ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ АДРЕСНЫХ ПРОГРАММ ПРОВЕДЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДРЕСНЫХ ПРОГРАММ ПРОВЕДЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ 10
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДРЕСНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОВЕДЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ В
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 29
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДРЕСНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОВЕДЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДРЕСНЫХ ПРОГРАММ ПРОВЕДЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ 10
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДРЕСНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОВЕДЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ В
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 29
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДРЕСНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОВЕДЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В настоящее время жилищный фонд в Российской Федерации насчитывает более 3,26 млрд. кв. м, из которых 2,5 млрд. кв. м (79%) - это многоквартирный жилищный фонд . На протяжении последних 50 лет в нашей стране основное внимание уделялось наращиванию совокупного размера жилищного фонда. На эти цели расходовалось большая часть материально-финансовых ресурсов, направляемых в жилищную сферу. После 1992 года финансирование строительства нового жилья, а также капитального ремонта уже построенного жилого фонда существенно снизилось.
Недостаточность финансирования капитального ремонта и реконструкции приводила к постоянному накапливанию так называемого недоремонта, то есть объема фонда жилых зданий, которые после начала эксплуатации достигли экономически оптимального для проведения ремонта и реконструкции возраста, но не попадали в число обновляемых объектов из- за отсутствия финансирования.
Между тем, на сегодняшний день в российском жилищном фонде преобладают здания старше 30 лет. Большая часть этой категории - это жилые здания.
Формирование устойчивой и эффективной системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов является стратегической задачей, обеспечивающей безопасность и комфортность проживания граждан в нашей стране. Так, деятельность Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства улучшила ситуацию, но не решила проблему «недоремонта». Региональными адресными программами с использованием указанных средств предусмотрено проведение капитального ремонта 135 359 многоквартирных домов, в которых проживают 17,5 миллиона человек . В настоящее время полностью отремонтирована значительная часть дома, включенных в указанные программы. Эти достижения значительные, но недостаточные. При сохранении
существующих объемов капитального ремонта в ближайшие 10 лет порядка 300-400 млн кв. м жилья в России придет в состояние, непригодное для проживания людей.
С другой стороны, высокая степень износа жилищного фонда - это не только низкий комфорт для его жителей, но и избыточное потребление энергетических ресурсов, прежде всего, тепла. Во-первых, потому что характеристики теплозащиты таких домов, как правило, низки. Во-вторых, потому что в этих домах технологически невозможно регулировать объем потребления тепла.
Все это объективно приводит к необходимости глубокого, качественного изучения дискурса эффективных путей реформирования ЖКХ для дальнейшего социально-экономического развития России, в частности, совершенствования механизмов обеспечения реализации адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Указанные обстоятельства и определили выбор темы выпускной квалификационной работы.
Анализ степени изученности выбранной темы. Теоретической основой исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых в области воспроизводства жилищного фонда.
Методологические основы процесса воспроизводства жилищного фонда в современных условиях, представленные в выпускной квалификационной работе, базируются на результатах исследований отечественных ученых. Среди них можно выделить труды А. Ю. Бутырина, Е. С. Дедюхиной, Т. В. Добышевой, Е. С. Иванова, А. М. Крыгиной, М. Т. Макиевой, , Ф. Р. Сабиржанова, Н. И. Хосроевой и др.
Научно-теоретические и прикладные аспекты реформирования сферы ЖКХ и управления процессом воспроизводства жилищного фонда освещены в трудах Е. В. Агитаева, А. Н. Асаула, Э. Я. Бубеса, В. В. Бузырева, В. А. Гассуля, И. В. Генцлера, А. Г. Гранберга, И. А. Гришина, И. В. Дубровской, Е. Е. Ермолаева, Л. А. Комиссаровой, А. Б. Чиквина, Д. С. Шенбергера, и др .
Теоретическим основам моделирования процессов воспроизводства и применения различных методических подходов к расчету оптимальных вариантов развития сферы жилищно-коммунального хозяйства посвящены работы В. В. Барановой, О. Э. Бессоновой, Д. Ю. Лапыгина, А. М. Платонова, А. С. Пузанова, В. А. Сироткина, Г. В. Сорокина, О. Ю. Ульяновой и пр.
