Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения формирования представлений у детей 6-7 лет о правилах дорожного движения 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования
представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет 8
1.2 Характеристика педагогических условий формирования
представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет 15
Глава 2 Экспериментальное исследование реализации педагогических условий формирования представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет 26
2.1 Выявление уровня сформированности представлений о
правилах дорожного движения у детей 6-7 лет 26
2.2 Содержание работы по реализации педагогических условий
формирования представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет 37
2.3 Выявление динамики уровня сформированности представлений
о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет 49
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 64
Приложение Б Количественные результаты на констатирующем этапе эксперимента 65
Приложение В Количественные результаты на контрольном этапе эксперимента 66
Проблема обеспечения безопасности на дороге возникла вместе с появлением автомобилей и стала более острой в период активной автомобилизации. С увеличением количества транспортных средств и потоков на дорогах, сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения становится все более важной задачей. Поскольку дети начинают участвовать в дорожном движении с раннего возраста, образовательные учреждения должны активно работать над формированием безопасного поведения на дороге, начиная с 6-7 лет.
Анализ теоретической разработанности проблемы исследования показывает, что вопросы безопасности, профилактики детского дорожнотранспортного травматизма, создания системы целенаправленного обеспечения детей знаниями, умениями и навыками, воспитания у детей сознательного безопасного поведения в окружающем мире, использования различных форм, методов и технологий в образовательном процессе достаточно хорошо изучены (Н.Н. Авдеева, Р.Б. Стеркина и другие). Кроме того, существуют методические пособия по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. Авторы современных публикаций Н.А. Аралина,
З.А. Ефанова, Н.В. Елжова, Ф.С. Майорова, Т.А. Шорыгина в своих исследованиях приводят различные учебные программы, педагогические игры и упражнения, отражающие работу по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма, поднимают вопрос о создании развивающей среды.
Также во многих дошкольных учреждениях активно ведется работа по формированию базовых знаний о безопасном поведении на дорогах. В учебные программы всех направлений активно включаются темы по безопасному поведению на дорогах, дидактические и ролевые игры, диалоги, эксперименты, наблюдения, соревнования.
Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных педагогических условий формирования представлений детей 6-7 лет о правилах дорожного движения.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет и недостаточной разработанностью педагогических условий в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогические условия формирования представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность педагогических условий в формировании представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс формирования представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: формирование представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет возможно при следующих педагогических условиях:
- обогащена предметно-пространственная среда материалами (макет перекрестка, набор дорожных знаков, настольные дидактические, создана библиотека карточек, машинки и манекены, окошко для получения водительских прав, дорожная разметка на полу, игровые панели с картинками);
• разработаны и внедрены игровые образовательные ситуации в совместную деятельность педагога и детей;
• разработаны формы работы по включению родителей в процесс формирования представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические основы формирования представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет.
2. Выявить уровень сформированности представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет.
3. Определить и апробировать содержание работы по реализации педагогических условий по формированию представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет....
«Правила дорожного движения устанавливают обязанности водителей и пешеходов, а также технические требования к транспортным средствам для обеспечения безопасности на дорогах. Нарушение этих правил может привести к юридической ответственности» [14].
После изучения теоретического материала о формировании представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет, мы перешли к практической части работы. Исследование сформированности представлений о правилах дорожного движения у детей этого возраста проведено в МБДОУ «Детский сад №13» Ставропольский край, Предгорный муниципальный округ, ст. Суворовская» на основе участия 20 детей (10 в экспериментальной группе и 10 в контрольной). Для выявления уровня сформированности представлений о правилах дорожного движения использовались критерии, показатели и диагностические задания, основанные на работах Л.А Кодыринской, А.К. Марковой, Т.А. Марковой, Е.К. Ривиной.
