Введение 3
Глава 1 Теоретические подходы к управленческому содействию педагогам образовательной организации в их профессиональном саморазвитии 8
1.1 Психолого-педагогические основы управленческого
содействия педагогам в их профессиональном саморазвитии ... 8
1.2 Условия осуществления управленческого содействия
педагогам в их профессиональном саморазвитии 14
Глава 2 Экспериментальная работа по управленческому содействию педагогам образовательной организации в их профессиональном саморазвитии 22
2.1 Выявление показателей и уровней профессионального
саморазвития педагогических работников 22
2.2 Содержание управленческого содействия педагогам
дошкольной образовательной организации в их профессиональном саморазвитии 35
2.3 Изучение динамики уровней профессионального
саморазвития педагогов дошкольной образовательной организации 51
Заключение 65
Список используемой литературы 67
«Актуальность исследования обусловлена динамизмом в системе образования XXI века: за последнее десятилетие в системе образования произошли серьезные изменения, затронувшие все субъекты этого процесса. К таким изменениям следует отнести принятие нового «Закона об Образовании» и внедрение ФГОСов дошкольного образования, что в свою очередь требует от работников дошкольной организации проявления активности, инициативности, обладания высоким потенциалом саморазвития» [27].
«Это подтверждает осуществляющийся переход от парадигмы «образование на всю жизнь» к парадигме «образование через всю жизнь». Что в свою очередь говорит о необходимости изменения стратегии подготовки педагогических кадров и вооружение их мобильностью, активностью, гибкостью, умением применять различные педагогические технологии, способностью успешно и быстро решать педагогические задачи» [27].
Развитие системы образования напрямую связано с проблемой профессионального саморазвития педагогов [22]. «Профессиональное саморазвитие мы понимаем многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс, способствующий формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогающий осмыслению собственной самостоятельной деятельности, являющийся средством самосовершенствования и становления профессионала» [11].
«Анализ научной литературы и эмпирического опыта позволяет выделить ряд противоречий:
- с одной стороны накоплен богатый научный опыт, с другой стороны существует проблема профессионального саморазвития педагогов в практической деятельности...
«Развитие системы образования напрямую связано с проблемой профессионального саморазвития педагогов. Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях» [27].
«Профессиональное саморазвитие мы понимаем многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс, способствующий формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогающий осмыслению собственной самостоятельной деятельности, являющийся средством самосовершенствования и становления профессионала» [27].
Анализ исследований проблемы профессионального саморазвития педагога, освещенной в исследованиях Ю.Н. Кулюткина, Л.М. Митиной, В.А. Сластенина, позволяет утверждать, что в настоящее время достаточно глубоко разработаны различные аспекты теории профессионального саморазвития педагогов, позволяющие нам определить понятие «профессиональное саморазвитие» как многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс, способствующий формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогающий осмыслению собственной профессиональной деятельности.
Возникает необходимость поиска управленческих решений и условий, обеспечивающих профессиональное саморазвитие педагогов в русле реализации новых образовательных стандартов.
В результате выполненного экспериментального исследования, реализации проблемы профессионального саморазвития педагогов дошкольной образовательной организации нами были осуществлены следующие виды работ: определены показатели и уровни профессионального саморазвития педагогов, включены руководители в процесс профессионального саморазвития педагогов, разработка индивидуальных маршрутов управленческого содействия педагогам в их профессиональном саморазвитии.
Результаты констатирующего этапа эксперимента доказывают, что профессиональное саморазвитие педагогов дошкольной образовательной организации нуждается в обновлении, в результате применения комплекса методов исследования были получены количественные результаты, отражающие уровни профессионального саморазвития педагогов.
«На этапе формирующего эксперимента нами исследовалась результативность и эффективность реализованных условий управленческого содействия педагогам в их профессиональном саморазвитии. Исследование подтвердило мысль о том, что если в ходе реализации условий, направленные на рост уровня профессионального саморазвития педагогов дошкольной образовательной организации, за отведенное время без перегрузки педагогов повысится, то данные условия можно считать эффективными» [27].
Таким образом, проведенная экспериментальная работа подтвердила выдвинутую нами гипотезу, согласно которой профессиональное саморазвитие более успешно, если реализованы следующие условия:
- организована работа педагога по индивидуальному плану саморазвития педагога;
- осуществляется сопровождение профессионального саморазвития педагога в процессе индивидуальных маршрутов;
- разработано и внедрено содержания управленческого сопровождения профессионального саморазвития педагога.
1. Акмеологическая диагностика /под ред. Деркача А. А., Синягина Ю. В. М.: РАГС, 2007. 271с.
2. Акмеологический подход как основа повышения качества профессионально-педагогического образования // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Т. 13. Гендерная психология. Кострома, 2007. № 6. С. 194— 199.
3. Арсеньева М. С., Кузнецова С. В. Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения // Сборник трудов № 3. 21.10.2009. г. Серпухов. С. 110-116.
4. Асаева И. Н. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности педагога ДОУ в системе повышения квалификации // Образование и наука. 2008. №5 (53). С. 60-67.
5. Асмолов А. Г. Движущие силы и условия развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер Ком, 2000. 227 с.
6. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования как реализация целевых установок Послания президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию [Электронный ресурс] / Режим доступа - http://mo.mosreg.ru/userdata/dasl-42326.ppt#302,22.
7. Батаршев А. В., Алексеева И. Ю., Майорова Е. В. Диагностика профессионально важных качеств. СПб: Питер, 2007. 192с.
8. Белая Г. В. Управление образовательным процессом в
педагогическом университете: теория и практика : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Оренбург. гос. пед. ун-т.
Оренбург, 2002. 38 с.
9. Бунина Е. В. Использование гуманитарных технологий в построении управленческой деятельности учреждений образования как условие профессионального развития педагогических работников:
магистерская диссертация: защищена 29.06.2016. Тольятти.: Изд-во
Тольяттинский государственный университет, 2016. 112 с
10. Глуханюк Н. С. Психология субъектной профессионализации педагога // Образование и наука: Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2003 № 5 (23). С. 64-78.
11. Дыбина О. В. Методическое сопровождение профессионального саморазвития педагогов // Вестник научных конференций. 2016. № 5-1 (9). С. 37-43.
12. Дыбина О. В. Индивидуальная управленческая концепция руководителя дошкольной образовательной организации // Вектор науки ТГУ. 2015. № 2 (32-1). С. 154-160.
13. Иваненко М. А. Педагогическое сопровождение социальноличностного развития ребенка в период детства. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 24 с.
14. Кряхтунов М. И. Саморазвитие как принцип построения модели педагогического образования. М.: МПГУ, 2003. 115 с.
15. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. 2004. №5...35