Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты психологической работы по формированию эмоционального интеллекта младших школьников 9
1.1 Понятие эмоционального интеллекта в психологической литературе 9
1.2 Психологические особенности младшего школьного возраста 15
1.3 Условия организации психологической работы по формированию эмоционального интеллекта младших школьников 20
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию эмоционального интеллекта младших школьников 27
2.1 Диагностика уровня сформированности эмоционального
интеллекта у детей младшего школьного возраста 27
2.2 Реализация психологической работы по формированию эмоционального интеллекта младших школьников 37
2.3 Анализ эффективности психологической работы по формированию эмоционального интеллекта младших школьников 46
Заключение 55
Список используемой литературы и используемых источников 57
Приложение А Тематический план психологической работы 63
Актуальность темы исследования. Современный мир диктует свои правила и заставляет всех ежедневно ускорять темп жизни. Именно поэтому эмоциональный интеллект занимает центральное место в жизни детей и взрослых. И одной из важнейших задач начального образования является создание и поддержание комфортной психологической среды, обеспечивающей полноценное личностное и психическое развитие ребенка. Психическое здоровье, то есть состояние психического, физического и социального благополучия, играет важную роль в правильном формировании личности. Когда человек находится в зоне дискомфорта, в первую очередь расстраивается эмоциональный круг.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), формирование эмоционального интеллекта у младших школьников является важным направлением воспитательной и образовательной деятельности. Это связано с тем, что эмоциональный интеллект включает в себя набор качеств, которые позволяют ребенку успешно адаптироваться в обществе и научиться регулировать свои эмоции.
В младшем школьном возрасте дети еще не полностью сформировались как личности и находятся на стадии развития. Они испытывают множество эмоций, но не всегда умеют их контролировать, что может привести к негативным последствиям. Важно помочь детям понять свои эмоции и управлять ими, научить их эффективно взаимодействовать с другими людьми и развить навыки разрешения конфликтов.
Кроме того, развитие эмоционального интеллекта у школьников способствует развитию их социальной компетентности, которая является основой для успешной жизни и будущей карьеры. В целом, формирование эмоционального интеллекта у младших школьников является важной составляющей полноценного личностного развития и будущего успеха.
Начинать развивать эмоциональный интеллект в младшем школьном возрасте необходимо, поскольку это позволяет детям научиться понимать свои чувства и эмоции и управлять ими, развить социальные навыки и умения, улучшить общение с окружающими людьми. Кроме того, такое развитие поможет детям сохранить позитивный настрой и уверенность в себе. Это позволит им быть более успешными и удовлетворенными в жизни.
Важно начать развивать эмоциональный интеллект в раннем школьном возрасте, потому что современные дети, как правило, менее чувствительны и эмоциональны, что, в свою очередь, ослабляет эмпатию.
Психологи отмечают, что «в настоящее время необходимо более детальное изучение эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста». Эмоциональный интеллект детей младшего школьного возраста играет важную роль в их развитии и адаптации в обществе. Ребенок, который умеет управлять своими эмоциями и понимать эмоции других, лучше справляется с проблемами, строит отношения и достигает успеха в жизни. Поэтому психологи считают, что необходимо провести дополнительные исследования эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста, чтобы изучить его связь с их развитием, поведением и социальной адаптацией. Это поможет разработать более эффективные программы и методы помощи детям в развитии и управлении своими эмоциями, а также повысить эффективность работы учителей и психологов.
Относительно недавнее появление такого научного явления, как «эмоциональный интеллект», предполагает более детальное изучение этого аспекта психологии и использование полученных знаний по этому вопросу в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста.
Наблюдения психологов-педагогов за детьми дошкольного и младшего школьного возраста показали, что у некоторых детей с рождения заложены основы эмоционального интеллекта как одной из одаренных способностей. У других же эмоциональный интеллект выражен в ограниченной степени.
Поэтому изучение структуры, процесса и форм его формирования откроет реальную возможность оптимизировать личностное развитие ребенка и его отношения с другими детьми и взрослыми в процессе межличностного взаимодействия...
Формирование эмоционального интеллекта у младших школьников является одним из самых важных аспектов психологической работы. Эмоциональный интеллект - это способность овладевать эмоциями и использовать их в конструктивных целях, управлять своими эмоциями и эмоциональными реакциями.
Чтобы формировать у младших школьников эмоциональный интеллект, можно использовать ряд практических методик и упражнений:
1. Обучение основам эмоционального регулирования. Детям необходимо научиться узнавать свои эмоции, понимать причины их возникновения, различать положительные и отрицательные эмоции.
2. Развитие эмпатии. Эмпатия - это способность понимать и воспринимать чужие эмоции. Детям можно давать упражнения, чтобы они могли лучше понимать чужие чувства, в том числе использование игр ролевой игры, диалогов.
