Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования гражданской идентичности младших школьников посредством виртуальных экскурсий 9
1.1 Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования гражданской идентичности младших школьников. 9
1.2 Виртуальные экскурсии как средство формирования
гражданской идентичности младших школьников 18
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию гражданской идентичности младших школьников посредством виртуальных экскурсий 26
2.1 Выявление уровня сформированности гражданской
идентичности младших школьников 26
2.2 Содержание и организация работы по формированию
гражданской идентичности младших школьников посредством виртуальных экскурсий 36
2.3 Динамика сформированности гражданской идентичности
младших школьников 42
Заключение 50
Список используемой литературы 53
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 56
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования (констатирующий этап) 57
Приложение В Конспекты виртуальных экскурсий 58
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования (контрольный этап) 68
В современном мире, где все больше людей переезжает в другие страны и культуры смешиваются, формирование гражданской идентичности у младших школьников становится необходимым.
Гражданская идентичность включает в себя понимание своей принадлежности к определенной нации, культуре и ценностям, а также уважение к правам и свободам других людей.
«Гражданская идентичность, в отличие от государственной и этнической идентичности, не подразумевает единой культуры, одной ценностной ориентации или «мифической» национальной территории, но предполагает уход от системы отношений, при которой власти обеспечивают потребности граждан, а они в свою очередь в обмен на это позволяют диктовать им модели поведения, как публичного, так и частного, и предполагает нарастание самоорганизации граждан и рост гражданских инициатив» [13, с. 23].
Формирование гражданской идентичности младших школьников осуществляется в рамках гражданско-патриотического воспитания детей. «Это актуально в современных социально-политических и экономических условиях, где каждое образовательное учреждение определяет свои приоритеты и выбирает наиболее эффективный тип воспитания. Одной из главных задач, стоящих перед современной школой в области гражданско- патриотического воспитания, является преодоление последствий «обезличенной», «бездетной» педагогики, идеологического насилия, восстановление целостности сознания, духовно-нравственного здоровья личности» [9].
В современных исследованиях, таких как диссертации Н.А. Ивашкиной и Я.В. Макарчука, активно обсуждаются проблемы гражданско- патриотического воспитания [11; 17]. В работах В.Б. Леонтьевой, М.П. Осиповой и других авторов отмечается, что для формирования гражданской идентичности у детей необходимо обращаться к классическим источникам, которые всегда пропагандировали патриотизм. Для этого важно ознакомить детей с основами государственности и правовой культуры, национальными символами и традициями, а также рассказать им о значимости уважения к законам и правилам, бережного отношения к окружающей среде и уважения к другим людям [16; 18].
Анализ Кодекса Республики Беларусь об образовании № 243-З13 января 2011 года Статья 18. Воспитание в системе образования позволяет отметить, что немаловажной задачей воспитания является формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии. Это подразумевает, что воспитание должно быть основано на государственной идеологии и национальных традициях, а также направлено на формирование у детей чувства принадлежности к своей стране и народу. В соответствии с Кодексом, воспитание должно быть организовано таким образом, чтобы соответствовать его целям и задачам, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей [12]. В этой связи важную роль в достижении поставленной цели играет внеклассная работа, уроки «Человек и мир», «Мая Радзхма Беларусь», которые помогают детям осознать свое место в обществе и ответственность за собственное поведение. Немаловажным элементом гражданско-патриотического воспитания является ознакомление детей с традициями, обычаями и культурой своего народа. С этой целью в школах организуются посещения музеев и культурных объектов, экскурсии по историческим памятникам и достопримечательностям. Кроме того, участие детей в различных общественных мероприятиях и праздниках, таких как День народного единства и День Победы, помогает им осознать свою принадлежность к государству и сформировать гражданскую идентичность.
Однако виртуальным экскурсиям гражданско-патриотическом воспитании уделяется мало внимания. В то время как виртуальные экскурсии имеют определенные преимущества перед другими формами и средствами воспитания.
Во-первых, они доступны для просмотра в любое время и из любой точки мира, что позволяет обойти географические и временные ограничения.
Во-вторых, они могут быть более интерактивными и увлекательными, чем обычные экскурсии, благодаря использованию различных технологий, таких как виртуальная реальность или SD-моделирование....
Главной целью гражданского воспитания является формирование у человека гражданской идентичности, которая включает осознание себя гражданином своей страны и признание законопослушного поведения как активного действия на благо Родины. Гражданская идентичность заключается в осознании своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Гражданская идентичность состоит из когнитивного, ценностного и эмоционального компонентов. Развитие гражданской идентичности в младшем школьном возрасте включает в себя несколько аспектов, таких как: направленность на развитие гражданской культуры у детей этого возраста, формирование конкретных отношений с семьей, трудовой деятельностью и выполнение обязанностей по отношению к родине, а также использование гражданской идентичности в процессе образования и регулирования поведения в школе и других образовательных учреждениях.
