Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект влияния личности медиатора на процесс медиации 6
1.1. Медиация как процесс: понятие, принципы, структура в неотъемлемой взаимосвязи с работой медиатора 6
1.2. Личностные характеристики медиатора 19
Глава 2. Формирование профессиональная компетентность медиатора в потенциальной взаимосвязи с его домедиативным профессиональным опытом 26
2.1. Профессиональная компетентность медиатора 26
2.2. Разный профиль домедиативной профессиональной деятельности медиаторов как фактор влияния на процесс медиации 33
Глава 3. Исследование влияния личностных свойств медиатора на процесс медиации 44
3.1. Характеристика групп испытуемых и описание методик исследования 44
3.2. Результаты исследования влияния личностных характеристик медиатора на процесс медиации 48
3.2.1. Результаты исследования личностных свойств медиатора (по методике Р.Б. Кеттелла) 48
3.2.2. Результаты исследования личностных характеристик практикующих медиаторов с помощью авторской анкеты «Влияние сформировавшихся профессиональных и личностных качеств медиатора на процесс медиации» 57
Выводы 71
Заключение 72
Список используемой литературы 77
Приложение 1 83
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что с увеличением востребованности медиации как альтернативного способа урегулирования конфликта, более значимым становится вопрос о личностных характеристиках медиатора, чья непосредственная работа напрямую влияет на эффективность процесса по разрешению конфликтных ситуаций.
Результативность процесса медиации, как способа конструктивной коммуникации между конфликтующими сторонами, зависит от множества факторов. С одной стороны, это мастерство применения различных техник медиатором, в зависимости от конкретной ситуации, а также соблюдение технологии медиации. С другой стороны, определённый набор его личностных качеств, который в большей степени способствует успешному овладению профессиональных компетенций и формированию необходимых навыков и умений.
Несомненно, оба фактора являются взаимодополняющими и, следовательно, взаимозависящими. Тем не менее, если технология медиации является исследованным процессом и успешно апробированным на множестве конфликтных ситуаций, то вопрос о личностных качествах медиатора остаётся открытым и требует более детального изучения.
Разработанность проблемы. На сегодняшний день работ, всецело посвященных личностным особенностям медиаторов, которые способствуют овладению навыков эффективного посредника, практически нет. В основном авторы упоминают о значимости этой проблемы вскользь. Так, обсуждение специфики личностных качеств медиатора можно встретить в работах О.В. Аллахвердовой, А.А. Рождественной, Т.Ю. Базарова, Е.Н. Ивановой. В силу схожести профессиональной направленности, достаточное количество авторов занималось изучением влияния личностных качеств переговорщика на успешность переговорного процесса. Среди них стоит отметить: Г.Никольсона, И. А. Василенко, Ю. В. Дубинину, Дж. Ниренберга, Н. М. Лебедеву и др.
Новизна исследования: Большинство авторов, которые рассматривают личность медиатора, пишут в основном о его роли в процессе медиации, основных функциях. И только небольшое число авторов поверхностно затрагивают в своих работах вопрос о личностных характеристиках медиатора, которые способствовали бы эффективному овладению знаний и как следствие успешной медиативной практике. В данной работе проводится исследование свойств личности медиатора, которое также сочетает в себе использование специально разработанной оригинальной анкеты. Объединение этих методов, позволит выявить степень влияния личностных качеств медиатора на процесс в целом и в отдельности на каждый этап. Полученный результат также позволяет сформулировать личностные качества эффективного медиатора.
Цель исследования: выявить степень влияния личностных характеристик медиатора, сформировавшихся до овладения медиативными знаниями, на процесс медиации
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по исследуемой проблеме;
2. Определить основные понятия, связанные с исследуемой темой;
3. Исследовать личностные особенности медиаторов;
4. Определить степень влияния домедиативной профессиональной деятельности на процесс медиации;
5. Произвести обработку данных исследования, интерпретировать результаты и сформулировать выводы;
6. На основании проведенного исследования определить личностные качества эффективного медиатора.
Объект исследования: практикующие медиаторы.
Предмет исследования: личностные характеристики медиатора, влияющие на процесс медиации.
Гипотеза: Личностные характеристики и компетенции человека, сформированные в результате домедиативной профессиональной практики, влияют на особенности проведения процесса медиации в целом, так и на отдельные его этапы.
Методики исследования:
1. 16-ти факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла;
2. Авторская анкета «Влияние сформировавшихся профессиональных и личностных качеств медиатора на процесс медиации»;
3. Методы статистической обработки: t-критерий Стьюдента для несвязанных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и анализе теоретического аспекта влияния личностных характеристик медиатора на процесс медиации, а также определении личностных качеств, свойственных эффективному медиатору.
Практическая значимость исследования. Проанализированный материал, а также полученные данные в ходе проведения исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении влияния личности медиатора на процесс медиации. Результаты исследования могут быть применены для разработки тестов, направленных на профессиональный отбор потенциального медиатора или же иной направленности, связанной с личностью медиатора, а также они могут служить основанием для модификации учебной программы по подготовке профессиональных медиаторов.
