Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития ассоциативного мышления детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством
адаптированной версии игры «Имаджинариум» 9
1.1 Особенности развития мышления детей с тяжелыми
нарушениями речи 9
1.2 Характеристика игры «Имаджинариум» как средства
развития ассоциативного мышления детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 15
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию ассоциативного мышления детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством адаптированной игры «Имаджинариум» 26
2.1 Выявление уровня развития ассоциативного мышления детей
6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 26
2.2 Содержание и организация работы по развитию
ассоциативного мышления детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством адаптированной версии игры «Имаджинариум» 39
2.3 Определение динамики развития ассоциативного мышления
детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 44
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 58
Приложение Б Протоколы результатов проведения диагностических методик на контрольном этапе эксперимента 59
Приложение В Пример игровых карточек по лексическим темам «Космос», «Весна» 63
Актуальность исследования. В настоящее время актуальна проблема исследования мышления у старших дошкольников с нарушением речи. Ассоциативное мышление является важным компонентом умственной деятельности. Оно помогает устанавливать связи между разными явлениями, видеть скрытые связи, способствует развитию образной памяти. Для детей дошкольного возраста оно особенно важно, так как восприятие мира вокруг и формирование первоначального понимания о том, как все взаимосвязано, определяют ритм и уровень познавательного и личностного развития ребенка.
Дошкольный возраст - это период формирования первоначальной картины мира. В этом возрасте формируются основы мышления, восприятия, воображения и памяти. Характеризуя дошкольный возраст, можно констатировать, что старшие дошкольники обладают высоким потенциалом к ассоциативному мышлению. «Изменения в мышлении старшего дошкольника, прежде всего, связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью, что приводит, во-первых, к появлению развернутого мыслительного процесса - рассуждения, во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в-третьих, к развитию мыслительных операций» [34]. «Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности - познавательные интересы» [29]. Особенности развития мышления в дошкольном возрасте исследовали многие отечественные, и зарубежные ученые, такие как Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъяков и другие. Они внесли большой вклад в изучении данной проблемы.
«Ассоциативное мышление - это мыслительный процесс, в основе которого лежит работа с ассоциациями» [2]. «Первая особенность ассоциативного мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта (ощущения, восприятия, представления) и на ранее приобретённые теоретические знания. Вторая особенность - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом» [24].
Однако, у детей с тяжелыми нарушениями речи развитие мыслительных операций и ассоциативного мышления осуществляется неполноценно без специальной коррекционно-развивающей работы.
Анализ и обобщение данных научно-методической литературы показывает, что проблема развития ассоциативного мышления у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи является актуальной и требует дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки.
В нашем исследовании в качестве ведущего средства развития ассоциативного мышления детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи мы рассматриваем адаптированную версию игры «Имаджинариум». Это настольная игра в ассоциации, отечественный аналог легендарного Диксита. Она оформлена российскими художниками и иллюстраторами и пользуется популярностью на отечественном рынке настольных игр.
В основе игры «Имаджинариум» лежат метафорические ассоциативные карты, которые представляют собой набор психологических картинок (открыток) с изображением людей, животных, природы, предметов, абстрактных событий, образов или слов, вызывающих у человека свои собственные ассоциации.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволили выявить противоречие между необходимостью развития ассоциативного мышления детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи и недостаточным использованием в данном направлении коррекционно-развивающей работы интерактивных игровых средств, в частности, игры «Имаджинариум».
Для разрешения данного противоречия мы сформулировали проблему исследования: каковы возможности игры «Имаджинариум» как средства развития ассоциативного мышления детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи?...
Анализ теоретических основ проблемы и экспериментальное исследование позволили сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи ассоциативного мышления является актуальной. Ассоциативное мышление является важным компонентом умственной деятельности. Оно помогает устанавливать связи между разными явлениями, видеть скрытые связи, способствует развитию образной памяти. Для детей дошкольного возраста оно особенно важно, так как восприятие мира вокруг и формирование первоначального понимания о том, как все взаимосвязано, определяют ритм и уровень познавательного и личностного развития ребенка. У детей с тяжелыми нарушениями речи развитие мыслительных операций и ассоциативного мышления осуществляется неполноценно без специальной коррекционно-развивающей работы. Анализ и обобщение данных научнометодической литературы показывает, что проблема развития ассоциативного мышления детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи является актуальной и требует дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки.