Вместе с тем, несмотря на значительный объём научных работ по исследованию оценивания эффективности существующих программ капитального ремонта жилищного фонда и управления жилищным фондом, в работах современных исследователей уделено недостаточное внимание проблеме комплексного эффективного управления реализацией программ капитального ремонта. Кроме того, существующие методики и нормативные документы по рассматриваемым вопросам не в полной мере отвечают условиям и характеру рыночных отношений, определяющих взаимоотношения хозяйствующих субъектов при управлении процессами воспроизводства жилищного фонда.
Таким образом, степень изученности проблемы не является достаточной и, следовательно, тема организации проведения капитального ремонта многоквартирных домов нуждается в дальнейшей разработке.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью повышения эффективности воспроизводства жилищного фонда и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по совершенствованию механизмов обеспечения реализации адресных программ проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Белгородской области.
Объектом выпускного квалификационного исследования является реализация государственной жилищной политики.
Предметом выпускного квалификационного исследования является обеспечение реализации адресной программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Белгородской области.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию механизмов обеспечения реализации адресной программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Белгородской области.
Реализация данной цели возможна посредством решения следующих
задач:
1. Изучить теоретические основы обеспечения реализации адресных программ проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
2. Проанализировать практику обеспечения реализации адресной программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Белгородской области.
3. Предложить направления совершенствования механизма обеспечения реализации адресной программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Белгородской области.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают основные положения системного подхода, изложенного в исследованиях Е. В. Агитаева, Е. С. Дедюхиной, А. С. Пузанова и др. , и позволившего рассмотреть совокупность жилищного фонда Российской Федерации как системообразующую основу социальной инфраструктуры, обеспечивающей весь комплекс условий проживания населения.
Важную роль в процессе исследования играли методы факторного и сравнительного анализа, применение которых позволило определить критерии очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в региональной программе капитального ремонта: год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома, процент собираемости взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирном доме и пр.
В основу работы легли логический и дедуктивный методы, используя которые был разработан прогноз сценариев динамики капитального ремонта при определении потребности в средствах на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Статистический анализ позволил проанализировать количественные данные о деятельности Департамента жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области.
При формулировании выводов в работе также применялись общенаучные методы: анализ и синтез, абстрагирование и формализация.
Эмпирическую базу исследования составляют сведения, содержащиеся в нормативно-правовых, законодательных актах Российской Федерации, Белгородской области, данные федеральной и региональной статистики, аналитические материалы и публикации в средствах массовой информации, текущая отчетность Департамента жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов и рекомендаций выпускной квалификационной работы в деятельности Департамента жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, а также при чтении специальных курсов «Жилищная экономика», «Жилищное право», «Жилищная политика» для студентов в высших учебных заведениях.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Недостаточность финансирования капитального ремонта и реконструкции приводила к постоянному накапливанию так называемого недоремонта, то есть объема фонда жилых зданий, которые после начала эксплуатации достигли экономически оптимального для проведения ремонта и реконструкции возраста, но не попадали в число обновляемых объектов из- за отсутствия финансирования.
Между тем, на сегодняшний день в российском жилищном фонде преобладают здания старше 30 лет. Большая часть этой категории - это жилые здания.
Формирование устойчивой и эффективной системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов является стратегической задачей, обеспечивающей безопасность и комфортность проживания граждан в нашей стране. Так, деятельность Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства улучшила ситуацию, но не решила проблему «недоремонта». Региональными адресными программами с использованием указанных средств предусмотрено проведение капитального ремонта 135 359 многоквартирных домов, в которых проживают 17,5 миллиона человек . В настоящее время полностью отремонтирована значительная часть дома, включенных в указанные программы. Эти достижения значительные, но недостаточные. При сохранении
существующих объемов капитального ремонта в ближайшие 10 лет порядка 300-400 млн кв. м жилья в России придет в состояние, непригодное для проживания людей.
С другой стороны, высокая степень износа жилищного фонда - это не только низкий комфорт для его жителей, но и избыточное потребление энергетических ресурсов, прежде всего, тепла. Во-первых, потому что характеристики теплозащиты таких домов, как правило, низки. Во-вторых, потому что в этих домах технологически невозможно регулировать объем потребления тепла.
Все это объективно приводит к необходимости глубокого, качественного изучения дискурса эффективных путей реформирования ЖКХ для дальнейшего социально-экономического развития России, в частности, совершенствования механизмов обеспечения реализации адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Указанные обстоятельства и определили выбор темы выпускной квалификационной работы.
