Введение 3
1 Теоретические и методические аспекты развития системы управления
качеством проектов ИТ-компаний 9
1.1 Технология разработки проектов и система управления качеством в
деятельности ИТ-компаний 9
1.2 Методология управления качеством телекоммуникационных проектов
на российском и зарубежном рынке 19
1.3 Анализ характеристик качества разработки проектов программных
продуктов и существующих моделей обеспечения их качества 30
2 Анализ системы управления качеством в телекоммуникационных проектах
компании 37
2.1 Анализ проектной деятельности компании, разрабатывающей
информационные системы для телекоммуникационной отрасли 37
2.2 Анализ системы управления качеством в проектной деятельности ИТ-
компании 53
3 Моделирование системы управления качеством в телекоммуникационных
проектах 59
3.1 Разработка комплекса концептуальных моделей системы управления качеством в телекоммуникационных проектах и предложения по
совершенствованию проектного управления в ИТ-компаниях 59
3.2 Оценка эффективности предложенных решений по развитию системы управления качеством проектов 74
Заключение 80
Список используемых источников 83
Актуальность темы исследования обусловлена увеличением финансовых затрат, связанных с процессом управления качеством, поиском и устранением ошибок и дефектов в телекоммуникационных проектах из-за возрастающей сложности программных продуктов при уменьшении среднего срока жизненного цикла разработки. Повышение эффективности системы управления качеством телекоммуникационных проектов в компаниях необходимо для сохранения конкурентных преимуществ на рынке программного обеспечения и повышения ценности программных продуктов для клиентов за счет удовлетворения всех предъявляемых требований.
Ускорение процессов цифровизации и цифровой трансформации повсеместно и во всех отраслях привело к тому, что значительно вырос спрос на информационные системы (ИС). И сегодня это не просто классические ИС, а системы, построенные на сквозных информационных технологиях Индустрии 4.0. В условиях усложнения программных продуктов, увеличения объемов информации, распространением сквозных технологий, сокращения времени программной разработки, связанных с повышением требований рынка к скорости вывода на рынок продуктов телекоммуникационных проектов, выигрывают компании-производители, выдающие быстрее всех самый качественный программный продукт, следовательно, необходимо уделять внимание системе управления качеством проектов, чтобы сохранить конкурентные преимущества на рынке программного обеспечения. Совершенствование систем управления качеством в телекоммуникационных проектах играет важную роль и в повышении ценности программных продуктов для клиентов за счет удовлетворения всех предъявляемых требований. Процесс управления качеством телекоммуникационных проектов сильно влияет на стоимость и сроки разработки программных продуктов, а ошибки на этапах проектирования и разработки приводят к очень серьезным финансовым и временным потерям. Следовательно, совершенствование процесса управления качеством телекоммуникационных проектов занимает важное место в деятельности телекоммуникационных компаний, а проектная деятельность, связанная с управлением качеством, представляет собой важную составляющую общей управленческой деятельности данных организаций. Также следует отметить, что совершенствование систем управления качеством в телекоммуникационных проектах должно происходить постоянно и являться частью управленческих процессов, направленных на создание ценности для клиентов.
В условиях совершенствования системы управления качеством в телекоммуникационных проектах необходимо учитывать, что программные продукты и компании-разработчики в телекоммуникационной отрасли имеют отличительные особенности и чаще всего являются уникальными, соответственно и показатели качества могут быть индивидуальными. Эти особенности учитывает проектное управление, в рамках которого могут быть применены различные проектные подходы к управлению проектами (процессный, компетентностный и другие), а также могут быть применены различные методологии проектного управления (водопадная или каскадная, гибкая или «Agile», гибридная и другие). В процессе работы над телекоммуникационными проектами возникает ряд различных проблем, влияющих на качество результата. Сюда можно отнести и нарушение сроков разработки, обеспечение качества выполняемых работ, проблемы в управлении ресурсами и стоимостью проекта. Перечисленные проблемы также требуют решение со стороны методов, подходов и инструментов проектного управления в целях совершенствования системы управления качеством в телекоммуникационных проектах в ИТ-компаниях.
Под телекоммуникационными проектами в рамках настоящего исследования понимаются проекты, где разрабатываются программные продукты для телекоммуникационной отрасли. В настоящее время в подобных продуктах активно используются современные сквозные технологии, поэтому при разработке подобных продуктов необходимо учитывать возрастающую сложность, инновационность, научную составляющую, и в случае, например, с продуктами Интернета вещей, также технические компоненты в рамках программных продуктов телекоммуникационных проектов....
Современные сквозные информационные технологии, такие как Big Data, Искусственный интеллект, Интернет вещей и другие, а также корпоративные информационные системы, выстроенные на их базе, имеют достаточно сложную структуру, которая включает и программный код, и документацию, и технические комплектующие. Управление качеством разработки программных продуктов играет важную роль в повышении ценности программных продуктов для клиентов путем разработки качественных программных продуктов в требуемые сроки. Процесс управления качеством программных продуктов сильно влияет на стоимость и сроки разработки программных продуктов, а ошибки на этапах проектирования и разработки приводят к очень серьезным финансовым и временным потерям. Поэтому совершенствование процесса управления качеством программных продуктов занимает важное место в деятельности организаций, а проектная деятельность, связанная с управлением качеством, представляет собой важную составляющую общей управленческой деятельности любой организации.
