Введение 3
Глава 1 Институт пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ, как средство обеспечивающее ее стабильность 6
1.1 Правовая определенность и стабильность Конституции РФ 6
1.2 Юридическая техника изменения конституционного законодательства в системе «живого» права современной России . 14 Глава 2 Порядок пересмотра и внесения поправок в отдельные положения Конституции РФ, с учетом практики 2020 года 16
2.1 Верховенство Конституции РФ над международным правом ... 19
2.2 Реализация поправки в статью 79 Конституции РФ 19
2.3 Судебная система в контексте конституционной реформы 2020
года 25
2.4 Государственная власть и местное самоуправление в системе
единой публичной власти 30
2.5 Роль палат российского парламента ввиду новых
конституционных поправок 2020 года 33
Глава 3 Проблемы изменения основного закона страны и совершенствования порядка внесения поправок в Конституцию Российской Федерации 41
3.1 Проблемы процесса внесения поправок в Конституцию 2020 года 41
3.2 Правовые последствия изменений Конституции Российской
Федерации 1993 года 45
Заключение 55
Список используемой литературы и используемых источников 55
Конституция - это главный закон государства, содержащий основополагающие начала всей правовой системы, поэтому он должен быть наиболее стабилен и устойчив к экономическим и политическим изменениям в обществе.
Конституционное реформирование является неизбежным и во многом даже необходимым этапом общественной и правовой эволюции. Для проведения конституционной реформы необходима не только тщательная подготовка, но и обоснованность и последовательность конституционных изменений, которые могут как закреплять на общегосударственном уровне определенные положения и нормы, соответствующие новым реалиям, так и определять вектор развития общества и государства. С учетом предполагаемой долговечности Конституции процедура внесения и принятия этих изменений представляет собой многоэтапный процесс, отличающийся своей сложностью строго определенным кругом субъектов, обладающих правом внесения предложений о поправках и пересмотре Основного Закона.
Конституция РФ закрепляет такие подхода к решению вопроса об изменении ее текста. «Главы 1, 2 и 9 не подлежат изменению в рамках действующей Конституции. Поскольку гл. 1, 2 и 9 закрепляют
основополагающие, жизненно важные общечеловеческие ценности, присущие демократическому правовому государству, пересмотр положений этих глав возможен только путем принятия новой Конституции РФ.
Второй подход конституционный законодатель установил в отношении главы 3-8. Внесение в них поправок возможно в рамках действующей Конституции, но путем процедуры, предусматривающей одобрение этих поправок законодательными органами не менее чем 2/3 субъектов РФ.
Изменение ст. 65 Конституции РФ может осуществляться в особом порядке, не предусматривающем сложных процедур. Это вызвано тем, что данная статья фиксирует состав Российской Федерации, а порядок изменения этого состава регулируется федеральными конституционными законами» [83, с.67].
Сложность внесения изменений в Конституцию обусловлена необходимостью тщательной подготовки изменений, которая должна включать в себя анализ текста Основного Закона и непосредственно связанных с изменяемыми положениями статей, и многоэтапностью самой процедуры изменения положений Конституции. Излишняя поспешность при подготовке проекта таких изменений неизбежно приведет к появлению коллизий в самом документе.
Вышесказанное и предопределяет актуальность исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе пересмотра Конституции РФ и внесение в нее поправок.
Предметом исследования выступают конституционно-правовые нормы, требующие уяснение и разъяснение субъектами толкования, а также границы действия рассматриваемого института конституционного права в системе реализации.
Целью работы является анализ правовых норм, теоретических позиций, правоприменительной практики, раскрывающих конституционно-правовое регулирование пересмотра конституции и внесение в нее поправок.
Задача дипломной работы:
• раскрыть сущность правовой определенности и стабильности Конституции РФ;
• рассмотреть юридическую технику изменения конституционного законодательства в системе «живого» права современной России;
• проанализировать порядок пересмотра и внесения поправок в отдельные положения Конституции РФ, с учетом практики 2020 года;
• дать анализ изменений, внесенных в положения статьи 125 Конституции РФ;
• рассмотреть реализацию поправки в статью 79 Конституции РФ;
• охарактеризовать изменения правового регулирования вопросов правового положения органов судебной системы;
• проанализировать внедрения новых форм и методов организации публичной власти РФ;...
Проведенное исследование, позволяет сделать определённые выводы.
За почти тридцатилетний срок текст Конституции РФ почти не претерпел существенных изменений, однако конституционное реформирование является неизбежным и во многом даже необходимым этапом общественной и правовой эволюции.
В зависимости от характера изменений разграничиваются понятия «поправок» и «пересмотра конституции».
Первое представляет собой «точечные» изменения к главам 3-8, не затрагивающие основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, а также главу 9, закрепляющую порядок внесения изменений в текст действующего Основного Закона.
Процедура внесения поправок в Конституцию РФ представляется чрезвычайно жесткой и находится в исключительном ведении Российской Федерации, перечень субъектов, имеющих право на инициативу об изменении Конституции также ограничен, к ним ст. 134 Конституции РФ относит Президента, палаты Парламента, Правительство и законодательные органы субъектов.
Поправки принимаются в форме закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, который имеет особый статус.