Анализ степени изученности выбранной темы. Теоретической основой исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых в области воспроизводства жилищного фонда.
Методологические основы процесса воспроизводства жилищного фонда в современных условиях, представленные в выпускной квалификационной работе, базируются на результатах исследований отечественных ученых. Среди них можно выделить труды А. Ю. Бутырина, Е. С. Дедюхиной, Т. В. Добышевой, Е. С. Иванова, А. М. Крыгиной, М. Т. Макиевой, , Ф. Р. Сабиржанова, Н. И. Хосроевой и др.
Научно-теоретические и прикладные аспекты реформирования сферы ЖКХ и управления процессом воспроизводства жилищного фонда освещены в трудах Е. В. Агитаева, А. Н. Асаула, Э. Я. Бубеса, В. В. Бузырева, В. А. Гассуля, И. В. Генцлера, А. Г. Гранберга, И. А. Гришина, И. В. Дубровской, Е. Е. Ермолаева, Л. А. Комиссаровой, А. Б. Чиквина, Д. С. Шенбергера, и др .
Теоретическим основам моделирования процессов воспроизводства и применения различных методических подходов к расчету оптимальных вариантов развития сферы жилищно-коммунального хозяйства посвящены работы В. В. Барановой, О. Э. Бессоновой, Д. Ю. Лапыгина, А. М. Платонова, А. С. Пузанова, В. А. Сироткина, Г. В. Сорокина, О. Ю. Ульяновой и пр.
Вместе с тем, несмотря на значительный объём научных работ по исследованию оценивания эффективности существующих программ капитального ремонта жилищного фонда и управления жилищным фондом, в работах современных исследователей уделено недостаточное внимание проблеме комплексного эффективного управления реализацией программ капитального ремонта. Кроме того, существующие методики и нормативные документы по рассматриваемым вопросам не в полной мере отвечают условиям и характеру рыночных отношений, определяющих взаимоотношения хозяйствующих субъектов при управлении процессами воспроизводства жилищного фонда.
Таким образом, степень изученности проблемы не является достаточной и, следовательно, тема организации проведения капитального ремонта многоквартирных домов нуждается в дальнейшей разработке.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью повышения эффективности воспроизводства жилищного фонда и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по совершенствованию механизмов обеспечения реализации адресных программ проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Белгородской области.
Объектом выпускного квалификационного исследования является реализация государственной жилищной политики.
Предметом выпускного квалификационного исследования является обеспечение реализации адресной программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Белгородской области.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию механизмов обеспечения реализации адресной программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Белгородской области.
Реализация данной цели возможна посредством решения следующих
задач:
1. Изучить теоретические основы обеспечения реализации адресных программ проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
2. Проанализировать практику обеспечения реализации адресной программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Белгородской области.
3. Предложить направления совершенствования механизма обеспечения реализации адресной программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Белгородской области.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают основные положения системного подхода, изложенного в исследованиях Е. В. Агитаева, Е. С. Дедюхиной, А. С. Пузанова и др. , и позволившего рассмотреть совокупность жилищного фонда Российской Федерации как системообразующую основу социальной инфраструктуры, обеспечивающей весь комплекс условий проживания населения.
Важную роль в процессе исследования играли методы факторного и сравнительного анализа, применение которых позволило определить критерии очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в региональной программе капитального ремонта: год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома, процент собираемости взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирном доме и пр.
В основу работы легли логический и дедуктивный методы, используя которые был разработан прогноз сценариев динамики капитального ремонта при определении потребности в средствах на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Статистический анализ позволил проанализировать количественные данные о деятельности Департамента жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области.
При формулировании выводов в работе также применялись общенаучные методы: анализ и синтез, абстрагирование и формализация.
Эмпирическую базу исследования составляют сведения, содержащиеся в нормативно-правовых, законодательных актах Российской Федерации, Белгородской области, данные федеральной и региональной статистики, аналитические материалы и публикации в средствах массовой информации, текущая отчетность Департамента жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов и рекомендаций выпускной квалификационной работы в деятельности Департамента жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, а также при чтении специальных курсов «Жилищная экономика», «Жилищное право», «Жилищная политика» для студентов в высших учебных заведениях.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Рассмотрение теоретических и эмпирических аспектов обеспечения реализации адресных программ проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Белгородской области позволяет сделать следующие выводы по выпускной квалификационной работе.
