Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 6
1.1 Теоретический аспект понимания адаптации человека: понятие, содержание 6
1.2 Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации 13
1.3 Организация работы по обеспечению психолого-педагогической адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации 24
Глава 2 Экспериментальная работа по созданию и реализации психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 36
2.1 Выявление уровня адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 36
2.2 Реализация психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 48
2.3 Оценка эффективности психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 50
Заключение 58
Список используемой литературы и используемых источников 60
Приложение А Тематический план занятий с детьми, родителями и педагогами 65
Приложение Б Рекомендации для родителей и воспитателей по обеспечению благоприятного периода адаптации 75
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 6
1.1 Теоретический аспект понимания адаптации человека: понятие, содержание 6
1.2 Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации 13
1.3 Организация работы по обеспечению психолого-педагогической адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации 24
Глава 2 Экспериментальная работа по созданию и реализации психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 36
2.1 Выявление уровня адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 36
2.2 Реализация психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 48
2.3 Оценка эффективности психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению 50
Заключение 58
Список используемой литературы и используемых источников 60
Приложение А Тематический план занятий с детьми, родителями и педагогами 65
Приложение Б Рекомендации для родителей и воспитателей по обеспечению благоприятного периода адаптации 75
В современной педагогике выделяется много направлений процесса организованного воспитания детей раннего возраста. Семейное воспитание является основной формой организации воспитательного процесса. Социально-экономические условия жизни вынуждают родителей прибегать к общественным формам организации воспитательного процесса в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Процесс социализации ребенка раннего возраста осуществляется в условиях дошкольного образовательного учреждения. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение предполагает изменения, которые затрагивают весь предыдущий уклад жизни. Ребенок из семьи попадает в новые условия, где нет привычной обстановки и нет рядом близких взрослых, которые составляли ранее детский социум.
Современная психолого-педагогическая литература показывает необходимость обратить внимание на ранний возраст. Именно этот период онтогенетического развития ребенка является важным в становлении фундаментальных основ психического развития. В раннем возрасте происходит формирование личности и основных свойств личности (темперамента, направленности, характера), раскрывается индивидуальность ребенка. Специально созданные условия позволяют формировать и развивать у ребенка самостоятельность, инициативность, творческие способности.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность дошкольного образования, определяют в качестве приоритетных направлений организацию работы по раскрытию творческого потенциала ребенка, а также созданию условий для успешной социализации детей раннего возраста в условиях новой социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет содержание основной образовательной программы для дошкольных учреждений. Основными направлениями являются: физическое, нервно-психическое и социально-психологическое развитие. Реализация этих направлений является наиболее актуальной в адаптационном периоде для ребенка раннего возраста. Этот период для детей раннего возраста, впервые пришедших в дошкольное образовательное учреждение является наиболее сложным и стрессовым. Ребенок находится в состоянии психического эмоционального напряжения.
Ребенок попадает в новую для себя социальную среду, которая требует изменения отработанных стандартов поведения. Психологическая картина изменений, которые происходят в психике ребенка, требует особого подхода со стороны профессиональной деятельности педагога с опорой на психологические изменения. По мнению Т.Н. Татулян приход ребенка в детский сад является для него важным событием. Для него меняется социальная картина мира, которая характеризуется новыми изменениями в распорядке дня, смене рациона питания, температуре помещения, воспитательных приемах, используемых воспитателями в общении с ребенком. Первыми адаптационными симптомами являются потеря аппетита, нарушение сна, эмоционального состояния. Подобное поведение и условия приводят к утрате уже имеющихся навыков поведения.
Цель работы: определить психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Объект исследования: адаптация детей.
Предмет исследования: адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению будет более успешной при реализации следующих психолого-педагогические условий:
- организация коррекционно-развивающей работы с детьми;
- организация информационной работы с родителями;
- организация профилактической работы с воспитателями детского сада...
Процесс социализации ребенка раннего возраста осуществляется в условиях дошкольного образовательного учреждения. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение предполагает изменения, которые затрагивают весь предыдущий уклад жизни. Ребенок из семьи попадает в новые условия, где нет привычной обстановки и нет рядом близких взрослых, которые составляли ранее детский социум.
Современная психолого-педагогическая литература показывает необходимость обратить внимание на ранний возраст. Именно этот период онтогенетического развития ребенка является важным в становлении фундаментальных основ психического развития. В раннем возрасте происходит формирование личности и основных свойств личности (темперамента, направленности, характера), раскрывается индивидуальность ребенка. Специально созданные условия позволяют формировать и развивать у ребенка самостоятельность, инициативность, творческие способности.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность дошкольного образования, определяют в качестве приоритетных направлений организацию работы по раскрытию творческого потенциала ребенка, а также созданию условий для успешной социализации детей раннего возраста в условиях новой социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет содержание основной образовательной программы для дошкольных учреждений. Основными направлениями являются: физическое, нервно-психическое и социально-психологическое развитие. Реализация этих направлений является наиболее актуальной в адаптационном периоде для ребенка раннего возраста. Этот период для детей раннего возраста, впервые пришедших в дошкольное образовательное учреждение является наиболее сложным и стрессовым. Ребенок находится в состоянии психического эмоционального напряжения.