Медиативная практика является довольно молодым методом работы с разными видами конфликтного взаимодействия в РФ. Однако, тенденция к популяризации медиации во многих сферах профессиональной деятельности, говорит о том, что данный вид посредничества является наиболее эффективным способом разрешения как семейных, так и судебных споров.
Успешность процесса медиации во многом зависит от разработанной технологии, которая включается в себя последовательность выполнения медиатором определённых действий на той или иной стадии, этапе переговоров. Сама по себе технология может выступать гарантом соблюдения некоторых принципов медиации, тем не менее, реальная эффективность процесса медиации зависит от личности медиатора.
Начиная со стадии премедиации и заканчивая стадией завершения процесса медиации, перед нейтральным посредником стоит множество задач, которые требуют своевременного и компетентного решения.
В данной работе было проведено исследование по определению психологических факторов, свойств и качеств, а также профессиональной составляющей работы медиатора обусловливающих эффективность работы посредника на процесс медиации в целом и на стадии и этапы в частности. Для исследования использовался 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла и специально разработанная авторская анкета «Влияние сформировавшихся профессиональных и личностных качеств медиатора на процесс медиации».
В качестве респондентов выступали практикующие медиаторы из разных городов РФ, в общем счёте 32 человека.
В результате исследования свойств личности в общей группе испытуемых определён высокий уровень оперативности мышления, сообразительности, а также ряд сбалансированных показателей. Слабо выраженная тенденция наблюдалась в склонности к замкнутости, эмоциональной стабильности, адекватной самоуверенности, подозрительности и прямолинейности, а также ситуативной тревожности. Ярко выраженных тенденций к преобладанию, какого либо свойства личности выявлено не было.
При сравнении средних величин показателей, у группы медиаторов с возрастом до 38 лет, определены достоверные различия с группой медиаторов, чей возраст свыше 39 лет. В группе медиаторов с возрастом до 38 лет выявлен более высокий уровень тревожности. В группе с возрастом свыше 39 лет, прослеживается слабо выраженная тенденция к беспринципности, а также к внутренней расслабленности, которая может проявляться в недостаточной мотивации к деятельности. Данные различия могут быть обусловлены как отношением позиции к личностной и профессиональной сфере деятельности, так возрастными изменениями.
При сравнении средних величин показателей, полученных у лиц со стажем до 5 лет, определяются достоверные различия с группой, со стажем работы медиатором от 5 до 10 лет. В группе со стажем работы до 5 лет прослеживается более высокая тенденция к неуверенности, тревожности. В то время, как в группе со стажем работы от 5 до 10 лет отмечается более высокий уровень впечатлительности, склонности к сопереживанию и эмпатии.
При сравнении средних величин показателей, полученных у лиц со стажем от 5 до 10 лет, определяются достоверные различия с группой, со стажем работы медиатором более 10 лет. В группе со стажем работы более 10 лет, более ярко выражена склонность к высокой оперативности мышления, сообразительности и способности к осмысленным заключениям, нежели в группе с меньшим стажем профессиональной деятельности.
При сравнении средних величин показателей, полученных у лиц со стажем более 10 лет, определяются достоверные различия с группой, со стажем работы медиатором до 5 лет. Группа со стажем до 5 лет достоверно отличается своей импульсивностью и разговорчивостью, в то время как группа медиаторов со стажем своей профессиональной деятельности более 10 лет склонна к рассудительности и сдержанности, конформности - самостоятельности. Начинающим свой профессиональный путь медиаторам свойственна зависимость от группы, их мнения и оценке, у более опытных специалистов, со стажем более 10 лет, прослеживается независимость во взглядах и стремление к самостоятельным решениям.
Значительной разницы между группами исследуемых выявлено не было, тем не менее, нам удалось определить последовательность профессионального становления медиатора, основываясь на результатах, полученных в группах по стажу работы. Так, на начальном этапе, когда медиаторы только набираются опытом профессиональной деятельности, отличительными свойствами их личности являются импульсивность, подозрительность и тревожность. На втором этапе, когда стаж работы уже более 5 лет, имея уже практический опыт, медиатор ощущает себя комфортно во время процесса медиации и поэтому особенностью их личностных свойств является чувственность, способность к эмпатии. На третьем этапе, когда стаж работы уже более 10 лет отличительными чертами свойств личности являются сдержанность, смелость и самостоятельность. Также присутствует вероятность проявления не ярко выраженной подозрительности, тревожности и внутренней расслабленности, что может говорить о некоторой степени профессиональной деформации медиатора. Тем не менее, можно предположить, что с увеличением стажа практической деятельности, формируются необходимые личностные качества медиатора.
В общем счёте, значимыми для медиатора являются высокая степень оперативности, развитость мышления, эмоциональная устойчивость, рассудительность и сдержанность, сбалансированность твёрдости и чувственности, практичности и мечтательности, и также склонность к экспериментированию и самостоятельности в принятии решений и поступков. Некоторая доля подозрительности тоже может являться положительным фактором для работы медиатора.