Одной из первоочередных проблем социально-экономической политики Российской Федерации является создание для населения надлежащих условий проживания, полностью соответствующих всему комплексу современных требований к жилым помещениям. Практика воспроизводства жилищного фонда посредством его капитального ремонта становится одним из перспективных и одновременно менее затратных подходов к решению актуальных проблем жилищной сферы. Под капитальным ремонтом общего имущества в многоквартирном доме принято понимать перечень мероприятий, оказание и (или) выполнение которого финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, включающий в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замену лифтового оборудования, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
В качестве одного из эффективных механизмов обеспечения проведения капитального ремонта многоквартирных домов выступает функционирование Фонда содействия реформированию жилищно¬коммунального хозяйства. Оказываемая Фондом финансовая поддержка позволила субъектам РФ запустить процессы воспроизводства существующего жилищного фонда путем проведения капитального ремонта и ликвидации аварийных домов, а также создать дополнительные стимулы для местных органов самоуправления к внедрению рыночных преобразований в сфере ЖКХ. В то же время, в связи приближающимся сроком ликвидации Фонда, актуальными становятся вопросы о том, каким образом будут финансироваться программы в дальнейшем, какие правовые и финансовые механизмы необходимо создать, чтобы не допустить падения объемов капитального ремонта многоквартирных домов в стране.
Оператором капитального ремонта в Белгородской области является государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, созданная в целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Белгородской области. Фонд на регулярной основе проводит мониторинг реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и, в частности, выполнения подрядными организациями, застройщиками заключенных с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями государственных и муниципальных контрактов на строительство домов, договоров долевого участия в строительстве.
Результаты проведенного анализа показали, что реализация адресной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Белгородской области за 2014-2016 гг. характеризуется наличием положительной динамики, как в работе подрядных организаций, так и в отношении собственников к производству работ по капитальному ремонту. В частности, в 2016 году, впервые за время реализации адресной программы на территории Белгородской области капитальный ремонт был выполнен без существенных нарушений сроков в производстве работ. Одновременно отмечен рост качества выполненных работ, в том числе, благодаря совершенствованию системы общественного контроля. Тем не менее, представляется необходимым проследить за прозрачностью работы регионального оператора и сделать её более качественной, так как существует реальная угроза коррупции и нецелевого расходования средств.
К основным проблемам обеспечения реализации адресной программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Белгородской области относятся: задержка сроков окончания капитального ремонта многоквартирных домов и нарушение качества проводимых работ; нецелевое расходование денежных средств, предусмотренных для финансирования капитального ремонта; недостаток квалифицированных подрядчиков, специализирующихся на типовом капитальном ремонте; отсутствие стандартов капитального ремонта, описывающих применяемые материалы, технологии работы, требования к квалификации работников и др.; недостаточное количество контрольных мероприятий за ходом работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, что диктует необходимость внедрения системы видеонаблюдения за проведением работ в режиме реального времени.
В качестве одного из направлений совершенствования обеспечения реализации программы капитального ремонта предложена реализация проекта «Организация видеонаблюдения за ходом капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области в режиме on-line». Цель проекта заключается в обеспечении открытости и прозрачности проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Белгородской области для всех заинтересованных лиц. Предполагается, что реализация проекта будет полезна как собственникам помещений в многоквартирных домах, так и региональному оператору - Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, так как установка видеонаблюдения позволит обеспечить круглосуточный контроль за работой подрядчика и поможет оперативно реагировать на возникновение непредвиденных или аварийных ситуаций.
Работу над проектом необходимо начать с отбора объектов (многоквартирных домов), капитальный ремонт которых, согласно долгосрочной адресной программе проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Белгородской области на 2014-2043 годы, запланирован на 2017 год. Выборка домов должна производиться по обозначенным в тексте выпускной квалификационной работы критериям.
После составления выборки многоквартирных домов рекомендуется разработать план предстоящих расходов (смету) проекта, включая источники его финансирования, а также внести изменения в должностные инструкции сотрудников Фонда ЖКХ Белгородской области, ответственных за внедрение системы видеонаблюдения за ходом капитального ремонта в многоквартирных домах региона.
