Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития

Работа №140240

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
48
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством психолого-педагогических условий
1.1 Особенности формирования коммуникативных навыков у
детей 5-6 лет с задержкой психического развития как психолого­педагогическая проблема
1.2 Характеристика психолого-педагогических услови1
формирования коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством психолого-педагогических условий
2.1 Выявление уровня сформированности коммуникативных
навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития
2.2 содержание и Организация психолого-педагогических
условий по формированию коммуникативных навыков у детей 5­6 лет с задержкой психического развития
2.3 Выявление динамики сформированности коммуникативных
навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Характеристика воспитанников экспериментальной и контрольной группы
Приложение Б Протокол исследования по методике 1 Метод наблюдения (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова)
Приложение В Стимульный материал к методике 3 «Разложи сюжетные картинки» (Р.Р. Калининой)
Приложение Г Сводная таблица результатов констатирующего этапа
Приложение Д Этапы выполнения рисунка детьми в игре «Закарючки»..
Приложение Е Сводная таблица результатов контрольного этапа

В настоящее время разработанные в отечественной дефектологии условия и содержание специальной помощи детям дошкольного возраста с задержкой психического развития обеспечивают решение диагностических и коррекционных задач относительно нарушений познавательной деятельности, развития общих способностей к учению у таких детей.
В отечественных исследованиях по специальной психологии изучены и описаны конкретные проявления и причины нарушения темпов психического развития у детей (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер и другие). Даны содержательные характеристики различных видов задержки психического развития (Н.П. Вайзман, Т.А. Власова, Е.С. Иванов, К.С. Лебединская, У.В. Ульенкова), раскрыты специфические особенности познавательной деятельности (Н.В. Бабкина, Н.Ю. Борякова,
С.А. Домишкевич, Г.И. Жаренкова, Е.С. Слепович, Т.А. Стрекалова, У.В. Ульенкова) и особенности овладения детьми с задержкой психического развития игровой деятельностью (Л.В. Кузнецова, Е.Б. Аксенова, Е.С. Слепович). Также достаточно подробно изучены и представлены в учебной и программно-методической литературе психолого-педагогические основы подготовки детей с задержкой психического развития к обучению в школе (Г.М. Капустина, Н.А. Никашина, С.Г. Шевченко).
При этом в меньшей степени исследованы особенности личностного развития этих детей (Д.И. Бойков, Е.Н. Васильева, М.И. Гуменюк, Е.Е. Дмитриева, Е.А. Чернышева,). Недостаточно изучены особенности формирования коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития, в то время как общение выступает ведущим фактором социализации ребенка, а также играет большую роль в компенсации нарушений в развитии.
Необходимость раннего формирования положительного
коммуникативного опыта детей с задержкой психического развития связана с тем, что его отсутствие может привести к стихийному становлению негативных форм поведения. Дети с задержкой психического развития проявляют желание, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками и взрослыми, «не слышат» друг друга. Вместе с тем способность к взаимодействию, которая лежит в основе развития коммуникативных умений, - важный компонент самореализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обществе, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих. Развития коммуникативных умений - это необходимое условие оптимизации психического развития ребенка, а также одна из основных задач дошкольного образования детей с задержкой психического развития.
Исследователями в области детской психологии доказано, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для фундаментального развития личности человека. Важно подобрать содержание и инструментарий для формирования базиса личностной культуры ребенка. Для этого необходима организация специальных психолого-педагогических условий, в процессе которых дети будут учиться коммуникативным навыкам. Стоит отметить, что обязательным условием работы по формированию коммуникативных навыков у детей является проведение работы с родителями, так как большую часть времени ребенок проводит именно с родителями, которые собственным примером и с использованием педагогических форм работы могут формировать коммуникативные навыки своих детей.
Теоретический анализ проблемы формирования коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития позволил выявить противоречие между необходимостью формирования коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для реализации данного процесса.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия, способствующие формированию коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема формирования коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития раскрыта в трудах таких авторов как Т.А. Власова, Н.А. Никашина, Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко. Авторы указывают, на недостаточную развитость навыков коммуникации между детьми с задержкой психического развития в различных видах деятельности. Это является следствием врожденных нарушений или приобретенных органических поражений головного мозга.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о необходимости проведения экспериментальной работы по формировании коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и разработки и апробации психолого-педагогических условий.
На констатирующем этапе были определены критерии уровня сформированности коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития определены на основе программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко и подобраны диагностические методики. В результате проведения диагностических методик получены следующие результаты: высокий уровень в
экспериментальной группе показал 1 ребенок (17%), средний уровень 2 ребенка (33%), низкий уровень 3 ребенка (50%); в контрольной группе высокий уровень показали 2 ребенка (33%), средний уровень показали 2 ребенка (33%), низкий уровень показали 2 ребенка (33%).
Низкие результаты, полученные на констатирующем этапе, определили необходимость разработки и апробации психолого-педагогических условий формирования коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
На формирующем этапе работа проводилась по двум направлениям. Первое направление связано с проведением работы по разработке и реализации содержания словесных коммуникативных и обогащение развивающей предметно-пространственной среды атрибутами для проведения словесных коммуникативных игр.
Вторым направлением являлось проведение просветительской работы с родителями по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей.
Проведенные игры позволили развить у детей 5-6 лет с задержкой психического умение налаживать коммуникативные связи с ровесниками, а также вести себя правильно по отношению друг к другу. Дети в больших случаях стали находить компромисс в решении спора, научились договариваться и уступать. Дети стали в большей степени понимать правила речевого этикета, развилось умение взаимодействовать со сверстниками.
На контрольном этапе были проведены те же диагностические методики что и на констатирующем этапе исследования, в результате проведения которых выявлена положительная динамика. В экспериментальной группе стало больше детей с высоким уровнем на 17%, за счет перехода одного ребенка Милы Г. со среднего на высокий уровень. Количество детей с низким уровнем сократилось на 17% за счет перехода одного ребенка Коли А. с низкого на средний уровень.
В контрольной группе отмечаются незначительные изменения в количественных показателях, не влияющих на итоговые результаты по группе в целом.
Таким образом, можно заключить, что работа по формированию коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, проведенная на формирующем этапе была эффективной, а это означает, что гипотеза исследования подтверждена, задачи реализованы.