Виртуальная экскурсия означает условное посещение интересных мест, осмотр экспонатов различных музеев и выставок с помощью мультимедийных ресурсов и Интернета. Это новый эффективный презентационный инструмент, позволяющий наглядно демонстрировать любое реальное место широкой общественности. Она также может быть представлена как форма обучения, сочетающая рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала, такого как фотографии, видеофрагменты и аудиозаписи. В школе виртуальные экскурсии используются как образовательные и воспитательные инструменты для открытия учащимся прекрасного в окружающем их мире и пробуждения у них чувства любви к Родине. Виртуальные экскурсии являются эффективным средством формирования гражданской идентичности младших школьников. Виртуальные экскурсии могут стать эффективным средством формирования гражданской идентичности у детей. Они позволяют ребенку познакомиться с различными культурными и историческими достопримечательностями своей страны, узнать о значимых событиях и людях, которые влияли на ее историю и развитие. Они также помогают детям расширить свой кругозор, понять свою роль в обществе и увидеть связи между различными культурами и народами.
Опытно-экспериментальная работа по формированию гражданской идентичности младших школьников посредством виртуальных экскурсий осуществлялась на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 93», г. Минск, улица Героев 120-й Дивизии, 27А. В исследовании приняли 30 детей младшего школьного возраста (возраст 8-9 лет), из них 15 детей составили экспериментальную группу (учащиеся 2 «Г» класса) и 15 детей составили контрольную группу (учащиеся 2 «Д» класса).
Оценка сформированности гражданской идентичности у младших школьников проводилась по следующим компонентам - когнитивноинтеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческо-волевой; показателям - оценка объема и качества знаний младших школьников по истории «малой родины» и их уровня патриотического сознания; интерес младших школьников к «малой родине» и ее истории, а также частота проявления гражданско-патриотических стремлений.
Полученные результаты констатирующего этапа исследования указывают на то, что младшие школьники имеют недостаточно сформированную гражданскую идентичность, что подтверждается фрагментарными знаниями о гражданственности, символике страны и низким уровнем эмоционально-положительного отношения к своей Родине. Необходимо уделить внимание когнитивному компоненту гражданской идентичности и использовать виртуальные экскурсии для ее формирования.
Так, был разработан и реализован на практике комплекс виртуальных экскурсий по формированию гражданской идентичности младших школьников. Все проведенные виртуальные экскурсии направлены на формирование гражданской идентичности у младших школьников. Они знакомят детей с историей и культурой разных регионов Беларуси, помогая им понять, что каждый город и регион имеет свою уникальную историю, культуру и традиции. Проведение виртуальных экскурсий по разным регионам Беларуси является важным шагом в формировании гражданской идентичности у младших школьников. Они помогают детям понять, что каждый город и регион имеет свою уникальную историю, культуру и традиции, что они являются частью своей страны и ее культуры....
1. Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы // Литература в школе. 2013. № 10. С. 2224.
2. Бабанский Ю. К. Развитие гражданской идентичности. М.: ВЛАДОС, 2003. 136 с.
3. Буткевич В. В., Ванина Н. Г. Теоретико-методические основы гражданского воспитания младших школьников. Мн., 2007. 259 с.
4. Вилкова И. В. К вопросу об определении сущности понятия гражданская идентичность // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/06/1386 (дата обращения: 05.09.2023).
5. Гаврилычева Г. Ф. Воспитать гражданина. Как?. 2006. № 12.
С. 10-16.
6. Галактионова Н. А. Гражданская идентичность как компонент личностной идентичности // Социология. Экономика. Политика. Известия высших учебных заведений. 2010. № 1. С. 10-12.
7. Гаязов А. С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. Челябинск: Факел, 1995. 238 с.
8. Горностаева И. В. Гражданское воспитание младших школьников средствами краеведения. Смоленск, 2012. 120 с.
9. Диева А. Б. Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности // Вестник Мининского университета 2014. №4. С. 6.
10. Землянская Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников. М. : Издательство Юрайт, 2015. 507 с.
11. Ивашкина Н. А. Патриотическое воспитание младших
школьников на традициях народной педагогики : автореферат
дис....кандидата педагогических наук: 13. 00. 01 [Место защиты: Моск.
гуманитар. ун-т]. Москва, 2008. 22 с.
12. Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 года № 243-3. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30926305 (дата обращения: 14.09.2023).
13. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
14. Козина Е. Ф., Степанян Е. Н. Методика преподавания
естествознания. М.: Издательство «Юрайт», 2018. 256 с.
15. Кузнецова Л. В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2007....24