Основой управления деятельностью организации, в том числе и проектной, является принятие управленческих решений. Все решения основываются на анализе данных, характеризующих ситуацию, определении целей и задач, и содержат программу, алгоритм действий по реализации мероприятий. Важнейшими ресурсами для принятия правильных решений, способных в дальнейшем повлиять на повышение конкурентоспособности организации, её инвестиционной привлекательности, являются информационные ресурсы и знания, которые в настоящее время сопровождаются информационными системами и технологиями. При этом информационные системы и технологии должны быть качественными, без критических ошибок, которые могут негативно сказаться на качестве принимаемых управленческих решений.
Для эффективного управления качеством в проектах по разработке программных продуктов необходима эффективная система, соответствующая современным требованиям стандартов и организации. Совершенствование процесса управления качеством программных продуктов может решаться различными способами и путями, и, в частности, путем применения эффективных методов и инструментов проектного управления, менеджмента качества, посредством интеграции различных методологий, направленных на сопровождение управления процессами разработки программных продуктов в компании и обеспечение принятия правильных управленческих решений.
В рамках магистерской диссертации разработаны рекомендации и практические предложения по совершенствованию системы управления качеством проектов программных продуктов для телекоммуникационной отрасли с целью улучшения конкурентных преимуществ ИТ-компании.
В соответствии с поставленной целью в работе были решены следующие задачи диссертационного исследования:
• изучено и систематизировано понятие «качество программных продуктов», выявлены факторы, влияющие на качество программных продуктов ИТ- компании;
• изучена методология управления качеством проектов на
российском и зарубежном рынках;
• проведен анализ текущей ситуации в ИТ-компании с целью выявления сильных и слабых сторон в проектной деятельности;
• разработаны модели управления качеством ИТ-проектов с целью улучшения конкурентных преимуществ ИТ-компании.
Срок окупаемости предлагаемых решений при внедрении в компанию около 11 месяцев. Также использование проекта усовершенствованной системы управления проектами программных продуктов позволит повысить уровень автоматизации процессов создания документов на 40%, а внесение новой задачи на 85,72%...
1. Александрова, Т.В. Повышение эффективности проектного управления в организации на основе гибкой методологии Agile // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №9.
2. Алексеева, Т.В. Информационные аналитические системы [Электронный ресурс] : учебник / Т.В. Алексеева, Ю.В. Амириди, В.В. Дик и др.; под ред. В. В. Дика. - Москва : МФПУ Синергия, 2013. - 384 с. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/451186 (Дата обращения: 19.03.2023)
3. Аппело Юрген. Agile-менеджмент. Лидерство и управление командами. М. : Альпина Паблишер, 2018. 533 с.
4. Баканов, А. Б., Дрождин, В. В., Зинченко, Р. Е., Кузнецов, Р. Н. - Методы адаптации и поколения развития программного обеспечения // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 13 (17). С. 66-69
5. Беликова И.П. Управление проектами: учебное пособие. М.: Ставропольский государственный аграрный университет, 2014. 80с.
6. Божинский, И.А. Методы и технологии интеграции
информационных систем и распределенных баз данных [Электронный ресурс] // Радиоэлектроника и информатика. 2015. №2. С. 30-36. - URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/metody-i-tehnologii-integratsii-informatsionnyh- sistem-i-raspredelennyh-baz-dannyh (Дата обращения: 22.03.2023).
7. Болгов А. Е. Современные технологии разработки программного обеспечения для управления технологическими процессами в металлургии / А. Е. Болгов, Н. А. Спирин //Теплотехника и информатика в образовании, науке и производстве: сборник докладов IX Всероссийской научнопрактической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных (ТИМ’2021) с международным участием (Екатеринбург, 13-14 мая 2021 г.). - Екатеринбург: УрФУ, 2021. - С. 200-204.
8. Вареникова, О.В., Бобылева, А.А., Голубев, Д.В. Управление проектами в электроэнергетике / Colloquium-journal. - 2019. - №13(37). - С.4356
9. Вертакова, Ю. В. Управленческие решения: разработка и выбор: учеб. пособие / Ю. В. Вертакова, И. А. Козьева, Э. Н. Кузьбожев; под общ. Ред. Проф. Э. Н. Кузьбожева. - М.: КНОРУС, 2005. - 352 с.
10. Вертяева, Д. Е. Управление качеством как важнейший аспект процесса разработки программного обеспечения / Д. Е. Вертяева // Техника и технологии: пути инновационного развития : Сборник научных трудов 5-ой Международной научно-практической конфе ренции, Курск, 29-30 июня 2015 года / Ответственный редактор: Горохов А.А.. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2015. - С. 60-64.
11. ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения (С Изменением №1). - Введ.1979-07-01. - М.: Стандартинформ, 2009. - 22 с.
12. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества.
Основные положения и словарь [Электронный ресурс], 2015. - URL:
https://docs.cntd.ru/document/1200124393 (дата обращения: 12.04.2023)
13. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 Информационная технология.
Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств [Электронный ресурс], 2014. - URL:
https://allgosts.ru/35/080/gost_r_iso !mek_25040-2014 (дата обращения:
15.04.2023).
14. ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93. Информационная технология (ИТ).
Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению [Электронный ресурс]. - URL:
https://docs.cntd.ru/document/1200124393 (дата обращения: 12.04.2023).
15. ГОСТ Р ИСО/МЭК 25001-2017. Информационные технологии. Системная и программная инженерия. Требования и оценка качества систем и
программного обеспечения (SQuaRE). Планирование и управление [Электронный ресурс], 2017. - URL:
https://allgosts.ru/35/080/gost_r_iso !mek_25001 -2017 (дата обращения:
12.04.2023)....58