1. Алтухова Т. А., Панасенко К. Е., Шинкарева Л. В., Николаева Е. А. Развитие диалогического общения у дошкольников в контексте коммуникативно-деятельностного подхода // Перспективы науки и образования : междунар. электрон. научн. журнал. 2020. № 2 (44). С. 366-381.
2. Апрышкина И. В. Педагогические условия формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности // Наука и образование: новое время. 2019. № 1 (30). С. 900-906.
3. Бегунова А. Г. Результаты экспериментального исследования по развитию позитивных межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2019. № 4 (242). С. 377-381. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/242/56009/ (дата обращения: 08.10.2021).
4. Беляева С.В. Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством сюжетно­ролевой игры // Студент года 2022 : сб. трудов конф. Петрозаводск, 2022. С. 56-64.
5. Бодалев А. А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 2018. № 1. С. 124-126.
6. Бодалев А. А. О качествах личности, нужных для успешного общения // Личность и общение. Избр. труды. М., 2017. С. 198-201.
7. Булыгина Л. Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников. // Вопросы психологии. 2010. № 2. С. 149- 153.
8. Васина Ю. М. Особенности развития межличностных отношений дошкольников как компонента их социально-личностной готовности к школе // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2020. № 1 (21). С. 59-64.
9. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология дошкольного возраста: учебник. М. : КноРус, 2017. 270 с.
10. Воронин Е. А. Особенности коммуникативных умений старших дошкольников в процессе диалога со сверстниками // Теория и практика общественного развития. 2017. № 21. С. 321-323.
11. Галигузова Л. Н., Мещерякова-Замогильная С. Ю. Дошкольная педагогика : учебник и практикум. М. : Юрайт, 2017. 286 с.
12. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 2017. 206 с.
13. Гребенникова О. В. Социализация современных дошкольников в группе сверстников: реалии и перспективы // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2021. № 2. С. 54-60.
14. Гусева Д. И. Особенности и формы общения дошкольников со взрослыми и сверстниками // Вестник науки и образования. 2019. № 20-2 (74). С. 78-84.
15. Дыбина О. В., Анфисова С. Е., Кузина А.Ю., Груздова И. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. М.: Мозаика- Синтез, 2010....32


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