Задачи и полномочия органов дознания
|
Аннотация
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика органов дознания 7
1.1 История становления органов дознания в России 7
1.2 Понятие, задачи и система органов дознания 16
1.3 Компетенция органов дознания 22
Глава 2 Дознание как форма предварительного расследования 31
2.1 Производство дознания в общем порядке 31
2.2 Производство дознания в сокращенном порядке 39
Заключение 49
Список используемой литературы и используемых источников 53
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика органов дознания 7
1.1 История становления органов дознания в России 7
1.2 Понятие, задачи и система органов дознания 16
1.3 Компетенция органов дознания 22
Глава 2 Дознание как форма предварительного расследования 31
2.1 Производство дознания в общем порядке 31
2.2 Производство дознания в сокращенном порядке 39
Заключение 49
Список используемой литературы и используемых источников 53
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что реализация института уголовного преследования органами дознания тесно связана со вторжением в сферу прав и свобод личности, в том числе на этапе проверки сообщения о преступлении, когда участники складывающихся правоотношений еще не наделены необходимым объёмом прав для реализации своих интересов. При этом несовершенство положений уголовнопроцессуального законодательства, регламентирующих порядок
осуществления уголовного преследования, и неопределенность форм этой деятельности на этапах проверки сообщения о преступлении и возникновения подозрения в отношении определенного лица влекут за собой нарушения законности дознавателями и иными должностными лицами органов дознания при возбуждении и расследовании уголовных дел. Количество таких нарушений по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2019-2022 гг. составляло ежегодно порядка 2,5 млн.
Особое значение настоящему исследованию придает и то, что органы дознания, реализующие институт уголовного преследования, являются ключевым субъектом этого вида деятельности, так как именно они в 95% случаях проводят проверку сообщения о преступлении и расследуют 40% уголовных дел.
В результате современной полицейской реформы и внесенных в законодательство изменений, касающихся предварительного расследования в форме дознания, вновь со всей своей актуальностью поставлен вопрос о проблемах процессуальной регламентации производства дознания, включая дознание в сокращенной форме.
Сохраняющаяся неопределенность в теоретическом понимании сущности и назначения института уголовного преследования, разбалансированность положений уголовно-процессуального законодательства в этой области и возникающие проблемы правоприменения требуют комплексного исследования его основных положений.
Потребность в разрешении указанных и иных проблем в деятельности органов дознания и обуславливает актуальность темы настоящего исследования.
Объектом исследования выступают уголовно-процессуальные общественные отношения, складывающиеся в ходе производства предварительного расследования в форме дознания.
Предмет исследования составили нормативные положения уголовнопроцессуального законодательства и других нормативных правовых актов России, регламентирующие вопросы производства дознания, а также юридическая практика правоприменения указанных положений.
Цель работы состоит в исследовании производства дознания как целостного механизма правоохранительной деятельности с выявлением неразрешенных и (или) вновь возникших проблем процессуальной регламентации и в разработке путей решения выявленных проблем, отвечающих запросам современной реальности.
Для достижения намеченной цели необходимо выполнение ряда задач:
• исследовать общие положения дознания, систему органов дознания;
• изучить особенности производства дознания на современном этапе развития общества через призму сравнения дознания с предварительным следствием с точки зрения реализации правового статуса дознавателя;
• рассмотреть компетенцию органов дознания;
• изучить требования осуществления дознания в общем порядке;
• проанализировать особенности производство дознания в сокращенном порядке;
• исследовать процессуальный статус органов дознания.
• выявить проблемы, возникающие при производстве следственных действий с использованием информационных технологий.
Правовой основой работы являются Конституция России, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ), федеральные законы РФ....
осуществления уголовного преследования, и неопределенность форм этой деятельности на этапах проверки сообщения о преступлении и возникновения подозрения в отношении определенного лица влекут за собой нарушения законности дознавателями и иными должностными лицами органов дознания при возбуждении и расследовании уголовных дел. Количество таких нарушений по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2019-2022 гг. составляло ежегодно порядка 2,5 млн.
Особое значение настоящему исследованию придает и то, что органы дознания, реализующие институт уголовного преследования, являются ключевым субъектом этого вида деятельности, так как именно они в 95% случаях проводят проверку сообщения о преступлении и расследуют 40% уголовных дел.
В результате современной полицейской реформы и внесенных в законодательство изменений, касающихся предварительного расследования в форме дознания, вновь со всей своей актуальностью поставлен вопрос о проблемах процессуальной регламентации производства дознания, включая дознание в сокращенной форме.
Сохраняющаяся неопределенность в теоретическом понимании сущности и назначения института уголовного преследования, разбалансированность положений уголовно-процессуального законодательства в этой области и возникающие проблемы правоприменения требуют комплексного исследования его основных положений.
Потребность в разрешении указанных и иных проблем в деятельности органов дознания и обуславливает актуальность темы настоящего исследования.
Объектом исследования выступают уголовно-процессуальные общественные отношения, складывающиеся в ходе производства предварительного расследования в форме дознания.
Предмет исследования составили нормативные положения уголовнопроцессуального законодательства и других нормативных правовых актов России, регламентирующие вопросы производства дознания, а также юридическая практика правоприменения указанных положений.
Цель работы состоит в исследовании производства дознания как целостного механизма правоохранительной деятельности с выявлением неразрешенных и (или) вновь возникших проблем процессуальной регламентации и в разработке путей решения выявленных проблем, отвечающих запросам современной реальности.
Для достижения намеченной цели необходимо выполнение ряда задач:
• исследовать общие положения дознания, систему органов дознания;
• изучить особенности производства дознания на современном этапе развития общества через призму сравнения дознания с предварительным следствием с точки зрения реализации правового статуса дознавателя;
• рассмотреть компетенцию органов дознания;
• изучить требования осуществления дознания в общем порядке;
• проанализировать особенности производство дознания в сокращенном порядке;
• исследовать процессуальный статус органов дознания.