В данном исследовании была доказана гипотеза, согласно которой развитие ассоциативного мышления детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством адаптированной версии игры «Имаджинариум» возможно: при разработке игровых карточек по лексическим темам; адаптации правил игры с учетом особенностей мыслительной деятельности детей с ТНР; разработке подводящих игровых упражнений, направленных на развитие показателей ассоциативного мышления; включении игровых заданий с игрой «Имаджинариум» в групповые занятия с педагогом-психологом и совместную деятельность воспитателя с детьми в режимных процессах.
На констатирующем этапе эксперимента мы выделили показатели
развития ассоциативного мышления на основе способов построения
52
ассоциаций и подобрали соответствующие диагностические методики для их выявления. На данном этапе мы выяснили, что у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи преобладает средний уровень развития ассоциативного мышления. Наибольшие затруднения у детей вызывают следующие способы построения ассоциаций: на основе подчинения и дополнения и на основе воображения.
Проверка положений гипотезы осуществлялась в процессе формирующего эксперимента, который проходил в 3 этапа. Первый этапа - адаптация правил игры в соответствии с задачами исследования и разработка авторских ассоциативных карт по лексическим темам. Второй этап - ознакомление детей с правилами игры; рассматривание карточек; проведение подводящих игровых упражнений, позволяющиех детям освоить способы построения ассоциативных связей. Третий этап - проведение игры «Имаджинариум» по лексическим темам; заключительная комплексная игра по всем пройденным темам.
Результаты сравнения, констатирующего и контрольного этапов эксперимента показали, что количество детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи с высоким уровнем развития ассоциативного мышления составило 21%, количество детей со средним уровнем составило 65%, количество детей с низким уровнем ассоциативного мышления составило 14%.
Таким образом, мы пришли к выводу, что использование адаптированной версии игры «Имаджинариум» в работе по развитию ассоциативного мышления детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи оказалось результативным.
Гипотеза подтверждена. Цель работы достигнута. Задачи, поставленные в начале работы, решены в полном объеме.
1. Артищева Л. В. Логопсихология : учеб.-метод. пособие. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2016. 60 с.
2. Ассоциативное мышление [Электронный ресурс] URL: https://wiki.fenix.help/psyhologiya/associativnoe-myshlenie (дата обращения: 24.03.2023).
3. А. Я. Психология [Электронный ресурс] URL:
https://azps.ru/tests/pozn/nedostaet.html (дата обращения: 24.03.2023).
4. А. Я. Психология [Электронный ресурс] URL:
https://azps.ru/tests/tests3_sravnenie2.html (дата обращения: 24.03.2023).
5. Белова-Давид Р. А. Нарушения речи у дошкольников. М., 1972.
6. Бессарабова И. С. Функции игры как педагогического феномена.
Современные наукоемкие технологии. 2006. № 8. С. 56-57; [Электронный ресурс] URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24796 (дата
обращения: 20.03.2023).
7. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада. М. : Просвещение, 1991. 160 с.
8. Взрослые и дети [Электронный ресурс] URL:
http://iemcko.ru/4376.html (дата обращения: 24.03.2023).
9. Вудмаска О. А., Морозова В. В. Особенности развития
мыслительных операций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Специальное образование. 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-
myslitelnyh-operatsiy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem- rechi (дата обращения: 20.04.2023).
10. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии в 2-х томах М. : Просвещение, 1982. 764 с.
11. Гриценко Н. М. Роль игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной
педагогики 2020 № 3 (30). С. 9-11. [Электронный ресурс] URL:
https://moluch.ru/th/1/archive/157/4882/ (дата обращения: 21.03.2023).
12. Давидчук А. Н. Дидактическая игра - средство развития
дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. М. : Сфера, 2013. 176 с.
13. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования. М. : Просвещение, 2004, 283 с.
14. Ермолаева С. Д. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. М. : Детство-Пресс, 2010. 368 с.
15.Заикина Е. Д. Особенности мышления детей с нарушениями речи : сборник статей. Современные тенденции развития системы образования. Чебоксары : ИД «Среда», 2019...36