Ребенок попадает в новую для себя социальную среду, которая требует изменения отработанных стандартов поведения. Психологическая картина изменений, которые происходят в психике ребенка, требует особого подхода со стороны профессиональной деятельности педагога с опорой на психологические изменения. По мнению Т.Н. Татулян приход ребенка в детский сад является для него важным событием. Для него меняется социальная картина мира, которая характеризуется новыми изменениями в распорядке дня, смене рациона питания, температуре помещения, воспитательных приемах, используемых воспитателями в общении с ребенком. Первыми адаптационными симптомами являются потеря аппетита, нарушение сна, эмоционального состояния. Подобное поведение и условия приводят к утрате уже имеющихся навыков поведения.
Цель работы: определить психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Объект исследования: адаптация детей.
Предмет исследования: адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению будет более успешной при реализации следующих психолого-педагогические условий:
- организация коррекционно-развивающей работы с детьми;
- организация информационной работы с родителями;
- организация профилактической работы с воспитателями детского сада...
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольных учреждений очень актуальная и своевременная. Социально -экономическая ситуация вынуждает родителей отдавать детей в дошкольные образовательные учреждения в раннем возрасте. В связи с этим необходимо отметить, что на современном этапе развития дошкольного образования возникла проблема, готовности педагогических кадров к работе с детьми этого возраста.
Противоречие этого возраста заключается в том, что для детей раннего возраста не подходят технологии и методы работы, используемые с детьми дошкольного возраста. Поэтому необходимо создать специальные психолого-педагогические условия, позволяющие ребенку адаптироваться к условиям детского сада и быстрее включиться в общую микросреду детского коллектива.
На основе исследований методики А.С. Роньжиной (М.В. Корепановой, Е.В. Харламповой) под названием «Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению» для детей и анкетирования «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?» (автор: Н.В. Соколовская) для родителей были определены показатели адаптации детей 2-3 лет к дошкольному учреждению. Для изучения выделенных показателей, был осуществлён подбор диагностических методик и проведён констатирующий этап эксперимента.
На констатирующем этапе был выявлен уровень адаптации детей 2-3 лет к дошкольному учреждению. По результатам диагностики было установлено, что низкий уровень адаптации к дошкольному учреждению продемонстрировали 5 детей (33,33%), средний уровень адаптации к дошкольному учреждению показали 6 детей (40%), высокий уровень адаптации к дошкольному учреждению выявлен у 4 ребенка (26,67%). По результатам анкетирования родителей, можно сказать, что 4 ребенка по (26,67%) не готовы к условиям дошкольного учреждения, большинство детей характеризуется средним уровнем готовности - 7 детей (46,66%) и 4 ребенка (26,67%) характеризуются высоким уровнем готовности.
Реализация разработанных психолого-педагогических условий адаптации детей 2-3 лет к дошкольному учреждению осуществлялась на формирующем этапе эксперимента. Формирующая часть исследования включала несколько блоков: организация коррекционно-развивающей работы с детьми, организация работы с родителями, профилактическая программа по работе с воспитателями детского сада.
В результате проведения контрольного эксперимента была выявлена позитивная динамика количества детей с высоким уровнем адаптированности к ДОУ по сравнению с констатирующим этапом.
Разработанные нами психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению являются эффективным. Задачи исследования реализованы, гипотеза доказана...
Противоречие этого возраста заключается в том, что для детей раннего возраста не подходят технологии и методы работы, используемые с детьми дошкольного возраста. Поэтому необходимо создать специальные психолого-педагогические условия, позволяющие ребенку адаптироваться к условиям детского сада и быстрее включиться в общую микросреду детского коллектива.
На основе исследований методики А.С. Роньжиной (М.В. Корепановой, Е.В. Харламповой) под названием «Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению» для детей и анкетирования «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?» (автор: Н.В. Соколовская) для родителей были определены показатели адаптации детей 2-3 лет к дошкольному учреждению. Для изучения выделенных показателей, был осуществлён подбор диагностических методик и проведён констатирующий этап эксперимента.
На констатирующем этапе был выявлен уровень адаптации детей 2-3 лет к дошкольному учреждению. По результатам диагностики было установлено, что низкий уровень адаптации к дошкольному учреждению продемонстрировали 5 детей (33,33%), средний уровень адаптации к дошкольному учреждению показали 6 детей (40%), высокий уровень адаптации к дошкольному учреждению выявлен у 4 ребенка (26,67%). По результатам анкетирования родителей, можно сказать, что 4 ребенка по (26,67%) не готовы к условиям дошкольного учреждения, большинство детей характеризуется средним уровнем готовности - 7 детей (46,66%) и 4 ребенка (26,67%) характеризуются высоким уровнем готовности.
Реализация разработанных психолого-педагогических условий адаптации детей 2-3 лет к дошкольному учреждению осуществлялась на формирующем этапе эксперимента. Формирующая часть исследования включала несколько блоков: организация коррекционно-развивающей работы с детьми, организация работы с родителями, профилактическая программа по работе с воспитателями детского сада.
В результате проведения контрольного эксперимента была выявлена позитивная динамика количества детей с высоким уровнем адаптированности к ДОУ по сравнению с констатирующим этапом.
Разработанные нами психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению являются эффективным. Задачи исследования реализованы, гипотеза доказана...
Подобные работы
- Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к
дошкольной образовательной организации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2023 - Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020