3. Обучение социальным навыкам. Социальные навыки помогают детям строить отношения с другими людьми и быть успешными в обществе. При этом важно обучать детей коммуникационным навыкам, эмпатии, трансформировать культовые и религиозные диалоги между детьми, учить их решать конфликты конструктивным способом.
4. Использование книг и игр. Книги и игры могут быть отличным инструментом для формирования эмоционального интеллекта у детей.
5. Создание дополнительной образовательной ситуации в школе. Организация кружков, групп по изучению психологии, конференций и семинаров для детей помогает развивать интерес к теме, повышать их интеллектуальный уровень и самосознание.
В целом, формирование эмоционального интеллекта у младших школьников - это процесс, требующий длительного и упорного труда со стороны педагогов и психологов. Важно помнить, что у каждого ребенка своя скорость развития, поэтому методы и подходы должны быть гибкими и адаптированными к конкретным потребностям каждого ребенка.
Во второй главе данного исследования с целью формирования эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста, была проведена экспериментальная работа. В экспериментальной работе приняли участие дети 9-10 лет в количестве 40 человек предварительно поделившихся на две группы: экспериментальную и контрольную по 20 человек в каждой.
Экспериментальная работа состояла из трёх этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.
Результаты констатирующего этапа показали, что среди испытуемых преобладает количество младших школьников с низким и средним уровнем сформированности эмоционального интеллекта. В связи с этим на формирующем этапе была разработана и реализована психологическая работа по формированию эмоционального интеллекта у младших школьников из экспериментальной группы.
Психологическая работа по формированию эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста была проведена только с учениками, которые вошли в экспериментальную группу. Занятия проводились во внеурочное время. Всего было проведено 8 занятий. Каждое занятие длилось 60 минут.
После проведения психологической работы, была проведена повторная диагностика уровня сформированности эмоционального интеллекта у младших школьников обеих групп. Результаты контрольного этапа экспериментальной работы показали, что уровень сформированности эмоционального интеллекта у младших школьников экспериментальной группы после психологической работы стал значительно выше, а вот у детей младшего школьного возраста из контрольной группы уровень сформированности эмоционального интеллекта не изменился.
1. Андерсон М. Н. Актуальность проблемы развития эмоционального интеллекта в рамках приоритетных задач ФГОС дошкольного образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2020. №2. С. 204-210.
2. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2017. № 5. С. 57-65.
3. Андреева И. Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2018. № 2. С. 104 - 109.
4. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. 2019. № 14 (73). С. 243-244.
5. Балаклеец В. В. Об особенностях компонентов эмоционального интеллекта у представителей разных народов. Молодой ученый. 2017. №4. С. 315-318.
6. Барышникова Е. В. Психология детей младшего школьного возраста: учеб. пособие. Челябинск : Изд-во Южно-Урал. Гос. Гуманитар.- пед. ун-та, 2018. 174 с.
7. Бегиева Б. М., Кабжихов А. А. Средства интеллектуального развития младших школьников // Вопросы науки и образования. 2020. № 25 (109). С. 19-22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-intellektualnogo- razvitiya-mladshihshkolnikov (дата обращения: 26.03.2023).
8. Брязгина В. А. Психолого-педагогические условия развития эмоционального интеллекта младших школьников // Цели и ценности современного образования : сб. науч. Тр. 2019. С. 212-216.
9. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М. : Лабиринт, 1999. 352 с.
10. Геращенко Т. А. Развитие эмоционального интеллекта у младших
школьников // Педагогика и психология как основа развития современного общества: сб. науч. Тр. 2019. С. 39-42. Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=39219461(дата обращения: 20.02.2023).
11. Гоулмэн Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. Москва : Изд-во Иванов и Фербер, 2017. 544 с.
12. Данилова Н. А. Формы психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта младших школьников. // Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире : сб. науч. Тр. 2015. С. 229-232. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=25259239.(дата обращения: 16.01.2023)
13. Дворак В. Н., Петелина А. А. Развитие представлений об эмоциональном интеллекте в XX - XXI веке // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. 2020. №2. С. 10-13.
14. Добрин А. В. Особенности управления эмоциями младших школьников как компонент эмоционального интеллекта // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты : сб. науч. Тр. / Под ред. Т. М. Сигитова. Пермь, 2017. С. 135-136. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32457032 (дата обращения: 10.02.2023).
15. Доброва Ю. С. Безгодова С. А. Проблема понимания эмоционального интеллекта в психологии // Психология в современном мире : сб. науч. Тр. / Под ред. О. В. Кащеева, И. В. Антоненко, И. Н. Карицкого. 2017. С. 61-63. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32785776(дата обращения: 20.02.2023)...(47)