Совершенно иной процесс представляет собой внесение изменений в главы 1, 2 и 9.
Ч. 1 ст. 135 отдельно закрепляет положение о том, что Федеральное Собрание не может пересматривать положения указанных глав. В случае, если предложение о пересмотре положений 1, 2 и 9 будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание в свою очередь либо подтверждает неизменность Основного Закона, либо разрабатывает проект новой Конституции. Проект нового документа принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. В последнем случае Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в самом голосовании приняло участие больше половины избирателей. Однако необходимо отметить, что федерального конституционного закона, регулирующего вопросы созыва Конституционного Собрания, количества его членов и характера кандидатур, в настоящее время в нашей стране нет. То есть вопрос пересмотра Конституции не урегулирован, что создает соответствующие препятствия на пути инициаторов внесения изменений в главы 1, 2 и 9.
В заключении, рассмотрим некоторые поправки, которые, по нашему мнению, вызывают неоднозначное отношение к их введению.
• так, в результате принятия поправок 2020 г., внесших, в том числе, и изменения в текст п. 2 ст. 95 Конституции, измененная статья закрепляет положение о том, что Совет Федерации Федерального Собрания состоит из сенаторов Российской Федерации, в то время как ст. 134 по-прежнему закрепляет право на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции за членами Совета Федерации. Разрешение несоответствия положений Конституции на данный момент не представляется возможным, поскольку для внесения изменений в 9 главу необходим созыв Конституционного Собрания, однако механизм его созыва не урегулирован ввиду отсутствия соответствующего Федерального Конституционного Закона;
• изменение статуса членов верхней палаты парламента затронули не только ст. 95. Так, в ст.ст. 98, 104 и 107 также упоминаются сенаторы Российской Федерации, в то время как в ч. 4 ст. 105 сохранилась формулировка «члены этой палаты». В отличие от ст. 134, неизменность формулировки ст. 105 может говорить об упущении и поспешности при подготовке поправок к главе 5;...
1. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебное пособие 5е изд., перераб. и доп. / С.А. Авакьян. - М.: Норма: ИНФРА-М. 2017. - 911 с.
2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция,
современность. М.: РЮИД, Сашко, 2000. - 488 с.
3. Андреева Т.К., Улетова Г.Д. Новый этап судебной реформы: конституционные возможности и вызовы / Т.К. Андреева, Г.Д. Улетова // Вестник гражданского процесса. 2020. № 2. С. 251 - 291.
4. Антонов М.В. Ойген Эрлих: живое право против правового плюрализма / М.В. Антонов // Правоведение. 2013. № 1. С. 152.
5. Бурхавецкий И. А. Процедуры пересмотра Конституции России. Проблемы процесса внесения поправок в Конституцию 2020 года / И. А. Бурхавецкий // Развитие современной науки и технологий в условиях трансформационных процессов: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Москва, 07 декабря 2022 года. - Санкт- Петербург: Печатный цех, 2022. - С. 383-393.
6. Барциц И.Н. Переосмысление соотношения международного и национального права на рубеже эпох (о поправке в статью 79 Конституции Российской Федерации) / И. Н. Барциц // Государственная служба. 2020. № 1. C. 33-42.
7. Бондарь Н.С. Конституционный Суд России - гарант конституционной безопасности личности, общества, государства. URL: https: //www.concourt.am/armenian/con_right/4.22- 2003/N.%20S.%20Bondar.htm (дата обращения 20.01.2023).
8. Борисова Е. А. Снижение судебной нагрузки ставится во главу
преобразований процессуального законодательства. URL:
http://www.garant.ru/interview/1144157/#ixzz5hmtVwGip. (дата обращения: 26.01.2023).
9. Бородин Е.А. Генезис понимания «живого права» в контексте ноосферогенеза / Е.А. Бородин // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2014. № 7. С. 144
10. В России начали создавать альтернативу ЕСПЧ. URL: https://ria.ru/20220602/espch-1792634072.html (дата обращения: 26.01.2023).
11. Велиева Д.С., Пресняков М.В. Содержание Конституционного принципа правовой определенности: стандарты «качества закона» и правоприменительные императивы / Д.С. Велиева, М.В. Пресняков // Вестник Поволжского института управления. 2019. № 6. С. 4-17.
12. Володин В. Живая конституция развития. URL: http://duma.gov.ru/news/45717/ (дата обращения: 06.01.2023).
13. Джагарян Н.В. К вопросу о легитимности конкурсного главы муниципального образования (местной администрации) / Н.В. Джагарян // Юридический вестник ДГУ. 2016. Т. 18. № 2. С. 48-54.
14. Доклад В. Д. Зорькина на юбилейной Конференции в РАН 10
декабря 2003 года «Конституция России». URL:
http://viperson.ru/articles/doklad-v-d-zorkina-na-yubileynoy-konferentsii-v-ran-10- dekabrya-2003-goda-konstitutsiya-rossii (дата обращения: 06.01.2023).
15. Доклад Председателя ВАС А.А. Иванова на Третьих Сенатских
чтениях «Речь о прецеденте». URL: http://www.ksrf.ru/ru/Info/Reading/Pages/PerformanceIvanov.aspx (дата
обращения: 26.01.2023)....86