Аннотация
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика органов дознания 7
1.1 История становления органов дознания в России 7
1.2 Понятие, задачи и система органов дознания 16
1.3 Компетенция органов дознания 22
Глава 2 Дознание как форма предварительного расследования 31
2.1 Производство дознания в общем порядке 31
2.2 Производство дознания в сокращенном порядке 39
Заключение 49
Список используемой литературы и используемых источников 53
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что реализация института уголовного преследования органами дознания тесно связана со вторжением в сферу прав и свобод личности, в том числе на этапе проверки сообщения о преступлении, когда участники складывающихся правоотношений еще не наделены необходимым объёмом прав для реализации своих интересов. При этом несовершенство положений уголовнопроцессуального законодательства, регламентирующих порядок
осуществления уголовного преследования, и неопределенность форм этой деятельности на этапах проверки сообщения о преступлении и возникновения подозрения в отношении определенного лица влекут за собой нарушения законности дознавателями и иными должностными лицами органов дознания при возбуждении и расследовании уголовных дел. Количество таких нарушений по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2019-2022 гг. составляло ежегодно порядка 2,5 млн.
Особое значение настоящему исследованию придает и то, что органы дознания, реализующие институт уголовного преследования, являются ключевым субъектом этого вида деятельности, так как именно они в 95% случаях проводят проверку сообщения о преступлении и расследуют 40% уголовных дел.
В результате современной полицейской реформы и внесенных в законодательство изменений, касающихся предварительного расследования в форме дознания, вновь со всей своей актуальностью поставлен вопрос о проблемах процессуальной регламентации производства дознания, включая дознание в сокращенной форме.
Сохраняющаяся неопределенность в теоретическом понимании сущности и назначения института уголовного преследования, разбалансированность положений уголовно-процессуального законодательства в этой области и возникающие проблемы правоприменения требуют комплексного исследования его основных положений.
Потребность в разрешении указанных и иных проблем в деятельности органов дознания и обуславливает актуальность темы настоящего исследования.
Объектом исследования выступают уголовно-процессуальные общественные отношения, складывающиеся в ходе производства предварительного расследования в форме дознания.
Предмет исследования составили нормативные положения уголовнопроцессуального законодательства и других нормативных правовых актов России, регламентирующие вопросы производства дознания, а также юридическая практика правоприменения указанных положений.
Цель работы состоит в исследовании производства дознания как целостного механизма правоохранительной деятельности с выявлением неразрешенных и (или) вновь возникших проблем процессуальной регламентации и в разработке путей решения выявленных проблем, отвечающих запросам современной реальности.
Для достижения намеченной цели необходимо выполнение ряда задач:
• исследовать общие положения дознания, систему органов дознания;
• изучить особенности производства дознания на современном этапе развития общества через призму сравнения дознания с предварительным следствием с точки зрения реализации правового статуса дознавателя;
• рассмотреть компетенцию органов дознания;
• изучить требования осуществления дознания в общем порядке;
• проанализировать особенности производство дознания в сокращенном порядке;
• исследовать процессуальный статус органов дознания.
• выявить проблемы, возникающие при производстве следственных действий с использованием информационных технологий.
Правовой основой работы являются Конституция России, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ), федеральные законы РФ....
Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов, которые имеют теоретическое и практическое значение.
В решении задач уголовного судопроизводства важная роль принадлежит органам дознания, которые так же, как и следственные органы, самостоятельно проводят расследование по значительной категории отнесенных к их подследственности уголовных дел. Наряду с дознанием они выполняют и иные процессуальные полномочия, осуществляя взаимодействие с органами предварительного расследования.
Дознание как форма предварительного расследования регулируется главой 43 УПК РФ. Порядок и сроки дознания регламентируются статьей 223 УПК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 223 УПК РФ, предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 2429 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК РФ.
Так, дознание производится по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Согласно п. 3 ст. 223 УПК РФ, дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен до 30 суток (прокурором, прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему военным прокурором).
Дознание в общем порядке выступает основной формой стадии предварительного расследования и является «отправной точкой» при ее дифференциации. Об этом свидетельствует официальная статистика о количестве преступлений, расследованных в форме дознания, которое превышает количество уголовных дел, расследуемых в иных формах. На этом основании предварительное следствие следует рассматривать как усложненную (привилегированную) форму, а сокращенное дознание - как упрощенную форму этой стадии.
