологии в работе с инвалидами / В. В. Иванов. – Екатеринбург : Уралполиграф, 2020. – 156 с.
10. Карасева, Т. П. Реабилитационные программы для инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями / Т. П. Карасева, Л. В. Сорокина // Вестник реабилитологии. – 2022. – №4. – С. 75-89.
11. Климова, Ю. С. Развитие трудовых навыков у инвалидов: практические аспекты / Ю. С. Климова // Профессиональное образование. – 2020. – №5. – С. 53-68.
12. Мельникова, О. А. Инновации в социальной помощи инвалидам / О. А. Мельникова. – Нижний Новгород : Логос, 2022. – 142 с.
13. Нарзулаев, С. Б. Аспекты социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры и спорта / С. Б. Нарзулаев, И. Н. Сафронова, Н. А. Петухов // Вестник Том. гос. пед. ун-та. – 2012. – № 5 (120). – С. 154–160.
14. Никитина, А. В. Разработка социальных проектов для инвалидов / А. В. Никитина, И. Б. Кузнецов // Образование и развитие. – 2023. – №2. – С. 101-118.
15. Осипова, И. Г. Педагогические технологии формирования бытовых навыков у инвалидов / И. Г. Осипова. – Казань : Казанский университет, 2023. – 184 с.
16. Пименов, Л. Д. Реабилитация инвалидов с множественными нарушениями: опыт и перспективы / Л. Д. Пименов, Е. И. Тихонова // Социальная политика. – 2021. – №3. – С. 59-74.
17. Романова, С. В. Адаптационные программы для инвалидов / С. В. Романова // Социология труда. – 2022. – №1. – С. 112-127.
18. Селуянов, В. И. Технология оздоровительной физической культуры / В. И. Селуянов. – Москва : Дивизион, 2009. – 191 с.
19. Сидорова, Н. П. Проблемы интеграции инвалидов в общество / Н. П. Сидорова. – Ростов-на-Дону : Ростов-учеба, 2021. – 153 с.
20. Третьякова, Н. В. Теория и методика оздоровительной физической культуры : учебное пособие / Н. В. Третьякова, Т. В. Андрюхина, Е. В. Кетриш ; под общ. ред. Н. В. Третьяковой. – Москва : Спорт, 2016. – 280 с.