Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению

Работа №140070

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2023
Стоимость4680 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
51
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 6
1.1 Теоретический аспект понимания адаптации человека: понятие, содержание 6
1.2 Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации 13
1.3 Организация работы по обеспечению психолого-педагогической адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации 24
Глава 2 Экспериментальная работа по созданию и реализации психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 36
2.1 Выявление уровня адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 36
2.2 Реализация психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 48
2.3 Оценка эффективности психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 50
Заключение 58
Список используемой литературы и используемых источников 60
Приложение А Тематический план занятий с детьми, родителями и педагогами 65
Приложение Б Рекомендации для родителей и воспитателей по обеспечению благоприятного периода адаптации 75

В современной педагогике выделяется много направлений процесса организованного воспитания детей раннего возраста. Семейное воспитание является основной формой организации воспитательного процесса. Социально-экономические условия жизни вынуждают родителей прибегать к общественным формам организации воспитательного процесса в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Процесс социализации ребенка раннего возраста осуществляется в условиях дошкольного образовательного учреждения. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение предполагает изменения, которые затрагивают весь предыдущий уклад жизни. Ребенок из семьи попадает в новые условия, где нет привычной обстановки и нет рядом близких взрослых, которые составляли ранее детский социум.
Современная психолого-педагогическая литература показывает необходимость обратить внимание на ранний возраст. Именно этот период онтогенетического развития ребенка является важным в становлении фундаментальных основ психического развития. В раннем возрасте происходит формирование личности и основных свойств личности (темперамента, направленности, характера), раскрывается индивидуальность ребенка. Специально созданные условия позволяют формировать и развивать у ребенка самостоятельность, инициативность, творческие способности.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность дошкольного образования, определяют в качестве приоритетных направлений организацию работы по раскрытию творческого потенциала ребенка, а также созданию условий для успешной социализации детей раннего возраста в условиях новой социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет содержание основной образовательной программы для дошкольных учреждений. Основными направлениями являются: физическое, нервно-психическое и социально-психологическое развитие. Реализация этих направлений является наиболее актуальной в адаптационном периоде для ребенка раннего возраста. Этот период для детей раннего возраста, впервые пришедших в дошкольное образовательное учреждение является наиболее сложным и стрессовым. Ребенок находится в состоянии психического эмоционального напряжения.
Ребенок попадает в новую для себя социальную среду, которая требует изменения отработанных стандартов поведения. Психологическая картина изменений, которые происходят в психике ребенка, требует особого подхода со стороны профессиональной деятельности педагога с опорой на психологические изменения. По мнению Т.Н. Татулян приход ребенка в детский сад является для него важным событием. Для него меняется социальная картина мира, которая характеризуется новыми изменениями в распорядке дня, смене рациона питания, температуре помещения, воспитательных приемах, используемых воспитателями в общении с ребенком. Первыми адаптационными симптомами являются потеря аппетита, нарушение сна, эмоционального состояния. Подобное поведение и условия приводят к утрате уже имеющихся навыков поведения.
Цель работы: определить психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Объект исследования: адаптация детей.
Предмет исследования: адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению будет более успешной при реализации следующих психолого-педагогические условий:
- организация коррекционно-развивающей работы с детьми;
- организация информационной работы с родителями;
- организация профилактической работы с воспитателями детского сада...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольных учреждений очень актуальная и своевременная. Социально -экономическая ситуация вынуждает родителей отдавать детей в дошкольные образовательные учреждения в раннем возрасте. В связи с этим необходимо отметить, что на современном этапе развития дошкольного образования возникла проблема, готовности педагогических кадров к работе с детьми этого возраста.
Противоречие этого возраста заключается в том, что для детей раннего возраста не подходят технологии и методы работы, используемые с детьми дошкольного возраста. Поэтому необходимо создать специальные психолого-педагогические условия, позволяющие ребенку адаптироваться к условиям детского сада и быстрее включиться в общую микросреду детского коллектива.
На основе исследований методики А.С. Роньжиной (М.В. Корепановой, Е.В. Харламповой) под названием «Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению» для детей и анкетирования «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?» (автор: Н.В. Соколовская) для родителей были определены показатели адаптации детей 2-3 лет к дошкольному учреждению. Для изучения выделенных показателей, был осуществлён подбор диагностических методик и проведён констатирующий этап эксперимента.
На констатирующем этапе был выявлен уровень адаптации детей 2-3 лет к дошкольному учреждению. По результатам диагностики было установлено, что низкий уровень адаптации к дошкольному учреждению продемонстрировали 5 детей (33,33%), средний уровень адаптации к дошкольному учреждению показали 6 детей (40%), высокий уровень адаптации к дошкольному учреждению выявлен у 4 ребенка (26,67%). По результатам анкетирования родителей, можно сказать, что 4 ребенка по (26,67%) не готовы к условиям дошкольного учреждения, большинство детей характеризуется средним уровнем готовности - 7 детей (46,66%) и 4 ребенка (26,67%) характеризуются высоким уровнем готовности.
Реализация разработанных психолого-педагогических условий адаптации детей 2-3 лет к дошкольному учреждению осуществлялась на формирующем этапе эксперимента. Формирующая часть исследования включала несколько блоков: организация коррекционно-развивающей работы с детьми, организация работы с родителями, профилактическая программа по работе с воспитателями детского сада.
В результате проведения контрольного эксперимента была выявлена позитивная динамика количества детей с высоким уровнем адаптированности к ДОУ по сравнению с констатирующим этапом.
Разработанные нами психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению являются эффективным. Задачи исследования реализованы, гипотеза доказана...