Очевидность преступления служит критерием для упрощения процессуального порядка производства предварительного расследования, а также основанием для выделения такой самостоятельной его формы, как «дознание в сокращенной форме». Очевидность преступления выражается в том, что подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела.
Процессуальная самостоятельность дознавателя определяется как принятием им процессуальных решений и производством процессуальных действий по своему внутреннему убеждению, так и в целом самостоятельностью его деятельности: независимым планированием
расследования и выбором тактических приемов, эффективных и целесообразных методов расследования, нацеленных на полное и быстрое расследование и раскрытие преступлений.
Положение о процессуальной самостоятельности лица,
осуществляющего предварительное расследование, должно быть сформулировано и включено в гл. 21 УПК РФ «Общие условия предварительного расследования», поскольку дознание как форма предварительного расследования осуществляется в досудебном производстве. Соответственно о процессуальной самостоятельности дознавателя можно говорить лишь применительно к досудебным стадиям, а не ко всему уголовному процессу.
Предложено выделение самостоятельной функции уголовного процесса, реализуемой в досудебном производстве - функции предварительного расследования. Дознаватель при производстве по уголовному делу выполняет функцию уголовного процесса - предварительного расследования. Для обеспечения качества производства по уголовному делу следует предоставить дознавателю процессуальную независимость при производстве дознания.....
1. Александров А.С. Сокращенное дознание: устаревшее новшество // Уголовный процесс. 2013. № 4. С. 15-16.
2. Апелляционное постановление № 22-314/2023 от 22 февраля 2023 г.
по делу № 1-234/2022 [Электронный ресурс] // URL:
https://sudact.ru/regular/doc/5ko8rtw7rPJQ/ (дата обращения 20.08.2023).
3. Апелляционное постановление Московского городского суда от
02.03.2016 г. № 10-3165/2016 [Электронный ресурс] // URL: https://mos-
gorsud.ru/mgs/services/cases/appeal-criminal/details/164bb0f8-b538-42d1-b901- ec22d4f3e6e1 (дата обращения 20.08.2023).
4. Арестова Е.Н. К вопросу о понятии «орган дознания» // Российский следователь. 2009. № 3. С. 4-8.
5. Бабкин Л.М., Винник О.Л., Сусло Е.А., Булатецкий С.В. Некоторые аспекты в истории становления и развития органов дознания в России // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 21(62). С. 51-53.
6. Бажанов С.В. Концепция «полицейского дознания»: краткий экскурс в историю вопроса // Вестник Академии права и управления. 2013. № 32. С. 138-145.
7. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 15-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2021. 640 с.
8. Болотов М.Ю. Дознание по делам, отнесенным к подследственности пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 20.02.03 / Моск. воен. ин-т федерал. погранич. службы РФ. Москва, 2004. 22 с.
9. Гирько С.И. Деятельность милиции в уголовном процессе / М-во внутрен. дел Рос. Федерации, Всерос. науч. -исслед. ин-т МВД России. Москва : Экзамен, 2006 (М. : ФГУПП Детская книга). 557 с.
10. Гирько С.И. Расследование преступлений в форме дознания в системе МВД России // Юридический консультант. М. : ЮРМИС. 2003. № 7. С. 12-16.
11. Желтобрюхов С.П. О необходимости предоставления органу предварительного расследования возможности применения видео-конференцсвязи на стадии досудебного производства // Российская юстиция. 2016. № 1. С. 62-64.
12. Караева А.А. Неотложные следственные действия: теоретические и практические проблемы. Оренбург: ОГУ, 2019. 153 с.
13. Карягина О.В. История становления института дознания в уголовном процессе России // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2016. № 1(23). С. 65-67.
14. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/?ysclid=lf8l e6wexz75111618 (дата обращения 01.03.23).
15. Кувалдина Ю.В. Сокращенное судопроизводство: Вчера, сегодня, завтра (гл. 32.1 УПК) // Вестник Томского государственного университета. Право. 2014. № 1 (11)....30