В ходе реализации проекта предполагается достижение следующих количественных результатов: создание каналов онлайн-трансляции за ходом проведения капитального ремонта многоквартирных домов Белгородской области; информирование населения Белгородской области о начале работы интернет-ресурса «Капитальный ремонт 2017 on-line»; перевод 70% проектно-сметной документации для капитального ремонта многоквартирных домов в электронный вид; повышение уровня собираемости взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах области; публикации в печатных средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о мероприятиях Проекта. Основными качественными результатами проекта должны стать: повышение степени ответственности подрядных организаций за результат выполняемых работ, популяризация активного участия собственников жилых помещений в проведении капитального ремонта многоквартирных домов, а также рост доверия жителей Белгородской области к мероприятиям, проводимых Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства области.
К числу основных рисков проекта можно отнести: риски возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе, природных и техногенных катастроф и катаклизмов; риски, связанные с возникновением дефицита бюджета и, вследствие этого, недостаточным уровнем бюджетного финансирования мероприятий проекта; риск невыполнения договорных обязательств со стороны поставщиков систем видеонаблюдения, в том числе, риск установки неисправного оборудования; риски, связанные с неэффективным управлением реализацией проекта, низкой степенью взаимодействия заинтересованных сторон. Минимизация указанных рисков обеспечивается посредством проведения соответствующих мероприятий в рамках реализации проекта.
В целях дальнейшего совершенствования деятельности по обеспечению реализации адресной программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Белгородской области представляется целесообразным предложить ряд практических рекомендаций в адрес Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области:
1) рассмотреть и принять к реализации проект «Организация видеонаблюдения за ходом капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области в режиме on-line»;
2) подготовить перечень объектов проведения капитального ремонта, требующих установки систем видеонаблюдения;
3) организовать обучающий семинар от фирмы-подрядчика по оптимизации работы систем видеонаблюдения для сотрудников отдела информационных технологий и внутреннего контроля Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области.
Одной из первоочередных проблем социально-экономической политики Российской Федерации является создание для населения надлежащих условий проживания, полностью соответствующих всему комплексу современных требований к жилым помещениям. Практика воспроизводства жилищного фонда посредством его капитального ремонта становится одним из перспективных и одновременно менее затратных подходов к решению актуальных проблем жилищной сферы. Под капитальным ремонтом общего имущества в многоквартирном доме принято понимать перечень мероприятий, оказание и (или) выполнение которого финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, включающий в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замену лифтового оборудования, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
В качестве одного из эффективных механизмов обеспечения проведения капитального ремонта многоквартирных домов выступает функционирование Фонда содействия реформированию жилищно¬коммунального хозяйства. Оказываемая Фондом финансовая поддержка позволила субъектам РФ запустить процессы воспроизводства существующего жилищного фонда путем проведения капитального ремонта и ликвидации аварийных домов, а также создать дополнительные стимулы для местных органов самоуправления к внедрению рыночных преобразований в сфере ЖКХ. В то же время, в связи приближающимся сроком ликвидации Фонда, актуальными становятся вопросы о том, каким образом будут финансироваться программы в дальнейшем, какие правовые и финансовые механизмы необходимо создать, чтобы не допустить падения объемов капитального ремонта многоквартирных домов в стране.
Оператором капитального ремонта в Белгородской области является государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, созданная в целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Белгородской области. Фонд на регулярной основе проводит мониторинг реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и, в частности, выполнения подрядными организациями, застройщиками заключенных с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями государственных и муниципальных контрактов на строительство домов, договоров долевого участия в строительстве.
Результаты проведенного анализа показали, что реализация адресной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Белгородской области за 2014-2016 гг. характеризуется наличием положительной динамики, как в работе подрядных организаций, так и в отношении собственников к производству работ по капитальному ремонту. В частности, в 2016 году, впервые за время реализации адресной программы на территории Белгородской области капитальный ремонт был выполнен без существенных нарушений сроков в производстве работ. Одновременно отмечен рост качества выполненных работ, в том числе, благодаря совершенствованию системы общественного контроля. Тем не менее, представляется необходимым проследить за прозрачностью работы регионального оператора и сделать её более качественной, так как существует реальная угроза коррупции и нецелевого расходования средств.
