Аннотация
Введение 4
1 Общая характеристика статуса иностранных граждан 7
1.1 Правосубъектность иностранных граждан в России 7
1.2 Порядок въезда и выезда из России иностранных граждан 11
1.3 Правовой статус отдельных категорий иностранных граждан в
России 15
2 Общая характеристика административно-правового статуса иностранных
граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации 23
2.1 Понятие иностранного гражданина и лица без гражданства и
источники, регламентирующие их административно-правовой статус в Российской Федерации 23
2.2 Понятие и элементы административно-правового статуса
иностранных граждан и лиц без гражданства 32
3 Права, обязанности и ответственность иностранных граждан и лиц без
гражданства в сфере государственного управления 41
3.1 Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства
при осуществления трудовой деятельности на территории РФ 41
3.2 Миграционный учет иностранных граждан и лиц без
гражданства 60
3.3 Понятие и особенности административной ответственности
иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ 65
Заключение 72
Список используемой литературы и используемых источников 79
Согласно преамбуле Конституции Российской Федерации, народ России сознает себя частью мирового сообщества, что объективно обусловлено неизбежными процессами глобализации мира и взаимопроникновения культур народов, проживающих в разных странах. Будучи частью открытого мира, Россия принимает на своей территории большое количество граждан, имеющих правовую связь с другими государствами. Это вызывает необходимость рассмотрения их правового положения, имеющего из-за наличия у них иностранного гражданства определенные отличия от правового статуса граждан России.
Перемещение людей не было полностью остановлено пандемией коронавируса, начавшейся в 2020 году. Это сохраняет актуальность темы работы и повышает ее важность в связи с необходимостью исследования пределов соответствующих ограничительных мер в отношении иностранцев. Иностранцы, имеющие правовую связь с другим государством, подвергаются специальным ограничениям, которые не затрагивают другие категории граждан. Анализ этих ограничений и их соответствия целям нашего государства делает выбранную тему также актуальной. Ограничение прав, которое не соответствует конституционным нормам и является чрезмерным, является недопустимым в правовом и демократическом государстве. Россия, в соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации, является таким государством.
На современном этапе развития Российской Федерации актуальным является исследование правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства.
В диссертационных исследованиях А.В. Семеновой и А.В. Подольского изучены особенности правового управления миграционной политикой, выявлены проблемы и предложены рекомендации по их устранению. Авторы акцентируют внимание на отсутствие нормативного содержания понятия «миграция населения».
В.А. Волохов выделил главную нерешенную проблему, выраженную в отсутствии взаимодействия гражданского общества и органов публичной власти.
В.А. Тремба формулирует вывод, что миграция подрывает
национальную безопасность России.
К.А. Шапиев проводит анализ нормативных правовых актов, регламентирующих миграционную политику Евросоюза. При этом автор указывает, что развитие нелегальной миграции негативно отражается на безработицу, что подрывает социально-экономический потенциал стран и Евросоюза.
Объектом исследований данной работы является национальное законодательство РФ, которое формирует систему административно - правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Предмет исследования - нормы действующего законодательства, регулирующие правовой статус иностранцев в РФ.
Цель исследования - анализ прав, обязанностей, ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ с обоснованием рекомендаций по их совершенствованию.
Задачи исследования:
• рассмотреть понятие иностранного гражданина и источники, регламентирующие их правовой статус в Российской Федерации;
• исследовать понятие и элементы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства;
• провести анализ прав, обязанностей, ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства;
• обозначить элементы миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства;
- рассмотреть особенности ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства.
Нормативную и эмпирическую основу исследования составили Конституция Российской Федерации, международные договоры России, федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты, включающие Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, Постановления и Определения Конституционного Суда Российской Федерации, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации....
В рамках данного исследования мы смогли вывести достоверное определение понятия «иностранный гражданин», которое применимо в отношении судопроизводственных вопросов. Важно отметить, что иностранным гражданином может быть только лицо, которое имеет гражданство иностранного государства и не обладает российским гражданством. Это означает, что иностранец, обладающий гражданством России, является бипатридом и рассматривается Россией как ее гражданин.
Отсутствие у иностранного гражданина гражданства России является одной из безусловных характеристик. Это связано с тем, что Россия не признает двойного гражданства и не позволяет иметь гражданство двух и более стран одновременно. Это важно учитывать при рассмотрении вопросов, связанных с правами иностранных граждан в России, а также при оформлении виз, получении разрешений на работу и других документов. Иностранные граждане играют важную роль в экономике и культурной жизни России. Многие из них приезжают в нашу страну для работы, учебы или туризма. Поэтому важно, чтобы права иностранных граждан были защищены и соблюдались в соответствии с законодательством России.