• выявить проблемы, возникающие при производстве следственных действий с использованием информационных технологий.
Правовой основой работы являются Конституция России, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ), федеральные законы РФ....
Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов, которые имеют теоретическое и практическое значение.
В решении задач уголовного судопроизводства важная роль принадлежит органам дознания, которые так же, как и следственные органы, самостоятельно проводят расследование по значительной категории отнесенных к их подследственности уголовных дел. Наряду с дознанием они выполняют и иные процессуальные полномочия, осуществляя взаимодействие с органами предварительного расследования.
Дознание как форма предварительного расследования регулируется главой 43 УПК РФ. Порядок и сроки дознания регламентируются статьей 223 УПК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 223 УПК РФ, предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 2429 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК РФ.
Так, дознание производится по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Согласно п. 3 ст. 223 УПК РФ, дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен до 30 суток (прокурором, прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему военным прокурором).
Дознание в общем порядке выступает основной формой стадии предварительного расследования и является «отправной точкой» при ее дифференциации. Об этом свидетельствует официальная статистика о количестве преступлений, расследованных в форме дознания, которое превышает количество уголовных дел, расследуемых в иных формах. На этом основании предварительное следствие следует рассматривать как усложненную (привилегированную) форму, а сокращенное дознание - как упрощенную форму этой стадии.
Очевидность преступления служит критерием для упрощения процессуального порядка производства предварительного расследования, а также основанием для выделения такой самостоятельной его формы, как «дознание в сокращенной форме». Очевидность преступления выражается в том, что подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела.
Процессуальная самостоятельность дознавателя определяется как принятием им процессуальных решений и производством процессуальных действий по своему внутреннему убеждению, так и в целом самостоятельностью его деятельности: независимым планированием
расследования и выбором тактических приемов, эффективных и целесообразных методов расследования, нацеленных на полное и быстрое расследование и раскрытие преступлений.
Положение о процессуальной самостоятельности лица,
осуществляющего предварительное расследование, должно быть сформулировано и включено в гл. 21 УПК РФ «Общие условия предварительного расследования», поскольку дознание как форма предварительного расследования осуществляется в досудебном производстве. Соответственно о процессуальной самостоятельности дознавателя можно говорить лишь применительно к досудебным стадиям, а не ко всему уголовному процессу.
Предложено выделение самостоятельной функции уголовного процесса, реализуемой в досудебном производстве - функции предварительного расследования. Дознаватель при производстве по уголовному делу выполняет функцию уголовного процесса - предварительного расследования. Для обеспечения качества производства по уголовному делу следует предоставить дознавателю процессуальную независимость при производстве дознания.....
В решении задач уголовного судопроизводства важная роль принадлежит органам дознания, которые так же, как и следственные органы, самостоятельно проводят расследование по значительной категории отнесенных к их подследственности уголовных дел. Наряду с дознанием они выполняют и иные процессуальные полномочия, осуществляя взаимодействие с органами предварительного расследования.
Дознание как форма предварительного расследования регулируется главой 43 УПК РФ. Порядок и сроки дознания регламентируются статьей 223 УПК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 223 УПК РФ, предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 2429 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК РФ.
Так, дознание производится по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Согласно п. 3 ст. 223 УПК РФ, дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен до 30 суток (прокурором, прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему военным прокурором).
Дознание в общем порядке выступает основной формой стадии предварительного расследования и является «отправной точкой» при ее дифференциации. Об этом свидетельствует официальная статистика о количестве преступлений, расследованных в форме дознания, которое превышает количество уголовных дел, расследуемых в иных формах. На этом основании предварительное следствие следует рассматривать как усложненную (привилегированную) форму, а сокращенное дознание - как упрощенную форму этой стадии.
Очевидность преступления служит критерием для упрощения процессуального порядка производства предварительного расследования, а также основанием для выделения такой самостоятельной его формы, как «дознание в сокращенной форме». Очевидность преступления выражается в том, что подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела.
Процессуальная самостоятельность дознавателя определяется как принятием им процессуальных решений и производством процессуальных действий по своему внутреннему убеждению, так и в целом самостоятельностью его деятельности: независимым планированием
расследования и выбором тактических приемов, эффективных и целесообразных методов расследования, нацеленных на полное и быстрое расследование и раскрытие преступлений.
Положение о процессуальной самостоятельности лица,
осуществляющего предварительное расследование, должно быть сформулировано и включено в гл. 21 УПК РФ «Общие условия предварительного расследования», поскольку дознание как форма предварительного расследования осуществляется в досудебном производстве. Соответственно о процессуальной самостоятельности дознавателя можно говорить лишь применительно к досудебным стадиям, а не ко всему уголовному процессу.
Предложено выделение самостоятельной функции уголовного процесса, реализуемой в досудебном производстве - функции предварительного расследования. Дознаватель при производстве по уголовному делу выполняет функцию уголовного процесса - предварительного расследования. Для обеспечения качества производства по уголовному делу следует предоставить дознавателю процессуальную независимость при производстве дознания.....
Подобные работы
- Задачи и полномочия органов дознания
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2020 - Задачи и полномочия органов дознания
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2021 - Понятие, задачи и полномочия органов дознания
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2021 - Задачи и полномочия органов дознания
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Задачи и полномочия органов дознания
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Задачи и полномочия органов дознания
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2021 - Задачи и полномочия органов дознания
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Уголовно-процессуальная деятельность органов дознания
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Органы дознания в уголовно-процессуальном законодательстве (Волгоградский государственный университет)
Курсовые работы, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022