К основным проблемам обеспечения реализации адресной программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Белгородской области относятся: задержка сроков окончания капитального ремонта многоквартирных домов и нарушение качества проводимых работ; нецелевое расходование денежных средств, предусмотренных для финансирования капитального ремонта; недостаток квалифицированных подрядчиков, специализирующихся на типовом капитальном ремонте; отсутствие стандартов капитального ремонта, описывающих применяемые материалы, технологии работы, требования к квалификации работников и др.; недостаточное количество контрольных мероприятий за ходом работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, что диктует необходимость внедрения системы видеонаблюдения за проведением работ в режиме реального времени.
В качестве одного из направлений совершенствования обеспечения реализации программы капитального ремонта предложена реализация проекта «Организация видеонаблюдения за ходом капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области в режиме on-line». Цель проекта заключается в обеспечении открытости и прозрачности проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Белгородской области для всех заинтересованных лиц. Предполагается, что реализация проекта будет полезна как собственникам помещений в многоквартирных домах, так и региональному оператору - Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, так как установка видеонаблюдения позволит обеспечить круглосуточный контроль за работой подрядчика и поможет оперативно реагировать на возникновение непредвиденных или аварийных ситуаций.
Работу над проектом необходимо начать с отбора объектов (многоквартирных домов), капитальный ремонт которых, согласно долгосрочной адресной программе проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Белгородской области на 2014-2043 годы, запланирован на 2017 год. Выборка домов должна производиться по обозначенным в тексте выпускной квалификационной работы критериям.
После составления выборки многоквартирных домов рекомендуется разработать план предстоящих расходов (смету) проекта, включая источники его финансирования, а также внести изменения в должностные инструкции сотрудников Фонда ЖКХ Белгородской области, ответственных за внедрение системы видеонаблюдения за ходом капитального ремонта в многоквартирных домах региона.
В ходе реализации проекта предполагается достижение следующих количественных результатов: создание каналов онлайн-трансляции за ходом проведения капитального ремонта многоквартирных домов Белгородской области; информирование населения Белгородской области о начале работы интернет-ресурса «Капитальный ремонт 2017 on-line»; перевод 70% проектно-сметной документации для капитального ремонта многоквартирных домов в электронный вид; повышение уровня собираемости взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах области; публикации в печатных средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о мероприятиях Проекта. Основными качественными результатами проекта должны стать: повышение степени ответственности подрядных организаций за результат выполняемых работ, популяризация активного участия собственников жилых помещений в проведении капитального ремонта многоквартирных домов, а также рост доверия жителей Белгородской области к мероприятиям, проводимых Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства области.
К числу основных рисков проекта можно отнести: риски возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе, природных и техногенных катастроф и катаклизмов; риски, связанные с возникновением дефицита бюджета и, вследствие этого, недостаточным уровнем бюджетного финансирования мероприятий проекта; риск невыполнения договорных обязательств со стороны поставщиков систем видеонаблюдения, в том числе, риск установки неисправного оборудования; риски, связанные с неэффективным управлением реализацией проекта, низкой степенью взаимодействия заинтересованных сторон. Минимизация указанных рисков обеспечивается посредством проведения соответствующих мероприятий в рамках реализации проекта.
В целях дальнейшего совершенствования деятельности по обеспечению реализации адресной программы проведения капитального ремонта многоквартирных домов в Белгородской области представляется целесообразным предложить ряд практических рекомендаций в адрес Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области:
1) рассмотреть и принять к реализации проект «Организация видеонаблюдения за ходом капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области в режиме on-line»;
2) подготовить перечень объектов проведения капитального ремонта, требующих установки систем видеонаблюдения;
3) организовать обучающий семинар от фирмы-подрядчика по оптимизации работы систем видеонаблюдения для сотрудников отдела информационных технологий и внутреннего контроля Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области.
Подобные работы
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ АДРЕСНЫХ ПРОГРАММ
ПРОВЕДЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ
ДОМОВ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ И РЕМОНТОМ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДУБОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - КОМПЛЕКСНОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ ДВОРОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПРИ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ(НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - КОМПЛЕКСНОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ
ДВОРОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПРИ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ(НА
ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - КОМПЛЕКСНОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ
ДВОРОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПРИ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ(НА
ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - КОМПЛЕКСНОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ
ДВОРОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПРИ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ(НА
ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Дипломные работы, ВКР, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