«По результатам констатирующего этапа исследования было выявлено, что уровень сформированности представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет в выборке различен» [14]. 20% детей из
экспериментальной и контрольной групп имеют высокий уровень, по 50% - средний, и по 30% - низкий. Некоторые дети обладают глубоким пониманием правил и могут принимать решения в сложных ситуациях, другие имеют базовое понимание, а дети с низким уровнем не знают основных правил и не понимают, как вести себя на улице. Это подчеркивает необходимость проведения дополнительной работы по реализации педагогических условий, направленных на формирование представлений по правилам дорожного движения.
«На формирующем этапе исследования мы выбрали содержание работы по формированию представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет в соответствии с гипотезой и целью создания эффективных педагогических условий» [14]. Для этого мы обогатили предметнопространственную среду группами материалов: (макет перекрестка, набор дорожных знаков, настольные дидактические, создана библиотека карточек, машинки и манекены, окошко для получения водительских прав», дорожная разметка на полу, игровые панели с картинками). Также были разработаны и внедрены игровые образовательные ситуации в совместную деятельность педагога и детей. «Важным было также разработать формы работы по включению родителей в процесс формирования представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет. Это подход помогает повысить безопасность детей на дороге и снизить количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с несоблюдением правил дорожного движения.
Для оценки динамики уровня сформированности представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет был проведен контрольный этап эксперимента, используя те же методики, что и на констатирующем этапе. Результаты показали, что дети из экспериментальной группы продемонстрировали повышение уровня сформированности представлений на 20% в категории высокого уровня и на 20% в категории низкого уровня, при сохранении количества детей со средним уровнем. Это свидетельствует об эффективности реализованных педагогических условий для формирования представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет. В то же время, у детей из контрольной группы не было изменений в их представлениях о правилах дорожного движения» [15].
В заключении, можно отметить, что данная тема является актуальной и важной для современного общества. Ведь безопасность на дорогах - это не только забота взрослых, но и ответственность каждого человека, в том числе и детей. Результаты исследования могут быть полезны для педагогов, родителей и всех, кто работает с детьми, чтобы обеспечить им безопасность на дороге.
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л. Стеркина Р. Б. Безопасность на улицах и дорогах : методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. СПб. : Детство-Пресс, 2009. 144 с.
2. Алюханова Е. М., Гришина Е. Е., Ергашева Н. Б. Формирование у детей 6-7 лет представлений о правилах дорожного движения. // Научное отражение. 2019. № 2 (16). C. 5-7.
3. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. М. : Мозаика- синтез, 2012.
4. Большая советская энциклопедия / по редакцией О. Ю. Шмидт. М. : Советская энциклопедия, 1980. Т.6. 416 с.
5. Борисова М. М., Бараненко М. А. Закрепление представлений о правилах дорожного движения в процессе подвижной игры у дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. № 6 (38). С. 30-39.
6. Волков С. Ю. Про правила дорожного движения. СПб. Омега-Пресс, 2006. 64 с.
7. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. СПб. : «Детство-Пресс», 2010. 99 с.
8. Громова О. Л. Изучение представлений об опасностях у детей 6-7 лет
// Научное сообщество студентов. 2016. № 20(31). URL: https://sibac.
info/archive/meghdis (дата обращения: 30. 08. 2023).
9. Грязева Ю. В. Формирование представлений о безопасном поведении на дорогах у детей 6-7 лет в процессе использования мультфильмов // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2018. С. 107-111.
10. Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2016. 208 с.
11. Дегтеревич Е. Н. Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством интегрированного подхода. // Вопросы дошкольной педагогики. 2019. № 8 (25). С. 14-16.
12. Доронина М В. К вопросу разработки обучающих программ в сфере безопасности дорожного движения как компонента системы общего и дополнительного образования // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 1. С. 53-59.
13. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А Детский сад и семья : методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. М : Мозайка-Синтез, 2007.
14. Зубарева Ю. М. Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах. Уфа : Лето, 2015. С. 63-68.
15. Извекова Н. А., Медведева А. Ф., Полякова Л. Б. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. М. : Сфера, 2005...27