Исследование с помощью разработанной анкеты выявило, что более чем 80% медиаторов считают, что полученный опыт профессиональной деятельности до медиативной практики, повлиял на их личностные качества, а около 16% не исключают такой вероятности. В то время, как 75% медиаторов считают, что ранее приобретённые профессиональные качества влияют на процесс медиации, 12.5% также считают, что это «возможно».
Были определены личностные качества, которые помогают и мешают как во время премедиации, так и во время медиативной сессии. К личностным качествам, которые помогают на этапе премедиации, относятся ответственность, организованность, стрессоустойчивость, внимательность, а также пунктуальность. Мешают на данном этапе невнимательность, нетерпимость, чрезмерная самоуверенность, нерешительность, пассивность, а также ригидность, то есть нежелание или неспособность приспосабливаться к скоротечным изменениям в том или иной ситуации.
Личностными качествами, которые помогаю во время медиативной сессии, являются эмпатия, то есть способность к сопереживанию и умение медиатора применять, к примеру, техники эмпатического слушания; ответственность; рассудительность; гибкость подхода к рассмотрению проблемы под разным углом и генерирования идей; внимательность и эрудированность. К личностным качествам, которые мешают, относят нетерпимость, нерешительность, вспыльчивость, презрение, невнимательность, неискренность и неуместная демонстрация своей эрудированности и пассивность.
При сравнении групп в зависимости от их стажа профессиональной деятельности, а именно медиаторы со стажем до 5 лет, от 5 до 10 лет и более 10 лет, достоверных различий выявлено не было. Тем не менее, стоит отметить, что при увеличении стажа уменьшается вероятность возникновения трудностей в следовании технологии медиации (в группе от 5 до 10 лет более 90%, в группе более 10 лет - 100%), а также соблюдения принципа нейтральности и равноправия. В группе со стажем работы более 10 лет определяется достаточно редкое возникновение трудностей при работе с эмоциями, относительно группы со стажем работы до 5 лет и от 5 до10 лет, и умение работать с любыми конфликтами, что вероятно связано с богатых профессиональным опытом.
Таким образом, поставленная цель и задачи были достигнуты, сформулированная гипотеза подтверждена. То есть личностные характеристики и компетенции человека, сформированные в результате домедиативной профессиональной деятельности, влияют на особенности проведения процесса медиации в целом, так и на отдельные этапы. А личностными качествами, которые влияют на эффективность работы медиатора, являются: высокая оперативность мышления, эрудированность, способность к эмпатии, адекватная самоуверенность, смелость, сдержанность и самостоятельность. А также гибкость, ответственность, внимательность и рассудительность.
1. Аллахвердова О. В., Карпенко А. Д. Методическое пособие для посредников-медиаторов — СПб., 2005 —107 с.
2. Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация - конструктивное разрешение конфликтов: учебное пособие, изд.второе, исправл.и доп. – СПБ, Санкт-Петербургское философское общество, 2008 – 128 с.
3. Аллахвердова О.В. - Обучение медиаторов и формирование компетенций // Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2012. Вып. 3, 51-59с
4. Аллахвердова О.В. Медиация – новая коммуникативная практика в разрешении конфликтов // Журнал социологии и социальной антропологии Том 9 №4 – 2006, 31–49 с.
5. Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал, Т.13. - № 5 – 1992. – 104-110 с.
6. Базаров Т.Ю., Чиннова А.С. Социально-психологические детерминанты эффективности медиации // Психологические исследования Т. 5, № 23, 2012 -11с.
7. Башкин М.В., Конфликтная компетентность: метод. указания / М. В. Башкин ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2014 — 72с.
8. Болтунова Г.М. Формирование готовности учителя к разрешению конфликтных ситуаций в педагогическом процессе // Оптимизация и интенсификацию педагогического процесса в вузе и школе: Межвуз. сб. науч.тр.- Ишим, 1994- 65-67с.
9. Вяземский Д.Н. Психологический словарь – СПб: Мир, 1997. - 682с.
10. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта: пер. с англ. А.Лисицыной. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005 - 28 с.
11. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н.В. Гришина - СПб.: Лань, 2013 - 467 с.
12. Дружинина В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.:Питер, 2001 - 656 с.
13. Жданова Н.В., Прохорова О.А. Эмоциональный интеллект как когнитивная компетенция медиатора // Научн.статья Казанская наука №11 2017 - 83-86 с.
14. Иванова Е.Н. Конфликтологическое консультирование. Учебное пособие. – Новосибирск., 2012 – 202c.
15. Иванова Е.Н. Коммуникативные инструменты конфликтолога.- СПб., 2008 – 173с.
16. Иванова Е.Н. Методы эффективной работы медиатора в разных сферах практики // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского № 4, 2015 - 131-136 с.
17. Ильин Е.П. Психология общения и межличностного взаимодействия. – СПб.: Питер, 2009 – 576 с.
18. Качалова А.В., Твелова И.А. Медиативная компетентность как эффективное условие развития психологической культуры педагога // гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2014 – 7 с.
19. Крылов А.А., Юрьев А.И. «Практикум по общей и экспериментальной психологии» / Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А., 2- е изд.-е, СПб., Москва, Харьков, Минск, 2000. - 545-552 с.
... Всего источников – 63.