Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретическое изучение проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций с акцентуациями характера личности у подростков
1.1 Особенности ценностных ориентаций у подростков 9
1.2 Особенности акцентуаций характера в подростковом
возрасте 13
1.3. Исследования взаимосвязи ценностных ориентаций
с акцентуациями характера личности у подростков 20
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций с акцентуациями характера личности у подростков 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Результаты исследования ценностных ориентаций
и акцентуаций характера личности у подростков 28
2.3 Результаты корреляционного анализа взаимосвязи
ценностных ориентаций с акцентуациями характера личности
у подростков 41
Заключение 46
Список используемой литературы 47
Приложение А Результаты исследования акцентуаций характера 50
Приложение Б Результаты корреляционного анализа 52
«Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности» [26, с. 22].
«Формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию» [18].
«Теоретические основы исследования оставляют труды ученых, изучавших ценностные ориентации в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович,
Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, А.Г. Здравомыслов, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В. Франкл, В.А. Ядов), где проблема ценностей рассматривается в связи с источниками активности человека - потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности. Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик» [10].
«Как известно, подростковый возраст характеризуется реакцией эмансипации, алкоголизацией, девиантным поведением. Эти черты проявляются в различных типах акцентуаций характера. Именно в подростковом возрасте акцентуации характера выступают наиболее ярко, так как черты характера еще не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом.
Негативные акцентуации характера могут быть связаны с определенными ценностными ориентациями у подростков. П.Б. Ганнушкин обнаружил, что подростки, сосредоточенные на поиске жизненного наслаждения или на удовлетворении своих потребностей, могут иметь акцентуации характера, такие как эгоцентричность, эмоциональная нестабильность или безрассудность. Д.А. Леонтьев исследовал взаимосвязи между ценностными ориентациями и акцентуациями характера личности подростков.
Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация - это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние» [3, с. 57].
«Для подросткового возраста термин «акцентуация характера» является наиболее точным. В детском возрасте не сформирован еще и тип характера и можно говорить лишь об отдельных акцентуированных чертах» [4, с. 105].
«При акцентуациях характера его особенности, в противовес психопатиям, могут проявляться не везде и не всегда. Они могут даже обнаруживаться только в определенных условиях. И главное, особенности характера либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими.
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм....
Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение акцентуаций характера имеет большое практическое значение в психологической диагностике общих способностей. В ходе исследования были реализованы задачи данной работы. Осуществлен теоретический анализ теоретических подходов к понятию, содержанию и структуре ценностных ориентаций личности. Проанализирована психологическая литература по проблемам акцентуаций характера.
В результате исследования взаимосвязи ценностных ориентаций и акцентуаций характера юношей и девушек подросткового возраста была реализована цель данной работы. Выявлены особенности и характер взаимосвязи между ценностными ориентациями и акцентуациями характера юношей и девушек в подростковом возрасте.
Выявлена положительная корреляционная связь между акцентуацией характера и терминальной ценностью такой, как дистмичность и материально обеспеченная жизнь. Положительные корреляционные связи между акцентуациями характера и инструментальными ценностями такими, как педантичность и широта взглядов, рационализм, твердая воля; тревожность и рационализм.
Выявлены отрицательные корреляционные связи между акцентуациями характера и терминальными ценностями такими, как застревание и свобода; циклотимность и красота природы и искусства, экзальтированность и развлечения. Отрицательная корреляционная связь между акцентуациями характера и инструментальными ценностями такими, как гипертимность и воспитанность, демонстративность и аккуратность, экзальтированность и жизнерадостность.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что существует взаимосвязь между ценностными ориентациями и акцентуациями характера в подростковом возрасте, подтверждена.
1. Барсукова С. А. Дубовый Л. М. Психокоррекция. Учебнометодическое пособие. Самара : СГПУ (факультет психологии) Сам ИКП, 2001. 112 с.
2. Батаршев А. В. Аномалии развития личности и дисгармоничность характера учащихся профессиональной школы (реабилитационный курс). Спб. : Учреждение РАО ИПО, 2009. 192 с.
3. Батаршев А. В. Типология характера и личности. 2-е изд. М. : Институт Психотерапии, 2005. 107 с.
4. Баткина И. В. Психология темперамента и характера. Воронеж : Воронежский государственный технический университет, 2010. 181 с.
5. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий; Их статика, динамика, систематика. М. : Север, 1998. 128 с.
6. Герасимов Б. Н. Организационное поведение: учебное пособие. Самара : СГАУ, 2010. 168 с.
7. Гудова Т. Г Психологическая работа при дезадаптационных расстройствах личности: монография. М. : Экслибрис-Пресс, 2007. 447 с.
8. Дровникова И. Г. Психолого-педагогические аспекты отклоняющегося поведения: учебное пособие. Воронеж : ВИ МВД России, 2006. 101 с.
9. Жихарева Е. В. Любознательность акцентуированных личностей: монография. Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. 211 с.
10. Зубенко Н. Ю. Воспитание ценностных ориентаций подростков в образовательном учреждении: монография. М. : Компания Спутник+, 2008. 253 с.
11. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб. : Питер, 2001. 749 с.
12. Исаев В. Н. Жизненное самоопределение школьников: труд, мотивация, готовность: учебное пособие. Белгород : БелГУ, 2006. 267 с.
13. Ковпак Д. В. Безопасное общение, или Как стать неуязвимым! М. : Питер, 2012. 192 с.
14. Коджаспиров А. Ю. Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды детских учреждений: курс лекций: учебное пособие. М. : Проспект, 2017. 461 с.
15. Конюхов Н. И. Шизоидность?! М. : ДеЛи принт, 2011....31