1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / сост. Н. В. Соколовская. Волгоград: Учитель, 2008. 188 с.
2. Ажиев А. В. К вопросу о психолого-педагогическом аспекте проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО / А. В. Ажиев,
З. И. Гадаборшева // МНКО. 2018. №3 (70). С. 375-376.
3. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник / Г. М. Андреева. М., 2018. 360 с.
4. Арифулина Р. У. Выявление степени адаптированности детей к условиям дошкольной образовательной организации / Р. У. Арифулина, В. Е. Никишин, А. В. Мещенкова, Л. А. Югай, Ю. В. Шлыкова // ПНиО. 2018. №3 (33). С. 204-210.
5. Белкина В. Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В. Н. Белкина, Л. В. Белкина. Воронеж: Учитель, 2006. 236 с.
6. Бодров В. А. Психологические механизмы адаптации человека / В. А. Бодров // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 624 с.
7. Васильева Н. Н. Психологические особенности и условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации / Н. Н. Васильева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. №. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7psihologicheskie-osobennosti-i-usloviya- adaptatsii-detey-rannego-vozrasta-k-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 26.01.2023).
8. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. 512 с.
9. Глебов В. Адаптация детей младшего возраста к условиям дошкольной образовательной организации / В. Глебов // Дошкольное воспитание. 2013. № 11. С. 116-120.
10. Гуторова М. Ф. Адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению / М. Ф. Гуторова // СДО. 2008. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-detey-k-doshkolnomu- obrazovatelnomu-uchrezhdeniyu(дата обращения: 27.01.2023).
11. Диагностика в детском саду. /Под редакцией Ничипорюк Е. А. Посевиной Г. Д. Ростов - на - Дону, Феникс, 2004. 275 с.
12. Диагностика особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям ясельной группы массового детского сада / И. Н. Серова // Дефектология. 2013. № 2. С. 43-50.
13. Дремлюга С. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / С. В. Дремлюга // Вестник науки и образования. 2021. №13-1 (116). 34 с.
14. Евдотьева Н. С. Создание условий в ДОУ для адаптации детей раннего дошкольного возраста / Н. С. Евдотьева, А. Ф. Новикова, Т. П. Ботвич. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2020. № 45 (335). С. 239-241. URL: Ы1рз://шо1исЕги/агсЫуе/335/74800/(дата обращения: 20.01.2023).
15. Евтушенко И. Н. Развитие и воспитание детей раннего возраста: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / И. Н. Евтушенко. Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2019. 282 с...(39)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