Иностранный гражданин - это субъект, не обладающий российским гражданством. Стоит отметить, что иностранные граждане имеют те же процессуальные права и обязанности, что и граждане России. Однако, при участии иностранных элементов в судопроизводстве, существуют некоторые особенности, связанные с их принадлежностью к другой правовой системе, которая сформировалась в рамках зарубежного законодательства.
Таким образом, понимание правоспособности иностранных граждан является важным аспектом в судебной практике и требует от юристов особого внимания и уважения к многообразию правовых систем, существующих в мире.
Вопросы правового статуса иностранцев в России регулируются законодательством Российской Федерации. Общее правило заключается в том, что дееспособность иностранцев тождественна дееспособности российских граждан. Однако, существуют некоторые отличия в определенных сферах. Например, совершеннолетие иностранцев может определяться по их личному закону, но большая часть аспектов гражданской, семейной, трудовой и иной дееспособности регулируется законодательством Российской Федерации. Кроме того, Российская Федерация устанавливает отдельные ограничения реализации прав иностранных граждан, что может влиять на их правовой статус в Российской Федерации. Это связано с тем, что на иностранцев, находящихся в России, применяются нормы российского, а не национального права государств, гражданами которых они являются.
Важно отметить, что эти ограничения регулируются исключительно законодательством Российской Федерации и не противоречат международным стандартам прав человека. Кроме того, иностранные граждане, находящиеся в России, имеют право на защиту своих прав и интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Существует определенное размышление о том, что в законодательстве Российской Федерации могут быть некоторые формулировки, которые носят размытый характер. Это может приводить к избыточности усмотрений правоприменителя. В частности, статья 7 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривает отказ в выдаче разрешения на проживание, если иностранный гражданин создает угрозу безопасности России или ее граждан.
Однако, необходимо учитывать, что для правильной и четкой работы правоприменителя, законодательно необходимо уточнить, какие именно действия иностранных граждан могут представлять угрозу государственной безопасности. Только тогда можно будет достичь большей правовой определенности в рассматриваемой сфере.
Таким образом, уточнение законодательства позволит более эффективно бороться с угрозами безопасности Российской Федерации и ее граждан, а также предоставить правоприменителю четкое руководство в деле выдачи разрешения на проживание иностранным гражданам....
1. Ануфриева Л.П. Международное частное право. В 3 т. Т. 2. Особенная часть: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: БЕК, 2002. 656 с.
2. Аристов Е.В., Ларионова М.А. К вопросу о концепции
гражданства // Ex jure. 2021. № 1. С. 37-45.
3. Бардина М.П. Диспозитивные и императивные начала в
коллизионном регулировании РФ: Учебное пособие для студентов и слушателей Международно-правового факультета. - М.: ВАВТ, 2009. 100 с.
4. Безуглов А.Д. К вопросу о конституционном статусе лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21, вып. 1. С. 100-105.
5. Венская Конвенция о праве международных договоров: заключена в Вене 23 мая 1969 г. // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLII. - 1988.
6. Воеводин М.В. Некоторые аспекты правового регулирования миграционной политики в Российской Федерации // Закон и право. 2021. № 4. С. 187-189.
7. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. - 1995. - № 67.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.02.2023) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.
9. Евсикова Е.В., Ковалишина К.В. Система миграционного учета в Российской Федерации в условиях цифровизации и ее элементы // Евразийский юридический журнал, 2022. Т. 10 (173). С. 190-192.
10. Евсикова Е.В., Буц С.Б., Кравченко Н.А., Ковалишина К.В. Проблемы усовершенствования нормативно-правового регулирования миграционных правоотношений в Республике Крым в условиях цифровизации // Евразийский юридический журнал. 2022. № 9(172). С. 134-137.
11. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (ред. от 04.11.2022) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 29 апреля 1993 г. N 17 ст. 594.
12. Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (ред. от 27.01.2023) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 12 августа 1993 г., N 32, ст.1227.
13. Карсанова Е.В. беженцы и вынужденные переселенцы как социальная проблема современности // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. - № 1 (14). С. 29-31.
14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.02.2023) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
15. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: заключена
в городе Риме 4 ноября 1950 г. (ред. от 13 мая 2004) // Собрание
законодательства РФ. - 2001. - № 2...81